город Ростов-на-Дону |
|
14 мая 2024 г. |
дело N А53-23154/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Деминой Я.А.,
судей Долговой М.Ю., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ситдиковой Е.А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Лемешко Владимира Вячеславовича на определение Арбитражного суда Ростовской области от 09.02.2024 по делу N А53-23154/2021 по заявлению конкурсного управляющего Крюкова Руслана Юнисовича о привлечении Лемешко Владимира Вячеславовича к субсидиарной ответственности в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Интер-Уголь" (ИНН 6165191990, ОГРН 1156196032024);
УСТАНОВИЛ:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Интер-Уголь" (далее - должник) в Арбитражный суд Ростовской области обратился конкурсный управляющий Крюков Руслан Юнисович с заявлением о привлечении Лемешко Владимира Вячеславовича к субсидиарной ответственности по обязательства должника.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 09.02.2024 по делу N А53-23154/2021 ответчику отказано в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства. Признано доказанным наличие оснований для привлечения Лемешко Владимира Вячеславовича к субсидиарной ответственности по обязательствам общества с ограниченной ответственностью "Интер-Уголь" (ИНН 6165191990, ОГРН 1156196032024). Приостановлено производство по рассмотрению заявления о привлечении Лемешко Владимира Вячеславовича к субсидиарной ответственности по обязательствам должника до окончания расчетов с кредиторами.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Лемешко Владимир Вячеславович в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжаловал определение от 09.02.2024, просил его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что конкурсным управляющим не доказано наличие существенных негативных последствий и затруднений в пополнении конкурсной массы в результате непередачи документов бывшим директором общества. Негативные последствия неисполнения обязанности по передаче документации общества очевидно несоразмерны размеру требований, включенных в реестр требований кредиторов должника. Наличие вины в действиях бывшего директора по возникновению у общества задолженности перед конкурсными кредиторами не доказано.
От конкурсного управляющего ООО "Интер-Уголь" Крюкова Р.Ю. посредством сервиса подачи документов в электронном виде "Мой Арбитр" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит определение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.09.2021 (резолютивная часть решения объявлена 09.09.2021) общество с ограниченной ответственностью "Интер-Уголь" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре как отсутствующего должника, конкурсным управляющим утвержден Крюков Руслан Юнисович.
Сведения о признании должника банкротом и введении конкурсного производства опубликованы в газете "КоммерсантЪ" N 174(7136) от 25.09.2021.
Конкурсный управляющий должником обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении руководителя и учредителя общества с ограниченной ответственностью "Интер-Уголь" Лемешко Владимира Вячеславовича к субсидиарной ответственности по обязательствам должника.
Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Заявление о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также заявление о возмещении должнику убытков, причиненных ему его учредителями (участниками) или его органами управления (членами его органов управления), по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, рассматривается арбитражным судом в деле о банкротстве должника.
Конкурсный управляющий в силу пункта 1 статьи 61.14 Закона о банкротстве обладает правом на подачу настоящего заявления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61.10 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в целях настоящего Федерального закона под контролирующим должника лицом понимается физическое или юридическое лицо, имеющее либо имевшее не более чем за три года, предшествующих возникновению признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий.
В силу части 2 статьи 61.10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" возможность определять действия должника может достигаться:
1) в силу нахождения с должником (руководителем или членами органов управления должника) в отношениях родства или свойства, должностного положения;
2) в силу наличия полномочий совершать сделки от имени должника, основанных на доверенности, нормативном правовом акте либо ином специальном полномочии;
3) в силу должностного положения (в частности, замещения должности главного бухгалтера, финансового директора должника либо лиц, указанных в подпункте 2 пункта 4 настоящей статьи, а также иной должности, предоставляющей возможность определять действия должника);
4) иным образом, в том числе путем принуждения руководителя или членов органов управления должника либо оказания определяющего влияния на руководителя или членов органов управления должника иным образом.
