город Томск |
|
14 мая 2024 г. |
Дело N А27-10855/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 мая 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Лопатиной Ю.М., |
судей |
|
Афанасьевой Е.В., |
|
|
Киреевой О.Ю., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Касьян В.Ф., рассмотрел в закрытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (N 07АП-2468/2024) на решение от 29 февраля 2024 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу NА27-10855/2023 (судья Кормилина Ю.Ю.) по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу, Кемеровская область - Кузбасс (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, Советский проспект, дом 74, ОГРН 1024200702360, ИНН 4207010740) к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Кузбасский клинический онкологический диспансер имени М.С. Раппопорта" (650036, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Волгоградская, дом 35, ОГРН 1194205023374, ИНН 4205385870) о взыскании суммы излишне понесенных расходов на страховое обеспечение в сумме 98 958 рублей 91 копейки.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Чвиков Андрей Михайлович, город Мыски, Кемеровской области - Кузбасса; государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Мысковская городская больница" (652849, Кемеровская область - Кузбасс, город Мыски, Юбилейный бульвар, 2, ОГРН 1024201429009, ИНН 4215001548).
При участии в судебном заседании - без участия (извещены).
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - истец, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Кузбасский клинический онкологический диспансер имени М.С. Раппопорта" (далее - ответчик, ГБУЗ "ККОД им. М.С. Раппопорта") сумм излишне понесенных расходов на страховое обеспечение в связи с нарушением сроков выдачи листков нетрудоспособности в размере 98 958 рублей 91 копейки.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Чвиков Андрей Михайлович, государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Мысковская городская больница".
Дело рассмотрено в закрытом судебном заседании.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 29 февраля 2024 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что суд первой инстанции необоснованно отказал в требованиях, поскольку срок продления листка нетрудоспособности ограничен законом и не может произвольно продлеваться ни лечебным учреждением, ни судом; ответчик выдал листы нетрудоспособности (910 088 692 960 за период с 16.10.2021 по 29.10.2021; 910 091 822 710 за период с 09.11.2021 по 24.11.2021; 910 095 623 702 за период с 01.12.2021 по 15.12.2021) за пределами 10 месячного срока с даты начала временной нетрудоспособности гражданина Чвикова А.М., предусмотренного пунктами 21, 33 Приказа Минздрава России от 01.09.2020 N 925н "Об утверждении порядка выдачи и оформления листков нетрудоспособности, включая порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа" (действующего в период выдачи листков нетрудоспособности; у ГБУЗ "ККОД им. М.С. Раппопорта" имеется лицензия NЛ0-42-01-006259 от 28.07.2020 на медицинскую деятельность, включающая экспертизу временной нетрудоспособности, следовательно, ответчик должен был направить гражданина Чвикова А.М. на медико-социальную экспертизу (далее - МСЭ), либо выписать к труду.
ГБУЗ "ККОД им. М.С. Раппопорта" представило в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило решение суда оставить без изменения, указало, что доводы Фонда необоснованные; медицинское учреждение было обязано выдать листок нетрудоспособности, поскольку оснований для отказа не имелось; ответчик направлял гражданина Чвикова А.М. на МСЭ, что подтверждается протоколами врачебной комиссии с занесением рекомендаций в выписные эпикризы, при этом, сформировать пакет документов Чвикова А.М. для направления их на МСЭ должна была медицинская организация, оказывающая первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу.
Отзыв на апелляционную жалобу приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили.
На основании 4 части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда по приведенным в жалобе доводам, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для его отмены.
Как следует из материалов дела, Государственным учреждением Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (правопредшественник Фонда) в лице филиала N 18 на основании приказа от 17.05.2022 N148 проведена плановая проверка ГБУЗ "ККОД им. М.С. Раппопорта" в части соблюдения требований установленного порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности, в том числе, оформленных на имя Чвикова A.M. NN 910 057 106 728, 910 059 478 931, 910 059 478 932, 910 062 845 031, 910 067 813 899, 910 074 761 141, 910 077 186 098, 910 078 308 688, 910 083 999 441, 910 088 692 960, 910 091 822 710, 910 095 623 702.
