г. Саратов |
|
15 мая 2024 г. |
Дело N А12-25698/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н. В. Савенковой,
судей А. Ю. Самохваловой, В. Б. Шалкина,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
К. Д. Ястребовым,
при участии в судебном заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "СЕТ" представитель Дзахоева М.Э., по доверенности от 09.11.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 февраля 2024 года по делу N А12-25698/2023,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград", г. Волгоград (ОГРН 1103458000337, ИНН 3426013572)
к обществу с ограниченной ответственностью "СЕТ", Волгоградская область, г. Волжский (ОГРН 1103443005357, ИНН 3443101370)
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, Волгоградская область, г. Волжский (ОГРН 1023402008706, ИНН 3435110011)
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ситиматик - Волгоград" (далее по тексту ООО "Ситиматик-Волгоград", истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "СЕТ" (далее по тексту ООО "СЕТ", ответчик) о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору от 29.12.2022 N 34-068529 за период с января 2021 г. по июль 2023 г. в размере 17 989 855 руб., неустойки за период с 11.02.2021 по 03.10.2023 в размере 4 242 529 руб. 44 коп., неустойки, начисленной на сумму долга с 04.10.2023 за каждый день просрочки по день фактической уплаты, исходя из 1/130 ключевой ставки, установленной Центральным Банком Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 21.12.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16 февраля 2024 года по делу N А12-25698/2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
ООО "Ситиматик-Волгоград" не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявитель апелляционной жалобы считает необоснованным выводы суда о том, что после лишения статуса регионального оператора у ООО "Ситиматик-Волгоград" была прекращена правоспособность на заключение договоров по обращению с ТКО; в переходный период с 12.07.2023 до назначения нового регионального оператора истец исполнял обязанности по уже ранее заключенным договорам, поскольку ООО "Ситиматик-Волгоград" оказывало услуги по вывозу ТКО на территории Волгоградской области до 31.07.2023, и до вступления в законную силу решения арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-7235/2023 договор на оказание услуг по обращению с ТКО считался заключенным с ООО "СЭТ" на условиях типовой формы.
В связи с вышеизложенным апеллянт считает, что судом необоснованно были отклонены доводы истца о том, что договор считается заключенным на основании решения Арбитражного суда Волгоградской области от 29.06.2023 по делу N А12-7235/2023.
Судом дана неверная оценка представленным муниципальным контрактам, заключенным между Администрацией городского округа - город Волжский Волгоградской области и ООО "СЭТ" в спорные периоды.
Выводы суда о том, что в спорные периоды ООО "СЕТ" не являлось потребителем услуг по обращению с ТКО не основаны на материалах дела, и противоречат условиям муниципальных контрактов. В рамках дела N А12-7235/2023 ООО "СЭТ" было обязано заключить договор с региональным оператором на конкретных письменных условиях.
Выводы суда об отсутствии обязанности оплаты услуг регионального оператора сделаны при неправильном применении норма материального и процессуального права, без исследования и оценки всех обстоятельств дела.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту АПК РФ) ООО "СЕТ" представило письменный отзыв, который приобщен к материалам дела.
ООО "Ситиматик-Волгоград" представило возражения на отзыв, которые приобщены к материалам дела апелляционным судом.
Представитель ООО "СЕТ" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, (далее - ТКО), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила), обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
ООО "Ситиматик-Волгоград" (до переименования 27 апреля 2021 года - ООО "Управление отходами - Волгоград") осуществляло деятельность по обращению с ТКО на территории всей Волгоградской области с 01.01.2019 и являлось единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с ТКО на территории Волгоградской области до 31.07.2023.
Региональный оператор осуществлял свою работу на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту ТКО) на территории Волгоградской области, заключенного 06.08.2018 с комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области. В зону деятельности регионального оператора входит вся территория Волгоградской области.
Согласно части 1 статьи 24.7 Закон N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Пунктами 2.1.9 - 2.1.10 соглашения установлено, что региональный оператор обязан организовать взаимодействие с потребителями на основании публичных договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, а также обеспечить исполнение указанных договоров. При этом в соответствии с частью 4 статьи 24.7 ФЗ N 89, собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.
На основании вышеуказанных требований соглашения, а также норм права, на официальном сайте регионального оператора была размещена и находится в свободном доступе форма договора - оферты на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО. Типовая форма публичного договора также была опубликована в выпуске газеты "Волгоградская правда" от 28.12.2018 N 151 зарегистрированной в качестве средства массовой информации (свидетельство NПИ NТУ 34-00826 от 26.07.2017).
