г. Челябинск |
|
22 мая 2024 г. |
Дело N А07-41365/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колясниковой Ю.С.,
судей Камаева А.Х., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дюмеевым Э.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского фермерского хозяйства Тагирова Бария Кавиевича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.02.2024 по делу N А07-41365/2023.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей.
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к ИП Главе КФХ Тагирову Барию Кавиевичу (далее - ответчик, предприниматель) о взыскании бюджетных средств в размере 3 431 643,22 руб., в связи с представлением недостоверной информации для получения субсидии и с невыполнением условий Соглашения.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.02.2024 (резолютивная часть от 12.02.2024) требования Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан удовлетворены. Суд взыскал с Индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Тагирова Бария Кавиевича (ИНН 021002678519, ОГРНИП 309022033400049) в пользу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан (ИНН 0274013386, ОГРН 1020202556835) бюджетные денежные средства в сумме 3 431 643,22 руб.
С принятым решением не согласился предприниматель (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить полностью, отказать в удовлетворении искового заявления Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан.
Апеллянт указал, что 11.03.2024 стало известно о данном решении. Ранее ответчик не получал искового заявления, так же не уведомлялся о судебных заседаниях по его рассмотрению. В этот же день ответчиком была выдана доверенность на имя Сырлыбаева Ильдара Рафилевича для представления его интересов. Представителем ответчика в Арбитражный суд Республики Башкортостан было направлено ходатайство об онлайн ознакомлении с материалами дела. Доступ для ознакомления был предоставлен 13.03.2024.
Ответчик, считает обжалуемое решение незаконным и необоснованным, так как суд первой инстанции не полностью выявил обстоятельства, имеющее значения для дела, кроме того выводы, содержащиеся в нем, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Апелляционная жалоба подана краткой в суд апелляционной инстанции, является декларативной и не содержит конкретных мотивов, по которым заинтересованное лицо не согласно с вынесенным судебным актом.
Определением суда от 25.03.2024 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 16.04.2024.
От Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан поступило ходатайство об ознакомлении с материалами дела (вх.N 17894 от 27.03.2024). Текст ходатайства приобщается к материалам дела.
От Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан, поступил отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами отправки лицу, участвующему в деле (вх. N 20867 от 08.04.2024). Отзыв приобщен к материалам дела.
Определением суда от 16.04.2024 судебное заседание отложено до 21.05.2024 ввиду необходимости дополнительного исследования обстоятельств.
Суд обязал главу крестьянского фермерского хозяйства Тагирова Бария Кавиевича в срок до 14.05.2024 представить в материалы дела: 1) выписку из ЕГРИП, содержащую сведения о адресе КФХ Тагиров Б.К.; 2) письменное обоснование своих доводов по существу спора с документальным подтверждением.
К дате судебного заседания запрашиваемые документы не поступили.
Суд апелляционной инстанции направил запрос в отдел адресно справочной работы Управления по вопросам миграции ГУ МВД РОССИИ по Республике Башкортостан, 13.05.2024 поступил ответ, содержащий место регистрации главы крестьянского фермерского хозяйства Тагирова Бария Кавиевича. Ответ на запрос приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 08.02.2017 N 44 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве" (далее - Правила предоставления субсидий от 08.02.2017) субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - сельскохозяйственные товаропроизводители), на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока собственного производства.
Ставки субсидий из бюджета Республики Башкортостан направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве утверждены Приказом Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 17.03.2017 N 49.
Субсидии предоставляются по периоду и по ставкам, утвержденным Министерством:
а) на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока дифференцированно в зависимости от показателя молочной продуктивности коров за отчетный финансовый год к уровню года, предшествующего отчетному финансовому году;
б) на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку козьего молока. В соответствии с Правилами предоставления субсидий от 08.02.2017 субсидия предоставляется при соблюдении сельскохозяйственными товаропроизводителями условий, в том числе наличие плана обеспечения финансово-экономической устойчивости на среднесрочную перспективу по форме, утвержденной Министерством; наличие у Получателя поголовья коров и (или) коз на 1 -е число месяца их обращения в Министерство за получением субсидии; обеспечение сохранности поголовья коров в отчетном финансовом году к уровню года, предшествующего отчетному финансовому году.
