г. Саратов |
|
17 мая 2024 г. |
Дело N А12-23597/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Веряскиной С.Г., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бессоновой С.Е.
при участии в судебном заседании представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области Леднёва В.Г., действующего на основании доверенности от 09.01.2024 N 9, Комаровой А.О., действующей на основании доверенности от 09.01.2024 N 26,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Шараповой Ольги Викторовны на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 5 февраля 2024 года по делу N А12-23597/2023 (судья Онищук К.Т.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Шараповой Ольги Викторовны (ОГРНИП 304344429300027, ИНН 344402879216)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области (400011, г. Волгоград, ул. Богданова, д. 2, ОГРН 1043400495500, ИНН 3446858585)
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратился индивидуальный предприниматель Шарапова Ольга Викторовна (далее - ИП Шарапова О.В., налогоплательщик, заявитель, предприниматель) с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 10 по Волгоградской области, инспекция, налоговый орган) от 14 апреля 2023 года N 1153.
Решением суда первой инстанции от 5 февраля 2024 года в удовлетворении заявленных предпринимателем требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Шарапова О.В. обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Налоговый орган возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, представленном в порядке статьи 262 АПК РФ.
ИП Шарапова О.В. явку в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом в порядке статьи 186 АПК РФ путём направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 6 апреля 2024 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещённого и не явившегося в судебное заседание.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав представителей налогового органа, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что с 1 января 2012 года ИП Шарапова О.В. в соответствии с нормами главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) является плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения (далее - УСН), с объектом налогообложения "доходы" и применением налоговой ставки в размере 4%.
Межрайонной ИФНС России N 10 по Волгоградской области проведена камеральная налоговая проверка уточнённой налоговой декларации за 2021 год по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, представленной ИП Шараповой О.В. 11 октября 2022 года (т.1 л.д.57-64).
По результатам проверки декларации инспекцией составлен акт налоговой проверки от 25 января 2023 года N 220 (т.1 л.д.31-34).
14 апреля 2023 года инспекцией вынесено решение N 1153 о привлечении ИП Шараповой О.В. к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 123 112,25 руб. (т.1 л.д.51-55).
Пунктом 3.2 указанного решения налогоплательщику предложено уплатить указанные в пункте 3.1 решения недоимку и штрафы.
Основанием для начисления ИП Шараповой О.В. спорной суммы налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, соответствующей суммы штрафа явился вывод инспекции о неправомерном применении налогоплательщиком пониженной ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за 2021 год в размере 4%, установленной Законом Волгоградской области от 10 февраля 2009 года N 1845-ОД "О ставке налога, уплачиваемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения", принятым Волгоградской областной Думой 29 января 2009 года (далее - Закон Волгоградской области N 1845-ОД).
Не согласившись с принятым решением, предприниматель обжаловала его в УФНС России по Волгоградской области, указывая на правомерность применения налоговой ставки 4% при исчислении подлежащего к уплате налога.
Решением УФНС России по Волгоградской области от 16 июня 2023 года N 325 решение Межрайонной ИФНС России N 10 по Волгоградской области от 14 апреля 2023 года N 1153 оставлено без изменения (т.1 л.д.117-119).
ИП Шарапова О.В., полагая, что решение инспекции (с учётом решения Управления) является незаконным и нарушает права и охраняемые законом интересы налогоплательщика, оспорила его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о законности и обоснованности принятого налоговым органом решения, поскольку представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о неправомерном применении налогоплательщиком ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за 2021 год в размере 4%, установленной Законом Волгоградской области N 1845-ОД.
Согласно доводам апелляционной жалобы предпринимателем соблюдаются условия для возможности применения ставки 4% в рамках реализации Закона Волгоградской области N 1845-ОД. Расчёт по страховым взносам должен быть произведён исходя из среднесписочной численности работников (18 человек), средний размер выплат которым в 2021 году составил больше размера минимальной заработной платы в Волгоградской области.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений, данных в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушения прав в соответствии со статьёй 65 АПК РФ лежит на заявителе.
В подпункте 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 НК РФ УСН применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 346.14 НК РФ объектом налогообложения по УСН признаются в том числе доходы.
В случае, если объектом налогообложения являются доходы индивидуального предпринимателя, налоговой базой признаётся денежное выражение доходов индивидуального предпринимателя (пункт 1 статьи 346.18 НК РФ).
