г. Москва |
|
20 мая 2024 г. |
Дело N А41-91764/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Боровиковой С.В., Бархатовой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Рожковой Л.Д.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу СНТ РАЗДОЛЬЕ на решение Арбитражного суда Московской области от 29.02.2024 по делу N А41-91764/23, принятое судьей Бобковой С.Ю., по иску ООО "КАШИРСКИЙ РО" (ОГРН: 1185022001042, ИНН: 5019029228) к СНТ РАЗДОЛЬЕ (ОГРН: 1025005923360, ИНН: 5045014059) об изменении условий Договора NКРО-2019-0091432 от 25.05.2021 г. на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязании ответчика обеспечить раздельное накопление отходов и оборудовать место (площадку) накопления ТКО (контейнерную площадку) по адресу: Московская обл., г.о.Ступино, м.Новоселки, СНТ "РАЗДОЛЬЕ" контейнером объемом 0,9 куб. м. для обеспечения раздельного накопления ТКО,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Каширский РО" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к СНТ "РАЗДОЛЬЕ" об изменении условий Договора N КРО-2019-0091432 от 25.05.2021 г. на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.02.2024 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и нарушением норм процессуального права.
В материалы дела от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Представитель СНТ РАЗДОЛЬЕ поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель ООО "КАШИРСКИЙ РО" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Московской области в Каширской зоне, заключенным по результатам проведенного конкурсного отбора 28.04.2018 между Министерством экологии и природопользования Московской области и Региональным оператором (далее - Соглашение), последний наделен статусом регионального оператора по обращению с ТКО.
Между ООО "Каширский РО" и СНТ "РАЗДОЛЬЕ" заключен договор N КРО-2019-0091432 от 25.05.2021 г. на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении объекта по адресу: Московская обл., г.о.Ступино, м. Новоселки, СНТ "РАЗДОЛЬЕ".
В соответствии с п. 15 договора стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 г. N 505 (далее - Правила N 505), исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО.
Количество и тип контейнера/бункера, используемых ответчиком, периодичность вывоза ТКО зафиксированы в Приложении к договору "Информация по предмету договора".
В соответствии с указанным приложением, ответчик использует место (площадку) накопления ТКО по адресу: Московская обл., г.о.Ступино, м. Новоселки, СНТ "РАЗДОЛЬЕ" 1 контейнер для смешанных отходов объемом 1,1 куб. м, периодичность вывоза - по графику еженедельно по пятницам с апреля по октябрь, свыше графика - по заявке.
Истец в исковом заявлении отмечает, что установленная в договоре периодичность транспортирования ТКО не соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам.
В целях приведения в соответствие Договора нормам действующего законодательства Региональный оператор письмом исх. N 22391 от 21.06.2023 (почтовый идентификатор N 80097485069741) в адрес ответчика было направлено два экземпляра дополнительного соглашения к Договору на оказание услуг по обращению с ТКО, подписанный со стороны Регионального оператора.
Ответчик свою обязанность по получению корреспонденции не исполнил и по истечению срока хранения 29.08.2023 письмо было возвращено отправителю.
Поскольку стороны не пришли к согласию по внесению изменений в Договор на оказание услуг по обращению с ТКО, истец обратился с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался следующими обстоятельствами.
В соответствии со ст. 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 названного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно п. 1 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Пунктом 2 ст. 445 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда (п. 4 ст. 445 ГК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422).
Пункт 4 статьи 426 ГК РФ предусматривает, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641", пункт 15 которого предусматривает следующие способы осуществления учета объема (массы) твердых коммунальных отходов, о которых могут договориться стороны: расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов; расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов; исходя из массы твердых коммунальных отходов.
Определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 N 505 (Правила N 505).
В соответствии с п. 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505, согласно которому коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: - нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; - количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Решением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 17.02.2021 по делу N АКПИ20-956 в ходе рассмотрения административного искового заявления об оспаривании пункта 8 Правил N 505 отмечено, что пунктом 2 статьи 24.10 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Подпункт "а" пункта 5 Правил предусматривает коммерческий учет твердых коммунальных отходов расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, или из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов. Отсутствие на территории субъекта Российской Федерации организованного накопления твердых коммунальных отходов позволяет собственнику твердых коммунальных отходов осуществлять коммерческий учет твердых коммунальных отходов в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил одним из альтернативных способов расчета.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации Минприроды России письмом от 17.03.2021 N 07-25-53/6886 "По вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами" ссылаясь на выводы, изложенные в указанном судебном акте, также подтвердило, что юридические лица вправе производить расчет как по количеству и объему установленных контейнеров, так и по установленным уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации нормативам накопления ТКО.
Определением от 27.04.2021 по делу N 305-ЭС21-54 Верховный Суд Российской Федерации подтвердил позицию о том, что при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункты 5 и 6 Правил учета ТКО).
Распоряжением Министерства ЖКХ МО от 20.09.2021 N 431-РВ "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Московской области" утверждены прилагаемые нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Московской области с 01.10.2021, согласно которым годовой норматив накопления отходов для садоводческих кооперативов, садово-огородных товариществ за 1 участок составляет 1,48 куб. м.
В соответствии с п. 5 "Правил коммерческого учета объема и(или) массы твердых коммунальных отходов", коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
В соответствии с п. 2.13 Распоряжения N 350-РВ каждая контейнерная площадка на территории МКД Московской области оборудуется отдельным контейнером (контейнерами) для сухих отходов, годных к переработке, и контейнерами для смешанных отходов.