1) ИП Глава КФХ Тагиров Барий Кавиевич ОГРН: 3090022033400049, ИНН: 021002678519 (далее - ИП ГКФХ Тагиров Б.К., Получатель субсидии, Ответчик) подал заявку на участие в отборе на получение субсидии из бюджета Республики Башкортостан на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока (далее - Отбор по переработке молока) в 2018 году за январь- февраль 2018 года (вх.N 244 от 13.03.2018).
ИП ГКФХ Тагиров Б.К. для получения субсидии предоставил:
- реестр документов (наименование приемщика ООО "Месягутовский молочный комбинат", общий объем 86 700 кг),
- сведения о молочном скотоводстве за январь-февраль 2018 года (поголовье коров на 1-е число месяца обращения 188 голов, отгружено молока от коров 86 700 кг),
- сведения о затратах в молочном скотоводстве за январь-февраль 2018 года (фактические затраты на производство и реализацию и (или) отгрузку на собственную переработку коровьего молока 247,3 тыс.руб.),
- справку-расчет на предоставление субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока за январь - февраль 2018 года (объем реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока составил 86 700 кг, объем субсидии к перечислению 337 228,31 руб. из федерального бюджета; 45 985,69 руб. из бюджета Республики Башкортостан).
16.03.2018 между Министерством и ИП ГКФХ Тагиров Б.К. заключено соглашение о предоставлении из бюджета Республики Башкортостан субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока (далее - Соглашение от 16.03.2018) в размере 383 214 руб., из них 337 228,31 руб. из федерального бюджета, 45 985,69 руб. из бюджета Республики Башкортостан.
2) 17.09.2018 года за вх.N 666 поступила заявка от ИП ГКФХ Тагиров Б.К. на участие в Отборе по переработке молока за май-июнь 2018 года.
ИП ГКФХ Тагиров Б.К. для получения субсидии предоставил:
- реестр документов (наименование приемщика ООО "Месягутовский молочный комбинат", общий объем 63 500 кг),
- сведения о молочном скотоводстве за май-июнь 2018 года (поголовье коров на 1 - е число месяца обращения 160 голов, отгружено молока от коров 63 500 кг),
- сведения о затратах в молочном скотоводстве за май-июнь 2018 года (фактические затраты на производство и реализацию и (или) отгрузку на собственную переработку коровьего молока 218,9 тыс.руб.),
- справку-расчет на предоставление субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока за май- июнь 2018 года (объем реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока составил 63 500 кг, объем субсидии к перечислению 131 445,00 руб. за счет средств бюджета Республики Башкортостан).
Между Министерством и ИП ГКФХ Тагиров Б.К. 08.11.2018 года заключено соглашение о предоставлении из бюджета Республики Башкортостан субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока (далее - Соглашение от 08.11.2018) в размере 131 445,00 руб. за счет средств бюджета Республики Башкортостан.
3) 19.03.2019 года за вх.N 365 поступила заявка от ИП ГКФХ Тагиров Б.К. на участие в Отборе по переработке молока за январь-февраль 2019 года.
ИП ГКФХ Тагиров Б.К. для получения субсидии предоставил:
- реестр документов (наименование приемщика ООО "Месягутовский молочный комбинат", общий объем 98 600 кг),
- сведения о молочном скотоводстве за январь-февраль 2019 года (поголовье коров на 1-е число месяца обращения 220 голов, отгружено молока от коров 98 600 кг),
- сведения о затратах в молочном скотоводстве за январь-февраль 2019 года (фактические затраты на производство и реализацию и (или) отгрузку на собственную переработку коровьего молока 466,7 тыс.руб.),
- справку-расчет на предоставление субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока за январь- февраль 2019 года (объем реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока составил 98 600 кг, объем субсидии к перечислению 353 145,73 руб. из федерального бюджета, 48 156,27 руб. из бюджета Республики Башкортостан).
21.03.2019 между Министерством и ИП ГКФХ Тагиров Б.К. заключено соглашение о предоставлении из бюджета Республики Башкортостан субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока (далее - Соглашение от 21.03.2019) в размере 401 302,00 руб. из бюджета Республики Башкортостан.
Согласно постановлению Правительства Республики Башкортостан от 08.02.2017 N 42 "Об утверждении порядков предоставления субсидий в рамках реализации государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан"" (далее - Правила предоставления субсидий N 42) субсидии предоставляются на поддержку отдельных подотраслей животноводства сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
Субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки и увеличения производства продукции животноводства по следующим направлениям:
1) на возмещение части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) на содержание товарного поголовья коров специализированных мясных пород при наличии поголовья коров специализированных мясных пород на начало текущего года не менее 20 голов;
2) на возмещение части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных и племенных быков-производителей, оцененных по качеству потомства или находящихся в процессе оценки этого качества;
3) на возмещение части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) на приобретение племенного молодняка сельскохозяйственных животных (кроме импорта).
