город Омск |
|
16 мая 2024 г. |
Дело N А46-19194/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Котлярова Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Тихоновой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3513/2024) публичного акционерного общества "Россети Сибирь" на решение Арбитражного суда Омской области от 20.02.2024 по делу N А46-19194/2023 (судья Малявина Е.Д.), принятое по заявлению публичного акционерного общества "Россети Сибирь" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327, адрес: 660021, город Красноярск, улица Бограда, 144А) к Администрации Любинского муниципального района Омской области (ИНН 5519001990, ОГРН 1025501702973, адрес: 646160, Омский область, Любинский район, Любинский рабочий поселок, улица 70 Лет Октября, 3), с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Татояна Арама Гамлетовича (г. Омск), о признании недействительным постановления от 13.09.2023 N 552-п о прекращении публичного сервитута,
при участии в судебном заседании представителей:
от публичного акционерного общества "Россети Сибирь" - Хирт Алексей Владимирович по доверенности от 01.08.2023 N 00/64/55/35 сроком действия до 28.07.2025;
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (далее - заявитель, Общество, ПАО "Россети Сибирь") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации Любинского муниципального района Омской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании недействительным постановления от 13.09.2023 N 552-п о прекращении публичного сервитута.
В качестве способа восстановления права заявитель просил суд обязать Администрацию направить информацию об отмене постановления от 13.09.2023 N 552-п о прекращении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 55:11:150902:284 в орган регистрации прав.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён Татоян Арам Гамлетович (далее - третье лицо, Татоян А.Г.).
Решением Арбитражного суда Омской области от 20.02.2024 по делу N А46-19194/2023 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что плата за публичный сервитут была внесена ПАО "Россети Сибирь" 05.07.2023, в то время как Татоян А.Г. обратился с заявлением о прекращении публичного сервитута 20.07.2023. Общество полагает формальным довод суда о том, что плата внесена позже установленного шестимесячного срока. Считает, что Татояном А.Г. не доказано, как факт внесения платы за публичный сервитут с нарушением установленного Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) срока нарушил его права. Утверждает о злоупотреблении третьим лицом правом, ссылаясь на обращение Татояна А.Г. в Администрацию с заявлением о прекращении публичного сервитута после того, как Обществом была внесена плата.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Администрация, третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку представителей не обеспечили.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся участников процесса.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя подателя жалобы, установил следующие обстоятельства. Между филиалом ПАО "Россети Сибирь" - "Омскэнерго" и Омельченко Владимиром Игнатьевичем 16.10.2020 заключен договор об осуществлении технологического присоединения N 20.5500.3203.20.
Для технологического присоединения энергопринимающих устройств указанного лица было необходимо выполнить строительство ЛЭП-10 кВ, ТП-10/0,4 кВ, ЛЭП-0,4 кВ, в связи с чем ПАО "Россети Сибирь" в порядке, предусмотренном главой V.7. ЗК РФ, обратилось в Администрацию с ходатайством об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 55:11:150902:284, собственником которого является Татоян А.Г. (регистрационная запись N 55:11:150902:284-55/095/2109-14 от 07/05/2019).
23.11.2021 Администрацией принято постановление N 548-п об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 55:11:150902:284 сроком на 49 лет.
Письмом от 07.04.2022 N 1.5/01-03/3150 в адрес Татояна А.Г. направлен проект соглашения об осуществлении публичного сервитута N 58.5500.1811.22 от 04.04.2022.
Соглашение было получено третьим лицом 05.05.2022, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления.
Из пояснений третьего лица следует, что соглашение об осуществлении публичного сервитута не подписано Татояном А.Г. в связи с имеющимися разногласиями в отношении стоимости платы за сервитут.
Согласно справке от 14.07.2023 о внесении на публичный депозитный счет, выданной нотариусом Шевченко Сергеем Николаевичем, ПАО "Россети Сибирь" 05.07.2023 внесло на публичный депозитный счет денежные средства в размере 4 930 руб. для дальнейшей передачи Татояну А.Г. в счет исполнения обязательства по соглашению об осуществлении публичного сервитута N 58.5500.1811.22 от 04.04.2022.
20.07.2023 третье лицо обратилось в Администрацию за отменой публичного сервитута, установленного в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:11:150902:284.