В результате проверки установлено, что листки нетрудоспособности N N 910 088 692 960, 910 091 822 710, 910 095 623 702, выданные на имя Чвикова A.M., сформированы и продлены ГБУЗ "ККОД им. М.С. Раппопорта" в нарушение требований пункта 4 статьи 59 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ).
Так, с даты начала временной нетрудоспособности 10 месячный срок истек 17.10.2021, по истечении указанного срока Чвиков A.M. не был направлен врачебной комиссией на МСЭ, либо выписан к труду.
На даты выписки из стационара гражданина Чвикова A.M. срок временной нетрудоспособности составлял: 28.10.2021 - 315 дней; 23.11.2021 - 341 день; 14.12.2022 -
362 дня.
Согласно акту плановой проверки N 32 от 01.07.2022 в протоколах врачебной комиссии не содержится информации о клиническом и трудовом прогнозе; решение о продлении временной нетрудоспособности принято без оснований; сроки временной нетрудоспособности определены не в соответствии с действующими нормативными актами; код нетрудоспособности указан по МБК-10 "С20", ориентировочные сроки временной нетрудоспособности составляют 60-115 дней, согласно Рекомендациям для руководителей лечебно-профилактических учреждений и лечащих врачей, специалистов-врачей исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденных Минздравом РФ 21.08.2000 N 2510/9362-34, ФСС РФ 21.08.2000 N 02-08/10-1977П.
На основании приказов о назначении и выплате пособий Фондом произведены выплаты Чвикову A.M. по платежным поручениям N 460784 от 17.11.2021, N 10551 от 14.12.2021, N 530092 от 12.01.2022.
Полагая, что в результате нарушения ГБУЗ "ККОД им. М.С. Раппопорта" условий и порядка выдачи листков нетрудоспособности Фондом излишне понесены расходы на страховое обеспечение в общем размере 98 958 рублей 91 копейки, в том числе: по листкам N 910 088 692 960 (за период с 16.10.2021 по 29.10.2021) на сумму 27 616 рублей 44 копейки; N 910 091 822 710 (за период с 09.11.2021 по 24.11.2021) на сумму 36 821 рублей 92 копейки; N 910 095 623 702 (за период с 01.12.2021 по 15.12.2021) на сумму 34 520 рублей 55 копеек, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что действия Учреждения по выдаче листка нетрудоспособности не находится в прямой причинно-следственной связи с фактом наличия у заявителя убытков.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции по существу спора, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В силу пункта 6 части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе, вследствие причинения вреда другому лицу.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем возмещения убытков.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 12 постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснил, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
В рассматриваемом случае заявленная фондом к взысканию сумма убытков представляет собой сумму пособий по временной нетрудоспособности, выплаченную застрахованным лицам в связи с наступлением страховых случаев.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.
Основанием для назначения и выплаты страхового возмещения является наступление документально подтвержденного страхового случая (часть 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, сформированный медицинской организацией и размещенный в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанный с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, если иное не установлено названным Законом.
В соответствии со статьей 59 Закона N 323-ФЗ экспертиза временной нетрудоспособности граждан в связи с заболеваниями, травмами, отравлениями и иными состояниями, связанными с временной потерей трудоспособности, лечением в санаторно-курортных организациях, при необходимости ухода за больным членом семьи, в связи с карантином, на время протезирования в стационарных условиях, в связи с беременностью и родами, при усыновлении ребенка проводится в целях определения способности работника осуществлять трудовую деятельность, необходимости и сроков временного или постоянного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу, а также принятия решения о направлении гражданина на МСЭ. Экспертиза временной нетрудоспособности проводится лечащим врачом, который единолично формирует в форме электронного документа или в отдельных случаях выдает в форме документа на бумажном носителе листок нетрудоспособности на срок до пятнадцати календарных дней включительно, а в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, - фельдшером либо зубным врачом, которые единолично формируют в форме электронного документа или в отдельных случаях выдают в форме документа на бумажном носителе листок нетрудоспособности на срок до десяти календарных дней включительно.