В пункте 1 статьи 346.15 НК РФ определено, что налогоплательщики при определении объекта налогообложения по УСН учитывают следующие доходы: доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьёй 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьёй 250 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 346.20 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6% в зависимости от категорий налогоплательщиков.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Закона Волгоградской области N 1845-ОД ставки налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, устанавливаются на 2021 год в следующих размерах:
4% - в случае, если объектом налогообложения являются доходы;
10% - в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.
Указанные ставки налога применяются для налогоплательщиков, соответствующих одновременно следующим требованиям:
1) среднесписочная численность работников за 2021 год составляет:
для организаций, зарегистрированных до 31 декабря 2020 года включительно и имевших наёмных работников в 2020 году, - не менее двух человек и не менее 80% от среднесписочной численности работников, отражённой организацией в сведениях о среднесписочной численности за 2020 год, предоставляемых в налоговый орган;
для организаций, зарегистрированных до 31 декабря 2020 года включительно и не имевших наёмных работников в 2020 году, а также для организаций, зарегистрированных с 1 января 2021 года, - не менее двух человек;
для индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных до 31 декабря 2020 года включительно и имевших наёмных работников в 2020 году, - не менее одного человека и не менее 80% от среднесписочной численности работников, отражённой индивидуальным предпринимателем в сведениях о среднесписочной численности за 2020 год, предоставляемых в налоговый орган;
для индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных до 31 декабря 2020 года включительно и не имевших наёмных работников в 2020 году, а также для индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных с 1 января 2021 года, - не менее одного человека;
2) средний размер начисленных в 2021 году ежемесячных выплат и вознаграждений в пользу физических лиц составляет не ниже размера минимальной заработной платы в Волгоградской области для внебюджетного сектора экономики на 2021 год, установленного Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Волгоградской области.
Расчёт среднего размера начисленных в 2021 году ежемесячных выплат и вознаграждений в пользу физических лиц (Ср) производится по следующей формуле:
* - сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральным законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования, в соответствии со статьёй 420 НК РФ в 2021 году;
К - количество физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральным законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования, с выплат и вознаграждений которым в 2021 году исчислены страховые взносы;
П - 12 месяцев, а для налогоплательщиков, зарегистрированных после 1 января 2021 года, - количество полных месяцев осуществления деятельности, начиная с даты государственной регистрации налогоплательщиков.
В части 8 статьи 1 Закона Волгоградской области N 1845-ОД определено, что налоговые ставки, установленные настоящей статьёй, подлежат применению налогоплательщиками, применяющими УСН, если иное не установлено пунктами 1.1 и 2.1 статьи 346.20 НК РФ.
В соответствии с Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Волгоградской области (заключено 26.06.2019 N РС-71/19) минимальная заработная плата в Волгоградской области устанавливается для внебюджетного сектора экономики - в размере 1,3 величины прожиточного минимума трудоспособного населения Волгоградской области за второй квартал предыдущего года.
Согласно Закону Волгоградской области от 25 июля 2005 года N 1091-ОД "О прожиточном минимуме в Волгоградской области", а также постановлению Администрации Волгоградской области от 14 августа 2020 года N 480-п "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Волгоградской области за второй квартал 2020 года" величина прожиточного минимума за второй квартал 2020 года установлена для трудоспособного населения в размере 10 892 руб.
Таким образом, минимальная заработная плата в Волгоградской области в 2021 году составляла 14 159,6 руб. (10 892 * 1,3).
В соответствии с данными расчётов по страховым взносам среднесписочная численность работников налогоплательщика в 2020 году составляла 27 человек, в 2021 году - 23 человека, что составляет 85% от среднесписочной численности работников в 2020 году.
Таким образом, налогоплательщик соответствовал требованиям пункта 1 части 7 статьи 1 Закона Волгоградской области N 1845-ОД.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что соответствовал и требованиям пункта 2 части 7 статьи 1 Закона Волгоградской области N 1845-ОД. Согласно доводам жалобы расчёт средней заработной платы должен производиться исходя из отработанного времени. То есть работники, работавшие на условиях совместительства, неполного рабочего времени, а также отработавшие неполные 12 месяцев в календарном году, не могут учитываться при расчёте средней заработной платы.
Согласно расчёту, представленному предпринимателем, размер средней заработной платы в 2021 году составлял 17 248,29 руб. (сумма налогооблагаемых доходов 3 725 630,17 руб./среднесписочная численность 18 человек/12 месяцев).