Рассмотрев обращение Татояна А.Г. от 20.07.2023 вх. N 23/ЛБНС-2906, руководствуясь статьей 48 ЗК РФ, Уставом Любинского муниципального района Омской области, Администрацией принято постановление от 13.09.2023 N 552-п о прекращении вышеназванного публичного сервитута.
Полагая, что постановление от 13.09.2023 N 552-п нарушает права и интересы заявителя, Общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
20.02.2024 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
В абзаце 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ, Закон об электроэнергетике) установлено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Согласно абзацу 4 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила N 861), которыми установлены порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.
Пунктом 3 Правил N 861 установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения ими данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил N 861, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 6 указанных Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.
Согласно статье 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вещным правом наряду с правом собственности являются сервитуты.
Согласно пункту 2 статьи 23 ЗК РФ сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 ЗК РФ сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
В силу подпункта 8 пункта 4 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 данного Кодекса.
Как следует из подпункта 1 статьи 39.37 ЗК РФ в порядке, предусмотренном главой V.7 данного Кодекса, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в целях строительства, реконструкции, эксплуатации, капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения).
Таким образом, публичный сервитут может быть установлен для обеспечения электросетевой организацией использования земельного участка и (или) земель в целях строительства и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.38 ЗК РФ публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 данного Кодекса, устанавливается решением органа местного самоуправления муниципального района в случае установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения муниципального района, сельского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения муниципального района, сельского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ и не указанных в подпунктах 1 - 3 данной статьи, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах сельских поселений, на межселенных территориях муниципального района.
Согласно подпунктам 1 - 3 статьи 39.39 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 данного Кодекса, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.
Пунктом 1 статьи 39.40 ЗК РФ определено, что с ходатайством об установлении публичного сервитута вправе обратиться организация (далее в настоящей главе - заявитель), являющаяся субъектом естественных монополий, - в случаях установления публичного сервитута для размещения, капитального ремонта инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта, реконструкции, капитального ремонта их участков (частей), а также для проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение указанных сооружений, инженерных изысканий для их строительства, реконструкции, реконструкции их участков (частей).
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 39.41 ЗК РФ в ходатайстве об установлении публичного сервитута должны быть указаны: 1) наименование и место нахождения заявителя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика; 2) цель установления публичного сервитута в соответствии со статьей 39.37 настоящего Кодекса; 3) испрашиваемый срок публичного сервитута; 4) срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимости в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут (при возникновении таких обстоятельств). В указанный срок включается срок строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта инженерного сооружения; 5) обоснование необходимости установления публичного сервитута; 6) указание на право, на котором инженерное сооружение принадлежит заявителю, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута для реконструкции или эксплуатации указанного инженерного сооружения; 7) сведения о правообладателе инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае, если заявитель не является собственником указанного инженерного сооружения; 8) кадастровые номера (при их наличии) земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, адреса или иное описание местоположения таких земельных участков; 9) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.41 ЗК РФ установлено, что в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях размещения инженерного сооружения, необходимого для подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, и размещение инженерного сооружения не предусмотрено документами, указанными в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, в обосновании необходимости установления публичного сервитута должен быть приведен договор о подключении (технологическом присоединении) к электрическим сетям, тепловым сетям, водопроводным сетям, сетям водоснабжения и (или) водоотведения, сетям газоснабжения с указанием сторон такого договора и сроков технологического присоединения, в целях исполнения которого требуется размещение инженерного сооружения.
Пункт 1 статьи 39.46 ЗК РФ предусматривает, что обладатель публичного сервитута обязан вносить плату за публичный сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Плата за публичный сервитут может устанавливаться в виде единовременного платежа или периодических платежей, если иное не установлено настоящей статьей. Плата за публичный сервитут, установленный в отношении земельных участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обремененных правами третьих лиц, вносится обладателем публичного сервитута единовременным платежом не позднее шести месяцев со дня принятия решения об установлении публичного сервитута (пункт 2 статьи 39.46 ЗК РФ).
В силу пункта 7 статьи 39.46 ЗК РФ плата за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, определяется в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и методическими рекомендациями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Размер такой платы определяется на дату, предшествующую не более чем на тридцать дней дате направления правообладателю земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута.
