г. Чита |
|
16 мая 2024 г. |
Дело N А19-8246/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2024 года.
В полном объеме постановление изготовлено 16 мая 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бушуевой Е.М., судей: Желтоухова Е.В., Ниникиной В.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кривоноговой Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Саяны" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 декабря 2023 года по делу N А19-8246/2023 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК Саяны" (ОГРН 1203800011601, ИНН 3810084572) к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области (ОГРН: 1143850002394, ИНН: 3808233587) об обязании выполнить капитальный ремонт общедомового имущества системы теплоснабжения, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения многоквартирного дома по адресу: г. Нижнеудинск, ул. Гоголя, д. 81, передать собственникам многоквартирного дома демонтированное оборудование,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - ООО "Новострой-групп",
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "УК Саяны" (далее - истец, общество, ООО "УК Саяны") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области (далее - ответчик, фонд), в котором просит:
1. Признать неэффективным использование денежных средств собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Нижнеудинск, ул. Гоголя д.81 формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области, выразившееся в замене не требующего капитального ремонта общедомового имущества в следующем размере: - ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения стоимостью 1 165 950, 34 руб., - ремонт внутридомовых инженерных систем водоснабжения (холодного) стоимостью 218 251, 18 руб., - ремонт внутридомовых инженерных систем водоснабжения (горячего) стоимостью 318 070, 65 руб., - ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения стоимостью 105 818, 03 руб.
2. Обязать Фонд передать ООО "УК Саяны", являющейся управляющей организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Нижнеудинск ул. Гоголя д.81 демонтированное оборудование (материалы), которое является общедомовой собственностью.
3. Установить и взыскать судебную неустойку в порядке ст. 308.3 ГК РФ с Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области в пользу ООО "УК Саяны", в размере 15 000 руб. за каждый день неисполнения судебного акта с момента вступления решения суда в законную силу до его фактического исполнения.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13 декабря 2024 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец, не согласившись с принятым судебным актом, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что в материалах дела нет доказательств направления Фондом в адрес собственников помещений в МКД N 81 предложения от 19.06.2019 2995/2019/1 о порядке проведения капитального ремонта общего имущества в МКД N 81 в 2020 году, с указанием перечисленных выше видов работ и услуг и их предельной стоимости. Суд незаконно сделал вывод о том, что объем работ по капитальному ремонту определен на основании проведенного фондом осмотра МКД N 8, что не может являться обоснованием формирования сметы работ и не дал правовую оценку доводам истца.
Полагает, что суд не дал оценку копии протокола общего собрания собственников помещений от 20.09.2020, которым собственники наделили полномочиями ООО "УК Саяны" представлять интересы собственников касаемо общедомового имущества в судах и любых органах. Суд незаконно указал, что предъявление данного требования к Фонду по прошествии более чем двух лет с момента окончания капитального ремонта суд считает необоснованным, направленным на злоупотребление правом, что в силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается. Суд не учел, что демонтированное оборудование и материалы не перестали быть имуществом собственников МКД и в данном случае применяется трехлетний срок исковой давности.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, оставить решение суда первой инстанции без изменений.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, изучив материалы дела, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании протокола о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (далее МКД) от 20.09.2020, ООО "УК "САЯНЫ" осуществляет управление МКД, расположенным по адресу г. Нижнеудинск, Гоголя ул., д. 81.
Между Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области и ООО "НОВОСТРОЙ - ГРУПП" заключен договор N 62/А/2020 от 02.06.2020 об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, на основании которого выполнен капитальный ремонт МКД N 81.
Ссылаясь на то, что капитальный ремонт по замене внутридомовых стояков тепло-, водоснабжения, водоотведения не производился, истец обратился к ответчику с претензией от 27.03.2023 N 117, потребовав замены внутридомовых стояков тепло-, водоснабжения, водоотведения.
Фонд в ответ на претензию письмом от 29.03.2023 N 3511-2023 сообщил, что замена стояков теплоснабжения, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения не включена в состав работ по капитальному ремонту общего имущества МКД.
Ссылаясь на то, что Фонд неэффективно использовал денежные средства собственников помещений МКД N 81, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области, выразившегося в замене не требующего капитального ремонта общедомового имущества в размере 1 798 090 руб. 20 коп., неисполнение Фондом обязанности по передаче демонтированного в ходе капитального ремонта оборудования, неисполнение обязанности по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения, истец обратился в суд с иском.
Суд первой инстанции, принимая решение, руководствовался положениями: статей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 153, 161, 162, 169, 170, 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьями 182 и 189 Жилищного кодекса Российской Федерации и региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области на 2014 - 2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 20 марта 2014 года N 138-пп, Фонд направил в адрес собственников предложение о проведении в 2020 году капитального ремонта общего имущества, виды работ и услуг - ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, крыши, осуществление строительного контроля.
В соответствии с частью 3 статья 189 Жилищного кодекса Российской Федерации не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Частью 4 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 данной статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 данной статьи.
Согласно часть 6 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если в срок, указанный в части 4 данной статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления в течение месяца со дня истечения указанного срока принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.
19.06.2019 Фонд направил в адрес собственников помещений МКД N 81 предложение о порядке проведения капитального ремонта общего имущества в МКД в 2020 году, с указанием перечисленных выше видов работ и услуг и их предельной стоимости.
На указанное предложение Фонда от собственников помещений МКД N 81 ответ о принятом решении не поступил, в связи с чем решение о проведении капитального ремонта принято на основании Постановления главы Нижнеудинского муниципального образования N2249 от 24.12.2019.