Приказами Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 20.12.2018 N 47/23, от 20.12.2019 N 44/1, от 18.12.2020 N 48/2, от 28.12.2021 N 43/10, от 20.11.2022 N 43/13 установлены единые тарифы на услугу Регионального оператора с твердыми коммунальными отходами - 464,88 руб./куб. м без учета НДС с 01.01.2019 по 31.12.2019, 514,14 руб./куб. м, без учета НДС с 01.01.2020 по 31.12.2020, 489,74 руб./куб. м, без учета НДС с 01.01.2021 по 31.12.2021, с 01.01.2022 до 31.12.2022 в размере 457,81 руб./куб. м без учета НДС.
В соответствии с пунктом 5 раздела I Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора и накопления, в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156) в порядке, предусмотренном разделом 1(1) настоящих Правил.
В пункте 8(12) Правил указано, что в случае неисполнения потребителем требования пункта 8(11) Правил, договор считается заключенным на условиях типового договора.
Как указывает истец, между ним (региональным оператором) и ООО "СЕТ" был заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 34-068529 от 29.12.2022.
Приложением к договору согласованы места сбора и накопления твердых коммунальных отходов, а также объем принимаемых по договору ТКО.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 утверждены Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее - Правила N 505).
Согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
При этом пунктом 8 Правил N 505 установлено, что при раздельном накоплении и сборе сортированных твердых коммунальных отходов, несортированных твердых коммунальных отходов, крупногабаритных отходов, коммерческий учет твердых коммунальных отходов, в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами, осуществляется только в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил коммерческого учета расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления. При этом определение мест накопления твердых коммунальных отходов входит в компетенцию органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 13.4, статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
В соответствии с условиями Договора региональный оператор обязуется обеспечить прием твердых коммунальных отходов в объеме и месте, которые определены в приложении к Договору, обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора в порядке, размере и в сроки, которые определены настоящим Договором, в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
В соответствии с разделом 2 Договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему Договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги Регионального оператора. Расчет размера платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ.
Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с условиями договора региональный оператор за период с января 2021 г. по июль 2023 г. оказал ответчику коммунальную услугу по обращению с ТКО, что подтверждается УПД счетами - фактурами.
При этом количество расчетных единиц ответчика подтверждено решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29.06.2023 по делу N А12-7235/2023.
По расчету истца задолженность общества по договору на оказание услуг, составила 17 989 855 руб.
В соответствии с договором, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательства по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Аналогичные условия закреплены в разделе VII типового договора, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
В связи с несвоевременной оплатой оказанных услуг истцом произведено начисление неустойки в размере 4 242 529 руб. 44 коп. за период с 11.02.2021 по 03.10.2023.
В порядке досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика направлена претензия с требованием оплатить образовавшуюся задолженность.
Неисполнение требований досудебной претензии послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассматривая заявленные исковые требования, исходя из совокупной оценки, представленных в материалы дела доказательств, основываясь на положениях статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N1156), установив, что ООО "СЕТ" не является собственником или уполномоченным лицом собственника земельных участков (кладбищ), у что Приказом Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области N 985-ОД от 12.07.2023 ООО "Ситиматик-Волгоград" лишено статуса регионального оператора и утратило правоспособность на заключение договоров по обращению с ТКО, признал доводы истца о заключенности договора N34-068529 от 29.12.2022 на основании решения Арбитражного суда Волгоградской области по делу NА12-7235/2023 неверными и отказал в удовлетворении исковых требований.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (пункт 1 статья 779 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ, заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен Правилами N 1165.
Пунктом 8 (11) Правил по обращению с ТКО предусмотрено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8.10 настоящих Правил (пункт 8 (12) Правил обращения с ТКО).
Истец исковые требования основывает на договоре N 34-068529 от 29.12.2022, который, по его мнению, считается заключенным на основании решения Арбитражного суда Волгоградской области от 29.06.2023 по делу N А12-7235/2023.
Аналогичные доводы приведены истцом в апелляционной жалобе, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно отклонены в силу следующего.
Общество с ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград" (прежнее наименование - ООО "Управление отходами - Волгоград") было наделено с 01.01.2019 статусом регионального оператора по результатам конкурсного отбора, проведенного в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Постановления Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами" Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области.
На основании приказа Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области N 985-ОД от 12.07.2023 ООО "Ситиматик-Волгоград" было лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области.
Приказом N 1022-ОД от 18.07.2023 Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области с 01.08.2023 присвоил статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Волгоградской области ООО "ЭкоЦентр".
Согласно части 6 статьи 13 АПК РФ в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона).
В этой связи, учитывая отсутствие норм прямого действия относительно вопроса правоспособности юридического лица после лишения специального статуса допустимо применение аналогии закона исходя из существа регулируемых отношений.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 49 ГК РФ, право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что после лишения ООО "Ситиматик-Волгоград" статуса регионального оператора его правоспособность на заключение договоров по обращению с ТКО прекратилась. С 12.07.2023 года до назначения нового оператора ООО "Ситиматик-Волгоград" исполняло обязанности только в отношении ранее заключенных договоров.
