г. Воронеж |
|
17 мая 2024 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.05.2024.
Постановление в полном объеме изготовлено 17.05.2024.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капишниковой Т.И.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Песниной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мелковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новое информационно-технологичное энергосбережение" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 15.02.2024 по делу N А36- 3602/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новое информационно-технологичное энергосбережение" (ОГРН 1064823002936, ИНН 4822001340)
к Федеральной антимонопольной службе (ОГРН 1047796269663, ИНН 7703516539) о признании незаконным решения от 28.12.2022 о рассмотрении жалобы ООО "НОВИТЭН" на постановление Липецкого УФАС России от 19.12.2019 по делу N 048/04/14.31-1050/2019 об административном правонарушении,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (ОГРН 1024840864432, ИНН 4826018513) о прекращении исполнения постановления от 19.12.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 048-04/14.31-1050/2019
при участии в судебном заседании:
от ООО "НОВИТЭН" посредством веб-конференции: Лобова А.А., представитель по доверенности от 11.01.2024 N 009 сроком до 11.01.2025, предъявлена копия диплома о наличии высшего юридического образования, паспорт РФ,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области: Сурина Л.О., представитель по доверенности от 09.01.2024 N 2 сроком до 31.12.2024, предъявлена копия диплома о наличии высшего юридического образования паспорт РФ
от Федеральной антимонопольной службы: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Новое информационно-технологичное энергосбережение" (далее - ООО "НОВИТЭН", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе (далее - ответчик-1, ФАС России) о признании незаконным решения от 28.12.2022 о рассмотрении жалобы ООО "НОВИТЭН" на постановление Липецкого УФАС России от 19.12.2019 по делу N 048/04/14.31-1050/2019 об административном правонарушении, о прекращении исполнения постановления от 19.12.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 048-04/14.31-1050/2019.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 07.03.2023 Управление Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее - ответчик-2, Липецкое УФАС России, Управление) привлечено к участию в деле в качестве второго ответчика в части требования о прекращении исполнения постановления Липецкого УФАС России от 19.12.2019 по делу N 048/04/14.31-1050/2019 об административном правонарушении, о прекращении исполнения постановления от 19.12.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 048-04/14.31-1050/2019, дело передано по подсудности в Арбитражный суд Липецкой области.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 15.02.2024 по делу N А36-3602/2023(с учетом определений об исправлении описок, опечаток или арифметических ошибок от 11.03.2024, от 03.04.2024) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, ООО "НОВИТЭН" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Общество ссылается на нарушение ФАС России сроков рассмотрения жалобы на постановление об административном правонарушении, что не соответствует требованию справедливости и ограничивает заявителя на восстановление нарушенных прав.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Липецкое УФАС России, возражая против доводов апелляционной жалобы, указывает, что факт совершения Обществом действий, признанных злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством подтверждается принятым антимонопольным органом решением от 03.04.2018.
Липецкое УФАС России указывает, что установленный ст. 30.5 КоАП РФ срок рассмотрения жалобы на постановление антимонопольного органа не является пресекательным. Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению в полном объеме с момента его вступления в законную силу. Поскольку Обществом было реализовано право на обжалование постановления Липецкого УФАС России посредством подачи жалобы в ФАС России, оспариваемое постановление не вступило в законную силу.
ФАС России отзыв на апелляционную жалобу не представила, явку своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечила, в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ответчка-1.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражным апелляционным судом установлено следующее.
Решением Липецкого УФАС от 29.12.2018 N 9605-04 (т.1, л.д.141-150) по делу N 31 ООО "ГЭСК" (прежнее наименование заявителя до 17.12.2019) было признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ).
Постановлением Липецкого УФАС России от 19.12.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 048-04/14.31-1050/2019 ООО "НОВИТЭН" было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
14.01.2020 ООО "НОВИТЭН" обратилось в ФАС России с жалобой на постановление Липецкого УФАС России от 19.12.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 048-04/14.31-1050/2019 (т.1, л.д.69-72).
Решением ФАС России от 28.12.2022 жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Полагая, что длительное нерассмотрение ФАС России жалобы на постановление по делу об административном правонарушении нарушает права и законные интересы ООО "НОВИТЭН" в сфере экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что длительное нахождение жалобы в ФАС России и превышение срока, установленного ч. 1 ст. 30.5 КоАП РФ, не создавало для заявителя никаких негативных последствий.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным в силу следующего.