Продление листка нетрудоспособности на больший срок, чем указано в части 2 настоящей статьи (но не более чем на пятнадцать календарных дней единовременно), осуществляется по решению врачебной комиссии, назначаемой руководителем медицинской организации из числа врачей, прошедших обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности.
При очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 4 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности пациент направляется для прохождения МСЭ в целях оценки ограничения жизнедеятельности, а в случае отказа от прохождения медико-социальной экспертизы листок нетрудоспособности закрывается.
При благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза пациент либо выписывается к занятию трудовой деятельностью, либо направляется на МСЭ.
Согласно пункту 22 Приказа Минздрава России от 23.11.2021 N 1089н "Об утверждении Условий и порядка формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа и выдачи листков нетрудоспособности в форме документа на бумажном носителе в случаях, установленных законодательством Российской Федерации" (далее - Условия) по решению врачебной комиссии при благоприятном клиническом и трудовом прогнозе листок нетрудоспособности может быть сформирован и продлен до дня восстановления трудоспособности с периодичностью продления по решению врачебной комиссии не реже, чем через каждые 15 календарных дней, но на срок не более 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности, а при лечении туберкулеза - не более 12 месяцев.
В соответствии с пунктом 12 Условий листок нетрудоспособности при оказании гражданину медицинской помощи в амбулаторных условиях формируется (выдается) медицинской организацией в день признания его временно нетрудоспособным по результатам проведенной экспертизы временной нетрудоспособности.
Согласно пункту 34 Условий гражданину, имеющему стойкие нарушения функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм, отравлений или дефектами, после проведения медицинской организацией необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий по решению врачебной комиссии листок нетрудоспособности формируется и продлевается при: очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе - на срок не более четырех месяцев с даты начала временной нетрудоспособности; благоприятном клиническом и трудовом прогнозе - на срок не более 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности и не более 12 месяцев при лечении туберкулеза.
Гражданину, имеющему стойкие нарушения функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм, отравлений или дефектами, при необходимости установления (изменения) группы инвалидности, а также гражданину, имеющему стойкие нарушения функций организма, обусловленные профессиональными заболеваниями или последствиями производственных травм, полученных вследствие несчастного случая на производстве, при необходимости определения степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах листок нетрудоспособности продлевается и формируется в соответствии с требованиями настоящих Условий и порядка до даты направления на МСЭ (пункт 35 Условий).
По истечении указанных сроков, в случае если медицинская организация после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий по решению врачебной комиссии не направляет гражданина на МСЭ, то выписывает его к занятию трудовой деятельностью.
Пунктом 38 Условий предусмотрено, что временно нетрудоспособным лицам, которым не установлена (не изменена) группа инвалидности либо степень утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, листок нетрудоспособности может быть продлен по решению врачебной комиссии до восстановления трудоспособности или до повторного направления на МСЭ с периодичностью продления листка нетрудоспособности по решению врачебной комиссии не реже чем через каждые 15 календарных дней.
Следовательно, установленные периоды (4, 10 и 12 месяцев) направления граждан на МСЭ не являются предельными для проведения лечения граждан. И даже в случае, если гражданин по результатам МСЭ не признан инвалидом, это не является основанием в отказе проведения дальнейшего лечения.
Из представленных в материалы дела документов следует, что первичный листок нетрудоспособности N 910 050 060 438 открыт на имя Чвикова A.M. ГБУЗ "Мысковская городская больница" - 18.12.2020 (период 18.12.2020 - 15.01.2021).