Согласно пункту 4 статьи 61.10 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ пока не доказано иное, предполагается, что лицо являлось контролирующим должника лицом, если это лицо:
1) являлось руководителем должника или управляющей организации должника, членом исполнительного органа должника, ликвидатором должника, членом ликвидационной комиссии;
2) имело право самостоятельно либо совместно с заинтересованными лицами распоряжаться пятьюдесятью и более процентами голосующих акций акционерного общества, или более чем половиной долей уставного капитала общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, или более чем половиной голосов в общем собрании участников юридического лица либо имело право назначать (избирать) руководителя должника;
3) извлекало выгоду из незаконного или недобросовестного поведения лиц, указанных в пункте 1 статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд может признать лицо контролирующим должника лицом по иным основаниям (пункт 5 статьи 61.10 Закона о банкротстве).
Осуществление фактического контроля над должником возможно вне зависимости от наличия (отсутствия) формально-юридических признаков аффилированности (через родство или свойство с лицами, входящими в состав органов должника, прямое или опосредованное участие в капитале либо в управлении и т.п.). Суд устанавливает степень вовлеченности лица, привлекаемого к субсидиарной ответственности, в процесс управления должником, проверяя, насколько значительным было его влияние на принятие существенных деловых решений относительно деятельности должника.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ единственным учредителем с 16.12.2015 и генеральным директором ООО "Интер-Уголь" являлся Лемешко Владимир Вячеславович.
Заявление мотивировано наличием оснований для привлечения контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности, предусмотренных пунктом 2 статьи 61.11 Закона о банкротстве.
Таким образом, требование конкурсного управляющего о привлечении к субсидиарной ответственности предъявлено к надлежащему лицу.
Как следует из заявления, основанием для привлечения к ответственности является неисполнение Лемешко Владимиром Вячеславовичем обязанности по передаче документов общества конкурсному управляющему, совершение действий, вследствие которых наступила неспособность удовлетворения требований кредиторов.
В силу пункта 1 статьи 61.11 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица, такое лицо несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника.
Пока не доказано иное, предполагается, что полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения (либо ко дню назначения временной администрации финансовой организации) или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, формирование которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы (подпункт 2 пункта 2 статьи 61.11 Закона о банкротстве).
Положения подпункта 2 пункта 2 настоящей статьи применяются в отношении лиц, на которых возложены обязанности: 1) организации ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности должника; 2) ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности должника.
Для привлечения лица к субсидиарной ответственности необходимо установить факт неисполнения обязательства по передаче документации либо отсутствия в ней соответствующей информации, вину субъекта ответственности и причинно-следственную связь между отсутствием документации и невозможностью удовлетворения требований кредиторов.
Вина субъекта ответственности устанавливается, исходя из того, приняло ли это лицо все меры для надлежащего исполнения обязательств по ведению и передаче документации, при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота (п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Привлечение к субсидиарной ответственности по обязательствам должника контролирующих должника лиц фактически является специальным способом возмещения убытков.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 62 "О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица" разъяснено, что единоличный исполнительный орган юридического лица должен возместить убытки, причиненные юридическому лицу нарушением обязанности действовать в интересах юридического лица разумно и добросовестно, при этом истец должен доказать наличие обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности и (или) неразумности действий (бездействия) директора, повлекших неблагоприятные последствия для юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).
Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ФЗ "О бухгалтерском учете" от 06.11.2011 г. N402-ФЗ ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.
В силу пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", первичные учетные документы наряду с регистрами бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетностью подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых согласно правилам организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.
Аналогичные нормы содержались в Федеральном законе от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Согласно разъяснениям, данным в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве" (далее - постановление Пленума N 53), в силу пункта 3.2 статьи 64, абзаца четвертого пункта 1 статьи 94, абзаца второго пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве на руководителе должника лежат обязанности по представлению арбитражному управляющему документации должника для ознакомления или по ее передаче управляющему.
Арбитражный управляющий вправе требовать от руководителя (а также от других лиц, у которых фактически находятся соответствующие документы) по суду исполнения данной обязанности в натуре применительно к правилам статьи 308.3 ГК РФ. По результатам рассмотрения соответствующего обособленного спора выносится судебный акт, который может быть обжалован в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 223 АПК РФ.