Апелляционный суд, отклоняя доводы истца о заключенности договора на основании решения Арбитражного суда Волгоградской области от 29.06.2023 по делу N А12-7235/2023 отмечает следующее.
Согласно сведениям из Картотеки арбитражных дел (kad.arbitr.ru) решение Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-7235/2023 от 29.06.2023 об обязании ООО "СЭТ" заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, на которое ссылается истец, вступило в законную силу 29.07.2023.
В силу части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Иными словами, положения данной нормы касаются лишь вопроса освобождения от доказывания фактических обстоятельств дела, а не их правовой квалификации, которая может быть различной и зависит, в том числе, от характера конкретного спора.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в системе действующего правового регулирования предусмотренное частями 2 и 3 статьи 69 АПК РФ основание освобождения от доказывания во взаимосвязи с положениями части 1 статьи 64 и части 4 статьи 170 того же Кодекса означает, что только фактические обстоятельства (факты), установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 30-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.03.2013 N407-О, от 16.07.2013 N1201-О, от 24.10.2013 N1642-О, от 27.03.2018 N742-О).
При этом вопросы применения норм материального права преюдициального значения не имеют (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N 305-ЭС15-16362).
Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 30-П (абзац 8 пункта 3.1), как признание, так и отрицание преюдициального значения окончательных судебных решений не могут быть абсолютными и имеют определенные, установленные процессуальным законом пределы.
Следовательно, преюдициальными могут являться только факты, которые стороны выносили на обсуждение суда и которые тот проверил. Если факт не был предметом разбирательства и не являлся предметом доказывания по делу, то он не имеет преюдициального значения для суда, рассматривающего другое дело по спору между теми же сторонами. Обстоятельства, хотя и отраженные в судебном акте, могут не иметь преюдициального значения, если они не исследовались и не оценивались.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.06.2023 по делу N А12-7235/2023 вопреки доводам истца не содержит преюдициальных обстоятельств, которые бы свидетельствовали о распространении спорного договора в ретроспективном порядке на предшествующие периоды, то есть до даты вступления в законную силу решения от 29.07.2023.
В соответствии с ч. 4 ст. 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Поскольку решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.06.2023 по делу N А12-7235/2023 является судебным актом по преддоговорному спору, который по общему правилу создает права и обязанности для сторон на будущее время, и с учетом положений пункта 34 договора в котором указано, что срок действия настоящего договора не может превышать срок, на который ООО "Ситиматик-Волгоград" присвоен статус регионального оператора, с учетом даты лишения ООО "Ситиматик-Волгоград" статуса регионального оператора (приказ Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области N 985-ОД от 12.07.2023), апелляционный суд приходит к выводу о том, что после вступления в законную силу указанного решения ООО "Ситиматик-Волгоград" утратило возможность заключить с ООО "СЕТ" указанный договор, и принятый по делу А12-7235/2023 судебный акт не имеет преюдициального значения для настоящего дела в отношении обстоятельств предшествующего периода без прямого указания на них судом.
В связи с указанными обстоятельствами судом первой инстанции верно сделан вывод о том, что договор N 34-068529 от 29.12.2022 не может считаться заключенным в спорный период взыскания (предшествующий дате вступления решения суда в законную силу) на основании решения Арбитражного суда Волгоградской области от 29.06.2023 по делу N А12-7235/2023.
Довод истца о том, что до вынесения решения суда по делу N А12-7235/2023 договор N 34-068529 от 29.12.2022 считается заключенным на условиях типовой формы, апелляционным судом отклоняется как противоречащий фактическим обстоятельствам дела и нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Как следует из материалов дела ООО "СЕТ" согласно муниципальным контрактам N 299008/27 от 01.02.2021 года, N 7 от 02.02.2022 года и N 6 от 23.01.2023 года заключенным с Комитетом по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области оказывает услуги по благоустройству кладбищ N1, 2, 3, пос. Краснооктябрьский и по ул. Александрова, 99 в соответствии с Техническим заданием к контракту (Приложение N 1).
В соответствии с Положением об организации похоронного дела и деятельности общественных кладбищ на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области, утвержденным решением Волжской городской Думы Волгоградской области от 12.07.2016 года N 273-ВГД, общественные кладбища городского округа - город Волжский Волгоградской области находятся в ведении администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области.
В силу п. 1.4 вышеназванного Положения, содержание и эксплуатация кладбищ осуществляется лицом, заключившим по результатам конкурса договор на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбища, оказание ритуальных услуг, связанных с погребением, на территории кладбищ (администрацией кладбища).
Позиция истца о том, что ООО "СЭТ" является потребителем услуг по вывозу ТКО ввиду осуществления им в период с 2021 г. по 2023 г. в рамках заключенных муниципальных контрактов деятельности, связанной с образованием отходов на кладбищах, была предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно отклонена.