Плата за публичный сервитут вносится правообладателю земельного участка, с которым заключено соглашение об осуществлении публичного сервитута, или в депозит нотариуса в случаях, предусмотренных пунктами 11 и 13 статьи 39.47 настоящего Кодекса. Плата за публичный сервитут вносится в депозит нотариуса единовременным платежом (пункт 8 статьи 39.46 ЗК РФ).
Соглашение об осуществлении публичного сервитута должно содержать, в том числе условия о размере платы за публичный сервитут, порядке и сроках ее внесения (подпункт 8 пункта 1 статьи 39.47 ЗК РФ).
Пункт 2 статьи 39.47 ЗК РФ предусматривает, что соглашение об осуществлении публичного сервитута заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, между обладателем публичного сервитута и собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, или арендатором, землепользователем, землевладельцем земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в отношении которых установлен публичный сервитут.
Пунктом 5 статьи 39.47 ЗК РФ установлено, что подписанный обладателем публичного сервитута проект соглашения об осуществлении публичного сервитута в двух экземплярах направляется им правообладателю земельного участка, указанному в пункте 2 статьи 39.47 ЗК РФ, заказным письмом с уведомлением о вручении по почтовому адресу, который: 1) указан таким правообладателем в качестве почтового адреса для связи с ним в соответствии с пунктом 8 статьи 39.42 настоящего Кодекса; 2) указан в выписке из Единого государственного реестра недвижимости (при отсутствии сведений о почтовых адресах, указанных в подпункте 1 настоящего пункта); 3) присвоен земельному участку и (или) расположенному на нем объекту недвижимого имущества (при отсутствии сведений о почтовых адресах, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта).
В силу пункта 8 статьи 39.47 ЗК РФ проект соглашения об осуществлении публичного сервитута считается полученным правообладателем земельного участка со дня:
1) вручения ему предусмотренного пунктом 5 настоящей статьи заказного письма;
2) возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Федеральный закон "О почтовой связи") предусмотренного пунктом 5 настоящей статьи заказного письма;
3) вручения проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута и документов, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, правообладателю земельного участка лично под расписку.
Правообладатель земельного участка вправе подписать соглашение об осуществлении публичного сервитута и направить его обладателю публичного сервитута или направить обладателю публичного сервитута уведомление об отказе в подписании соглашения об осуществлении публичного сервитута либо в течение четырнадцати дней со дня получения проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута направить обладателю публичного сервитута предложение о заключении такого соглашения на иных условиях (пункт 9 статьи 39.47 ЗК РФ).
Пункт 11 статьи 39.47 ЗК РФ также предусматривает, что если в течение тридцати дней со дня получения правообладателем земельного участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута, указанного в пункте 5 настоящей статьи, такое соглашение не заключено, за исключением случая оспаривания правообладателем земельного участка решения об установлении публичного сервитута в суде, плата за публичный сервитут, предусмотренная проектом указанного соглашения, вносится обладателем публичного сервитута в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка. В указанном случае обладатель публичного сервитута, внесший плату за публичный сервитут в депозит нотариуса, вправе осуществлять публичный сервитут до заключения соглашения об осуществлении публичного сервитута, в том числе выполнять необходимые работы в соответствии с графиком и сроками, которые предусмотрены проектом указанного соглашения.
Как следует из материалов дела, Общество является сетевой компанией и осуществляет свою деятельность в соответствии с нормами Закона об электроэнергетике, следовательно, в силу статьи 26 Закона об электроэнергетике, Правил N 861 независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения обязано заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил N 861, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, а также в соответствии с пунктом 1 статьи 39.40 ЗК РФ имеет право на обращение в орган местного самоуправления с ходатайством об установлении публичного сервитута.
Обращаясь в Администрацию, ПАО "Россети Сибирь" указало на заключенный с Омельченко В.И. договор от 16.10.2020 об осуществлении технологического присоединения N 20.5500.3203.20, в целях исполнения которого необходимо выполнить строительство ЛЭП-10 кВ, ТП-10/0,4 кВ, ЛЭП-0,4 кВ на земельном участке с кадастровым номером 55:11:150902:284, собственником которого является Татоян А.Г.
Материалами дела подтверждается, что соглашение об осуществлении публичного сервитута направлено ПАО "Россети Сибирь" в адрес Татояна А.Г. письмом от 07.04.2022 N 1.5/01-03/3150 и получено адресатом 05.05.2022, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления.