Применяя при разрешении споров о привлечении к субсидиарной ответственности презумпции, связанные с непередачей, сокрытием, утратой или искажением документации (подпункты 2 и 4 пункта 2 статьи 61.11 Закона о банкротстве), необходимо учитывать следующее. Заявитель должен представить суду объяснения относительно того, как отсутствие документации (отсутствие в ней полной информации или наличие в документации искаженных сведений) повлияло на проведение процедур банкротства. Привлекаемое к ответственности лицо вправе опровергнуть названные презумпции, доказав, что недостатки представленной управляющему документации не привели к существенному затруднению проведения процедур банкротства, либо доказав отсутствие вины в непередаче, ненадлежащем хранении документации, в частности, подтвердив, что им приняты все необходимые меры для исполнения обязанностей по ведению, хранению и передаче документации при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась.
К руководителю должника не могут быть применены презумпции, установленные подпунктами 2 и 4 пункта 2 статьи 61.11 Закона о банкротстве, если необходимая документация (информация) передана им арбитражному управляющему в ходе рассмотрения судом заявления о привлечении к субсидиарной ответственности. Такая передача документации (информации) не исключает возможность привлечения руководителя к ответственности в виде возмещения убытков, вызванных просрочкой исполнения обязанности, или к субсидиарной ответственности по иным основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 21.10.2021 конкурсным управляющим направлен запрос бывшему руководителю организации о передаче штампов, материальных и иных ценностей должника, а также оригиналов документов и информации по списку запроса.
В соответствии с почтовым трек номером 34400763435335 запрос от 21.10.2021 Лемешко В.В. не получен.
Отправка запроса продублирована 02.12.2021 (трек номер 34408264053546), запрос получен Лемешко В.В. 15.12.2021.
В добровольном порядке требования запроса конкурсного управляющего не выполнены.
Конкурсный управляющий обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением об обязании Лемешко Владимира Вячеславовича передать документацию должника, печати, штампы, материальные и иные ценности.
Определением арбитражного суда Ростовской области от 13.06.2022 суд обязал Лемешко Владимира Вячеславовича передать конкурсному управляющему Крюкову Руслану Юнисовичу штампы, материальные и иные ценности должника, а также следующие оригиналы документов и информацию в отношении должника:
1. учредительные документы;
2. свидетельство ИНН;
3. свидетельство ОГРН;
4. список участников (реестр акционеров), сведения о держателе реестра акционеров;
5. документы, содержащие сведения о составе органов управления должника, а также о лицах, имевших право давать обязательные для должника указания либо имевших возможность иным образом определять его действия;
6. сведения об аффилированных лицах должника;
7. документы, подтверждающие полномочия руководителя должника;
8. протоколы и решения собраний органов управления должника;
9. свидетельства и (или) листы записи о внесении изменений в сведения о юридическом лице;
10. лицензии и сертификаты, свидетельства о членстве в СРО;
11. сведения о принадлежащих должнику долях в уставных капиталах юридических лиц, перечень юридических лиц, где должник является учредителем (участником);
12. перечень структурных подразделений, филиалов и представительств должника;
13. выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, сроком давности не более 1 (одного) календарного месяца, но не ранее последнего изменения, отражаемого в реестре;
14. реквизиты расчетных и иных счетов, открытых должником в кредитных организациях, с указанием реквизитов банковских карт, привязанных к счетам;
15. список лиц, наделенных правом первой и второй подписи на расчетных документах;
16. приказы и распоряжения руководителя должника за период, начиная с 11.08.2018 по настоящее время;
17. сведения о выданных доверенностях в форме журнала учета выданных доверенностей, с приложением выданных доверенностей;
18. учетную политику и документы, утвердившие ее;
19. базу программы 1С или ее аналога на электронных носителях (жесткие диски; компьютеры и т.п.);
20. документы первичного бухгалтерского учета за период, начиная с 11.08.2018 по настоящее время;
21. бухгалтерскую отчетность (форма N 1, 2) за период, начиная с 11.08.2018 по настоящее время;
22. отчеты во внебюджетные фонды и органы статистики за период, начиная с11.08.2018 по настоящее время;
23. налоговую отчетность за период, начиная с 11.08.2018 по настоящее время;
24. расшифровку расчетов с дебиторами по статье "Расчеты с персоналом по прочим операциям";
25. расшифровку авансов, выданных поставщикам и подрядчикам, обоснованность авансов;