Распоряжением N 350-РВ также установлены следующие требования: Раздельное накопление ТКО предусматривает разделение ТКО по видам однородных отходов, складирование разделенных видов ТКО на контейнерных площадках в соответствующие контейнеры, предназначенные для раздельного накопления ТКО (п. 2.9). Раздельное накопление ТКО организуется региональными операторами, на территории которых осуществляется раздельное накопление ТКО (п. 2.10). При раздельном накоплении ТКО из ТКО выделяются сухие отходы, подлежащие утилизации, а именно: бумага, картон, пластик, полиэтилен, металл, стекло, годные к вторичной переработке, не загрязненные пищевыми отходами (п. 2.11).
Организация раздельного накопления ТКО на территории Московской области осуществляется с помощью двухконтейнерной системы раздельного накопления ТКО, при которой сухие отходы размещаются в одном контейнере с синей цветовой индикацией. Смешанные отходы размещаются в контейнере с серой цветовой индикацией (п. 2.11). Контейнер для раздельного накопления ТКО имеет маркировку, соответствующую разработанному единому стандарту оформления системы раздельного накопления ТКО на территории Московской области согласно приложению (далее - Стандарт РСО), с содержанием информации о видах ТКО, подлежащих накоплению в соответствующем контейнере (п. 3.3). Вывоз сухих отходов с мест их накопления осуществляется по мере накопления, но не реже 2 раз в неделю в соответствии с графиком вывоза ТКО (п. 6.2). Вывоз смешанных отходов с мест их накопления осуществляется по мере накопления, но не реже 1 раза в день в соответствии с графиком вывоза ТКО (п. 6.3).
В силу п. 8 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 (исходя из количества и объема контейнеров, установленных в местах накопления ТКО) только при раздельном накоплении ТКО, в связи с чем в данном случае объем ТКО должен определяться в соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.
Кроме того, как было указано выше, между ООО "Каширский РО" и ответчиком заключен договор на оказание услуг по обращению с КРО N КРО-2019-0091432 от 25.05.2021 (далее - Договор) в отношении объекта по адресу: Московская область, г. Ступино, с. Новоселки, тер. СНТ "Раздолье". |
В соответствии с п. 4.1. Договора стороны согласились производить учет объема и (Или) Г массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 г. N 505 (далее - Правила N 505), расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров (бункеров) для складирования ТКО.
Количество и тип контейнера/бункера, используемых ответчиком, периодичность вывоза ТКО зафиксированы в приложении к договору "Информация по предмету договора".
В соответствии с указанным приложением, ответчик использует место (площадку) накопления ТКО по адресу: Московская область, г. Ступино, с. Новоселки, СНТ "Радуга", 1 контейнер для смешанных отходов объемом 1,1 куб. м., периодичность вывоза ТКО установлена с мая по октябрь еженедельно по пятницам.
Распоряжением Министерства ЖКХ МО от 20.09.2021 N 431-РВ "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Московской области" утверждены нормативы накопления ТКО, в том числе для СНТ - 1,48 м. куб на 1 земельный участок в год.
Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 27.12.2023 N 337-Р в спорный период утвержден тариф в размере 876, 24 руб.
На стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции установлено, что количество участков в СНТ "Раздолье" составляет 71. Ответчиком информация неоднократно подтверждена.
В соответствии с п. 3.4 Распоряжения Министерства ЖКХ МО N 350-РВ от 26.06.2019 необходимое количество контейнеров на контейнерной площадке и их вместимость определяются исходя из нормативов накопления отходов.
Периодичность транспортирования ТКО в соответствии с нормами СанПиН 42-128-4690-88, действовавшего на момент заключения Договора, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (вместе с "СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы.."), а также Порядком накопления определена как ежедневная (не реже 1 раза в сутки) при среднесуточной температуре свыше +5 °С, не более 3 суток - при среднесуточной температуре плюс 4 °С и ниже.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что расчет должен производиться, исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.
Пленум Верховного Суда РФ в пункте 38 постановления от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса РФ о заключении и толковании договора" разъяснил, что требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор, (пункт 2 статьи 3, пункт 1 статьи 421, абзац первый пункта 1 статьи 445 Гражданского кодекса РФ).
В силу пункта 1 статьи 446 Гражданского кодекса РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что предложенные Региональным оператором условия договора, основаны на императивных нормах законодательства, призванных обеспечить безопасность осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО для населения и окружающей среды.
Поскольку условия заключенного между сторонами договора противоречат действующему законодательству, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Довод жалобы об обязанности истца предоставить ответчику контейнеры не является предметом рассмотрения по настоящему делу.
Ответчик в апелляционной жалобе в качестве довода указывает, что СанПин 2.1.3684-21 не распространяет свое действие на СНТ в части периодичности транспортирования ТКО.
Суд апелляционной инстанции отклоняет указанный довод по следующим основаниям.
Пунктом 1 СанПин 2.1.3684-21 предусмотрено, что настоящие санитарные правила и нормы (далее - Санитарные правила) являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты).
В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества.
Таким образом, СанПин 2.1.3684-21 является обязательным для исполнения СНТ.
Иные доводы заявителя направлены на переоценку обжалуемого судебного акта, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.02.2024 по делу N А41-91764/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-91764/2023
Истец: ООО "КАШИРСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР"
Ответчик: СНТ РАЗДОЛЬЕ