г. Чита |
|
20 мая 2024 г. |
Дело N А19-12320/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2024 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лоншаковой Т.В., судей Горбатковой Е.В., Филипповой И.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарём Городецким Р.Г., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 января 2024 года по делу N А19-12320/2023 по исковому заявлению Отделения фонда пенсионного и социального страхования российской федерации по Иркутской области (ОГРН 1033801046003, ИНН 3808096980) к областному государственному автономному учреждению здравоохранения "Братская городская больница N 5" (ОГРН 1023800837280, ИНН 3804002194) о взыскании 2 091 103,20 руб.,
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (далее-истец, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к областному государственному автономному учреждению здравоохранения "Братская городская больница N 5" (далее-ответчик, Учреждение) о взыскании излишне понесенных расходов в размере 2 091 103,20 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 января 2024 года исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскано 1 297 061 рубль 60 копеек основного долга. В удовлетворении в остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение изменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
По мнению заявителя, судом первой инстанции не дана оценка основному доводу истца о том, что медицинские документы, представленные в материалы дела, которыми ответчик подтверждает обоснованность специальной социальной выплаты Афанасьеву С.А., Медведеву И.П., Ульяновой М.Р., Манас К.П., Каримжанову Н.К. за спорные рабочие смены содержат информацию только о тактике оказания медицинской помощи по заболеваниям, лечение которых осуществляется в профильных (кардиологическое, неврологическое) отделениях ОГАУЗ "Братская ГБ N 5".
По мнению заявителя жалобы, обстоятельства, которые суд посчитал установленными, не содержат сведений о фактах, подтверждающих оказание медицинскими работниками Афанасьевым С.А., Медведевым И.П., Ульяновой М.Р., Манас К.П., Каримжановым Н.К. медицинской помощи пациентам по лечению COVID-19 в отделениях с профильной патологией до их перевода в перепрофилированные подразделения, сформированные для лечения COVID-19, в том числе доказательств оказания данными медицинскими работниками в спорные рабочие смены специализированной медицинской помощи в виде диагностики COVID-19.
Заявитель отмечает, что в соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" бюджет Фонда пенсионного и социального страхования РФ не входит в состав других бюджетов и изъятию не подлежит.
Ответчик представил возражения на апелляционную жалобу, в которых выразил свое несогласие с доводами апелляционной жалобы, решение суда просит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, изучив материалы дела, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 21.07.2022 по 21.10.2022 путем выборочного метода филиалом регионального Отделения проведена камеральная проверка полноты и достоверности сведений, предоставления страхователем - ОГАУЗ "Братская городская больница N 5" за проверяемый период с 01.11.2020 по 30.06.2022 для получения работниками Афанасьевым С.А., Медведевым И.П., Ульяновой М.Р., Манас К.П., Карижмановым Н.К. специальных социальных выплат, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19) внесении изменений во временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" и во исполнение Порядка осуществления территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации контроля за полнотой и достоверностью сведений, представляемых медицинскими и иными организациями (их структурными подразделениями) для получения специальной социальной выплаты (далее - ССВ) медицинским и иным работникам, утвержденного приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.06.2021 N 272.
По результатам проверки выявлен факт неправильно произведенного ОГАУЗ "Братская городская больница N 5" медицинским работникам расчета ССВ и необоснованного превышения количества нормативных смен отработанного времени - в нарушение требований постановления Правительства РФ N 1762, норм трудового законодательства условий трудовых договоров и дополнительных соглашений к ним, а также факт указания в реестрах для назначения и перечисления специальной социальной выплаты работников, не относящихся к категории работников, имеющих в силу пункта 2 Постановления Правительства РФ N1762 право на получение специальной социальной выплаты, что, в свою очередь, привело к сумме излишне понесенных региональным отделением Фонда расходов в общем размере 2 091 103,20 руб.
Уведомлением от 17.01.2023 N 35 истец указал ответчику, что срок возмещения расходов в связи с представлением недостоверных сведений истек.
Неисполнение ответчиком требований истца послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Принимая решение, суд первой инстанции со ссылкой на статьи 15, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения Федерального здоровья от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации", положения Постановления Правительства РФ от 30.10.2020 N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации", учел правовую позицию, сформулированную в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
Выводы, приведенные судом первой инстанции в обжалуемом судебном акте, суд апелляционной инстанции находит верными, мотивированными и соответствующими обстоятельствам дела.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, в том числе касающиеся прав и обязанностей медицинских работников, регулирует Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 72 Закона N 323-ФЗ установлено, что медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Закона N 323-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В соответствии с Указом Губернатора Иркутской области от 12.10.2020 N 279-уг "О режиме функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) был введен и действовал на территории Иркутской области режим функционирования повышенной готовности.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1762 от 30.10.2020 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID - 19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом коронавирусной инфекции (COVID - 19), внесении изменений во временные правила учета информации в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции (COVID - 19) и признания утратившим силу отдельных актов Правительства РФ" утверждены Правила осуществления Фондом социального страхования РФ в 2020 - 2021 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID - 19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом коронавирусной инфекции (COVID - 19) (далее - Правила N 1762).
Вышеуказанными Правилами определен порядок и условия осуществления специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций.