Листки нетрудоспособности на имя Чвикова A.M. N 910 053 278 886, N 910 056 619 808, N 910 057 106 728, N 910 059 005 511, N 910 059 478 931, N 910 059 478 932, N 910 062 845 031, N 910 064 677 586, N 910 066 780 878, N 910 067 813 899, N 910 072 027 459, N 910 074 761 141, N 910 077 186 098, N 910 078 308 688, N 910 083 999 441, N 910 084 421 959, N 910 088 692 960, N 910 089 296 958, N 910 091 822 710, N 910 093 100 192, N910 095 623 702, N 910 099 598 036, N 910 100 605 762, N 910 107 716 989, N 910 115 336 023, N 910 116 826 778, N 910 119 156 626, выданы в периоды: 18.12.2020 - 15.02.2021 - ГБУЗ "Мысковская городская больница"; 16.02.2021 - 05.03.2021 - ГБУЗ "ККОД им. М.С. Раппопорта"; 06.03.2021 - 09.03.2021 - ГБУЗ "Мысковская городская больница"; 10.03.2021 - 26.04.2021 - ГБУЗ "ККОД им. М.С. Раппопорта"; 27.04.2021 - 07.06.2021 - ГБУЗ "Мысковская городская больница"; 08.06.2021 - 08.07.2021 - ГБУЗ "ККОД им. М.С. Раппопорта"; 09.07.2021 - 26.07.2021 - ГБУЗ "Мысковская городская больница"; 27.07.2021 - 05.10.2021 - ГБУЗ "ККОД им. М.С. Раппопорта"; 06.10.2021 - 15.10.2021 - ГБУЗ "Мысковская городская больница"; 16.10.2021 - 29.10.2021 - ГБУЗ "ККОД им. М.С. Раппопорта"; 30.10.2021 - 08.11.2021 - ГБУЗ "Мысковская городская больница"; 09.11.2021 - 24.11.2021 - ГБУЗ "ККОД им. М.С. Раппопорта"; 25.11.2021 -30.11.2021 - ГБУЗ "Мысковская городская больница"; 01.12.2021 - 15.12.2021 - ГБУЗ "ККОД им. М.С. Раппопорта" (листок нетрудоспособности N 910 095 623 702 закрыт медицинской организацией с выпиской к труду с 16.12.2021); 24.12.2021 - 11.01.2022 - ГБУЗ "ККОД им. М.С. Раппопорта"; 12.01.2022 -28.03.2022 ГБУЗ "Мысковская городская больница"; 29.03.2022 - 18.04.2022 ГБУЗ "ККОД им. М.С. Раппопорта".
Как указал Фонд, общий период нетрудоспособности, исчисляемый с 18.12.2020 (дата начала временной нетрудоспособности) по 15.12.2021 (дата закрытия листка N 910 095 623 702 с выпиской к труду) превысил 10 месячный срок.
ГБУЗ "ККОД им. М.С. Раппопорта" является специализированным медицинским учреждением по лечению онкологических заболеваний.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 N 915н был утвержден Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология", который действовал до 31.12.2021 (далее - Порядок N 915н).
Согласно пункту 2 Порядка N 915н медицинская помощь населению по профилю "онкология" оказывается в виде: первичной медико-санитарной помощи; скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи; специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи; паллиативной медицинской помощи.
Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь, оказывается врачами-онкологами, врачами-радиотерапевтами в онкологическом диспансере или в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями, имеющих лицензию, необходимую материально-техническую базу, сертифицированных специалистов, в стационарных условиях и условиях дневного стационара и включает в себя профилактику, диагностику, лечение онкологических заболеваний, требующих использования специальных методов и сложных (уникальных) медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию (пункт 16 Порядка N 915н).
Оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в онкологическом диспансере или в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями, осуществляется по направлению врача-онколога центра амбулаторной онкологической помощи или первичного онкологического кабинета, первичного онкологического отделения либо врача-специалиста при подозрении и (или) выявлении у больного онкологического заболевания в ходе оказания ему специализированной медицинской помощи в экстренной и неотложной форме (пункт 17 Порядка N 915н).
Судом первой инстанции установлено, что гражданин Чвиков A.M. обратился в ГБУЗ "ККОД им. М.С. Раппопорта" с целью установления точного диагноза и лечения онкологического заболевания (получения специализированной медицинской помощи).
