город Ростов-на-Дону |
|
16 мая 2024 г. |
дело N А32-11574/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от Краснодарской таможни посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" Першин И.В. по доверенности от 19.06.2023, диплом, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.03.2024 по делу N А32-11574/2023
по заявлению акционерного общества "ТУАПСИНСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ" (ИНН 23220011997, ОГРН 1022303274674)
к Краснодарской таможне (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Туапсинский морской торговый порт" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Краснодарской таможни от 21.02.2023 по делу об административном правонарушении N 10309000-000529/2023 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьёй 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 6000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.03.2024 суд признал незаконным и отменил постановление по делу об административном правонарушении от 21.02.2023 N 10309000-000529/2023 о назначении административного наказания.
Решение мотивировано недоказанностью в деянии общества субъективной стороны вменяемого правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Таможня обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что вина Общества доказана материалами дела. Общество имело возможность для соблюдения требований статей 90 и 92 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ), а также порядка и сроков представления в таможенный орган отчетности по форме ДО-1 в отношении фактически размещенных на временное хранение товаров.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Таможни об участии в судебном заседании путем использования системы веб-конференции.
От Общества поступил отзыв на апелляционную жалобу. Отзыв приобщён к материалам дела.
Также от Общества поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя. Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Общества.
Представитель Краснодарской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Общество, извещённое надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
В зону деятельности Туапсинского таможенного поста Краснодарской таможни в адрес ООО "Ниса" на теплоходе "AVRASYA" по товаротранспортным документам, в том числе по манифесту от 31.10.2022 и коносаменту N 202203 от 31.10.2022 из Турции поступил товар - "виноград свежий" в количестве 26 паллет, вес брутто 24500 кг. Отправитель - фирма "VECTOR COMPANY GIDA INSAAT TURIZM DIS TICARET SANAYI LIMITED SIRKETI TR, AKDENIZ/MERSIN,KULTUR MAH.CENGIZ TOPEL CAD.YALI APT,.BLOK NO:4 IC KAPI NO:2.
02.11.2022 ООО "Универсальный экспедитор" на указанный товар были поданы документы для помещения на временное хранение в ПЗТК N 1 Общества.
03.11.2022 товар был помещен в ПЗТК N 1 Общества.
03.11.2022 инженером группы ТО Общества была сформирована и подана на Туапсинский таможенный пост Краснодарской таможни отчетность по форме ДО-1 N 0000394 от 03.11.2022.
03.11.2022 Новороссийским таможенным постом (центром электронного декларирования) Новороссийской таможни зарегистрирована ДТ N 10317120/031122/3138939.
Указанным постом было инициировано проведение таможенного досмотра в объёме 10 процентов.
05.11.2022 должностным лицом Таможни по результатам досмотра и взвешивания было выявлено наличие товара "виноград свежий" в количестве 26 паллет. При этом вес брутто товара на 26 деревянных поддонах по результату таможенного досмотра составил 23612,616 кг.
В ДТ N 10317120/031122/3138939 в графе 31 декларантом заявлен вес брутто с учётом поддонов - 24500 кг, то есть меньше на 887,384 кг.
06.11.2023 ЦЭД была выпущена ДТ N 10317120/031122/3138939 на товар - "виноград свежий", в которой были скорректированы графы 31/1, 35, 38 и в графе 31 по результатам таможенного досмотра декларантом был заявлен вес брутто с поддонами - 23612,616 кг.
06.11.2022 инженером группы ТО Общества был сформирован и подан на таможенный пост коммерческий акт N 63 от 06.11.2022, в соответствии с которым были внесены соответствующие изменения в ДО-1 N 0000394 от 03.11.2022.
Таким образом, Общество, в нарушение статьи 18 ТК ЕАЭС, пункта 5 приложения N 5 к Приказу N 444, статьи 92 Федерального закона N 289-ФЗ совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьёй 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
15.02.2023 должностным лицом Таможни в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 10309000-000529/2023.
21.02.2023 заместителем начальника Таможни вынесено постановление N 10309000-000529/2023, которым Общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 6000 рублей.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно диспозиции статьи 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях деяние, выразившееся в представление отчётности, содержащей недостоверные сведения, является административным правонарушением, которое влечёт административную ответственность для юридических лиц в виде предупреждения или административного штрафа от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения, складывающиеся при исполнении лицами, осуществляющим временное хранение иностранных товаров в определённых таможенным законодательством ЕАЭС и РФ местах, своей обязанности по представлению в таможенные органы достоверных отчётностей о хранении таких товаров в сроки и по формам, определяемым федеральным органом, уполномоченным в области таможенного дела.
Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в представлении недостоверных сведений в отчётности по форме ДО-1 в таможенный орган, а именно, предоставление в таможенный орган отчётности по форме ДО-1 со сведениями о дате (дне) помещения товаров на склад, отличными от фактических и имеющихся в распоряжении как таможенного органа, так и Обществом.
Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является лицо, на которое возложена обязанность по представлению отчётности.
Согласно статье 18 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченные экономические операторы и лица, владеющие и (или) пользующиеся иностранными товарами, а также товарами Союза, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и таможенную процедуру свободного склада, обязаны представлять таможенным органам отчётность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 90 Федерального закона N 289-ФЗ место разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского (речного) порта относится к иным местам временного хранения.
Частью 1 статьи 90 Федерального закона N 289-ФЗ установлено, что местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места временного хранения, определенные пунктами 3 -12 части 1 указанной статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 90 Федерального закона N 289-ФЗ, временное хранение товаров в иных местах временного хранения товаров в случаях, предусмотренных пунктами 3 -12 части 1 статьи 90 Федерального закона N 289-ФЗ, осуществляется с письменного разрешения таможенного органа, выдаваемого на основании обращения заинтересованного лица.
Частью 5 статьи 90 Федерального закона N 289-ФЗ установлено, что на лицо, получившее разрешение на временное хранение товаров в иных местах временного хранения товаров, возлагаются обязанности, предусмотренные частями 4 и 5 статьи 92 настоящего Федерального закона для получателя товаров при осуществлении временного хранения товаров на складе получателя.
Получатель товаров обязан представлять таможенным органам отчётность о товарах, находящихся на временном хранении в соответствии со статьёй 13 Федерального закона N 289-ФЗ.
Пунктом 5 статьи 90 Федерального закона N 289-ФЗ предусмотрено, что на лицо, получившее разрешение на временное хранение товаров в иных местах временного хранения товаров, возлагаются обязанности, предусмотренные частями 4 и 5 статьи 92 настоящего Федерального закона для получателя товаров при осуществлении временного хранения товаров на складе получателя, в частности обязанность представлять таможенным органам отчётность о товарах, находящихся на временном хранении.
В соответствии со статьёй 92 Федерального закона N 289-ФЗ, пунктом 5 приложения 1 Порядка совершения таможенных операций, обязанность представлять документы отчёта таможенному органу возложена на лиц, осуществляющих временное хранение товаров в ином месте временного хранения, только в отношении фактически размещенных на временное хранение товаров.
Порядок ведения и предоставления отчётности в таможенный орган на момент представления Обществом отчётности по форме ДО-1 установлен Приказом ФТС России от 29.12.2012 N 2688 "Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчётности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах" (далее - Порядок).
Исходя из пункта 10 Порядка, действующего на момент представления отчётности, таможенный пост регистрирует документы, представленные для помещения товаров на временное хранение, в журнале регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, и выдает уполномоченному лицу подтверждение о регистрации указанных документов (приложение N 1 к Порядку).
Если в качестве документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, используется отчётность по форме ДО-1, подтверждением о регистрации документов является экземпляр указанной отчётности, возвращаемый владельцу склада временного хранения (иного места временного хранения товаров) и содержащий отметки, предусмотренные пунктом 33 Порядка.
Отчётность по форме ДО-1 подразумевает обязательное отражение сведений о дате и времени помещения на склад, наименование и код товара, его складской номер, количество грузовых мест, весовые характеристики, валютную стоимость.
В соответствии со статьёй 98 ТК ЕАЭС временное хранение товаров - хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно пункту 1 статьи 99 ТК ЕАЭС, местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места, в которых в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи может осуществляться временное хранение товаров (далее - места временного хранения).
