г. Саратов |
|
22 мая 2024 г. |
Дело N А57-19513/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.М. Заграничного,
судей Т.В. Волковой, С.А. Жаткиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.Ю. Бусыгиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Адвертисмент" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 февраля 2024 года по делу N А57-19513/2023
по иску администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1036405000280 ИНН 6450011003),
к обществу с ограниченной ответственностью "Адвертисмент" (ОГРН 1146450005151 ИНН 6450083618),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Ахмедов Руслан Низамович, Комитет по управлению имуществом Саратовской области, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитет по архитектуре администрации муниципального образования "Город Саратов",
о признании недействительными разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций,
стороны в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилась Администрация муниципального образования "Город Саратов" с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Адвертисмент" о признании недействительными разрешений на установку рекламных конструкций: N N 1-961-04-03 от 13.10.2014, 1-938- 04- 03 от 13.10.2014, 1-948-04-03 от 13.10.2014, 1-333-08-03 от 24.08.2015, 1-541-04-06 от 12.08.2014, 1-584-04-03 от 12.08.2014, 1-528-04-03 от 12.08.2014.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28 февраля 2024 года по делу N А57-19513/2023 исковые требования удовлетворены.
Судом признаны недействительными разрешения на установку рекламных конструкций: N N 1-961-04-03 от 13.10.2014, 1-938-04-03 от 13.10.2014, 1-948-04-03 от 13.10.2014, 1-333-08- 03 от 24.08.2015, 1-541-04-06 от 12.08.2014, 1-584-04-03 от 12.08.2014, 1-528-04-03 от 12.08.2014.
С общества с ограниченной ответственностью "Адвертисмент" (ОГРН 1146450005151 ИНН 6450083618) взыскана в доход федерального бюджета РФ государственная пошлина в сумме 6 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Адвертисмент" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что судом первой инстанции не в полном объеме исследованы обстоятельства дела, мотивы и основания изменения схемы размещения рекламных конструкций не установлены в ходе рассмотрения настоящего дела.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт отмене или изменению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 18.07.2014 между МУП "Городской центр размещения рекламы" и ООО "Адвертисмент" были заключены договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций N 136-000647-07-03, N 131-4848-07-03, N 12-8404- 07-06.
23.06.2015 между Комитетом по управлению имуществом г. Саратова и ООО "Адвертисмент" был заключен договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции N 720-р.
15.09.2014 между комитетом по управлению имуществом г. Саратова и Ахмедовым Русланом Низамовичем (в дальнейшем по договору замены ООО "Адвертисмент") были заключены договоры N 551-р, 538-р, 528-р на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
В дальнейшем администрацией муниципального образования "Город Саратов" выданы следующие разрешения на установку рекламных конструкций:
- N 1-961-04-03 от 13.10.2014 на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, расположенном по адресу: г. Саратов, ул. Астраханская, 113/331/ул. Б. Горная (сквер) с площадью информационного поля 18 кв.м, с присвоением номера щита 293;
- N 1-938-04-03 от 13.10.2014 на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, расположенном по адресу: г. Саратов, ул. Университетская/ул. Б. Горная (сквер) с площадью информационного поля 18 кв.м, с присвоением номера щита 265;
- N 1-948-04-03 от 13.10.2014 на земельном участке, государственная, собственность на который не разграничена, расположенном по адресу: г. Саратов, просп. Им. 50 лет Октября/ул. Тракторная с площадью информационного поля 36 кв.м, с присвоением номера щита 1336;
- N 1-333-08-03 от 24.08.2015 на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, расположенном по адресу: г. Саратов, ул. Астраханская/ ул. им. Кутякова И.С. с площадью информационного поля 9,99 кв.м., с присвоением номера щита 2018;
- N 1-541-04-06 от 12.08.2014 на земельном участке с кадастровым номером 64:48:030356:0021, расположенном по адресу: г. Саратов, ул. Б. Казачья/ул. Астраханская сквер с площадью информационного поля 19,98 кв.м, с присвоением номера щита 104;
- N 1-584-04-03 от 12.08.2014 на земельном участке с кадастровым номером 64:48:030357:0016, расположенном по адресу: г. Саратов, ул. Московская/ул. Астраханская с площадью информационного поля 19,98 кв.м, с присвоением номера щита 56;
- N 1-528-04-03 от 12.08.2014 на земельном участке с кадастровым номером 64:48:030356:0022, расположенном по адресу: г. Саратов, ул. Б. Казачья/ул. Астраханская (СГУ) с площадью информационного поля 19,98 кв.м, с присвоением номера щита 107.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 18.07.2023 N 3039 вышеназванные рекламные конструкции исключены из схемы от 29.01.2014 N 213 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Саратовской области или муниципального образования "Город Саратов".