26. расшифровку финансовых вложений;
27. оборотно-сальдовые ведомости по всем счетам бухгалтерского учета, в т.ч. по 01, 02, 04, 08, 10, 19, 20, 26, 41, 44, 50, 51, 58, 60, 62, 63, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 76, 90, 91;
28. книги покупок и продаж, авансовые отчеты, кассовые книги и отчеты;
29. список дебиторов с указанием размера дебиторской задолженности по каждому дебитору на текущую дату, а также соответствующие подтверждающие первичные бухгалтерские документы;
30. список кредиторов с указанием размера кредиторской задолженности по каждому кредитору на текущую дату, а также соответствующие подтверждающие первичные бухгалтерские документы;
31. справку о задолженности перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами (в том числе акт сверки с налоговой инспекцией);
32. сведения о наличии задолженности перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требований по компенсации морального вреда;
33. сведения о наличии задолженности по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
34. акты инвентаризации имущества и финансовых обязательств, инвентаризационные ведомости (в том числе акций, облигаций, ценных бумаг) по установленным формам;
35. отчеты ревизионной комиссии о результатах финансово-хозяйственной деятельности должника за период, начиная 11.08.2018 по настоящее время;
36. заключения профессиональных аудиторов за период, начиная с 11.08.2018 по настоящее время;
37. утвержденное штатное расписание, а также сведения о численности работников на текущую дату;
38. сведения о сотрудниках, продолжающих работу на текущий момент;
39. заявления работников на увольнение;
40. приказы по личному составу (в т.ч. о приеме, увольнении, перемещении и т.д), личные дела работников, трудовые договоры с работниками, табели учета рабочего времени, личные карточки работников, трудовые книжки, должностные инструкции работников, книга учета трудовых книжек, расчетные ведомости по начислению и удержанию из заработной платы, выходных пособий работников должника;
41. документы и сведения по выдаче авансов подотчетным лицам, а также авансовые отчеты подотчетных лиц;
42. сведения о материально ответственных лицах и лицах, ответственных за технику безопасности, пожарную безопасность с предоставлением соответствующих приказов;
43. гражданско-правовые сделки, заключенные с юридическими лицами, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями за период, начиная с 11.08.2018 по настоящее время;
44. все действующие на текущую дату сделки, по которым имеются обязательства по дальнейшему исполнению;
45. сведения и документы, свидетельствующие об исполнении или неисполнении должником обязательств перед контрагентами;
46. сведения о наличии судебных споров с участием должника, решений судов, решений государственных органов в отношении должника и его руководства;
47. список исполнительных производств, возбужденных в отношении должника, а также возбужденных по заявлению должника;
48. полный перечень имущества должника, в том числе имущественных прав на текущую дату;
49. документы, подтверждающие государственную регистрацию прав собственности должника на имущество и имущественные права, иные документы, подтверждающие права должника на принадлежащее ему имущество и имущественные права;
50. сведения о наличии обременений имущества должника;
51. сведения о наличии и степени готовности незавершенного производства, о времени и величине средств, необходимых до доведения его до готовой продукции; о размере запаса сырья и материалов, который может быть реализован без ущерба для производственного процесса;
52. сведения о наличии и степени готовности объектов незавершенного строительства, размера средств, необходимого для завершения строительных работ;
53. сведения об остатках денежных средств на текущую дату и о движении денежных средств за период, начиная с 11.08.2018 по настоящее время;
54. заключения об оценке имущества должника;
55. сведения о наличии имущества, хранение которого предусматривает соблюдение определенных условий;
56. сведения о мерах, предпринятых для обеспечения сохранности имущества должника, включая сведения о порядке и режиме осуществления охраны имущества должника;
57. сведения о лицах, осуществляющих охрану принадлежащего должнику имущества с приложением копий договоров, заключенных с указанными лицами;
58. сведения о договорах, заключенных с ресурсоснабжающими организациями, сведения о наличии задолженности по указанным договорам;
59. иные документы, содержащие сведения об имуществе должника, в том числе об имущественных правах, а также бухгалтерские и иные документы, не указанные в настоящем перечне, но отражающие экономическую деятельность должника за период, начиная с 11.08.2018 по настоящее время.