Субсидии предоставляются по ставкам, утвержденным Министерством:
1) сельскохозяйственным товаропроизводителям на одну голову коровы специализированных мясных пород, за исключением племенных животных, но не более произведенных затрат;
2) сельскохозяйственным товаропроизводителям, включенным в перечень сельскохозяйственных организаций и крестьянских фермерских хозяйств для предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства, утверждаемый Министерством сельского хозяйства Российской Федерации:
на одну условную голову племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных (в мясном и молочном скотоводстве - из расчета на одну корову, от которой получен живой теленок в отчетном финансовом году), но не более произведенных затрат;
на одну голову племенных быков-производителей, оцененных по качеству потомства или находящихся в процессе оценки этого качества, но не более произведенных затрат.
Количество условных голов устанавливается приказом Министерства в разрезе сельскохозяйственных товаропроизводителей;
3) сельскохозяйственным товаропроизводителям на одну голову приобретенного племенного молодняка сельскохозяйственных животных (кроме импорта), но не более 50% от стоимости.
В силу Правил предоставления субсидий N 42 субсидия предоставляется при соблюдении сельскохозяйственными товаропроизводителями условий, в том числе представления справокрасчетов по формам, утвержденным Министерством; копии документов, подтверждающих статус сельскохозяйственного товаропроизводителя; копии плана обеспечения финансово-экономической устойчивости на среднесрочную перспективу; сведения о наличии у сельскохозяйственного товаропроизводителя товарного поголовья коров специализированных мясных пород на 1 января текущего года и затратах на содержание товарного поголовья коров специализированных мясных пород.
4) ИП ГКФХ Тагиров Б.К. подал заявку на участие в отборе на получение субсидии из бюджета Республики Башкортостан на возмещение части затрат на содержание товарного поголовья коров специализированных мясных пород (далее - Отбор по мясу) вх.N 218 от 16.05.2019.
ИП ГКФХ Тагиров Б.К. для получения субсидии предоставил:
- сведения о наличии у сельскохозяйственного товаропроизводителя товарного поголовья коров специализированных мясных пород и затратах на содержание товарного поголовья коров специализированных мясных пород на 1 января 2019 года, согласно которому поголовье товарного специализированного мясного скота в 2017 году составлял 185 голов, в 2018 году 200 голов, затраты на содержание 1 головы (без НДС) 27 040 руб., в том числе коров в 2017 году 140 голов, в 2018 году 80 голов, затраты на содержание 1 головы (без НДС) 11 366 руб.;
- справку-расчет на возмещение части затрат на содержание товарного поголовья коров специализированных мясных пород (поголовье на 01.01.2019 80 голов, размер субсидии к перечислению 132 800 руб., в том числе 116 863,99 за счет федерального бюджета, 15 936,01 за счет средств бюджета Республики Башкортостан.
03.06.2019 между Министерством и ИП ГКФХ Тагиров Б.К. заключено соглашение о предоставлении из бюджета Республики Башкортостан субсидии на возмещение части затрат на содержание товарного поголовья коров специализированных мясных пород (далее - Соглашение от 03.06.2019) в размере 132 800,00 руб. из бюджета Республики Башкортостан.
Согласно постановлению Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2019 N 770 "Об утверждении порядков предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан на поддержку отдельных подотраслей растениеводства и животноводства, а также сельскохозяйственного страхования" (далее - Правила предоставления субсидий N770) (с дальнейшими изменениями) субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки и увеличения производства продукции животноводства в рамках реализации государственной программы, по следующим направлениям:
1) на возмещение части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока собственного производства;
2) на возмещение части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных и племенных быков-производителей, оцененных по качеству потомства или находящихся в процессе оценки этого качества;
3) на возмещение части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) на приобретение племенного молодняка сельскохозяйственных животных (кроме импорта);
4) на возмещение части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) на содержание товарного поголовья коров специализированных мясных пород при наличии поголовья коров специализированных мясных пород на начало текущего года не менее 20 голов (за исключением племенных животных).