В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом рассматриваемого нарушения являются общественные отношения по защите конкуренции хозяйствующих субъектов.
Объективная сторона рассматриваемого деяния заключается в совершении занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ.
Субъектом правонарушения выступают должностные и юридические лица.
Субъективная сторона характеризуется виной.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Наличие в действиях Общества признаков злоупотребления доминирующим положением на рынке в нарушение части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ установлено решением Липецкого УФАС от 29.12.2018 N9605-04.
Законность указанного решения являлась предметом судебной проверки в рамках дела N А36-3757/2019.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 30.08.2019 по делу N А36-3757/2019 отказано в удовлетворении заявления Общества о признании незаконным и отмене решения Управления от 29.12.2018 по делу NN 9605-04.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2020 и постановлением АС Центрального округа от 14.08.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а жалобы Общества-без удовлетворения.
Определением Верховного Суда РФ от 09.12.2020 N 310-ЭС20-19563 Обществу отказано в передаче кассационной жалобы на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.
В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ решение, принятое комиссией антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства, является поводом для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса.
Постановлением Липецкого УФАС России от 19.12.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 048-04/14.31-1050/2019, оставленным без изменения решением ФАС России от 28.12.2022, ООО "НОВИТЭН" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
В судебном порядке постановление Липецкого УФАС России от 19.12.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 048-04/14.31-1050/2019 ООО "НОВИТЭН" оспорено не было.
По результатам рассмотрения жалобы Общества на указанное решение ФАС России, исследовав и оценив представленные документы, а также решение Липецкого УФАС, судебная коллегия приходит к выводу о наличии в действиях Общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, и вины Общества, которая выразилась в непринятии всех зависящих от Общества мер по соблюдению требований законодательства при наличии такой возможности.
Нарушений процедуры привлечения лица к административной ответственности судами не установлено.
Обращаясь в суд с заявлением, заявитель доводов, свидетельствующих о несогласии Общества с вынесенным Липецким УФАС постановлением не приведено (состав и событие правонарушения, процедура привлечения к административной ответственности не оспариваются).
Доводом заявителя апелляционной жалобы является нарушение срока рассмотрения жалобы со стороны ФАС России, что, по мнению Общества, создает правовую неопределенность по исполнению постановления.
Таким образом, фактически Общество оспаривает бездействие ФАС России по длительному нерассмотрению жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 30.5 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу.
Срок рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренный частью 1 статьи 30.5 КоАП РФ, не является пресекательным; его нарушение не влечет безусловную отмену принятого в порядке административного производства акта.
Нарушение срока рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении само по себе не влияет на степень полноты и объективности рассмотрения дела об административном правонарушении и, как следствие, не влечет безусловную недействительность постановления административного органа.
Относительно довода о неопределенности в исполнении постановления, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что установленный частью 1 статьи 31.9 КоАП РФ двухлетний срок давности исполнения постановления Липецкого УФАС от 19.12.2018 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 048-04/14.31-1050/2019 не истек.
Согласно части 1 статьи 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:
1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящей статьи;
2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;
3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;
4) со дня вынесения постановления по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 11.23, 11.26, 11.27 или 11.29 либо главой 12 настоящего Кодекса, в случае его совершения с использованием транспортного средства, зарегистрированного в иностранном государстве.
Частью 3 статьи 30.9 КоАП РФ предусмотрено, что подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 настоящего Кодекса.
В настоящем случае постановление Липецкого УФАС о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 048-04/14.31-1050/2019, с учетом положений части 3 статьи 30.9, пункта 2 статьи 31.1 КоАП РФ, вступило в законную силу после вынесения решения ФАС России от 28.12.2022.
Таким образом, установленный частью 1 статьи 31.9 КоАП РФ двухлетний срок давности исполнения постановления Липецкого УФАС России о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 048-04/14.31-1050/2019 на данный момент не истек.
Аналогичные выводы по делу N А36-4142/2023 со схожими обстоятельствами признаны верными АС Центрального округа.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 15.02.2024 по делу N А36- 3602/2023 (с учетом определений об исправлении описок, опечаток или арифметических ошибок от 11.03.2024 и от 03.04.2024) оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.И. Капишникова |
Судьи |
Н.Д.Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-3602/2023
Истец: ООО "Новитэн"
Ответчик: Федеральная антимонопольная служба
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области