В остальной части отказано.
Руководитель должника в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.
В случае уклонения от указанной обязанности руководитель должника несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2017 по делу N 302-ЭС17-9244, указанное требование Закона о банкротстве обусловлено, в том числе и тем, что отсутствие необходимых документов бухгалтерского учета не позволяет конкурсному управляющему иметь полную информацию о деятельности должника и совершенных им сделках и исполнять обязанности, предусмотренные пунктом 2 статьи 129 Закона о банкротстве, в частности, принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц; предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном Законом о банкротстве.
В связи с этим невыполнение руководителем должника без уважительной причины требований Закона о банкротстве о передаче конкурсному управляющему документации должника свидетельствует, по сути, о недобросовестном поведении, направленном на сокрытие информации об имуществе должника, за счет которого могут быть погашены требования кредиторов.
Установленная указанной нормой права ответственность соотносится с нормами об ответственности руководителя за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (пункт 1 статьи 6, пункт 3 статьи 17 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункт 1 статьи 6, пункт 3 статьи 29 Федерального закона от 06.12.2011 "О бухгалтерском учете") и обязанностью руководителя должника в установленных случаях предоставить арбитражному управляющему бухгалтерскую документацию (пункт 3.2 статьи 64, пункт 2 статьи 126 Закона о банкротстве).
Данная ответственность направлена на обеспечение надлежащего исполнения руководителем должника указанных обязанностей, защиту прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, через реализацию возможности сформировать конкурсную массу должника, в том числе путем предъявления к третьим лицам исков о взыскании долга, исполнении обязательств, возврате имущества должника из чужого незаконного владения и оспаривания сделок должника.
Таким образом, применение изложенных норм допустимо при доказанности следующих обстоятельств:
1. надлежащего субъекта ответственности, которым является собственник, учредитель, руководитель должника, иные лица, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо иным образом имеют возможность определять его действия;
2. факта несостоятельности (банкротства) должника, то есть признания арбитражным судом или объявлении должником о своей неспособности в полном объеме удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;
3. наличия причинной связи между обязательными указаниями или действиями указанных лиц и фактом банкротства должника, поскольку они могут быть привлечены к субсидиарной ответственности лишь в тех случаях, когда несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана их указаниями или иными действиями.
Контролирующее должника лицо, вследствие действий и (или) бездействия которого должник признан несостоятельным (банкротом), не несет субсидиарной ответственности, если докажет, что его вина в признании должника несостоятельным (банкротом) отсутствует. Такое лицо также признается невиновным, если оно действовало добросовестно и разумно в интересах должника.
Между тем, привлечение к субсидиарной ответственности представляет собой меру ответственности руководителя за действия, повлекшие невозможность сформировать конкурсную массу в объеме, достаточном для погашения требований кредиторов должника. Следовательно, руководитель должника может быть привлечен к субсидиарной ответственности, если непередача документов явилась препятствием для формирования конкурсной массы должника.
При этом заявитель должен представить суду объяснения относительно того, как отсутствие документации (отсутствие в ней полной информации или наличие в документации искаженных сведений) повлияло на проведение процедур банкротства.