Согласно Правилам предоставления субсидий N 770 субсидия предоставляется при соблюдении сельскохозяйственными товаропроизводителями условий, в том числе представления справокрасчетов по формам, утвержденным Министерством; копии документов, подтверждающих статус сельскохозяйственного товаропроизводителя; копии плана обеспечения финансово-экономической устойчивости на среднесрочную перспективу; сведения о наличии у сельскохозяйственного товаропроизводителя товарного поголовья коров специализированных мясных пород на 1 января текущего года и затратах на содержание товарного поголовья коров специализированных мясных пород.
5) ИП ГКФХ Тагиров Б.К. подал заявку на участие в отборе по мясу вх.N 151 от 21.02.2020.
ИП ГКФХ Тагиров Б.К. для получения субсидии предоставил:
- сведения о наличии у сельскохозяйственного товаропроизводителя товарного поголовья коров специализированных мясных пород и затратах на содержание товарного поголовья коров специализированных мясных пород на 1 января 2020 года, согласно которому поголовье товарного специализированного мясного скота в 2018 году составлял 80 голов, в 2019 году 80 голов, затраты на содержание 1 головы (без НДС) 27 876 руб., в том числе коров в 2018 году 75 голов, в 2019 году 80 голов, затраты на содержание 1 головы (без НДС) 12 047 руб.;
- справку-расчет на предоставление субсидий на возмещение части затрат на содержание товарного поголовья коров специализированных мясных пород (поголовье на 01.01.2020) 80 голов, размер субсидии к перечислению 138 400 руб., в том числе 121 791,95 за счет федерального бюджета, 16 608,05 за счет средств бюджета Республики Башкортостан.
Между Министерством и ИП ГКФХ Тагиров Б.К. 16.03.2020 года заключено соглашение о предоставлении из бюджета Республики Башкортостан субсидии на возмещение части затрат на содержание товарного поголовья коров специализированных мясных пород (далее - Соглашение от 16.03.2020) в размере 138 400,00 руб. из бюджета.
6) ИП ГКФХ Тагиров Б.К. подал заявку на участие в отборе по мясу вх.N 199 от 26.03.2021.
ИП ГКФХ Тагиров Б.К. для получения субсидии предоставил:
- сведения о наличии у сельскохозяйственного товаропроизводителя товарного поголовья коров специализированных мясных пород и затратах на содержание товарного поголовья коров специализированных мясных пород на 1 января 2021 года, согласно которому поголовье товарного специализированного мясного скота в 2019 году составлял 80 голов, в 2020 году 310 голов, затраты на содержание 1 головы (без НДС) 29 269 руб., в том числе коров в 2019 году 80 голов, в 2020 году 281 голов, затраты на содержание 1 головы (без НДС) 12 890 руб.;
- справку-расчет на предоставление субсидий на возмещение части затрат на содержание товарного поголовья коров специализированных мясных пород (поголовье на 01.01.2021) 281 голов, размер субсидии к перечислению 562 000 руб., в том числе 494 559,21 за счет федерального бюджета, 67 440,79 за счет средств бюджета Республики Башкортостан.
Между Министерством и ИГ1 ГКФХ Тагиров Б.К. заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Республики Башкортостан на возмещение части затрат на сельскохозяйственных товаропроизводителей на содержание товарного поголовья коров специализированных мясных пород от 15.04.2021 годаN 10-2021-18257 (далее - Соглашение от 15.04.20212 N 10-2021-18257) в размере 562 000 руб. из бюджета.
7) ИП ГКФХ Тагиров Б.К. подал заявку на участие в Отборе по мясу вх.N 162 от 30.03.2022.
Р1П ГКФХ Тагиров Б.К. для получения субсидии предоставил:
- сведения о наличии у сельскохозяйственного товаропроизводителя товарного поголовья коров специализированных мясных пород и затратах на содержание товарного поголовья коров специализированных мясных пород на 1 января 2022 года, согласно которому поголовье товарного специализированного мясного скота в 2020 году составлял 310 голов, в 2021 году 330 голов, затраты на содержание 1 головы (без НДС) 30 365 руб., в том числе коров в 2020 году 281 голов, в 2021 году 281 голов, затраты на содержание 1 головы (без НДС) 13 286 руб.;
- справку-расчет на предоставление субсидий на возмещение части затрат на содержание товарного поголовья коров специализированных мясных пород (поголовье на 01.01.2022) 281 голов, размер субсидии к перечислению 562 000 руб., в том числе 472 079,60 за счет федерального бюджета; 89 920,40 за счет средств бюджета Республики Башкортостан.