В настоящее время градостроительная ситуация, существовавшая на момент заключения договора, изменилась, и в новых условиях использование земельного участка в целях размещения на нем рекламной конструкции стало невозможным.
Поскольку вышеуказанные разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций не соответствуют действующей Схеме размещения рекламных конструкций, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями о признании их недействительными.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь частью 5.8, пунктом 3 части 20, частью 20.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, в связи с чем удовлетворил исковое заявление.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по следующим основаниям.
К отношениям в сфере рекламы применяется Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - Закон о рекламе).
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее по тексту - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Согласно ч. 5.8 ст. 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В силу ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее по тексту - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в ч. ч. 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Согласно ч. 5.8 ст. 19 Закона о рекламе схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.
На основании п. 3 ч. 20 ст. 19 Закона о рекламе в случае несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции определяется схемой размещения рекламных конструкций) разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке по иску органа местного самоуправления.
То есть законодатель предоставил органам местного самоуправления право в судебном порядке признавать ранее выданные разрешения недействительными в случае их несоответствия вновь утвержденной схеме размещения рекламных установок либо ранее утвержденной схеме размещения рекламных установок с учетом внесенных в нее изменений.
Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (ч. 17 ст. 19 Закона о рекламе).
Согласно пункту 3 части 20 статьи 19 Закона о рекламе разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций) - по иску органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 20.1 статьи 19 Закона о рекламе разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции также подлежит признанию недействительным на основании пункта 3 части 20 статьи 19 Закона о рекламе в случае внесения изменения в схему размещения рекламных конструкций, в результате которого место размещения ранее установленной рекламной конструкции перестало соответствовать указанной схеме.
Судом первой инстанции установлено, что спорные адресные ориентиры размещенных ООО "Адвертисмент" рекламных конструкций постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 18.07.2023 N 3039 исключены из Схемы, следовательно, в силу пункта 3 части 20 статьи 19 Закона о рекламе суд первой инстанции обоснованно признал недействительными выданные разрешения N N 1-961-04-03 от 13.10.2014, 1-938-04-03 от 13.10.2014, 1-948-04-03 от 13.10.2014, 1-333-08- 03 от 24.08.2015, 1-541-04-06 от 12.08.2014, 1-584-04-03 от 12.08.2014, 1-528-04-03 от 12.08.2014 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Факт соответствия установленных рекламных конструкций требованиям действовавшего в период их выдачи законодательства не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку законность размещения и эксплуатации рекламной конструкции по правилам пункта 3 части 20 и части 20.1 статьи 19 Закона о рекламе подлежит проверке с учетом схемы размещения рекламных конструкций в муниципальном образовании, действующей на момент обращения в суд.
Из материалов дела следует, что места размещения рекламных конструкций ООО "Адвертисмент" (N N 293, 265, 1336, 2018, 104, 56, 107) на установку и эксплуатацию которых выданы спорные разрешения были определены на основании Схемы размещения рекламных конструкций, утвержденной постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 29.01.2014 N213 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Саратовской области или муниципального образования "Город Саратов" (пункты 192, 167, 902, 1523, 43, 22, 45 соответственно в разделе 2 "Места размещения рекламных конструкций" приложения к постановлению).
Постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 04.10.2019 N 62 принято решение об утверждении документации по планировке территории, в том числе проект планировки территории для размещения линейного объекта - скоростной трамвайной линии от Мирного переулка до 6-й Дачной в Ленинском, Кировском и Фрунзенском районах города Саратова с проектом межевания в его составе.
Постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 26.12.2022 N 5225 утвержден проект планировки территории для реконструкции линейного объекта "Трамвайная сеть от остановки 6-я Дачная до остановки Школа N 52 (маршрут N 6) в Ленинском районе города Саратова с проектом межевания в его составе, утвержденный постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 14.10.2022 N 4188.
Согласно указанным проектам размещение рекламных конструкций на рассматриваемой территории не предусмотрено.
Комитетом по архитектуре муниципального образования "Город Саратов" в материалы дела представлены фрагменты проекта планировки территории для размещения линейного объекта - скоростной трамвайной линии от Мирного переулка до 6-й Дачной в Ленинском, Кировском и Фрунзенском районах города Саратова с проектом межевания в его составе (чертеж границ зон планируемого размещения линейного объекта) с указанием мест размещения спорных рекламных конструкций.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 18.07.2023 N 3039 в постановление Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 29.01.2014 N 213 внесены изменения.