Под существенным затруднением проведения процедур банкротства понимается, в том числе невозможность выявления всего круга лиц, контролирующих должника, его основных контрагентов, а также:
- невозможность определения основных активов должника и их идентификации;
- невозможность выявления совершенных в период подозрительности сделок и их условий, не позволившая проанализировать данные сделки и рассмотреть вопрос о необходимости их оспаривания в целях пополнения конкурсной массы;
- невозможность установления содержания принятых органами должника решений, исключившая проведение анализа этих решений на предмет причинения ими вреда должнику и кредиторам и потенциальную возможность взыскания убытков с лиц, являющихся членами данных органов.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве", применяя при разрешении споров о привлечении к субсидиарной ответственности презумпции, связанные с непередачей, сокрытием, утратой или искажением документации (подпункты 2 и 4 пункта 2 статьи 61.11 Закона о банкротстве), необходимо учитывать, что привлекаемое к ответственности лицо вправе опровергнуть названные презумпции, доказав, что недостатки представленной управляющему документации не привели к существенному затруднению проведения процедур банкротства, либо доказав отсутствие вины в непередаче, ненадлежащем хранении документации, в частности подтвердив, что им приняты все необходимые меры для исполнения обязанностей по ведению, хранению и передаче документации при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась, что согласуется с положениями пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации об основаниях ответственности за нарушение обязательств.
При доказанности обстоятельств, составляющих опровержимые презумпции доведения до банкротства, закрепленные в пункте 2 статьи 61.11 Закона о банкротстве, предполагается, что именно действия (бездействие) контролирующего лица явились необходимой причиной объективного банкротства.
Учитывая экстраординарный характер субсидиарной ответственности, то есть то, что она является исключительным механизмом восстановления нарушенных прав кредиторов (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 53) истец не может быть освобожден от бремени обоснования своего иска в той степени, в которой такое обоснование ему доступно.
Из материалов дела следует, что бухгалтерская отчетность представлена обществом 01.04.2019 за 2018 год.
По состоянию на 31.12.2018 активы должника составляли 499 822 тыс. руб., в том числе: основные средства - 1 778 тыс. руб.; запасы - 25 135 тыс. руб.; НДС по приобретённым ценностям - 487 тыс. руб.; дебиторская задолженность - 333 584 тыс. руб.; финансовые вложения - 819 тыс. руб.; денежные средства и денежные эквиваленты - 2 442 тыс. руб.; прочие оборотные активы - 135 577 тыс. руб.
Налоговые декларации, сданные с 15.02.2021, являются "нулевыми", что указывает на отсутствие какой-либо деятельности должника.
Однако, документы, подтверждающие наличие (выбытие) вышеуказанных активов должника, в том числе первичные документы, отражающие отчуждение имущества (договоры купли-продажи), книги покупок-продаж, перечень дебиторов должника (с подтверждающими документами), печати и штампы организации, программное обеспечение бухгалтерского учета (1С), документы личного состава работников должника, акты инвентаризации, инвентарные карточки имущества должника, оборотно-сальдовые ведомости, а также иная документация, подтверждающая размер активов организации на сумму баланса в размере 499 822 тыс. руб.
Довод ответчика о том, что документы изъяты в рамках уголовного дела подлежит отклонению по причине его необоснованности.
Согласно постановлению следователя по ОВД следственной части следственного управления на транспорте МВД РФ по ЦФО от 16.11.2020 в отношении руководителя ООО "Интер-уголь" Лемешко В.В. прекращено уголовное дело и уголовное преследование на основании пункта 2 части 1 статьи 24 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием в деянии состава преступления, соответственно, документы должны были быть возвращены Лемешко Владимиру Вячеславовичу.
Также, согласно полученным конкурсным управляющим сведениям, за ООО "ИНТЕР-УГОЛЬ" зарегистрированы следующие транспортные средства:
UAZ PATRIOT VIN ХТТЗ16300F1026173 гос номер Н506ЕК142
ВА321150 VIN ХТА21150064301006 гос номер М239ВЕ142
SKODA OCTAVIA VIN XW8AN2NE5GH013722 гос номер А102ЕР142
ВА3211540 VIN ХТА211540А4864744 гос номер А812ВТ142
LADA 211540 VIN ХТА211540А4918853 гос номер К200СУ42.