02.06.2020 между Фондом и подрядной организацией - ООО "Новострой-Групп" заключен договор N 62/А/2020 об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (далее - Договор):
- ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения;
- ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения;
- ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения;
- ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения;
- ремонт крыши.
на сумму 6 195 341,67 руб.
На основании актов и справок КС N 2, N 3 работы приняты и оплачены Фондом в полном объеме.
Таким образом, капитальный ремонт в рамках реализации региональной программы проведен в соответствии с условиями жилищного и гражданского законодательства.
Доводы истца о неэффективности проведения капитального ремонта, выразившиеся в замене не требующего капитального ремонта общего имущества являются необоснованными.
Целью деятельности регионального оператора является осуществление деятельности, направленной на обеспечение организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области (Закон Иркутской области от 27.12.2013 N 167-03 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области" (далее- Закон Иркутской области от 27.12.2013 N 167-03)
Правовое регулирование деятельности региональных операторов, направленное на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено Жилищного кодекса Российской Федерации. Функции регионального оператора определены в ст. 180 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, обязанность по обеспечению организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области возложена на Фонд.
Для определения текущего технического состояния несущих строительных конструкций и установления категории работоспособности зданий необходимо выполнить комплексное техническое обследование общего имущества многоквартирных домов.
Техническое обследование зданий и сооружений - комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих эксплуатационное состояние, пригодность и работоспособность объектов обследования и определяющих возможность их дальнейшей эксплуатации или необходимость восстановления, или усиления.
Фонд проводит техническое обследование общего имущества многоквартирных домов с целью определить текущее техническое состояние строительных конструкций, установить категорию работоспособности. Данные работы Фонд проводит в том случае, если визуально имеются признаки аварийности домов. В таком случае после инструментального обследования специализированная организация определяет рекомендации по дальнейшему капитальному ремонту или о признании домов аварийными.
В суд апелляционной инстанции не представлены доказательства о наличии признаков аварийности спорного МКД.
Техническое обследование общего имущества - это вид работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (ст. 4 Закона Иркутской области от 27.12.2013 N 167-03) и Фонд может выполнить данные работы только в том случае, если данный вид работ утвержден протоколом собственников, либо распоряжением Администрации.
Обязанность выполнять данный вид работ в обязательном порядке у региональных операторов на всей территории Российской Федерации отсутствует.
Кроме того, администрацией г. Нижнеудинска выполнены работы в рамках муниципального контракта N 18/ЧС/Б.586-19 от 08 августа 2019 года по теме: "Обследование несущих и ограждающих конструкций жилых помещений, пострадавших вследствие паводка".
По итогу определена категория - ограниченно работоспособное состояние, физический износ здания 30 %, требуется проведение работ по капитальному ремонту объекта (стр. 18 технического заключения).
Перед проведением капитального ремонта МКД N 81 сотрудниками Фонда, совместно с представителями управляющей компанией, органа местного самоуправления было проведено обследование здания и определены приоритетные виды работ по капитальному ремонту.
По результатам обследования и произведённых замеров, специалистами службы технического заказчика Фонда составлен акт визуального обследования технического состояния дома с фиксированием основных характеристик здания и определением приоритетных видов работ по капитальному ремонту общего имущества на каждом отдельном доме, составлены дефектные ведомости по видам ремонтных работ.
Доводы истца о том, что Фондом нарушены требования ГОСТ Р 56193-2014 не принимаются, поскольку Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 октября 2014 г. N 1445-ст ГОСТ Р 56193-2014 "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Общие требования" утвержден для добровольного применения с датой введения в действие с 1 июля 2015 года.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований и для отмены решения суда в части отказа в удовлетворении исковых требований об обязании Фонда передать собственникам МКД N 81 демонтированное оборудование (материалы), поскольку, истцом не указано правовое основание для предъявления такого требования к Фонду, поскольку, истцом не представлены в материалы дела доказательства того, что подрядчиком по договору об оказании услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах от 02.06.2020 N 62/А/2020, демонтированное имущество было передано Фонду и Фонд незаконно его удерживает.
Кроме того, суд учитывает, что на момент проведения капитального ремонта и даты приемки выполненных работ - 29.12.2020 никто из собственников, управляющая компания не обращались с соответствующим требованием к подрядчику.
УК "Саяны" приступила к оказанию услуг по управлению, содержанию и текущему ремонту МКД только с 01 января 2021 года.
В соответствии с п. 5.3.21 договора подряда установлена обязанность подрядчика в целях соблюдения санитарных норм при нахождении на территории объекта капитального ремонта обеспечить вывоз демонтированного оборудования, уборку строительного мусора на объекте во время и после выполнения работ собственными силами, инструментами и транспортом.
Локальными ресурсными сметными расчетами (1.2; 1.3; 1.4; 1.5) предусмотрен вывоз строительного мусора.
Демонтированное в ходе капитального ремонта оборудование не должно длительное время складироваться в местах общего пользования (подъездах, подвалах и на придомовой территории).
За нарушение санитарных норм подрядчиком установлена ответственность в виде штрафа в размере 50 000 рублей (п. 8.5 договора).
Договором подряда не установлена обязанность подрядчика хранить демонтированное имущество.
Таким образом, собственники не реализовали свои права на заявление требования к подрядчику о передаче им демонтированного имущества в разумный срок, соответственно, предъявление соответствующего требования по прошествии более двух лет к Фонду удовлетворено быть не может.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены или изменения решения арбитражного суда, поскольку выводов суда первой инстанции они не опровергают, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании дела у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого решения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 декабря 2023 года по делу N А19-8246/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.М. Бушуева |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-8246/2023
Истец: ООО "УК Саяны"
Ответчик: Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области
Третье лицо: ООО "Новострой-групп"