г. Вологда |
|
20 мая 2024 г. |
Дело N А13-13681/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 20 мая 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой Р.А.,
при участии от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Вологодской области Васильевой Н.А. по доверенности от 29.02.2024 N 18-Д, от общества с ограниченной ответственностью "Комлайн" Ступникова А.Н., директора,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комлайн" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 15 декабря 2023 года по делу N А13-13681/2023,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Вологодской области (ОГРН 1043500062517, ИНН 3525140148; адрес: 160012, Вологодская область, город Вологда, Советский проспект, дом 107; далее - управление, Роскомнадзор) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Комлайн" (ОГРН 1043500600660, ИНН 3521004360; адрес: 162251, Вологодская область, Харовский район, город Харовск, улица Красное Знамя, дом 3; далее - ООО "Комлайн", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 15 декабря 2023 года по делу N А13-13681/2023 заявленные требования удовлетворены; общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
ООО "Комлайн" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Управление в отзыве просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившей из Управления ФСБ России по Вологодской области информацией (от 20.09.2023 вх N 5316/35) управлением 20.09.2023 в 13 час 00 мин обнаружено, что на территории Вологодской области ООО "Комлайн" при оказании услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа, не обеспечивает реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач.
Поскольку указанный факт свидетельствует о нарушении обществом требований пункта 1 статьи 46, части 2 статьи 64 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ, Закон о связи), пунктов 4, 7, 10 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538 (далее - Правила взаимодействия N 538), пункта 10 Требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-разыскных мероприятий, утвержденных приказом Минсвязи от 16.01.2008 N 6 (далее - Требования N 6), пункта 10 лицензии N 171217 (Л030-00114-77/00069493), пункта 15 Положения о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2385 (далее - Положение N 2385, Положение о лицензировании), то Роскомнадзор в отношении общества 16.10.2023 составил протокол об административном правонарушении, квалифицировав деяние общества по части 4 статьи 14.1 КОАП РФ.
На основании пункта 3 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и абзаца третьего части 3 статьи 23.1 КоАП РФ управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В примечании к данной норме указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В силу пункта 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) оказание услуг связи подлежит лицензированию.
Обязанность соблюдать условия лицензирования закреплена в статье 2 названного закона.
В рассматриваемом случае Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций обществу с ограниченной ответственностью "Комлайн" выдана лицензия от 27.12.2018 N 171217 (срок действия до 27.12.2023) на осуществление деятельности по оказанию услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа.
Согласно пункту 10 Лицензионных требований (приложение к лицензии N 171217) лицензиат обязан реализовать устанавливаемые Федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
В пункте 5 Положения о лицензировании установлено, что лицензиат при осуществлении лицензируемого вида деятельности должен выполнять обязательные для соблюдения лицензионные требования осуществления деятельности в области оказания услуг связи в соответствии с перечнем согласно приложению N 2.
В приложении N 2 к этому Положению содержится Перечень лицензионных требований, обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности по оказанию услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа (далее - Перечень), которым к лицензионным требованиям отнесено обеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий (пункт 10); обеспечение реализации требований, связанных с устойчивостью, безопасностью и целостностью функционирования на территории Российской Федерации сети связи общего пользования (пункт 11).
В пункте 15 Положения N 2385 определено, что под грубым нарушением лицензионных требований понимаются следующие нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе: необеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий (для лицензиатов, оказывающих услуги связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием средств коллективного доступа, услуг связи для целей кабельного вещания, услуг связи для целей эфирного вещания, услуг связи для целей проводного радиовещания).
На основании пункта 1 статьи 46 Закона N 126-ФЗ оператор связи обязан руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей связи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования, а также требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 64 настоящего Федерального закона, а также Федерального закона "Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Связанные с этим расходы, а также расходы на создание и эксплуатацию систем управления своих сетей связи и их взаимодействие с единой сетью электросвязи Российской Федерации несут операторы связи.
В силу пункта 2 статьи 64 Закона N 126-ФЗ операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
В соответствии с пунктом 4 Правил взаимодействия N 538 сети и средства связи, используемые оператором связи, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения оперативно-разыскных мероприятий и устанавливаемым Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил взаимодействия N 538 установлено, что ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и оператора связи, а в случае, указанном в пункте 3 настоящих Правил, органа внутренних дел.
Согласно пункту 2 Требований N 6 сети электросвязи, за исключением сетей связи, предназначенных для оказания услуг связи по предоставлению каналов связи, обеспечивают возможность:
а) передачи на пункт управления (далее - пункт управления ОРМ) уполномоченного государственного органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность (далее - уполномоченный орган), информации об абонентских номерах и (или) кодах идентификации, которые были использованы для установления контролируемого соединения и (или) передачи сообщений электросвязи;
б) передачи на пункт управления ОРМ информации, передаваемой в контролируемом соединении и (или) сообщении электросвязи, в том виде, в котором эта информация передается в сеть связи оператора связи с пользовательского (оконечного) оборудования или из присоединенной сети связи.