Доводы предпринимателя о правильности указанного расчёта исходя из среднесписочной численности работников 18 человек отклонены судом апелляционной инстанции как несостоятельные, поскольку основаны на неверном толковании формулы, приведённой в пункте 2 части 7 статьи 1 Закона Волгоградской области N 1845-ОД.
Исходя из буквального толкования, в показателе "К" данной формулы указывается количество физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральным законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования, с выплат и вознаграждений которым в 2021 году исчислены страховые взносы, и не предусматривается расчёт количества физических лиц иным способом, в том числе исходя из среднесписочной численности работников налогоплательщика.
Кроме того, при расчёте среднего размера начисленных в 2021 году ежемесячных выплат и вознаграждений в пользу физических лиц по приведённой формуле фактически отработанное сотрудниками в течение года время также не учитывается. В расчёте участвуют все физические лица, с доходов которых исчислены страховые взносы, независимо от количества отработанного времени.
Учитывая изложенное, расчёт должен быть произведён исходя из фактического количества работавших у предпринимателя физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Исходя из данных показателей, а также сведений, указанных налогоплательщиком в уточнённом расчёте по страховым взносам от 15 марта 2023 года, средний размер начисленных в 2021 году ежемесячных выплат и вознаграждений в пользу физических лиц составил 13544,37 руб. (Ср. = 3 738 244,99/ 23/ 12 = 13544,37 руб.).
Данный показатель ниже установленной минимальной заработной платы в Волгоградской области в 2021 году на 615,23 руб. (14 159,6 руб. - 13 544,37 руб.).
Приведённый налоговым органом расчёт среднего размера начисленных в 2021 году ежемесячных выплат и вознаграждений в пользу физических лиц соответствует формуле, изложенной в пункте 2 части 7 статьи 1 Закона Волгоградской области N 1845-ОД.
На основании изложенного ссылка заявителя на приказ Росстата от 24 ноября 2021 года N 832 "Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации" несостоятельна.
Кроме того, решением Волгоградского областного суда от 20 декабря 2022 года по делу N 3а-490/2022 в удовлетворении требований ООО "АК-Сервис" о признании недействующим пункта 2 части 7 статьи 1 Закона Волгоградской области от 10 февраля 2009 года N 1845-ОД "О ставке налога, уплачиваемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения" в редакции Законов Волгоградской области от 26 декабря 2020 года N 135-ОД, от 28 декабря 2021 года N 131-ОД отказано.
Таким образом, выводы налогового органа о несоответствии налогоплательщика требованиям пункта 2 части 7 статьи 1 Закона Волгоградской области N 1845-ОД являются верными.
Ввиду отсутствия совокупности условий, установленных частью 7 статьи 1 Закона Волгоградской области N 1845-ОД, у ИП Шараповой О.В. отсутствует право на применение пониженной налоговой ставки 4% в 2021 году по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о неправомерном применении налогоплательщиком ставки 4% для исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, по объекту налогообложения "доходы".
Учитывая изложенное, налог за 2021 год, уплачиваемый предпринимателем в связи с применением УСН, по объекту налогообложения "доходы" должен быть рассчитан исходя из установленной пунктом 1 статьи 346.20 НК РФ налоговой ставки в размере 6%.
Согласно расчёту налогового органа сумма исчисленного налога за налоговый период составила 7 386 730 руб. (123 112 160 * 6 %).
По данным налогоплательщика, указанным в декларации, сумма исчисленного налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, с применением налоговой ставки 4% за налоговый период составила 4 924 486 руб.
Следовательно, занижение предпринимателем исчисленной суммы налога составило 2 462 244 руб.
Размер начисленных налогоплательщику сумм налога и штрафных санкций (с учётом решения Управления) проверен судом и признан верным.
Судами обеих инстанций проверена процедура проведения налоговым органом камеральной налоговой проверки и оформления её результатов, по результатам которой суды пришли к выводу о соблюдении налоговым органом требований НК РФ и об отсутствии существенных нарушений, влекущих отмену оспариваемого решения.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка.
Поскольку решение инспекции от 14 апреля 2023 года N 1153 является законным и обоснованным, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований на основании части 3 статьи 201 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 5 февраля 2024 года по делу N А12-23597/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-23597/2023
Истец: Шарапова Ольга Викторовна
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 10 ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