По результатам всех необходимых обследований 10.02.2021 врачебной комиссией ГБУЗ "ККОД им. М.С. Раппопорта" гражданину Чвикову A.M. поставлен диагноз высокодифферицированная аденокарцинома нижнеампулярного отдела прямой кишки T3NxMx.
С 16.02.2021 гражданин Чвиков A.M. начал получать специализированное лечение в ГБУЗ "ККОД им. М.С. Раппопорта", в рамках которого пациенту провели хирургическую операцию и комбинированное химиолучевое лечение.
После оперативного вмешательства и необходимого восстановительного периода Чвикову A.M. была прописана химиотерапия лекарственными препаратами.
С 20.07.2021 Чвиков А.М. начал получать специализированное лечение в ГБУЗ "ККОД им. М.С. Раппопорта" в химиотерапевтическом отделении.
Согласно данным медицинской карты N 6171, Чвиков A.M. поступил в стационар в плановом порядке 15.10.2021. На момент поступления в стационар период временной нетрудоспособности составил 302 дня. В медицинской карте содержатся протоколы заседаний врачебной комиссии от 15.10.2021 N 2586 с решением о продлении временной нетрудоспособности с 16.10.2021 на 15 календарных дней; от 28.10.2021 N 2704 с решением о выдаче листка нетрудоспособности на период стационарного лечения с 16.10.2021 по 28.10.2021 с продлением на амбулаторный этап с 29.10.2021 по 29.10.2021.
Согласно данным медицинской карты N 6690, Чвиков A.M. поступил в стационар ГБУЗ "ККОД им. М.С. Раппопорта" в плановом порядке 09.11.2021. На момент поступления в стационар период временной нетрудоспособности составил 326 дней. В медицинской карте содержатся протоколы заседаний врачебной комиссии от 08.11.2021 N 2796 с решением о продлении временной нетрудоспособности с 09.11.2021 на 15 календарных дней; от 23.11.2021 N 2946 с решением о выдаче листка нетрудоспособности на период стационарного лечения с 09.11.2021 по 23.11.2021 с продлением на амбулаторный этап с 24.11.2021 по 24.11.2021.
Согласно данным медицинской карты N 7192, Чвиков A.M. поступил в стационар ГБУЗ "ККОД им. М.С. Раппопорта" в плановом порядке 30.11.2021. На момент поступления в стационар период временной нетрудоспособности составил 348 дней. В медицинской карте содержатся протоколы заседаний врачебной комиссии от 30.11.2021 N 3026 с решением о продлении временной нетрудоспособности с 01.12.2021 на 15 календарных дней; от 14.12.2021 N 3166 с решением о выдаче листка нетрудоспособности на период стационарного лечения с 01.12.2021 по 14.12.2021 с продлением на амбулаторный этапе 15.12.2021 по 15.12.2021.
Апелляционный суд отмечает, что стационарно медицинская помощь оказывается в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение (пункт 4 части 3 статьи 32 Закона N 323-ФЗ).
Процедура химиотерапии назначается несколькими циклами и должна повторяться через определённый промежуток времени. В течение строгих интервалов времени лечения и времени между курсами химиотерапии, необходимого для восстановления пациентов, возможно наличие токсических явлений, в связи с чем пациенты признаются врачебной комиссией нетрудоспособными.
Из медицинских карт следует, что в периоды с 16.10.2021 по 29.10.2021, с 09.11.2021 по 24.11.2021, с 01.12.2021 по 15.12.2021, гражданин Чвиков A.M. нуждался в специализированной медицинской помощи, продолжал назначенные курсы химиотерапии и был признан врачебной комиссией нетрудоспособным. Химиотерапевтическое лечение пациент получал, находясь на стационарном лечении в ГБУЗ "ККОД им. М.С. Раппопорта".
Указанные обстоятельства Фондом не оспариваются.
Согласно пункту 1 Приказа Минздрава России от 01.09.2020 N 925н "Об утверждении порядка выдачи и оформления листков нетрудоспособности, включая порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа" (далее - Порядок N 925н) (действующего в период выдачи спорных листков нетрудоспособности), листок нетрудоспособности выдается по результатам проведения экспертизы временной нетрудоспособности в связи с заболеваниями, травмами, отравлениями и иными состояниями, связанными с временной потерей трудоспособности.