Пунктами 4.2 и 4.5 проекта соглашения предусмотрено, что плата за публичный сервитут в размере 4 930 руб. производится пользователем единовременно в течение 30 календарных дней с момента подписания настоящего соглашения.
Как было выше сказано, указанное соглашение об осуществлении публичного сервитута собственником земельного участка Татояном А.Г. не подписано в связи с имеющимися разногласиями в отношении стоимости платы за публичный сервитут.
В свою очередь, подпункт 3 пункта 4 статьи 48 ЗК РФ предусматривает, что публичный сервитут, установленный в порядке, предусмотренном главой V.7 настоящего Кодекса, прекращается на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принявших решение об установлении публичного сервитута, в случаях, если не внесена плата за публичный сервитут, установленный в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и (или) юридическим лицам в срок более чем шесть месяцев со дня получения правообладателем земельного участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута, если плата за публичный сервитут вносится единовременным платежом.
С учетом того, что соглашение об осуществлении публичного сервитута получено Татояном А.Г. 05.05.2022, то ПАО "Россети Сибирь" обязано было внести плату за сервитут в депозит нотариуса в срок до 05.11.2022.
Между тем, денежные средства внесены Обществом на депозитный счет нотариуса 05.07.2023, то есть с нарушением сроков, установленных нормами земельного законодательства.
Из процессуальной позиции ПАО "Россети Сибирь" следует, что Общество оценивает допущенное нарушение срока как формальное, ссылается на то, что Татоян А.Г. обратился в Администрацию за отменой публичного сервитута (20.07.2023) уже после внесения денежных средств на депозитный счет нотариуса, что, по мнению Общества, свидетельствует о злоупотреблении третьим лицом правом и отсутствии нарушений прав Татояна А.Г.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы Арбитражного суда Омской области относительно того, что буквальное толкование нормы подпункта 3 пункта 4 статьи 48 ЗК РФ предусматривает право правообладателя земельного участка в случае нарушение шестимесячного срока внесения платы обратиться в орган местного самоуправления с целью прекращения публичного сервитута.
Делая указанный вывод, арбитражный апелляционный суд исходит из того, что вышеприведенные положения ЗК РФ, предусматривающие процедуру установления публичного сервитута, предусматривают равный баланс прав как прав ресурсоснабжающей организации, которая вправе осуществлять публичный сервитут до заключения соглашения об осуществлении публичного сервитута, в том числе выполнять необходимые работы в соответствии с графиком и сроками, которые предусмотрены проектом указанного соглашения (пункт 11 статьи 39.47 ЗК РФ), однако при условии внесения платы на депозитный счет нотариуса в строго определенный законом срок, так и правообладателя земельного участка, способного заявить о прекращении публичного сервитута в случае не внесения соответствующей платы в течении данного установленного срока.
Соответственно, обстоятельства того, что по состоянию на момент вынесения оспариваемого постановления плата за публичный сервитут была внесена Обществом на депозит нотариуса, сами по себе не являются обстоятельствами, исключающими возможность обращения физического лица в орган местного самоуправления за прекращением публичного сервитута.
Вопреки позиции ПАО "Россети Сибирь", подобное обращение не свидетельствует о злоупотреблении правом третьим лицом, а является механизмом, обеспечивающим баланс прав сторон, предусмотренным законодателем.
Кроме того, на вопрос суда апелляционной инстанции представитель ПАО "Россети Сибирь" пояснил, что в настоящий момент опора линий электропередач, требуемая к установке в целях исполнения договора с Омельченко В.И., установлена, технологическое присоединение обеспечено, каких-либо претензий относительно неправомерно установки ЛЭП, требований об освобождении земельного участка, в ПАО "Россети Сибирь" не поступало.
Указанное свидетельствует о том, что оспариваемое постановление прав Общества не нарушает, так как экономической деятельности не препятствует.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что актуальная редакция статьи 39.37 ЗК РФ предусматривает возможность установления публичного сервитута не только в целях строительства, но и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, в силу чего ПАО "Россети Сибирь" не лишено возможности повторного обращения к Администрации с требованием об установлении публичного сервитута под эксплуатацию объекта.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказав в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, положенных в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Сибирь" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 20.02.2024 по делу N А46-19194/2023 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-19194/2023
Истец: ПАО "РОССЕТИ СИБИРЬ"
Ответчик: "АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЮБИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: адресно-справочный отдел УМВД России по Омской области, Татоян А.Г.