г. Санкт-Петербург |
|
14 мая 2024 г. |
Дело N А56-110796/2023 |
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Зотеевой Л.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5624/2024) ООО "Торговый дом Зевс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.01.2024 по делу N А56-110796/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Зевс"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
3-е лицо: акционерное общество "Ленинградская областная электросетевая компания"
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом Зевс" (далее - Общество, заявитель, ООО "ТД Зевс") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Управление, ответчик) от 08.11.2023 о прекращении производства по делу N 047/04/7.32.3-3211/2023 об административном правонарушении, возбужденном по части 9 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении акционерного общества "Ленинградская областная электросетевая компания".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Ленинградская областная электросетевая компания" (далее - АО "ЛОЭСК", заказчик).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 22.01.2024, принятым в виде резолютивной части, в удовлетворении заявления Обществу отказано. Мотивированное решение изготовлено судом первой инстанции 26.01.2024.
Не согласившись с вынесенным решением, Обществом подана апелляционная жалоба. В апелляционной жалобе с учетом дополнений ее податель не согласился с выводами суда первой инстанции об отсутствии в действиях АО "ЛОЭСК" события и состава вмененного правонарушения. Полагает, что для привлечения к административной ответственности по части 9 статьи 7.32.3 КоАП РФ имеет значение сам факт заключения договора с субъектом малого или среднего предпринимательства, а не круг участников закупки и условия ее проведения.
В установленный в определении суда срок от АО "ЛОЭСК" поступил письменный отзыв, в котором выражено несогласие с доводами апелляционной жалобы.
Обществом представлены письменные возражения на отзыв АО "ЛОЭСК".
От Управления письменный отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке статьи 272.1 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, заказчиком в единой информационной системе в сети Интернет опубликованы извещения N 32211540333 и N32211540407 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на поставку материалов для нужд АО "ЛОЭСК".
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
По результатам запроса предложений 08.08.2022 между АО "ЛОЭСК" и ООО "ТД Зевс" заключены рамочные договоры поставки товара N 00-0439/2022 ПСТ и N 00-0437/2022 ПСТ.
Как указал заявитель, ООО "ТД Зевс" в рамках исполнения вышеназванных договоров осуществлена поставка товара: по договору N 00-0439/2022 ПСТ на сумму 234 767 руб.16 коп. (счет-фактура от 07.03.2023 N 155); по договору N 00-0437/2022 ПСТ на сумму 37 456 руб. 44 коп. (счет-фактура от 07.02.2023 N 83).
При этом с учетом частичной оплаты АО "ЛОЭСК" по договору N 00-0439/2022 ПСТ в размере 35 215 руб. 07 коп. задолженность составила 199 552 руб. 09 коп., а по договору N 00-0437/2022 ПСТ оплата вовсе не производилась, задолженность составила 37 456 руб. 44 коп. Общая сумма не оплаченной в срок задолженности по обоим договорам составила 237 008 руб. 53 коп.
Полагая, что АО "ЛОЭСК" нарушен срок оплаты товара по договорам поставки товара N 00-0439/2022 ПСТ и N 00-0437/2022 ПСТ, заключенным с субъектом малого или среднего предпринимательства, ООО "ТД Зевс" обратилось в УФАС с соответствующими жалобами (исх.N 1411 ото 14.09.2023 и исх.N 1413 от 14.09.2023), а также просило привлечь АО "ЛОЭСК" к административной ответственности по части 9 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Рассмотрев поданные жалобы, представленные документы, а также пояснения ООО "ТД Зевс" и АО "ЛОЭСК", Управление постановлением от 08.11.2023 прекратило производство по делу N 047/04/7.32.3-3211/2023 об административном правонарушении ввиду отсутствия в действиях (бездействии) АО "ЛОЭСК" события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, согласившись с позицией Управления об отсутствии в действиях АО "ЛОЭСК" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 7.32.3 КоАП РФ, отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы ООО "ТД Зевс" в силу следующего.
В соответствии с частью 9 статьи 7.32.3 КоАП РФ нарушение заказчиком установленного законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц срока оплаты товаров, работ, услуг по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого или среднего предпринимательства, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Диспозиция части 9 статьи 7.32.3 КоАП РФ является бланкетной и отсылает к законодательству о закупках для отдельных видов юридических лиц.
