14 мая 2024 г. |
Дело N А84-967/2024 |
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Кузняковой С.Ю.,
рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю на определение Арбитражного суда города Севастополя от 19 марта 2024 года по делу N А84-967/2024 об отказе в принятии заявления Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю о выдаче судебного приказа о взыскании финансовой санкции с Садоводческого товарищества собственников недвижимости "Тепловик",
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю (далее по тексту - взыскатель, ОСФР по г. Севастополю) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Садоводческого товарищества собственников недвижимости "Тепловик" (далее по тексту - должник, СТСН "Тепловик") задолженности по уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в сумме 500 руб.
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 19.03.2024 в принятии заявления о выдаче судебного приказа отказано по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 3 статьи 229.4 АПК РФ. Суд указал на пропуск срока для обращения в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за июнь 2016 года.
Не согласившись с указанным определением, взыскатель обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое определение отменить и принять новый судебный акт, которым будет удовлетворено в принятии заявления о выдаче судебного приказа. В обоснование апелляционной жалобы ОСФР по г. Севастополю ссылается на положения статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования", и полагает, что обратился в суд в пределах установленного данной нормой срока.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2024 апелляционная жалоба принята к производству. Жалоба рассмотрена в порядке ст.272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 АПК РФ.
Должник письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены определения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Из материалов дела следует, что ОСФР по г. Севастополю выявлен факт непредставления СТСН "Тепловик" сведений по форме СЗВ-М за июнь 2016 года в отношении 1 застрахованного лица.
В связи с этим 29 мая 2020 года в адрес СТСН "Тепловик" направлено Уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда РФ.
09 сентября 2020 года ОСФР по г. Севастополю составлен Акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования.
09 октября 2020 года взыскателем принято решение о привлечении СТСН "Тепловик" к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования.
05 ноября 2020 года сформировано и направлено в адрес СТСН "Тепловик" требование об уплате финансовых санкций в сумме 500,00 рублей.
С заявлением о выдаче судебного приказа взыскатель обратился в суд 13.03.2024.
Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в редакции, действовавшей по состоянию на июнь 2016 года предусматривалось, что страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусматрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей на момент выявления взыскателем правонарушения, предусматривалась следующая процедура привлечения страхователей к ответственности:
При выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом.
Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений. Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации извещает лицо, совершившее правонарушение, о времени и месте рассмотрения акта. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение: о привлечении к ответственности за совершение правонарушения; об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).
Лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Федеральным законом от 20.07.2020 N 237-ФЗ статья 17 Закона N 27-ФЗ дополнена частями 18-20, согласно которым территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой настоящей статьи.
В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций не превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Как следует из содержания апелляционной жалобы, взыскатель полагает, что сроки, установленные частью 20 статьи 17 закона N 27-ФЗ, в рассматриваемом случае следует исчислять с 05.11.2023.
Однако статья 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" относит Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В пункте 14 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании" сформулирована правовая позиция, согласно которой в силу статьи 2 Закона о пенсионном страховании правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом. Закон о пенсионном страховании не регламентирует порядок взыскания недоимки и пеней, за исключением указания на судебный порядок, следовательно, подлежат применению нормы НК РФ.
Согласно части 22 статьи 17 Закона N 27-ФЗ страхователь не может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения, если со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал или должен был узнать о правонарушении, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности).
При решении вопроса о начале течения срока давности привлечения страхователя к ответственности за несвоевременное представление сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо руководствоваться правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 14 Постановления Пленума от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" о том, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Поскольку в рассматриваемом случае правонарушение в части непредставления в установленный срок сведений совершено страхователем в срок, установленный законом для представления сведений, то с этого момента страховщик как государственный орган, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства об обязательном пенсионном страховании, должен был проверить соблюдение страхователем установленного срока для представления сведений.
Из материалов дела следует, что правонарушение совершено в момент непредставления СТСН "Тепловик" сведений по форме СЗВ-М за июнь 2016 года в отношении 1 застрахованного лица.
Таким образом, руководствуясь вышеизложенной правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, установив, что именно с момента несвоевременной подачи сведений (10.07.2016) Фонд должен был обнаружить совершенное СТСН "Тепловик" правонарушение, срок привлечения страхователя к ответственности за вышеуказанное правонарушение, то есть за непредставление сведений по форме СЗВ-М за июнь 2016 года, на момент принятия решения от 09.10.2020, истек.
В данном случае существенное нарушение без уважительных причин срока проведения проверки на первоначальном этапе контрольных процедур ведет к нарушению срока на обращение в суд с заявлением о взыскании независимо от соблюдения иных сроков, регулирующих этапы привлечения к ответственности (рассмотрения материалов проверки, вынесения решения о привлечении к ответственности, направления требования об уплате и его исполнения).
При этом вопреки доводам апелляционной жалобы, срок давности привлечения должника к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренный абзацем 20 статьи 17 Закона N 27-ФЗ и составляющий три года со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал или должен был узнать о правонарушении не влияет на исчисление процессуального срока обращения в суд с заявлением о взыскании штрафа.
Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 9-П, срок давности обращения в суд о взыскании налоговой санкции является самостоятельным сроком и не поглощается сроком давности привлечения к ответственности.
Таким образом момент начала течения срока для взыскания в судебном порядке финансовой санкции со страхователя подлежит определению с установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срока представления страхователем сведений по форме СЗВ-М за соответствующий отчетный период и с учетом исчисления совокупности сроков осуществления принудительных мер в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 17 настоящего закона.
Согласно пункту 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве" предусмотрено, что истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, к которым относятся и страховые взносы, является препятствием для выдачи судебного приказа (пункт 3 статьи 229.2, глава 26 АПК РФ), в этом случае арбитражный суд отказывает в принятии заявления о выдаче судебного приказа применительно к пункту 3 части 3 статьи 229.4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, так как они основаны на неправильном толковании норм законодательства, оснований для отмены определения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 271, 272, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Севастополя от 19 марта 2024 года об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа по делу N А84-967/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Судья |
С.Ю. Кузнякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-967/2024
Истец: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю
Ответчик: Садоводческое товарищество собственников недвижимости "Тепловик"
Хронология рассмотрения дела:
14.05.2024 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2304/2024