Пунктом 1.2. Постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" от 18.07.2023 N 3039 из раздела 2 приложения к постановлению N 213 исключены, в том числе пункты 192, 167, 902, 1523, 43, 22, 45.
Постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 18.07.2023 N 3039 не отменено и не признано недействительным полностью или в части.
Обстоятельств, установленных ч. 2 ст. 13 ГК РФ для неприменения в рассматриваемом споре указанного постановления N 3039 как противоречащего закону, несоответствующего иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, судом не установлено.
Таким образом, учитывая, что схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах, однако спорные адресные ориентиры размещенной ООО "Адвертисмент" рекламной конструкции постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 18.07.2023 N 3039 исключены из Схемы, выданные 04.06.2015 разрешения N N 1-156-04-06, 1-135-04-03, 1-134-04-03, 1-152-07-03, 1-128-04-03, 1-139-04-03, 1-133-04-03,1-161-04-02 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в силу пункта 3 части 20 статьи 19 Закона о рекламе суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для размещения в этих адресных ориентирах рекламных конструкций.
Аналогичные выводы содержатся в Определениях Верховного Суда Российской Федерации N 304-КГ15-16366, N 305-КГ18-22487, от 02.10.2020 N 301-ЭС20-13699 по делу N А29-2713/2019, от 12.09.2016 N 304-ЭС16-11933 по делу N А46-14876/2015, Постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа по делам NА57-14823/2022, NА57-14813/2022, NА57-14811/2022,
Довод заявителя, что истцом бесконтрольно и безосновательно изменена схема размещения рекламных конструкций, что нарушает правовые и экономические интересы участников рынка рекламных услуг, судебной коллегией отклоняется на основании следующего.
Как указано выше, в силу части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.
Проанализировав Проект планировки территории (чертеж красных линий) для реконструкции вышеуказанного объекта, представленный Администрацией, а также Проект планировки территории (чертеж красных линий), судебная коллегия пришла к выводу, что спорные рекламные конструкции расположены в пределах территории линейного объекта трамвайной сети, проект реконструкции которой утвержден названным постановлением.
В связи с чем, спорные адресные ориентиры были исключены их Схемы, а разрешения на установку рекламных конструкций признаны недействительными.
Кроме того, Постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 18.07.2023 N 3039 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 29 января 2014 года N 213 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Саратовской области или муниципального образования "Город Саратов", в установленном порядке не оспорено, недействительным не признано.
Постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 18.07.2023 N 3039 принято в установленном законом порядке с соблюдением правил его введения в действие, определяя правовые требования, предъявляемые к размещению рекламных конструкций, законодатель одновременно предусмотрел организационно-правовой механизм реализации этих положений, возложив на органы местного самоуправления полномочия самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с утверждением правил благоустройства территории и утверждения схемы размещения рекламных конструкций и в этой связи предоставляя органу местного самоуправления нормотворческие полномочия по правовому регулированию рекламной деятельности.
Принятый в установленном законом порядке нормативный правовой акт распространяется в равной мере на всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке рекламы, в связи с чем правовых оснований для вывода о том, что допущено ограничение конкуренции, не имеется.
Следует учитывать, что суд не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом местного самоуправления нормативного правового акта, поскольку это относится к исключительной компетенции таких органов. Вопросы возможности и необходимости размещения рекламных конструкций тех или иных типов в каждом конкретном месте относятся к усмотрению лица, утверждающего схему расположения таких конструкций.
Суд апелляционной инстанции считает, что разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Судебные расходы за подачу иска распределены судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ.
Фактически доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны позиции апеллянта в суде первой инстанции и не опровергают выводов, сделанных в обжалуемом решении, основаны на субъективном толковании норм права и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов, что в силу положений статьи 270 АПК РФ не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после его принятия либо в документарном виде по ходатайству стороны в срок не превышающий пяти дней.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 февраля 2024 года по делу N А57-19513/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.М. Заграничный |
Судьи |
Т.В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-19513/2023
Истец: Администрация МО "Город Саратов"
Ответчик: ООО "Адвертисмент"
Третье лицо: Ахмедов Руслан Низамович, ГУ Отдел адресно-справочной работы УВМ МВД России по Саратовской области, Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации МО "Город Саратов", комитет дорожного хозяйства, благоустройтва и транспорта администрации МО город Саратов, комитет по архитектуре администраци МО город Саратов, КУИ Саратовской области, КУИ СО, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, Министерство транспорта и дорожного хозяйства СО, комитет правового обеспечения администрация мо город Саратов