В силу части 5 статьи 3 Закона N 223-ФЗ участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 3 Закона N 223-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 N 1352 утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее - Положение N 1352).
В силу пункта 4 указанного Положения закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Федеральным законом (далее - положение о закупке), торгов, иных способов закупки:
а) участниками которых являются любые лица, указанные в части 5 статьи 3 Федерального закона, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства;
б) участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства;
в) в отношении участников которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 14(3) Положения N 1352 при осуществлении закупки в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 настоящего Положения срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого и среднего предпринимательства, должен составлять не более 7 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору (отдельному этапу договора).
Пунктом 28 Положения N 1352 установлено, что при осуществлении закупки в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 настоящего Положения максимальный срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки, должен составлять не более 7 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору (отдельному этапу договора).
Согласно пункту 32 (1) Положения N 1352 в документацию о закупке, осуществляемой в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 настоящего Положения, должно быть включено обязательное условие о сроке оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному поставщиком (исполнителем, подрядчиком) с субъектом малого и среднего предпринимательства в целях исполнения договора, заключенного поставщиком (исполнителем, подрядчиком) с заказчиком, который должен составлять не более 7 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору (отдельному этапу договора).
Таким образом, законодатель устанавливает срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого и среднего предпринимательства, независимо от того, по какому основанию, предусмотренному подпунктами "а", "б", "в" пункта 4 Положения, проведены соответствующие закупки.
При этом по смыслу диспозиции части 9 статьи 7.32.3 КоАП РФ объективную сторону соответствующего правонарушения образуют только действия (бездействие) заказчика, на которого распространяется действие Положения N 1352.
В том случае, когда закупка осуществляется заказчиком на равных условиях и на заказчика не возложена обязанность по установлению срока оплаты по договору с субъектом малого и среднего предпринимательства, предусмотренная соответствующими нормативными положениями пунктов 4, 14(3), 28, 32(1) Положения N 1352, привлечение такого заказчика к административной ответственности по части 9 статьи 7.32.3 КоАП РФ не представляется возможным.
Как установил суд первой инстанции, спорные закупки проводились АО "ЛОЭСК" на общих основаниях, а не как закупка у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Положения N 1352.
Ни документация о закупке, ни проекты договоров на поставку не содержали каких-либо ограничений и положений о заключении договора с субъектом малого и среднего предпринимательства.
Боле того, само по себе декларирование участником в заявке на участие в закупке своей принадлежности к субъектам малого или среднего предпринимательства не является основанием для оплаты выполненных работ в сроки, установленные в пункте 14(3) Постановления N 1352, поскольку данный хозяйствующий субъект должен был принимать участие в закупке на общих (единых) условиях, указанных в документации, вместе с другими участниками.
При указанных обстоятельствах суд обоснованно заключил об отсутствии в действиях АО "ЛОЭСК" события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 7.32.3 КоАП РФ, поскольку на АО "ЛОЭСК" не возлагается обязанность по соблюдению при спорных закупках требований Положения N 1352.
Соответствующая правовая позиция суда согласуется с судебной практикой, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.04.2020 N 307-ЭС20-5708 по делу N A56-167042/2018, а также в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.01.2023 N 305-ЭС22-27698 по делу NА40-22393/2022.
Недоказанность события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
В связи с чем суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое постановление от 08.11.2023 о прекращении производства по делу N 047/04/7.32.3-3211/2023 об административном правонарушении законным и не подлежащим отмене.
Доводы Общества о соблюдении требований Положений N 1352 всеми заказчиками, за исключением тех из них, которые сами являются субъектами малого или среднего предпринимательства, отклоняются апелляционным судом как основанные на неверном толковании норм Закона N 223-ФЗ, а также пунктов 2 и 4 Положения N 1352.
Ссылка Общества на письмо Федеральной антимонопольной службы от 18.03.2024 N ПИ/22174/24 также не может быть принята во внимание, поскольку данное письмо не является нормативным правовым актом, регулирующим спорные правоотношения.
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам, нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "ТД Зевс" и отмены решения суда первой инстанции от 26.01.2024 отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 января 2024 года по делу N А56-110796/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Зевс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-110796/2023
Истец: ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ ЗЕВС"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АО "ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ЭЛЕКТРОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"