Согласно сведениям в региональной базе Ростовоблгостехнадзора за должником зарегистрирована следующая техника:
CATERPILLAR D8R БУЛЬДОЗЕР, дата регистрации 20.06.2016 г.
HITACHI ZX450LC-3 ЭКСКАВАТОР, дата регистрации 19.04.2017.
Указанное имущество конкурному управляющему руководителем должника не передано.
Возражая против удовлетворения заявленных требований в указанной части, ответчик пояснил, что транспортные средства:
UAZ PATRIOT (VIN: XTT316300F1026173, гос. номер Н506ЕК142);
ВАЗ 21150 (VIN: ХТА21150064301006, гос. номер М239ВЕ142);
ВАЗ 211540 (VIN: ХТА211540А4864744, гос. номер А812ВТ142);
SKODA OCTAVIA (VIN: XW8AN2NE5GH013722, гос. номер А102ЕР142);
LADA 211540 (VIN: ХТА211540А4918853, гос. номер К200СУ42) списаны ООО "Интер- Уголь", что подтверждается актами о списании автотранспортных средств от 01.10.2020 N 1, от 28.02.2021 N 1, от 31.03.2021 N 2, от 01.04.2021 N 3, от 31.05.2021 N 4, в связи с чем, контролирующее лицо не имело возможности передать указанные транспортные средства конкурсному управляющему.
Вместе с тем, управляющим установлено, что по данным системы "Государственного казенного учреждения Брянской области "Безопасный регион" для поиска и розыска транспортных средств на основании данных фото-видеофиксации "Поток плюс", функционирующей на территории Брянской области, до марта 2021 года на территории Брянской области зафиксировано передвижение транспортного средства SKODA OCTAVIA, гос. номер А102ЕР142. Данное транспортное средство в период с 03.06.2020 по 31.01.2021 зафиксировано более 1000 раз.
Согласно информационному письму Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области от 31.05.2021 о ходе исполнительного производства в отношении ООО "Интер-Уголь", службой судебных приставов проводились мероприятия по розыску имущества должника. Судебным приставом-исполнителем устанавливались факты нарушения ПДД в г. Калуге и ДТП в Орловской области с участием транспортного средства, зарегистрированного за должником. Исполнительное производство окончено 12.10.2021 в связи с невозможностью установления местонахождения имущества должника (данные обстоятельства были установлены в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2021 по настоящему делу).
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия критически оценивает представленные в материалы дела акты о списании транспортных средств.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяет Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (абзац первый статьи 1), в пункте 3 статьи 15 которого закреплено, что транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации. Снятию с государственного учета в силу предписаний пункта 2 части 1 статьи 19 Федерального закона N 283-ФЗ подлежит транспортное средство по заявлению владельца транспортного средства.
Суд неоднократно предлагал ответчику представить пояснения относительно актов списания транспортных средств в 2020-2021 годах с учетом того, что согласно ответам регистрирующих органов транспортные средства зарегистрированы за должником. Ответчиком каких-либо разумных объяснений не представлено. Как и не представлены пояснения относительно отражения в бухгалтерской отчетности должника активов на сумму 499 822 тыс. руб.
Согласно пункту 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Нежелание представить доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументировано со ссылкой на конкретные документы указывает процессуальный оппонент.
Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствия такого своего поведения. Данная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 06.03.2012 N 12505/11 по делу N А56-1486/2010. Аналогичный подход содержится и в практике Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации (определение N 302-ЭС14-1472 от 21.04.2016).
Решением суда от 14.09.2021 по настоящему делу включены требования Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону в размере 54 812,12 рублей недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование во вторую очередь реестра требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Интер-Уголь"; требования в размере 402 619 861,05 руб., из которых: 229 943 244,52 руб. недоимка, 104 954 684,19 руб. пени, 67 721 932,34 руб. штраф, включены в третью очередь реестра требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Интер-Уголь".
