город Томск |
|
17 мая 2024 г. |
Дело N А67-5837/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Зайцевой О.О., |
|
|
Кривошеиной С.В., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белозеровой А.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Томской области (N 07АП-2785/24), на решение Арбитражного суда Томской области от 22.03.2024 по делу N А67-5837/2023 (судья Чиндина Е.В.) по заявлению заявлением общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания Опора " (634021, г. Томск, ул. Герцена, дом 65/1, строение 1, офис 219, 2116, 218; ИНН 7017371038, ОГРН 1157017002691) к Управлению Федеральной налоговой службы по Томской области (634061, г. Томск, пр. Фрунзе, дом 55; ИНН 7021016597, ОГРН 1047000301974) о признании незаконным решения 21-15/2808 от 10.03.2023 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: без участия (извещен);
от заинтересованного лица: Сазонова Е.С., представитель по доверенности от 25.12.2023, удостоверение; Домнина А.Л., представитель по доверенности от 09.01.2024, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания Опора " обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Томской области о признании незаконным решения 21-15/2808 от 10.03.2023 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 22.03.2024 суд признал недействительным решениеN N21-15/2808 от 10.03.2023 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления пени за период с 01.04.2022 по 01.10.2022 в размере 164 327, 42 руб. В удовлетворении остальной части отказано. Суд обязал Управление Федеральной налоговой службы по Томской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания Опора".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении требований в полном объеме. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В судебном заседании представили инспекции, доводы апелляционной жалобы поддержали.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие заявителя, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В силу частей 5, 6 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Исходя из доводов апелляционной жалобы, заинтересованное лицо обжалует решение суда первой инстанции в части в части признания незаконным начисление пени в размере 164 327,42 руб., в части отказа в удовлетворении требований судебный акт не обжалован.
Поскольку ни одна из сторон не настаивает на пересмотре всего судебного акта в целом, решение суда проверяется лишь в отношении выводов, относящихся к начислению пени.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в оспариваемой части в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по г. Томску проведена камеральная налоговая проверка на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2021 года, представленной ООО "СК "Опора", результаты которой отражены в акте проверки N 12- 18/9180 от 06.07.2022.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки заместителем начальника УФНС России по Томской области принято решение N 21-15/2808 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 10.03.2023, согласно которому Обществу доначислен НДС в размере 2 409 493 руб., Общество привлечено к ответственности по пункту 3 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 481 898 руб.60 коп.
Кроме этого, оспариваемое решение содержит в себе указание на начисление пени по состоянию на 10.03.2023.
Решением Межрегиональной ИФНС России по СФО от 25.05.2023 N 08-11/0844 решение УФНС России по Томской области N 21-15/2808 от 10.03.2023 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
ООО "СК "Опора", полагая решение N 21-15/2808 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 10.03.2023, незаконным, обратилось в Арбитражный суд Томской области с настоящим заявлением, которое, по мнению суда, не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
При разрешении спорного правоотношения суд первой инстанции признал незаконным решение инспекции в части пени, начисленных за период действия моратория с 01.04.2022 по 01.10.2022 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497).
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Так, Постановлением N 497 с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе, индивидуальных предпринимателей (действовал до 01.10.2022).
Согласно положениям статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Мораторий применяется к должникам не независимо от наличия (отсутствия) признаков банкротства и (или) недостаточности имущества (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Постановление N44).
В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 9.1 Закона о банкротстве на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 настоящего Федерального закона.
Одним из последствий введения моратория является прекращение начисления неустоек (штрафов, пени) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория (абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
В пункте 7 Постановления N 44 разъяснено, что в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 НК РФ), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
При этом запрет на применение финансовых санкций за неисполнение денежных обязательств по требованиям, возникшим до введения моратория, не ставится в зависимость ни от причин просрочки исполнения обязательств, ни от доказанности факта нахождения должника в предбанкротном состоянии.
Освобождение от неустойки и иных финансовых санкций в период действия моратория применяется в силу закона и не носит заявительный характер, установленные действующим законодательством правила о моратории имеют императивный характер и применяются в равной степени ко всем участникам гражданско-правовых отношений, за исключением лиц, прямо указанных в пункте 2 постановления N 497 (застройщики многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов), независимо от того, обладают они признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.
Таким образом, постановление N 497, которым установлен запрет начисления финансовых санкций (в том числе пени на задолженность по налогам, возникшую до моратория) в период действия моратория (с 01.04.2022 по 30.09.2022), применяется в силу закона и при отсутствии ходатайства.
Следуя материалам дела, согласно информационному сообщению налогового органа от 21.02.2024 N 33- 22/06451 налогоплательщику сообщено об уменьшении пени по решению N 21-15/2808 от 10.03.2023 за период с действия моратория с 01.04.2022 по 01.10.2022 на сумму 164 327,42 руб.
В связи с изложенным в данной части решение налогового органа N 21-15/2808 от 10.03.2023 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит признанию незаконным, как несоответствующее требования действующего законодательства и нарушающее права налогоплательщика.
При этом, как учтено судом, неотражение в оспариваемом решении конкретной суммы пени, не свидетельствует об отсутствии ее фактического начисления, поскольку пени учитываются в совокупной обязанности одновременно с недоимкой.
В связи с изложенным нельзя признать обоснованными доводы о том, что оспариваемое решение налогового органа не возлагало на налогоплательщика обязанности по уплате пени.
Более того, согласно резолютивной части оспариваемого решения N 21-15/2808 налоговый орган решил "Привлечь к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, а также начислить пени по состоянию на 10.03.2023", то есть на дату принятия оспариваемого решения пени подлежали начислению.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию по делу, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Томской области от 22.03.2024 по делу N А67-5837/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Томской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-5837/2023
Истец: ООО "СК Опора"
Ответчик: Управление Федеральной налоговой службы по Томской области