г. Чита |
|
22 мая 2024 г. |
Дело N А58-7106/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 мая 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Будаевой Е.А., Подшиваловой Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12.12.2023 по делу N А58-7106/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" (ОГРН 1111435000819, 677000, Республика Саха (Якутия), Якутск город, Курашова улица, дом 1, корпус 1, далее- ГКУ РС(Я) "Агентство субсидий", Агентство) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к обществу с ограниченной ответственностью "СунтарТеплоСнаб" (ОГРН 1171447013980, 677008, Республика Саха(Якутия), Якутск город, Каландаришвили улица, дом 43, квартира 13, далее-ООО "СунтарТеплоСнаб", общество) о взыскании излишне выплаченной субсидии в размере 1 880 653, 38 рублей.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10.03.2022 принят встречный иск о признании недействительным результата проверки использования субсидии, зафиксированного в акте от 11.06.2021 N 524/12-12/20.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26.09.2022, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2022, первоначальный иск удовлетворен, в удовлетворении встречных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29.03.2023 решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26.09.2022 по делу N А58-7106/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2022 по тому же делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12.12.2023 по делу N А58-7106/2021 в удовлетворении первоначального и встречного иска отказано.
ГКУ РС(Я) "Агентство субсидий" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт указывает о неприменении судом первой инстанции норм права, подлежащих применению - постановления Совета Министров Якутской АССР от 22.04.1986 "О нормировании расхода тепла и топлива на отопление и горячее водоснабжение зданий в Якутской АССР", в котором предусмотрен порядок распределения планового расхода тепла по месяцам отопительного периода.
ООО "СунтарТеплоСнаб" в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Определением от 20.02.2024 судебное разбирательство отложено на 09 час. 20 мин. 26.03.2024.
Определением от 26.03.2024 судебное разбирательство отложено на 09 час. 20 мин. 14.05.2024.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 20.01.2024, 21.02.2024, 27.03.2024. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между истцом (распорядитель) - уполномоченным учреждением по исполнению государственных функций по предоставлению и распределению субсидий организациям и ответчиком (получатель) на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги были заключены соглашения о предоставлении субсидий:
- соглашение N 125-я/ф от 16.04.2018 о предоставлении субсидии в 2018-2019 годах на финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, дополнительные соглашения N 125-я/ф-1 от 16.08.2018, N 125-я/ф-2 от 24.08.2018, N 125-я/ф-3 от 21.09.2018, N 125-я/ф-4 от 26.11.2018, N 125-я/ф-5 от 23.01.2019;
- соглашение N 30-я/ф от 19.02.2019 о предоставлении субсидии в 2019-2020 годах на финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, дополнительное соглашение N 30-я/ф-1 от 08.07.2019.
В соответствии с соглашениями N 125-я/ф от 16.04.2018, N 30-я/ф от 19.02.2019 агентство предоставляет, а организация получает бюджетные средства Республики Саха (Якутия) в виде субсидии в целях финансового обеспечения затрат организации, связанных с поставкой льготной категории потребителей в январе-мае 2018 коммунальной услуги в виде отопления (далее - ТЭ) в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Порядка предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС (Я) от 27.09.2017 N 450-п.
Размер субсидии по соглашению N 125-я/ф от 16.04.2018 в редакции дополнительного соглашения от 23.01.2019 пункта 2.1 составляет в 2018 году - 7 252 088 рублей, в 2019 году - 751 857 рублей; размер субсидии по соглашению N 30-я/ф от 19.02.2019 в редакции дополнительного соглашения от 08.07.2019 пункта 2.1 составляет в 2019 году - 5 849 875 рублей, в 2020 году - 3 158 473 рубля.
На основании указанных соглашений ответчику из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) предоставлена субсидия на общую сумму 13 745 100 рублей по платежным поручениям N 3979 от 29.06.2018, N 4447 от 27.07.2018, N 5176 от 27.08.2018, N 5760 от 26.09.2018, N 7340 от 13.12.2018, N 7391 от 14.12.2018, N 250 от 24.01.2019, N 833 от 12.03.2019, N 989 от 22.03.2019, N 991 от 22.03.2019, N 4151 от 11.09.2019, N 4659 от 27.09.2019, N 645 от 25.02.2020.
