город Ростов-на-Дону |
|
20 мая 2024 г. |
дело N А32-22935/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шапкина П.В.,
судей Ю.И. Барановой, М.Г. Величко
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвейчук А.Д.,
в отсутствие участвующих в деле лиц, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Сочиторгтехника", АО "Крайжилкомресурс" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.02.2024 по делу N А32-22935/2023
по иску АО "Крайжилкомресурс"
к АО "Сочиторгтехника"
о взыскании суммы долга, неустойки,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Крайжилкомресурс" (далее - истец, АО "Крайжилкомресурс") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к акционерному обществу "Сочиторгтехника" (далее - ответчик, АО "Сочиторгтехника") о взыскании суммы долга за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2020 по 31.10.2023 в размере 104 125,67 руб., неустойки за период с 11.02.2020 по 13.11.2023 в размере 51 003,34 руб. (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.02.2024 ходатайство АО "Крайжилкомресурс" об уменьшении исковых требований удовлетворено. С АО "Сочиторгтехника" в пользу АО "Крайжилкомресурс" взысканы задолженность за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 95 712,64 руб., неустойка в размере 45 094,33 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 478,14 руб. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
С АО "Сочиторгтехника" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 3 654 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец и ответчик обжаловали его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционных жалобах заявители указали на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ответчик в апелляционной жалобе указывает, что судом первой инстанции не была дана оценка о соответствии фотографий здания принадлежащего АО "Сочиторгтехника" расположенного по адресу г. Сочи. Адлерский р-он, ул. Ромашек 1. Помещения по адресу Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский р-он по своему назначению являются складом/мастерской находиться в технически неэксплуатируемом, не пригодном для работы состоянии, в связи с чем возможности образования мусора нет. Представленные истцом фотографии с объектами автомойка, прачечная, автотехцентр, ремонт одежды явно превышают площадь здания, принадлежащего ответчику, и находятся в разных частях улицы Ромашек и в разных зданиях. Ответчик указывает, что задолженность перед истцом отсутствует. Истцом не представлено доказательств подтверждающих наличие задолженности АО "Сочиторгтехника".
Истец в апелляционной жалобе указывает, что суд первой инстанции необоснованно отказал в части требований, применив нормы об исковой давности к основному долгу, начисленному за январь - апрель 2020 года, а затем и к неустойке, начисленной на эти платежи, как к произвольному требованию.
Посредством электронной подачи документов через систему "Мой арбитр" от истца в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу ответчика.
Также посредством электронной подачи документов через систему "Мой арбитр" от истца поступило ходатайство о проведении судебного заседания путем использования системы веб-конференции, которое было рассмотрено и удовлетворено судом.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель истца Табуев С.Л., ходатайство которого об участии в судебном заседании в режиме веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) было удовлетворено судом, в назначенное время не подключился к данной системе. Наличие технических сбоев в работе системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) не установлено.
В судебное заседание не явились участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства.
Суд, совещаясь на месте, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определил: рассматривать дело в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению на основании нижеследующего.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ) все субъекты Российской Федерации должны перейти на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), при которой их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение на территории региона должны обеспечиваться региональным оператором по обращению с ТКО (одним или несколькими) в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
По результатам проведения конкурсных процедур 14.01.2019 заключено соглашение между Министерством топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края и АО "Крайжилкомресурс". Приказом Министерства от 15.09.2019 N 6 статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Белореченской зоне, в которую входит Апшсропский, Бслорсчсский, Туапсинский районы. Город Горячий Ключ и Сочи, присвоен АО "Крайжилкомресурс" (далее - Региональный оператор), которое начало осуществлять свою деятельность с 01.01.2020.