Между Министерством и ИП ГКФХ Тагиров Б.К. заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Республики Башкортостан на возмещение части затрат на сельскохозяйственных товаропроизводителей на содержание товарного поголовья коров специализированных мясных пород от 19.04.2022 года N 10-2022- 021540 (далее - Соглашение от 19.04.2022 N 10-2022-021540) в размере 562 000 руб. из бюджета.
8) ИП ГКФХ Тагиров Б.К. подал заявку на участие в Отборе по переработке молока вх.N 142 от 19.03.2020).
ИП ГКФХ Тагиров Б.К. для получения субсидии предоставил:
- реестр документов, подтверждающих факт реализации и (или) отгрузки на собственную переработку коровьего молока (наименование приемщика ООО "Месягутовский молочный комбинат", общий объем 115 500 кг),
- сведения о молочном скотоводстве (поголовье коров на 1-е число месяца обращения 220 голов, отгружено молока от коров 115 500 кг),
- сведения о затратах в молочном скотоводстве за январь-февраль 2020 года (фактические затраты на производство и реализацию и (или) отгрузку на собственную переработку коровьего молока 828,9 тыс.руб.),
- справку-расчет на предоставление субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока за январь- февраль 2020 года (объем реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока составил 115 500 кг, объем субсидии к перечислению 550 859,81 руб., в том числе 484 756,42 руб. из федерального бюджета; 66 103,39 руб. из бюджета Республики Башкортостан).
Между Министерством и ИП ГКФХ Тагиров Б.К. 20.03.2020 года заключено соглашение о предоставлении из бюджета Республики Башкортостан субсидии на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока (далее - Соглашение от 20.03.2020) в размере 550 859,81 руб. из бюджета.
9) ИП ГКФХ Тагиров Б.К. подал заявку на участие в Отборе по переработке молока вх.N 534 от 26.03.2021).
ИП ГКФХ Тагиров Б.К. для получения субсидии предоставил:
- реестр документов, подтверждающих факт реализации и (или) отгрузки на собственную переработку коровьего молока (наименование приемщика ООО "Месягутовский молочный комбинат", общий объем 115 000 кг),
- сведения о молочном скотоводстве (поголовье коров на 1-е число месяца обращения 220 голов, отгружено молока от коров 115 000 кг),
- сведения о затратах в молочном скотоводстве за январь-февраль 2021 года (фактические затраты на производство и реализацию и (или) отгрузку на собственную переработку коровьего молока 963,4 тыс.руб.),
- справку-расчет на предоставление субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока за январь- февраль 2021 года (объем реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока составил 115 000 кг, объем субсидии к перечислению 414 566,49 руб., в том числе 364 818,30 руб. из федерального бюджета; 49 748,09 руб. из бюджета Республики Башкортостан).
Между Министерством и ИП ГКФХ Тагиров Б.К. заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Республики Башкортостан на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока от 15.04.2021 годаN 10-2021-18694 (далее - Соглашение от 15.04.2021 N 10-2021-18694) в размере 414 566,49 руб. из бюджета. 10) ИП ГКФХ Тагиров Б.К. подал заявку на участие в Отборе по переработке молока вх.N 534 от 26.03.2021).
ИП ГКФХ Тагиров Б.К. для получения субсидии предоставил:
- реестр документов, подтверждающих факт реализации и (или) отгрузки на собственную переработку коровьего молока (наименование приемщика ООО "Месягутовский молочный комбинат", общий объем 75 000 кг),
- сведения о молочном скотоводстве (поголовье коров на 1-е число месяца обращения 221 голов, отгружено молока от коров 75 000 кг),
- сведения о затратах в молочном скотоводстве за январь-февраль 2022 года (фактические затраты на производство и реализацию и (или) отгрузку на собственную переработку коровьего молока 1015,6 тыс.руб.),
- справку-расчет на предоставление субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока за январь- февраль 2022 года (объем реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока составил 75 000 кг, объем субсидии к перечислению 270 369,45 руб., в том числе 227 110,15 руб. из федерального бюджета; 43 259,30 руб. из бюджета Республики Башкортостан).
Между Министерством и ИП ГКФХ Тагиров Б.К. заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Республики Башкортостан на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока от 20.04.2022 N 10-2022-026119 (далее - Соглашение от 20.04.2022 N 10-2022-026119) в размере 270 369,45 руб. из бюджета.