В соответствии с приказом Министерства ЖКХ и Э РС (Я) от 30.10.2020 N 525-ОД "Об утверждении плана проверок ГКУ РС (Я) "Агентство субсидий" на 2021 год" и приказом ГКУ РС (Я) "Агентства субсидий на 2021 год" проведена проверка ООО "СунтарТеплоСнаб" на предмет соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги за 2018 - август 2019 года.
Письмом от 16.04.2021 N 524/07-14/б/289 (том 1, л. д. 49) истец по итогам проведенной проверки направил ответчику акт проверки, на которое ответчик в течении 5 рабочих дней со дня вручения акта проверки имел право при наличии представить письменные возражения и замечания.
В срок, установленный порядком проверки, от ответчика поступили возражения по акту письмом ответчика N 56 от 26.05.2021 (том 1, л. д. 90), однако ввиду их несостоятельности, по мнению истца, они были отклонены. Истец письмом от 22.06.2021 N 524/07-14/б/510 направил ответчику заключение к акту проверки от 16.04.2021, а также утвержденный акт проверки от 11.06.2021 г. N 524/12-12/20.
Со ссылкой на то, что согласно акту за 2018-2019 годы между сторонами заключено соглашений на сумму 17 770 802,02 рубля, ответчиком предоставлены акты начисления на сумму 13 779 307 рублей, перечислено субсидии на сумму 13 745 100 рублей, но по данным проверки сумма недополученных доходов за проверяемый период составляет 11 733 592,62 рубля, т.е. сумма излишне выплаченной субсидии составляет 2 011 507,38 рублей. На основании протокола N 524/07-27/66 от 29.04.2020 за 2018 год сумма излишне уплаченной субсидии составила 130 854 рубля, которая возвращена ответчиком платежным поручением N 125 от 20.04.2021, по расчету истца сумма излишне выплаченной субсидии составляет 1 880 653,38 рублей.
В требовании N 524/07-14/б/659 от 04.08.2021 истец потребовал от ответчика возвратить указанную сумму в течение 30 рабочих дней.
Неисполнение указанного требования явилось основанием для обращения учреждения в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением.
В рамках настоящего дела принят встречный иск о признании недействительным акта проверки N 524/12-12/20 от 11.06.2021 со ссылкой на то, что данный акт не был направлен в адрес проверяемого юридического лица заказным письмом с уведомлением о вручении, а также электронной почтой на основании Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения первоначального и встречного исковых требований.
По смыслу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
По требованию о взыскании сумм, составляющих неосновательное обогащение, истец должен доказать: факт приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за счет истца; отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения; размер неосновательного обогащения. При недоказанности хотя бы одного из указанных обстоятельств исковые требования не подлежат 4 А58-7106/2021 удовлетворению.
Поскольку в рассматриваемом случае субсидируемой коммунальной услугой по отоплению обеспечивалось население, к спорным правоотношениям подлежат применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу положений частей 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления, с применением тарифов потребителям, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению (пункт 42(1) Правил N 354).
Как следует из Акта проверки от 11.06.2021 N 524/12-12/20, объем предоставленной тепловой энергии населению за 2018-2019 гг. составил 2 761,478 Гкал, фактически поставленный ответчиком - 2 439,619 Гкал., тем самым сумма излишне выплаченной субсидии за период 2018-2019 годы составила 2 011 507,38 рублей, из которых ответчиком произведена частичная оплата 130 854 рубля платежным поручением N 125 от 20.04.2021, т.е. окончательная сумма излишне выплаченной субсидии составляет 1 880 653,38 рублей.
Суд кассационной инстанции, направляя дело на новое рассмотрение, в постановлении от 29.03.2023 указал следующее:
- в предмет доказывания по настоящему делу входят, в том числе, следующие юридически значимые обстоятельства: объем тепловой энергии, согласованный сторонами при заключении соглашения о субсидии и фактически поставленный ответчиком населению с учетом вышеуказанных требований Правил N 354; действительный размер недополученных доходов и (или) финансового обеспечения затрат ответчика в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.