Согласно статье 24.7 Закона N °. 89-ФЗ региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение ТКО па территории Краснодарского края по Белореченской зоне обеспечиваются региональным оператором по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89- ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Пунктами 1, 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ установлено, что договор на оказание услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным и заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" операторы ТКО заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с их собственниками, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Оператор ТКО не вправе отказать в заключении указанного договора собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Согласно пункту 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2012 N 1156 (далее - Правила N 1156, Постановление N 1156), региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89- ФЗ договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Пункт 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ содержит указание на то, что договор об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
По пункту 8.17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2012 N 1156, потребитель услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку на заключение договора.
Форма и содержание заявки, а также необходимые документы в качестве приложения к заявке определены пунктами 8.5-8.7 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2012 N 1156.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и необходимые документы в течение 15 рабочих дней, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу па 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
АО "Крайжилкомресурс" исполнило обязанность по направлению публичной оферты: филиал "Сочинский" региональный оператор своевременно известил потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с 'ГКО путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте www. kgkr.ru, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на сайте Администрации муниципального образования г. Сочи, в средствах массовой информации: в газете "Новости Сочи" N 5 (3191) - N 6 (3392) от 18.01.2020.
С учётом того, что заявка от потребителя на заключение договора не направлена региональному оператору до 10.02.2020, начало возникновения обязательства ответчика перед истцом подлежит определению в соответствии с требованиями пункта 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Согласно пункту 8 (18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цепе, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Приказом Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края "Об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами" N 43/2019-ТКО от 30.12.2019 (далее - Приказ N 43/2019-ТКО) установлены единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении АО "Крайжилкомрссурс" на территории Белореченской зоны деятельности.
Соответственно, в пункте 4 размещенного для потребителей типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрено, что дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами 10.01.2020.
Во исполнение условий типового договора АО "Крайжилкомресурс" оказаны услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Однако АО "Сочиторгтехника" оказанные услуги оплачены не были.
АО "Крайжилкомресурс" обратилось к АО "Сочиторгтехника" с предложением в досудебном порядке погасить сумму долга по договору, направив в адрес АО "Сочиторгтехника" досудебную претензию о погашении задолженности.
Поскольку изложенные в данной претензии требования не были исполнены АО "Сочиторгтехника" в добровольном порядке, АО "Крайжилкомресурс" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции, истец учел возражения ответчика относительно объекта с кадастровым номером 23:49:0204001:1783 ул. Юных Ленинцев д. 10/2 г. Сочи, данный объект исключен из расчета задолженности, также из расчета задолженности исключена часть площади с кадастровым номером 23:49:0402022:1893 ул. Ромашек д. 1, г. Сочи, поскольку на такую площадь заключен договор на вывоз ТКО.
На момент рассмотрения дела задолженность ответчика перед истцом (с учетом уточненных исковых требований) за период с 01.01.2020 по 31.10.2023 составляла 104 125,67 руб., неустойка за период с 11.02.2020 по 13.11.2023 составляет 51 003,34 руб..
В решении суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьями 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается
По правилам части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса.
Согласно статье 780 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.
В силу положений статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), согласно части 1 статьи 24.7 которого региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО для регионального оператора является публичным.
Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с ТКО предусмотрена статьями 24.6 и 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктами 4, 8 (11), 8 (12) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - постановление N 1156).
Пунктом 8 (18) Правил от 12.11.2016 N 1156 предусмотрено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, обращение с твердыми коммунальными отходами обеспечивается исключительно региональным оператором.
По результатам проведения конкурсных процедур, 14.01.2019 заключено соглашение между Министерством топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края и АО "Крайжилкомресурс". Приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 15.01.2019 N 6 статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Белореченской зоне, в которую входят Апшеронский, Белореченский, Туапсинский районы, города Горячий ключ и Сочи, присвоен АО "Крайжилкомресурс" (далее - Региональный оператор) и начало осуществлять свою деятельность с 01.01.2020.
ТКО - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии с п. 8(1) постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156) Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся: в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Согласно п. 8.17 Правил N 1156 Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор известил потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО посредством опубликования предложения заключения договора в газете "Новости Сочи" N 5(3391) - N 6 (3392) от 18.01.2020, путем опубликования информации на официальном интернет-сайте АО "Крайжилкомресурс" и официальном интернет-сайте администрации города Сочи.