Нетрудоспособность (нарушение трудоспособности) - состояние организма, обусловленное заболеванием, травмой и их последствиями или другими причинами, когда выполнение профессионального труда полностью или частично, в течение ограниченного времени или постоянно невозможно.
Обстоятельства, при которых листок нетрудоспособности не выдается (не формируется), предусмотренные пунктом 32 Порядка N 925н, судом первой инстанции не установлены и Фондом не заявлены.
В соответствии с пунктом 24 Порядка N 925н гражданам, нуждающимся в специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, выдается (формируется) листок нетрудоспособности непосредственно в медицинской организации, оказывающей специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь. Медицинская организация, направившая гражданина по решению врачебной комиссии в другую медицинскую организацию, выдает (формирует) листок нетрудоспособности с учетом числа дней, необходимых для проезда к месту нахождения соответствующей медицинской организации (пункт 25 Порядка N 925н).
Гражданин Чвиков A.M. являлся иногородним пациентом, который зарегистрирован и проживает в городе Мыски Кемеровской области.
Выданные Чвикову A.M. ГБУЗ "Мысковская городская больница" листы нетрудоспособности N 910 084 421 959, N 910 089 296 958 N 910 093 100 192, продлены ГБУЗ "ККОД им. М.С. Раппопорта" (спорные листки нетрудоспособности N910 088 692 960, N 910 091 822 710, N 910 095 623 702), что подтверждается протоколами заседания врачебной комиссии на период стационарного лечения с продлением на амбулаторный этап, а именно на период нахождения пациента на стационарном лечении в городе Новокузнецке Кемеровской области, с учетом одного дня необходимого на проезд до места жительства и обращения в медицинское учреждение по месту жительства.
В выписных эпикризах Чвикова A.M. от 04.10.2021, 28.10.2021, 23.11.2021 и 14.12.2021 ГБУЗ "ККОД им. М.С. Раппопорта" рекомендовало первичной медицинской организации по месту жительства направление на МСЭ.
Согласно пункту 15 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (далее - Порядок N95), действующего в спорный период, гражданин направляется на МСЭ медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя).
Форма согласия гражданина на направление на МСЭ утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (пункт 16 Порядка N 95).
МСЭ гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации) (пункт 20 Порядка N 95).
Медицинская помощь по профилю "онкология" населению оказывается в виде: первичной медико-санитарной помощи; скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи; специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи; паллиативной медицинской помощи.
Согласно пункту 7 Порядка N 915н первичная медико-санитарная помощь предусматривает профилактику, диагностику, лечение онкологических заболеваний и медицинскую реабилитацию по рекомендациям медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями.
На основании пункта 8 Правил организации деятельности онкологического диспансера (приложение N 7 к Порядку N915н) диспансер осуществляет следующие функции: оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи больным с онкологическими и предопухолевыми заболеваниями; разработка и организационно-методическое обеспечение мероприятий, направленных на совершенствование профилактики и раннего выявления онкологических и предопухолевых заболеваний; анализ состояния медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями на территории субъекта Российской Федерации, эффективности и качества профилактических мероприятий, диагностики, лечения и диспансерного наблюдения за больными с онкологическими заболеваниями; изучение и внедрение в практику современных лечебно-диагностических технологий; участие в организации и проведении научно-практических мероприятий; организация работы по повышению настороженности врачей и других медицинских работников медицинских организаций для выявления онкологических заболеваний; методическое руководство и консультативная помощь врачам-специалистам медицинских организаций по вопросам проведения диспансеризации и профилактических осмотров, диспансеризации больных с предопухолевыми и хроническими заболеваниями; методическое руководство и консультативная помощь по вопросам санитарно-гигиенического просвещения среди населения по профилактике онкологических заболеваний, соблюдению здорового образа жизни; ведение учетной и отчетной документации, предоставление отчетов о деятельности в установленном порядке, сбор данных для регистров, ведение которых предусмотрено законодательством, ведение регионального сегмента Федерального ракового регистра.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 35 приказа Минтруда России от 30.12.2020 N 979н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы" (далее - Порядок N 979н) для оказания услуги по проведению МСЭ необходимо, в том числе направление на МСЭ, составленное медицинской организацией по утвержденной форме, и сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения МСЭ.