- из акта проверки суды установили, что расчетный объем тепловой энергии населению по данным объекта проверки за 2018-2019 годы составил 2 761,478 Гкал; фактически поставленный - 2 439,619 Гкал. Ответчик оспаривал обоснованность расчета истца относительно размера фактически поставленной тепловой энергии и указывал, что начислял плату равномерно в течение года с применением установленных нормативов, так как дома не оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии. При этом сведения, на основании которых рассчитаны указанные объемы тепловой энергии, в материалах дела отсутствуют.
При новом рассмотрении дела ответчик представил отчеты о достижении показателей результативности предоставленной субсидии на финансовое обеспечение затрат за 2018, с января по сентябрь 2019 года (том 5, л. д. 20 - 84) в подтверждение сведений, на основании которых им были рассчитаны объемы тепловой энергии 2 761,478 Гкал за 2018-2019 гг.
Судом апелляционной инстанции установлено, что указанные отчеты о достижении показателей результативности предоставленной субсидии истцом не оспорены, возражений по существу относительно установленных в них показателей также не заявлено.
Ответчик, не оспаривая факт перечисления истцом ответчику денежных средств и его размер, возражает против удовлетворения иска из-за применения истцом при проведении проверки методики расчета на основании постановления совета Министров Якутской АССР от 22.04.1986 N 186 "О нормировании расхода тепла и топлива на отопление, горячее водоснабжение зданий в Якутской АССР", предусматривающей распределение планового расхода топлива по месяцам отопительного периода (в % к общему расходу), что привело к разнице при расчете фактического объема тепловой энергии. По мнению ответчика, в случае противоречия (конкуренции) норм права субъекта РФ и Федерального законодательства действуют положения Федерального законодательства, в частности, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в связи с чем он производит начисление тепловой энергии равными долями 1/12 в течение отопительного сезона с применением установленных нормативов, так как многоквартирные дома не оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии.
Порядок начисления населению платы за тепловую энергию регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила).
Правила, как следует из пункта 1 регулируют в числе прочего отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Раздел VI Правил определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
Согласно пункту 42(1) Правил оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РС (Я) N 337 от 26.09.2016 "О способе оплаты коммунальной услуги за отопление на территории Республики Саха (Якутия)" оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется ежемесячно равными долями в течение календарного года в отношении муниципальных образований, расположенных на территории Республики Саха (Якутия), за исключением городского округа "Жатай". Следовательно, в Республике Саха (Якутия) для всех домов, в том числе с общедомовыми приборами учета, начисление платежа за отопление производится - равными долями в размере 1/12 ежемесячно с перерасчетом в конце года, где плата взимается по фактическим показателям приборов учета.
При указанных обстоятельствах применение постановления Совета Министров Якутской АССР от 22.04.1986 N 186 "О нормировании расхода тепла и топлива на отопление и горячее водоснабжение зданий в Якутской АССР", которым предусмотрен порядок распределения планового расхода топлива по отдельным месяцам отопительного периода, к регулируемым отношениям по предоставлению субсидии в целях возмещения недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов судом первой инстанции правомерно признан необоснованным.
Выводы суда первой инстанции соответствуют сложившейся судебной практике (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.06.2022 по делу N А58-266/2021, постановление Четвертого арбитражного суда от 02.04.2024 по делу N А58-1394/2023).
Из представленных материалов дела следует, что по данным ответчика расчетный объем тепловой энергии населению за 2018-2019 годы составляет 2 761,478 Гкал, а не 2439,619 Гкал как отражено в акте проверки N 524/12-12/2020 от 11.06.2021, утвержденного истцом.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении первоначального иска.
В части встречного иска суд первой инстанции не установил его обоснованности по праву и по факту, а потому правомерно отказал в его удовлетворении.
Оснований для иной оценки выводов суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, принимая во внимание то обстоятельство, что лицами, участвующими в деле, доводов о несогласии с обжалуемым судебным актом в указанной части не заявлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств, а также неправильным толкованием приведенных норм материального права.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12 декабря 2023 года по делу N А58-7106/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-7106/2021
Истец: Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий"
Ответчик: ООО "Сунтартеплоснаб"
Хронология рассмотрения дела:
02.10.2024 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3718/2024
22.05.2024 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5993/2022
12.12.2023 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-7106/2021
29.03.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-962/2023
27.12.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5993/2022
26.09.2022 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-7106/2021