Пунктом 8(18) Правил N 1156 предусмотрено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Ответчику направлен проект типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО в 2-х экземплярах, что подтверждается уведомлением о вручении.
Согласно пункту 8(11) Правил N 1156 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156) потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству РФ.
Однако до настоящего времени подписанный экземпляр договора в адрес регионального оператора возвращен не был.
В соответствии с пунктом 8(12) Правил N 1156 установлено, что в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Согласно статье 433 Гражданского кодекса Российской Федерации Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
Таким образом, между истцом и ответчиком сложились договорные правоотношения, регулирующие порядок оказания услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации; в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО; нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
В соответствии с п. 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО" (далее - Правила N 505), в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505.
Соответственно, согласно пп. "а" п. 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Нормативы накопления ТКО в Краснодарском крае утверждены Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17.03.2017 N 175 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае".
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.08.2019 528 "О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17.03.2017 N 175 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае" (далее - Постановление N 528) внесены изменения в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17.03.2017 N 175 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае".
Приказом РЭК - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 30.12.2019 N 43/2019-ТКО установлен единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО на 2020 год.
Приказом РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.12.20209 N 35/2020-ТКО установлен единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО на 2021 год.
Ежемесячный расчет стоимости услуг по обращению с ТКО произведен по следующей формуле: расчетная единица (в зависимости от вида деятельности) * Норматив накопления ТКО в Краснодарском крае (в зависимости от вида деятельности) / количество дней в году * количество дней в месяц * Единый тариф (действующий на момент оказания услуги).
Согласно п. 3.3. типовой формы договора на оказание услуг по обращению с ТКО предусмотрено, что Потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
В тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, следует иметь в виду, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные (пункт 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров").
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением на основании пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пунктов 5 и 7 Правил обращения с ТКО. Собственниками ТКО, обязанными заключить договор с региональными операторами, являются лица, в результате деятельности которых образовались эти отходы либо уполномоченные ими лица в интересах собственников ТКО.
С учетом изложенного, суд первой инстанции верно установил, что плата за услуги регионального оператора по обращению с ТКО является частью бремени содержания имущества.
В соответствии с Правилами обращения с ТКО потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Следовательно, потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, он должен утилизировать отходы посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
Позиция истца подтверждается соответствующей судебной практикой (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 03.02.2020 по делу N А36- 3453/2019, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.02.2020 по делу N А27-8016/2019, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28.10.2019 по делу NАЗ6-254/2019, постановление Арбитражного суда ЗападноСибирского округа от 13.04.2020 по делу N А27-18922/2019).
В суде первой инстанции ответчик ссылался на заключенный договор аренды с ИП Григорьевой JI.B. (абонирована часть площади объекта расположенного по адресу г. Сочи, Адлерский район, ул. Ромашек, д. 1 с кадастровым номером 23:49:0402022:1893, а именно 77,1 кв.м., объект расположенный по адресу г. Сочи, ул. Юных Ленинцев, д. 10/2) с кадастровым номером 23:49:0204001:1783), в связи с чем обязанность по оплате услуг по обращению С ТКО у истца отсутствует.
Аналогичные приведены в апелляционной жалобе ответчика.
Однако с учетом указанных сведений относительно объекта с кадастровым номером 23:49:0204001:1783 ул. Юных Ленинцев д. 10/2 г. Сочи, данный объект исключен истцом из расчета задолженности, также из расчета задолженности истцом исключена часть площади с кадастровым номером 23:49:0402022:1893 ул. Ромашек д. 1, г. Сочи, поскольку на такую площадь заключен договор на вывоз ТКО.
Таким образом, указанные доводы ответчика являются несостоятельными.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик указал, что помещения по адресу: г. Сочи, ул. Ромашек, д. 1 являются нежилыми и имеют назначение - гараж, в связи с чем, в указанных помещениях никто не проживает, ТКО не образовываются.