Приказом Минтруда России N 402н, Минздрава России N 631н от 10.06.2021, утвержден перечень медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы.
Согласно пункту 2.2.6 приказа при заболевании "злокачественное новообразование прямой кишки" (код С20) для МСЭ предоставляются: ректосигмоидоскопия (действительно 60 календарных дней при первичном направлении, 90 календарных дней - при повторном направлении); биопсия прямой кишки с помощью видеоэндоскопических технологий (действительно бессрочно); рентгенография легких (действительно 180 календарных дней при первичном направлении, 1 год - при повторном направлении); ультразвуковые исследования органов малого таза комплексное, брюшной полости комплексное, забрюшинного пространства (действительны 60 календарных дней при первичном направлении, 90 календарных дней - при повторном направлении); прием (осмотр, консультация) врача-хирурга первичный (действительно 60 календарных дней при первичном направлении, 90 календарных дней - при повторном направлении).
В соответствии с Порядком N 915н участие в оформлении медицинской документации больных со злокачественными новообразованиями для направления на МСЭ входит в компетенцию деятельности первичного онкологического кабинета, первичного онкологического отделения, центра амбулаторной онкологической помощи (пункт 7 приложения N1, пункт 8 приложения N4, пункт 10 приложения 6.1 к Порядку N915н).
Как верно отметил суд первой инстанции, обязанность по направлению документации Чвикова А.М. на МСЭ лежала на организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу.
Причины, по которым ГБУЗ "Мысковская городская больница" не направило гражданина Чвикова А.М. на МСЭ, суду не сообщены.
Оснований для возложения ответственности за действия (бездействие) третьего лица на ГБУЗ "ККОД им. М.С. Раппопорта", в настоящем случае не имеется.
Гражданско-правовая ответственность учреждения здравоохранения может иметь место при наличии причинно-следственной связи между фактом выдачи листка нетрудоспособности при отсутствии страхового случая и причинением в связи с этим убытков, связанных с незаконной выплатой пособия по временной нетрудоспособности. Данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.11.2013 N 9383/13, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 20.04.2016 N 307-КГ16-2912, от 12.12.2018 N 306-ЭС18-20445.
В силу части 1 статьи 65 и части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Предоставленное Фонду законом право предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности предполагает, что удовлетворение требований возможно в том случае, если Фондом доказано отсутствие оснований для выплаты соответствующего пособия; а предоставление указанного права на обращение в суд направлено на исключение фактов выплат пособий в отсутствие к тому оснований, чего в настоящем случае не доказано.
Поскольку, в настоящем случае, факт заболевания гражданина Чвикова A.M. и наступления страхового случая подтверждены представленными в материалы дела документами, ГБУЗ "ККОД им. М.С. Раппопорта" правовых оснований отказать в оказании медицинской помощи и выписать к труду пациента не имело, а, соответственно, обязано было продлить листы нетрудоспособности, в том числе за пределами 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности Фондом оснований, влекущих возмещение суммы расходов на страховое обеспечение, на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права. Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для его отмены, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция не усматривает.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как апеллянт в силу пункта 1 статьи 333.37 налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29 февраля 2024 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-10855/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ю.М. Лопатина |
Судьи |
Е.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-10855/2023
Истец: Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Кемеровской области-Кузбассу
Ответчик: ГБУЗ "Кузбасский клинический онкологический диспансер им. М.С. Раппопорта"
Третье лицо: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Мысковская городская больница", Чвиков Андрей Михайлович
Хронология рассмотрения дела:
14.05.2024 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2468/2024