Согласно пункту 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, при этом потребителем является собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Действующее гражданское законодательство предусматривает в качестве одного из законных оснований владения зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями - договор аренды.
Согласно пункту 2 статьи 616 ГК РФ, а также в силу статьи 210 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Таким образом, потребителями коммунальной услуги (обращение с ТКО) являются собственники земельных участков, на которых образуются ТКО, а в случае, если имеются арендаторы, то потребителями услуги являются арендаторы земельных участков (собственники образующегося в процессе их деятельности мусора (твердых коммунальных отходов).
Ресурсоснабжающая организация, которой фактически является региональный оператор, в силу принципа относительности договорных обязательств (пункт 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении") не обязана самостоятельно отыскивать фактических пользователей нежилых помещений и вправе при адресовании имущественных притязаний об оплате переданного ресурса (оказанных услуг) ориентироваться на данные публично достоверного Единого государственного реестра недвижимости. Плата за услуги регионального оператора по обращению с ТКО является частью бремени содержания имущества, что следует также из содержания пункта 148(1) Правил N 1156 и критериев для расчета нормативов накопления ТКО.
Предъявление требований ресурсоснабжающей организацией непосредственно к арендатору допустимо в ситуации, когда условия подобного договора (доведенные собственником до ресурсоснабжающей организации) возлагают именно на арендатора обязанность по заключению договора с ресурсоснабжающей организацией.
В определениях от 05.10.2023 г. N 306-ЭС23-9063, от 17.11.2021 N 303-ЭС21-20867, от 25.11.2021 N 303-ЭС21-21958, от 01.04.2022 N310-ЭС22-2709 Верховный Суд Российской Федерации подтвердил применение этой позиции к отношениям по обращению с ТКО, обратив особое внимание на значимость условий договоров аренды, заключенных между собственником нежилого помещения (здания) и арендаторами, раскрытых для ресурсоснабжающей организацией в порядке пункта 3 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023 (далее по тексту - Обзор), на арендатора объекта недвижимости обязанность по оплате услуг Регионального оператора может быть возложена только на основании заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Как следует из материалов дела от ООО "СЭТ" в адрес регионального оператора не поступала заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО, проект договора N 34-068529 от 29.12.2022 на оказание услуг по обращению с ТКО не подписан со стороны ответчика - ООО "СЭТ".
Муниципальными контрактами собственник кладбищ (Администрация города Волжский Волгоградской области) прямо не уполномочило непосредственно ООО "СЕТ" заключить договор с региональным оператором на вывоз отходов, образующихся в процессе осуществления ООО "СЕТ" своих обязательств по муниципальному контракту на кладбищах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", решение о создании мест погребения принимается органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются. По принадлежности места погребения могут быть государственными и муниципальными, таким образом, расположение земельного участка с размещенным на нем кладбищем не может находиться в частной собственности, что вытекает из положений данной нормы.
Указанный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2021 N 4-КГ21-25-К1.
В рассматриваемом случае, исходя из содержания муниципальных контрактов, ответчик не является ни собственником земельного участка, ни уполномоченным лицом собственника.
Согласно Письму Минприроды России от 09.07.2020 N 25-47/17005 "О порядке заключения договора с региональным оператором", вопросы установления права собственности на отходы так же, как и вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с отходами, возложенных на образователя отходов действующим природоохранным законодательством, регулируются хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений.
Ссылка истца на пункт 5 приложения 1, на пункт 4 приложения 4 к Муниципальным контрактам, как на основание для заключения договора между ООО "СЕТ" и ООО "Ситиматик-Волгоград" является необоснованной и отклоняется апелляционным судом, поскольку указанные пункты муниципальных контрактов, вопреки позиции истца, не позволяют прийти к выводу о возложении Заказчиком на исполнителя обязанности по заключению с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о взыскании с ООО "СЭТ" основной задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2021 года по июль 2023 г. и как следствие, неустойки.
В целом, все приведенные заявителем в апелляционной жалобе доводы, аналогичны ранее заявленным в суде первой инстанции, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, данные доводы ответчика направлены на переоценку выводов суда первой инстанции.
Иная оценка заявителем фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают нарушений судом норм права, в связи с чем доводы заявителя жалобы признаются необоснованными.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно части 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после его принятия либо в документарном виде по ходатайству стороны в срок не превышающий пяти дней.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 февраля 2024 года по делу N А12-25698/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н. В. Савенкова |
Судьи |
А. Ю. Самохвалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-25698/2023
Истец: ООО "СИТИМАТИК-ВОЛГОГРАД"
Ответчик: ООО "СЕТ"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА - ГОРОД ВОЛЖСКИЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, Арбитражный суд Волгоградской области