Аналогичные ссылки содержит и апелляционная жалоба ответчика.
Между тем, суд первой инстанции правильно указал, что в соответствии с пунктом 8 (1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном данным разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся, в том числе в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах, и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Согласно приложению N 2 постановления главы Администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.08.2019 N 528, (п. 3 категория объекта-предприятия транспортной инфраструктуры; п. 3.4 - гаражи, парковки закрытого типа) годовая норма накопления для которых равна 0,69 куб.м. на 1 м2 общей площади помещений.
Совокупность указанных обстоятельств подтверждает, что объект/гараж используется, меры по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами па индивидуальных условиях ответчиком не приняты, в связи с чем объем за услуги ТКО определяется на основании типового договора в соответствии с действующими тарифами.
Образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, и несет риск наступления последствий совершения или несовершения процессуальных действий (часть 1 статьи 65 и часть 2 статьи 9 Кодекса).
Кроме того, документы, подтверждающие отсутствие образования/накопления ТКО с приложением документов, подтверждающих отсутствие ведение какой-либо хозяйственной деятельности с образованием/накопление ТКО на спорном объекте, договорные отношения по вывозу ТКО с иным уполномоченным оператором ответчиком в материалы дела ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции не представлены.
В связи с чем, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что истцом требования заявлены правомерно.
Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии задолженности, о том, что услуги истцом не оказывались, доказательства наличия задолженности отсутствуют, отклоняются апелляционным судом.
Из материалов дела не следует, что в пределах спорного периода ответчик обращался с какими-либо претензиями к истцу.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Ответчик в порядке, установленном императивными нормами права, не заявлял о нарушениях региональным оператором обязательств по договору. Доказательства направления истцу письменных мотивированных отказов от подписания актов оказанных услуг отсутствуют.
При таких обстоятельствах, учитывая, что факт ненадлежащего исполнения договорных обязательств документально не зафиксирован, ответчик не доказал, принимая во внимание, что процесс образования ТКО презюмируется, аргумент потребителя о том, что услуга не оказана, не обоснован. Ответчик ошибочно понимает правила распределения бремени доказывания юридически значимых обстоятельств по данной категории споров (аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.02.2024 по делу N А32-6837/2023).
Кроме того, истцом в материалы дела представлен акт обследования объекта образования ТКО от 29.09.2023, согласно которому по адресу г. Сочи, ул. Ромашек, д. 1, с кадастровыми номерами 23:49:0402022:1892 и 23:49:0402022:1983, расположены следующие объекты: автомойка, прачечная, автотехцентр, ремонт одежды.
Указанный акт ответчиком не оспорен.
Документы, подтверждающие отсутствие образования/накопления ТКО с приложением документов, подтверждающих отсутствие ведение какой-либо хозяйственной деятельности с образованием/накопление ТКО на указанных объектах, договорные отношения по вывозу ТКО с иным уполномоченным оператором ответчиком в материалы дела ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции не представлены, ввиду чего доводы ответчика о том, что данные объекты являются неэксплуатируемыми, подлежат отклонению.
Ответчиком в суде первой инстанции было заявлено ходатайство о применении срока исковой давности.
Согласно пункту 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Заявление о применении срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года и в силу пункта 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Согласно статье 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Данное положение связывает начало течения срока исковой давности с объективным моментом - нарушением права и субъективным моментом - осведомленностью лица о таком нарушении.
В подтверждение соблюдения претензионного порядка урегулирования спора в материалы дела представлена претензия, направленная ответчику 07.10.2022.
Таким образом, срок исковой давности в данном случае составляет 3 года и 1 месяц.
Исковое заявление поступило в суд 04.05.2023.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что срок исковой давности следует исчислять с 04.04.2020.
Доводы апелляционной жалобы истца о необоснованном применении судом первой инстанции срока исковой давности в связи с тем, что истцом было затрачено время на получение выписки из ЕГРН для установления надлежащего ответчика по настоящему делу, отклоняются апелляционным судом.