Из системного и буквального толкования вышеуказанных норм следует, что на социальную поддержку, предусмотренную подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1762 имеет право медицинский персонал, оказывающий, участвующий и обеспечивающий оказание медицинской помощи в специальных стационарах, созданных для лечения COVID-19 в соответствии с установленным порядком.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Фондом в отношении Учреждения проведена камеральная проверка полноты и достоверности сведений для осуществления специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам за период с 01.11.2020 по 30.06.2022 года.
В ходе проведения проверки истцом выявлены нарушения законодательства Российской Федерации, допущенные Учреждением в части расчета специальной социальной выплаты медицинским работникам Афанасьеву С.А., Медведеву И.П., Ульяновой М.Р., Манас К.П., Карижманову Н.К. в связи с тем, что указанные врачи и их должности не включены в список должностей, дающих право на получение специальной социальной выплаты по подпункту "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации N 1762.
При разрешении спора суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Из содержания статьи 15 ГК РФ следует, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Для наступления гражданско-правовой ответственности суду необходимо установить наличие состава правонарушения, включающего в себя наличие убытков и их размер, противоправность поведения субъекта ответственности, причинную связь между убытками и действиями (бездействием) указанного лица, а также его вину.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Постановлением N 1762 в целях оказания государственной социальной поддержки для медицинских и иных работников, оказывающих медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и контактирующих с пациентами с таким диагнозом, установлена социальная выплата.
Специальные социальные выплаты в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1762 устанавливаются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с приказом Минздрава России N 198н.
Специальные социальные выплаты медицинским работникам в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 1762 устанавливаются медицинским работникам, не оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.
В соответствии с пунктом 4 приложения N 10 к приказу Минздрава N 198н структура и штатная численность структурных подразделений медицинской организации для лечения COVID-19 устанавливаются руководителем медицинской организации. Руководитель медицинской организации утверждает временное штатное расписание медицинской организации и осуществляет перераспределение функциональных обязанностей медицинских работников на основании дополнительных соглашений к трудовым договорам, заключаемых в соответствии с Кодексом.
При рассмотрении дела суд первой инстанции принял во внимание признание ответчиком требований истца в части выплат врачу неврологу Афанасьеву С.А. - 13 968 рублей, инструктору - методисту по лечебной физкультуре Медведеву И.П. - 20 952 руб., Ульяновой М.Р. - 234 096,80 рублей, врачу-стажеру Манас К.П. - 138 981,60 руб., врачу- кардиологу Каримжанову Н.К. в размере 889 063,20 руб., итого на общую сумму 1 297 061,60 рублей, в связи с чем иск удовлетворил на указанную сумму.
Отказывая в удовлетворении оставшейся части требований, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности совокупности элементов состава убытков в отношении выплаты в размере 794 041,60 руб., а именно, о недоказанности наличия в действиях ответчика вины и противоправности его поведения.
С данным выводом суд апелляционной инстанции соглашается, при этом исходит из следующего.
В соответствии с положениями Постановления N 1762 размеры выплат предусмотрены в зависимости от того, оказывает работник медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или контактирует с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, незакрепление обязанностей работников, перечисленных в представленных Учреждением реестрах по осуществлению деятельности в отделениях Центра для оказания медицинской помощи пациентам новой коронавирусной инфекции с (COVID-19) в трудовых договорах, дополнительных соглашениях к трудовым договорам лишает указанных лиц на получение специальной социальной выплаты, как оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В соответствии со статьей 10 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации арбитражный суд при разбирательстве дела обязан непосредственно исследовать все доказательства по делу.
Правила оценки доказательств установлены в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В подтверждение указанных обстоятельств Учреждением в материалы дела представлены соответствующие пояснения и доказательства.
Как следует из материалов дела и не оспорено истцом, указанный в реестре медицинский персонал оказывал медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19, что также подтверждается записями в первичной медицинской документации.
При этом суд первой инстанции принял во внимание пояснения ответчика о том, что перевод пациента в COVID-центр при подозрении на коронавирусную инфекцию, но без подтвержденного анализа угрожает его потенциальному заражению в случае отрицательного результата, при этом неоказание медицинской помощи по диагностике и лечению (противовирусная терапия) коронавирусной инфекции в период ожидания результата анализа также является угрозой жизни пациента. Кроме того, лаборатории города не справлялись с объемом поступающих к ним проб день в день, результатов приходилось ждать. Возможность экспресс-тестирования отсутствовала.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в связи с необходимостью обеспечения одновременной работы и инфекционного, и хирургического стационаров при кадровом дефиците приходилось задействовать непрофильных специалистов (неврологи, кардиологи, методист по лечебной физкультуре и пр.) для ведения пациентов по профилю в COVID-центре. Протоколы лечения велись на основании клинических показаний.
Данные обстоятельства стороной истца не опровергнуты.
В связи с указанным, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что Учреждением правомерно произведены специальные социальные выплаты медицинским работникам в размере 794 041,60 руб. по мотиву оказания ими именно специализированных медицинских услуг, отказав в удовлетворении заявленных истцом требований в указанной части.
В апелляционной жалобе заявителем не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Четвертый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 января 2024 года по делу N А19-12320/223 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины не рассматривается судом, поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 января 2024 года по делу N А19-12320/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.В. Лоншакова |
Судьи |
Е.В. Горбаткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-12320/2023
Истец: Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области
Ответчик: Областное государственное автономное учреждение здравоохранения "Братская городская больница N5"