В пункте 2 статьи 99 ТК ЕАЭС определено, что временное хранение товаров может осуществляться на территории свободного склада, территории СЭЗ, в помещениях, на складах, открытых площадках и иных территориях получателя товаров, а также в иных местах, определённых настоящим Кодексом или законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Согласно статье 414 ТК ЕАЭС, владелец склада временного хранения, в том числе, обязан вести учёт хранимых товаров и представлять в таможенные органы отчётность о них, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
Приказом ФТС России Министерства финансов Российской Федерации от 18.03.2019 N 444 "Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров, Порядка регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение и выдачи подтверждения о регистрации документов, Порядка выдачи (отказа в выдаче) разрешения на проведение операций, указанных в пункте 2 статьи 102 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, определении Условий и Порядка выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах, Способа предоставления отчётности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форм отчётов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков представления отчётности", (далее - Приказ N 444), устанавливает порядок представления документов и сведений таможенному органу при помещении товаров на склад временного хранения (иное место временного хранения товаров), порядок помещения (выдачи) товаров на склады временного хранения и иные места временного хранения товаров, предназначенные для временного хранения товаров, условия и порядок выдачи разрешения на временное хранение товаров в иных местах временного хранения, форму и порядок представления в таможенный орган владельцем склада временного хранения (иного места временного хранения товаров) отчётности о товарах, находящихся на временном хранении.
Из материалов дела следует, что Обществу вменяется нарушение Приказа N 444, а именно представлении недостоверных сведений в отчётности формы ДО-1 от 03.11.2022 N 000394.
В соответствии с пунктом 4 приложения N 2 к Приказу N 444 если временное хранение товаров осуществляется без их выгрузки из транспортных средств (контейнеров), то отчет по форме ДО-1 формируется на основании информации, полученной от таможенного органа.
Отчетность по форме ДО-1 была подана 03.11.2023 инженером группы таможенного оформления дирекции по коммерческой работе Общества.
Основанием подачи отчетности по форме ДО-1 послужило поступление из Туапсинского таможенного поста Краснодарской таможни товаросопроводительного документа - "CARGO MANIFEST", содержащего сведения относительно весовых и количественных характеристик перемещаемого товара, с отметкой таможенного поста "ГРУЗ ТАМОЖЕННЫЙ РАЗГРУЗКА В ЗТК АО ТМТП РАЗРЕШЕНА", что соответствует пункту 8 приложения N 1 к Приказу N 444.
В соответствии с пунктом 4 приложения N 1 к Приказу N 444 для помещения товаров на временное хранение уполномоченное лицо (агентирующая компания) предоставляет таможенному посту в регионе деятельности которого планируется временное хранение товаров транспортные, коммерческие и таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе и получателе товаров, стране их отправления и стране назначения.
Согласно пункту 8 приложения N 1 к Приказу N 444 владелец СВХ приступает к исполнению своих обязанностей с момента регистрации таможенным постом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение.
В силу пункта 4 приложения N 5 к Приказу N 444 владелец СВХ предоставляет отчет по форме ДО-1 не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем фактического размещения.
Согласно пункту 34 Приказа Минтранса России от 09.07.2014 N 182 "Об утверждении Правил оказания услуг по перевалке грузов в морском порту", прием тарных и штучных грузов, кроме навалочных грузов, осуществляется оператором морского терминала посредством внешнего осмотра груза с проверкой наличия маркировки и соответствия ее товаросопроводительным документам, счетом мест и массе (объему), заявленной в перевозочных документах.
Согласно пункту 36 Приказа Минтранса России от 09.07.2014 N 182, прием оператором морского терминала грузов, сформированных в транспортные пакеты, производится по счету пакетов без проверки количества мест в пакетах и их массы.
Согласно пункту 5 приложения N 5 к Приказу N 444 помещение товара на СВХ происходит без выгрузки товаров из рефрижераторов. Вследствие этого, произвести внешний осмотр самого груза с проверкой наличия маркировки и соответствия ее товаросопроводительным документам не предоставляется возможным.
Таким образом, Общество при формировании отчетности по форме ДО-1 руководствовалось информацией, полученной при приеме товаров на хранение, и не имело возможности указать иные сведения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о недоказанности административным органом субъективной стороны вменяемого Обществу правонарушения.
Доводы апелляционной жалобы Таможни, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В соответствии со статьёй 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина не уплачивается, в связи с чем суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.03.2024 по делу N А32-11574/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-11574/2023
Истец: АО "Туапсинский морской торговый порт"
Ответчик: Краснодарская таможня