Итого объем полученных субсидий на возмещение части затрат за весь период с 2018 по 2022 год ИП ГКФХ Тагировым Б.К. составляет 3546956,75 руб.
Субсидии предоставляются в соответствии с Правилами предоставления субсидии, на цели, указанные в разделе I подписанных между Министерством и ответчиком соглашениях.
Согласно Правилам предоставления субсидии, целью предоставления субсидии является финансовая поддержка и увеличение производства продукции животноводства.
Субсидии предоставляются по ставкам, утвержденным Министерством.
Во исполнение плана финансового контроля на 1 полугодие 2023 года отделом ревизионного отдела согласно приказа Министерства от 09.01.2023 года N 1 проведена проверка, результат которой отражен в акте от 10.02.2023 года. Копия акта получена главой КФХ Тагировым Барием Кавиевичем на руки.
Истец указал, что соглашение о предоставлении из бюджета Республики Башкортостан субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока от 08.11.2018 на сумму 131 445,00 руб, не было учтено, также не учтен объем закупленного молока за январь-февраль 2018 на общую сумму 39 373,36 руб., за май-июнь 2018 года - 72 338,22 руб.
С учетом вышеизложенного сумма взыскания денежных средств, выданных на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока составляет
за 2018 год (январь-февраль, май-июнь) - 402 947,42 руб., за 2019 год - 397 700,05 руб., за 2020 года - 550 859,81 руб., за 2021 год - 414 566,49 руб., за 2022 год - 270 369,45 руб.
сумма взыскания денежных средств, на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на содержание товарного поголовья коров специализированных мясных пород за 2019 год - 132 800 руб., за 2020 год - 138 400 руб., за 2021 год - 562 000 руб., за 2022 год - 562000 руб.
Итого общая сумма взыскания денежных средств с ИП ГКФХ Тагирова Б.К. по выданным субсидиям за период с 2018 по 2022 года составляет 3431643,22 руб.
Министерством 09.03.2023 направлена претензия N ИФ-М11-16-1046 о погашении задолженности, оставлена без удовлетворения.
Поскольку ответчиком вышеуказанное требование в добровольном порядке не удовлетворено, возврат бюджетных средств не осуществлен в добровольном порядке, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт перечисления ответчику субсидии на общую сумму 3431643,22 руб. подтвержден материалами дела и не оспаривается сторонами, ИП Глава КФХ Тагиров Б. К. не обеспечил выполнение взятых на себя обязательств по Соглашению о предоставлении из бюджета Республики Башкортостан субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока от 16.03.2018, от 08.11.2018, от 21.03.2019, от 20.03.2020, от 15.04.2021 N 10-2021-18694, от 20.04.2022 N 10-2022-026119, а также Соглашения на возмещение части затрат на содержание товарного поголовья коров специализированных мясных пород от 03.06.2019, от 16.03.2020, от 15.04.2021 N 10-2021-18257, от 19.04.2022 N 10-2022-021540, полученные денежные средства в размере 3431643,22 руб. подлежат возврату в бюджет Республики Башкортостан.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
В силу положений статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу пункта статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В силу положений статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Ввиду изложенного, субсидии предоставляются безвозвратно, за исключением случаев нарушения получателем субсидии условий ее предоставления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
В силу положений пункта 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
Согласно пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В соответствии с материалами дела, факт перечисления ответчику субсидии на общую сумму 3431643,22 руб. подтвержден материалами дела и не оспаривается сторонами.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что ввиду того, что ИП Глава КФХ Тагиров Б. К. не обеспечил выполнение взятых на себя обязательств по Соглашению о предоставлении из бюджета Республики Башкортостан субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего молока от 16.03.2018, от 08.11.2018, от 21.03.2019, от 20.03.2020, от 15.04.2021 N 10-2021-18694, от 20.04.2022 N 10-2022-026119, а также Соглашения на возмещение части затрат на содержание товарного поголовья коров специализированных мясных пород от 03.06.2019, от 16.03.2020, от 15.04.2021 N 10-2021-18257, от 19.04.2022 N 10-2022-021540, полученные денежные средства в размере 3431643,22 руб. подлежат возврату в бюджет Республики Башкортостан.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица).
Оценка представленных в материалы дела доказательств произведена судом апелляционной инстанции в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом судами первой и апелляционной инстанций во исполнение требований статей 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечены сторонам равные условия для реализации ими своих процессуальных прав, в том числе на представление доказательств, в состязательном процессе; созданы условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств дела.