В случае оказания услуг связи, в процессе которых средствами сети связи оператора связи осуществляется дополнительное кодирование передаваемой информации, на пункт управления ОРМ такая информация передается в декодированном виде.
Информация, передаваемая в контролируемом соединении и (или) сообщении электросвязи, передается на пункт управления ОРМ во время установленного соединения и (или) передачи сообщения электросвязи.
В силу пункта 10 этих Требований технические средства ОРМ размещаются на узлах связи сети связи оператора связи в соответствии с Планом мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-разыскных мероприятий.
Факт выявленного нарушения лицензионных условий подтверждается протоколом об административном правонарушении от 16.10.2023 N АП-35/3/639, письмом от 15.09.2023 N 88/19/1-5331нс, а также иными материалами дела в их совокупности.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что общество оказывает услуги связи по лицензии от 27.12.2018 N 171217, в том числе пользователям услугами связи (абонентам), что влечет обязанность оператора связи соблюдать лицензионные требования к сетям и средствам связи для проведения ОРМ. Оказание услуг связи на безвозмездной основе не освобождает оператора связи от исполнения лицензионных требований.
Обязанность ввести в эксплуатацию технические средства ОРМ, предусмотренные Планом мероприятий по внедрению технических средств, обеспечивающих проведение оперативно-разыскных мероприятий при предоставлении услуг местной телефонной связи на сети связи ООО "Комлайн", в населенных пунктах: г. Вологда, г. Череповец, г. Харовск; обеспечить соответствие технических средств ОРМ требованиям, предъявляемым к ним для проведения ОРМ; обеспечить проведение работ по организации линий (каналов) связи между ТС ОРМ к пункту управления уполномоченного подразделения, провести приемо-сдаточные испытания возложена на ООО "Комлайн" и решением Харовского районного суда от 10.10.2022 по делу N 2-237/2022, оставленным без изменения Вологодским областным судом от 01.02.2023 N 33-564/2023 (том 1, листы 31-34).
Таким образом, общество обязано соблюдать указанные выше лицензионные требования.
Факт осуществления обществом предпринимательской деятельности, направленной на извлечение прибыли, подтверждается в числе прочего договором о присоединении сетей электросвязи от 01.05.2007 N КС041/07, сведениями УФНС России по Вологодской области в письме от 17.10.2023, платежными поручениями.
По условиям названного договора, заключенного между ОАО "Северо-Западный Телеком" и ООО "Комлайн", общество действует как оператор связи в рамках лицензии на предоставление услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа от 27.12.2018 N 171217. ОАО "Северо-Западный Телеком" оказывает обществу услугу присоединения к своей телефонной сети связи общего пользования, в том числе обеспечивает доступ абонентов оператора связи к номерам экстренных оперативных служб.
В силу пункта 4.5.1 договора стороны обязуются осуществлять обязательства по договору в соответствии с условиями лицензий, имеющихся у сторон.
Тот факт, что общество, используя право на осуществление деятельности по лицензии N 171217, в рамках своей предпринимательской деятельности считает возможным оказывать абонентам услуги связи безвозмездно, получая доход от иных направлений этой деятельности, не изменяет предпринимательского характера такой деятельности и не устраняет обязанность соблюдать лицензионные требования.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По данному делу доказательств принятия ООО "Комлайн" всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства в целях недопущения выявленного нарушения суду не представлено. Исключительных обстоятельств, находящихся вне контроля общества, препятствующих своевременному исполнению требований законодательства, из материалов дела не усматривается, что свидетельствует о наличии вины юридического лица в совершении вмененного административного правонарушения.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности и установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности соблюдены.
Апелляционная коллегия поддерживает и вывод суда об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, поскольку в силу нормы, содержащейся в статье 2.9 КоАП РФ, а также разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пунктах 18 и 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", следует, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В рассматриваемом случае таких исключительных обстоятельств по делу не усматривается.
При этом судом принято во внимание, что обществом рассматриваемые требования не выполняются в течение длительного времени.
Наказание обществу определено в соответствии с требованиями положений статей 4.1 КоАП РФ и считать его несправедливым оснований не имеется.
Суд апелляционной инстанции констатирует, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены Арбитражным судом Вологодской области при рассмотрении настоящего спора и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим приведенные обществом аргументы признаются несостоятельными.
Арбитражный суд первой инстанции полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
В связи с этим оснований для отмены судебного акта не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 15 декабря 2023 года по делу N А13-13681/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комлайн" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-13681/2023
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "КОМЛАЙН"