13 мая 2024 г. |
Дело N А84-966/2024 |
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Марусина В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кутеповым О.Н.,
в отсутствие лиц, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю на определение Арбитражного суда города Севастополя от 19 марта 2024 об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа года по делу N А84-966/2024, принятое
по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю
к обществу с ограниченной ответственностью "СПЕЦ-ТРЕЙД"
о выдачи судебного приказа
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю (далее по тексту также "Взыскатель", "ОСФР по г. Севастополю") 13.03.2024 обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "СПЕЦ-ТРЕЙД" (далее по тексту также "Должник", "Общество") финансовых санкций в сумме 500,00 рублей за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (КБК 7977116 07090060001140) - непредоставление сведений по форме СЗВ-М за август 2016 года.
Определением Арбитражного суда г. Севастополя от 19.03.2024 по делу N А84-966/2024 в принятии заявления о выдаче судебного приказа отказано по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 3 статьи 229.4 АПК РФ. Суд усмотрел наличие спора о праве, обусловленного пропуском ОСФР по г. Севастополю срока на взыскание финансовых санкций.
Не согласившись с данным определением суда, Взыскатель обратился в Двадцать первый апелляционный суд с жалобой, в которой просит принять по делу иное процессуальное решение о выдаче судебного приказа.
В обоснование апелляционной жалобы ОСФР по г. Севастополю ссылается на положения части 22 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования", и полагает, что обратился в суд в пределах установленного данной нормой срока.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 АПК РФ.
В судебное заседание стороны явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, обращение в Арбитражный суд г. Севастополя с заявлением о выдаче судебного приказа обусловлено тем обстоятельством, что Общество в установленном законом порядке не представило в ОСФР по г. Севастополю сведения по форме СЗВ-М за август 2016 года.
В связи с этим 22 мая 2020 года в адрес Общества направлено Уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда РФ.
09 сентября 2020 года ОСФР по г. Севастополю составлен Акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования.
09 октября 2020 года Взыскателем принято Решение о привлечении Общества к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования.
05 ноября 2020 года сформировано и направлено в адрес Общества Требование об уплате финансовых санкций в сумме 500,00 рублей.
С заявлением о выдаче судебного приказа Взыскатель обратился в суд 13.03.2024.
Оценив все доводы апелляционной жалобы и представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения определения суда первой инстанции.
Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в редакции, действовавшей по состоянию на август 2016 года предусматривалось, что страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Форма "Сведения о застрахованных лицах" (СЗВ-М) утверждена Постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 N 83п (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 N 41142).
Пунктом 3 статьи 17 Закон N 27-ФЗ в той же редакции предусматривалось, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица, а также то, что взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей на момент выявления Взыскателем правонарушения (то есть на май 2020 года) предусматривалась следующая процедура привлечения страхователей к ответственности:
При выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом.
Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений. Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации извещает лицо, совершившее правонарушение, о времени и месте рассмотрения акта. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение:
- о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
- об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).
Лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Федеральным законом от 20.07.2020 N 237-ФЗ статья 17 Закона 27-ФЗ дополнена, среди прочего, частями 18-20, согласно которым территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой настоящей статьи.
В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций не превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Как следует из содержания апелляционной жалобы, Взыскатель полагает, что сроки, установленные частью 20 статьи 17 закона N 27-ФЗ, в рассматриваемом случае следует исчислять с момента формирования Требования об уплате финансовых санкций в сумме 500,00 рублей, то есть с 05.11.2020.
Однако статья 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" относит Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В пункте 14 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании" сформулирована правовая позиция, согласно которой в силу статьи 2 Закона о пенсионном страховании правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом. Закон о пенсионном страховании не регламентирует порядок взыскания недоимки и пеней, за исключением указания на судебный порядок, следовательно, подлежат применению нормы НК РФ.
Как уже указано выше, согласно части 22 статьи 17 Закона N 27-ФЗ страхователь не может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения, если со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал или должен был узнать о правонарушении, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности).
При этом, буквальное прочтение нормы статьи 17 Закона N 27-ФЗ противоречит общим принципам права, связывающим начало течения срока давности привлечения к ответственности по оконченным правонарушениям (в том числе связанным с неисполнением обязанности к определенному сроку) с моментом их совершения, а не обнаружения (пункт 1 статьи 113 Налогового кодекса РФ, часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ, пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Аналогичная норма предусмотрена Налоговым кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 113 Налогового кодекса РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).
При решении вопроса о начале течения срока давности привлечения страхователя к ответственности за несвоевременное представление сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо руководствоваться правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 14 Постановления Пленума от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" о том, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Таким образом, правонарушение в части непредставления в установленный срок сведений совершено страхователем в срок, установленный законом для представления сведений, поскольку с этого момента страховщик должен был как государственный орган, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства об обязательном пенсионном страховании, проверить соблюдение страхователем установленного срока для представления сведений.
Из материалов дела следует, что правонарушение совершено Обществом в момент непредставления им сведений за август 2016 года.
Следовательно, основываясь на вышеизложенной правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, Взыскатель должен был обнаружить совершенное страхователем правонарушение 10.09.2016.
Таким образом, трехлетний срок, установленный пунктом 1 статьи 113 Налогового кодекса РФ, в рассматриваемом случае на обнаружения Взыскателем правонарушения, то есть по состоянию на 22.05.2020, уже истек.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 62 "О некоторых вопросах применении судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве", требования, рассматриваемые в порядке приказного производства, должны быть бесспорными. Бесспорными являются требования, подтвержденные письменными доказательствами, достоверность которых не вызывает сомнений.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.11.2007 N 785-О-О указано, что наличие признаков спора о праве в каждом конкретном деле устанавливается судьей, рассматривающим заявление о выдаче судебного приказа, который при наличии сомнений в бесспорном характере заявленных требований в целях защиты прав и интересов ответчика отказывает в принятии заявления, что не лишает заявителя права предъявить данное требование в порядке искового производства.
Поскольку в рассматриваемом случае заявленные требования бесспорными не являются, суд первой инстанции правомерно установил наличие спора о праве, и отказал в принятии заявления о выдаче судебного приказа.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в данном случае не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ влекут безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю на определение Арбитражного суда города Севастополя от 19 марта 2024 об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа года по делу N А83-6694/2023 удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Севастополя от 19 марта 2024 об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа года по делу N А84-966/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме
Судья |
В.А. Марусин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-966/2024
Истец: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю
Ответчик: ООО "Спец-Трейд"
Хронология рассмотрения дела:
13.05.2024 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2305/2024