Истец, зная о наличии задолженности по спорным объектам на протяжении более чем трех лет, действуя добросовестно с должной степенью осмотрительности и заботливости, имел возможность установить надлежащего ответчика в пределах срока исковой давности с момента образования задолженности.
Суд первой инстанции произвел расчет задолженности с учетом срока исковой давности, который составил 95 712,64 руб.
Контррасчет задолженности сторонами не представлен. Апелляционный суд повторно проверил расчет задолженности и признает его верным.
Таким образом, суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу о том, что требование истца о взыскании задолженности подлежит удовлетворению в размере 95 712,64 руб. и отказал в остальной части требования.
Поскольку ответчик надлежащим образом не исполнил обязательства по оплате оказанных услуг, истцом было заявлено требование о взыскании с ответчика неустойки в размере 51 003,34 руб. за период с 11.02.2020 по 24.01.2024 (согласно расчету).
Рассматривая указанное требование, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Пунктом 22 типового договора установлено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения Потребителем обязательств по оплате Договора Региональный оператор вправе потребовать от Потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка РФ, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Пунктом 3.3 типового договора сторонами установлено, что потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
Согласно статье 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
В период действия указанного моратория не подлежит начислению неустойка за период с 06.04.2020 по 31.12.2020, с 01.04.2022 по 01.10.2022.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 26.03.2022 N 474 (ред. от 28.12.2022 N 2479) "О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 и 2023 годах" начисление и уплата пени в случае неполного и (или) несвоевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также начисление и взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, об обращении с твердыми коммунальными отходами, осуществляются в порядке, предусмотренном указанным законодательством Российской Федерации, исходя из минимального значения ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации из следующих значений: ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая по состоянию на 27.02.2022, и ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая на день фактической оплаты; начисление и уплата пени в случае просрочки исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов по договорам, заключаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении, осуществляются в порядке, предусмотренном указанным законодательством Российской Федерации, исходя из минимального значения ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации из следующих значений: ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая по состоянию на 27.02.2022, и ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая на день исполнения обязательства.
Суд первой инстанции самостоятельно произвел расчет неустойки (с учетом срока исковой давности и мораторных периодов), который составил 45 094,33 руб.
Апелляционный суд повторно проверил расчет неустойки суда первой инстанции и признает его верным. Контррасчет сторонами не представлен.
В ходе рассмотрения дела ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции ответчиком ходатайство о снижении неустойки не заявлялось. В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства ответчиком в материалы дела не представлены.
Ответчик является профессиональным участником рынка, следовательно, мог и должен был знать, что просрочка исполнения взятых на себя обязательств может послужить основанием для предъявления к нему дополнительных требований, вытекающих из просроченного им обязательства; однако из материалов дела не следует, что им предпринимались необходимые и разумные меры, которые требовались от него по характеру обязательства.
Из материалов дела следует, что при обращении истца к ответчику ничто не препятствовало последнему произвести оплату в полном объеме, что ответчиком сделано не было.
Апелляционный суд отмечает, что размер неустойки 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации сам по себе не может быть признан несоразмерным последствиям нарушения обязательства, так как соответствует обычно применимым в аналогичных правоотношениях размерам пени.
На основании изложенного, с учётом представленных документов, руководствуясь ст. 70 АПК РФ, суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу о том, что требование истца о взыскании с ответчика неустойки подлежит удовлетворению в размере 45 094,33 руб. и отказал в остальной части требования о взыскании неустойки.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, в своей совокупности не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, и не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Исходя из установленных фактов и сделанных выводов, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя жалобы в порядке, установленном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.02.2024 по делу N А32-22935/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы оставить без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
П.В. Шапкин |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-22935/2023
Истец: АО "Крайжилкомресурс", ООО "Континет"
Ответчик: АО "Сочиторгтехника", АО "Сочиторгтехника"