Согласно данным уполномоченного органа задолженность образовалась по решению о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 989 от 08.06.2018, дата вступления в силу 10.09.2018 (камеральная налоговая проверка), N 461 от 20.03.2018, дата вступления в силу 20.06.2018, N 1322 24.09.2018, дата вступления в силу 18.12.2018, N 2341 от 15.02.2019, дата вступления в силу 26.03.2019, расчеты по страховым взносам за 9, 12 мес. 2018 г., за 3 мес. 2019 г., по налогу на имущество за 2018 г., по транспортному налогу за 2018 г.
Как указано ранее по состоянию на 31.12.2018 активы должника составляли 499 822 тыс. руб. Таким образом, в 2018 и 2019 годах должник имел финансовую возможность погасить задолженность перед конкурсными кредиторами. Между тем, в результате проведенной конкурсным управляющим инвентаризации имущества должника выявлено имущество (денежные средства) всего на сумму 17 924 720,00 рублей.
Как ранее, так и в настоящее время действует презумпция, согласно которой отсутствие (непередача руководителем арбитражному управляющему) финансовой и иной документации должника, существенно затрудняющее проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, указывает на вину руководителя.
Смысл этой презумпции состоит в том, что руководитель, уничтожая, искажая или производя иные манипуляции с названной документацией, скрывает данные о хозяйственной деятельности должника. Предполагается, что целью такого сокрытия, скорее всего, является лишение арбитражного управляющего и конкурсных кредиторов возможности установить факты недобросовестного осуществления руководителем или иными контролирующими лицами своих обязанностей по отношению к должнику. К таковым, в частности, могут относиться сведения о заключении заведомо невыгодных сделок, о выводе активов и т.п., что само по себе позволяет применить иную презумпцию субсидиарной ответственности (подпункт 1 пункта 2 статьи 61.11 в нынешней редакции Закона о банкротстве, абзац третий пункта 4 статьи 10 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ). Кроме того, отсутствие определенного вида документации затрудняет наполнение конкурсной массы, например, посредством взыскания дебиторской задолженности, возврата незаконно отчужденного имущества.
Именно поэтому предполагается, что непередача документации указывает на наличие причинно-следственной связи между действиями руководителя и невозможностью погашения требований кредиторов.
Таким образом, судебная коллегия считает, что вывод суда первой инстанции о наличии оснований для привлечения Лемешко В.В. к субсидиарной ответственности за непередачу документации и имущества на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 61.11 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" является правомерным.
Согласно пункту 7 статьи 61.16 Закона о банкротстве, если на момент рассмотрения заявления о привлечении к субсидиарной ответственности по основанию, предусмотренному статьей 61.11 названного Закона, невозможно определить размер субсидиарной ответственности, арбитражный суд после установления всех иных имеющих значение для привлечения к субсидиарной ответственности фактов выносит определение, содержащее в резолютивной части выводы о доказанности наличия оснований для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности и о приостановлении рассмотрения этого заявления до окончания расчетов с кредиторами либо до окончания рассмотрения требований кредиторов, заявленных до окончания расчетов с кредиторами.
Учитывая, что размер субсидиарной ответственности в настоящий момент определить невозможно, реализация имущества не завершена, не проведены мероприятия по взысканию дебиторской задолженности, суд первой инстанции обоснованно приостановил производство по заявлению в части определения размера субсидиарной ответственности.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ростовской области от 09.02.2024 по делу N А53-23154/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в месячный срок в порядке, определенном статьей 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Я.А. Демина |
Судьи |
М.Ю. Долгова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-23154/2021
Должник: ООО "ИНТЕР-УГОЛЬ"
Кредитор: Carbon Trading Sp.zoo.o, ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ОКТЯБРЬСКОМУ РАЙОНУ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ
Третье лицо: конкурсный управляющий Крюков Руслан Юнисович, Крюков Руслан Юнисович, НП "ОБЪЕДИНЕНИЕ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ "ВОЗРОЖДЕНИЕ", УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
06.02.2025 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19035/2024
23.10.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8947/2024
23.08.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10909/2024
14.05.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3077/2024
25.09.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4892/2023
31.03.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3359/2023
17.08.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12452/2022
09.08.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11976/2022
13.01.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-13871/2021
11.11.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18895/2021
14.09.2021 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-23154/2021