г. Москва |
|
11 декабря 2014 г. |
Дело N А40-76411/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кораблевой М.С.,
судей Левиной Т.Ю., Тихонова А.П.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Полонским А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Минская 11" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15 апреля 2014 г., принятое судьей Белицкой С.В., по делу N А40-76411/2013
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Мнская 11" (ИНН 7731523880, ОГРН 1057746724573)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "едеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"(ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757)
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы,
Правительство Москвы, ОАО "Городской кадастр" о признании кадастровой стоимости
при участии в судебном заседании представителей от истца: Шатрова Ю.И. по доверенности от 29.08.2014 от ответчика: не явился, извещен; от третьего лица: от ДГИГМ - Вейн К.В. по доверенности от 27.12.2013; от Правительства Москвы - Вейн К.В. по доверенности от 01.09.2014; от ОАО "Городской кадастр" - не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Минская 11" (далее - истец) обратилось с иском к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве (далее - ответчик) о признании недействительным с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о размере кадастровой стоимости 279.578.944 руб. 26 коп. и о размере удельного показателя кадастровой стоимости 68.507 руб. 46 коп. за 1 кв.м. земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва, Минская ул., вл.11 (кад. N 77:07:0005003:14); об установлении с 01.01.13 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:07:0005003:14, расположенного по адресу: г.Москва, Минская ул., вл.11 в размере его рыночной стоимости 134.570.890 руб, об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице ФГБУ "ФКП Росреестра по Москве" внести изменения в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, по адресу: г.Москва, Минская ул., вл.11 равной его рыночной стоимости 134.570.890 руб.с указанием даты внесения 01.01.13.
Третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Департамент городского имущества города Москвы, Правительство г. Москвы и ОАО "Городской кадастр".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.04.2014 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Минская 11" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение, удовлетворив заявленные требования. В обоснование к отмене судебного акта податель апелляционной жалобы ссылается на то, что выкуп земельного участка должен производиться по кадастровой стоимости, которая должна быть равна рыночной стоимости. Законодательство не содержит ограничений по установлению арендаторами рыночной стоимости земельного участка, находящегося в аренде.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2014 решение Арбитражного суда оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 15 октября 2014 года указанное выше постановление арбитражного апелляционного суда было отменено по процессуальным основаниям, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В заседание суда апелляционной инстанции истец поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить оспариваемое решение. Представитель Департамента и Правительства Москвы возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
Ответчик, а также ОАО "Городской кадастр", будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Материалами дела установлено, что ООО "Минская 11" является арендатором спорного земельного участка по договору от 30.07.04 N М-07-027109 аренды земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва, Минская ул., вл.11 (кад. N 77:07:0005003:14).
Согласно постановлению Правительства Москвы от 27.11.12 N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" с 2013 года в отношении арендуемого истцом участка установлена его кадастровая стоимость в размере 279.578.944 руб. 26 коп.
В обоснование исковых требований истец ссылается на нарушение своих прав по размеру арендных платежей, в связи с завышением кадастровой стоимости земельного участка; в подтверждение данного факта истцом представлен Отчет ЗАО "Консалтинговая фирма "Джи Ай Си" N 0101/12-667, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2012 составила 134.570.890 руб.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи, а в силу пункта 3 этой же статьи Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Как следует из п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе, функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
В соответствии со статьей 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (пункты 1, 2).
Согласно п. 1 части 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п.3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Таким образом, положения п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в обеих редакциях допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости, и на то, что законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Как усматривается из ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", результаты определения кадастровой стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов недвижимости могут быть оспорены физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в арбитражном суде.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В ст. 24.19 указано, что основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются либо установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, либо недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Установление судом кадастровой стоимости в размере рыночной является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости и, следовательно, производится на будущее время. Сведения о размере такой стоимости вносятся в государственный кадастр недвижимости не ранее вступления в законную силу соответствующего судебного акта.
То обстоятельство, что размер рыночной стоимости определяется по состоянию на дату определения кадастровой стоимости, не является основанием для установления нового размера кадастровой стоимости с даты, ранее даты вступления в законную силу судебного акта об установлении нового размера кадастровой стоимости.
Между тем судебная коллегия отмечает следующее. Частью 1 статьи 4 АПК РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом. В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен.
На момент рассмотрения настоящего дела в арбитражном суде первой инстанции постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы", вступившим в силу с 01.01.2014, утверждена новая кадастровая стоимость спорного участка, определенная по состоянию на 01.01.2013.
Следует отметить, что поскольку установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, то в связи с утверждением уполномоченным органом результатов новой кадастровой оценки земель кадастровая стоимость в размере рыночной по состоянию на дату предыдущей оценки не может быть внесена в кадастр.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст.110, 266-269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от "15" апреля 2014 г. по делу N А40-76411/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
М.С. Кораблева |
Судьи |
Т.Ю. Левина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-76411/2013
Истец: ООО "Минская 11"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственное регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "ФКП Ресреестра"
Третье лицо: ДЗР г. Москвы, ОАО "Городской кадастр", Правительство г. Москвы, Правительство Москвы
Хронология рассмотрения дела:
15.12.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-48193/14
11.12.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-48193/14
11.12.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-48193/14
15.10.2014 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11500/14
30.07.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-24790/14
15.04.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-76411/13