Отказ стороны от фактического участия в состязательном процессе, в том числе непредставление или несвоевременное представление доказательств, а также сообщение суду и участникам процесса заведомо ложных сведений об обстоятельствах дела в силу части 2 статьи 9 АПК РФ может влечь для стороны неблагоприятные последствия, в частности рассмотрение дела по имеющимся в нем доказательствам (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 46 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции").
Само по себе нарушение порядка раскрытия доказательств, в том числе их представление с нарушением указанных сроков, не может выступать основанием для отказа в их принятии и исследовании.
В случае непредставления стороной доказательств, необходимых для правильного рассмотрения дела, в том числе если предложение об их представлении было указано в определении суда, арбитражный суд рассматривает дело по имеющимся в материалах дела доказательствам с учетом установленного частью 1 статьи 65 АПК РФ распределения бремени доказывания (часть 1 статьи 156 АПК РФ) (п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 46 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции").
При таких обстоятельствах коллегия приходит к выводу о том, что апеллянту было предоставлено достаточно времени судом первой инстанции и на стадии апелляционного производства с целью раскрытия доказательств по делу, представления дополнительных доказательств в обоснование своей позиции.
Однако, апеллянт своим правом не воспользовался.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении требований Министерства в заявленном размере.
Довод апеллянта относительно неизвещения отклоняется как неподтвержденный материалами дела.
В материалах дела содержится возвратный конверт (л.д.21), направленный по адресу ответчика. В отчете об отслеживании указанного письма стоит отметка от 30.12.2023: "возврат отправителю из-за истечения срока хранения".
Коллегией учтено, что данный адрес самим ответчиком указывался при заключении соглашений с истцом.
Более того, для проверки доводов ответчика судом апелляционной инстанции сделан запрос в УВМ МВД по РБ.
В материалы дела представлена адресная справка с отражением аналогичного адреса ответчика.
Коллегия обращает внимание на то, что ответчик в тексте апелляционной жалобы адрес регистрации не указывает, определения суда не исполняет.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательств нарушения органом почтовой связи правил доставки корреспонденции категории "судебное" ответчиком не представлено.
При рассмотрении вопроса о надлежащем извещении апелляционный суд исходит из презумпции надлежащего выполнения АО "Почта России" обязанностей по доставке почтовой корреспонденции, которая не опровергнута достоверными доказательствами.
Неполучение почтовой корреспонденции ответчиком по адресу местонахождения, актуальному по состоянию на дату отправки судом судебной корреспонденции, ввиду фактического отсутствия ответчика по адресу государственной регистрации не может свидетельствовать о нарушении судом первой инстанции процессуальных правил извещения стороны о судебном разбирательстве, равно как и не освобождает ответчика от обязанности обеспечить получение почтовой корреспонденции по адресу государственной регистрации на период его фактического отсутствия по указанному адресу.
Таким образом, ответчик несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.
Согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Следовательно, несовершение ответчиком необходимых действий по получению почтовой корреспонденции является риском самого общества и все неблагоприятные последствия несовершения указанных действий оно должно нести самостоятельно.
Кроме того, информация о принятии искового заявления к производству, назначенных судебных заседаниях своевременно была опубликована в информационном ресурсе "Картотека арбитражных дел в сети "Интернет".
При изложенных обстоятельствах следует признать, что ответчик был извещен о времени и месте судебного разбирательства по правилам статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в силу чего процессуальных нарушений судом первой инстанции в указанной части не допущено.
Из содержания судебного акта первой инстанции усматривается, что все представленные в материалы дела доказательства фактически были исследованы и оценены в порядке статьи 71 АПК РФ и, что по ним судом были сделаны соответствующие выводы. Оценка какого-либо доказательства, сделанная судом не в пользу стороны, представившей это доказательства, не свидетельствует об отсутствии как таковой оценки доказательства со стороны суда.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, базирующихся на исследовании и правильной оценке представленных в материалы дела доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.02.2024 по делу N А07-41365/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу главы крестьянского фермерского хозяйства Тагирова Бария Кавиевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.С. Колясникова |
Судьи |
А.Х. Камаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-41365/2023
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: Тагиров Барий Кавиевич
Третье лицо: ГУ Отдел адресно справочной работы Управления по вопросам миграции МВД РОССИИ по Республке Башкортостан