г. Санкт-Петербург |
|
22 мая 2024 г. |
Дело N А21-14449/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Протас Н.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.,
при участии:
от заявителя: Бохан С.С., по доверенности от 15.06.2023 (онлайн);
от заинтересованного лица: Шавырин А.А., по доверенности от 25.12.2023 (онлайн);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8522/2024) Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.02.2024 по делу N А21-14449/2023, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СОВСТРОЙИНВЕСТ"
к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Совстройинвест" (далее - ООО "Совстройинвест", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - Министерство, Административный орган) с требованием о признании незаконным и отмене постановления N АН-14/2023 от 17.10.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде 50 000 рублей штрафа.
Решением суда первой инстанции от 13.02.2024 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с решением суда, Министерство обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Министерство указывает на то, что для решения вопроса о наличии состава вменяемого административного правонарушения, правового значения не имеет, кто именно реализовал алкогольную продукцию должностным лицам Министерства. В ходе выездного обследования также устанавливалось лицо, осуществляющее деятельность по адресу: Калининградская обл., г. Калининград, ул. Зеленая д. 23. Из видео контрольной закупки следует о продаже алкогольной продукции продавцом сотруднику Министерства. Общество ознакомилось с содержанием акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
Податель жалобы считает, что в данном случае продажа алкогольной продукции в запрещенное время исключает возможность использования контрольно-кассовой техники и, как следствие, выдачу кассового чека.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Общества просил в удовлетворении жалобы отказать, по мотивам, изложенным в представленном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в соответствии с требования Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закона N 248-ФЗ), на основании решения Министерства о проведении контрольной закупки от 24.05.2023 N 24, решения Прокуратуры Калининградской области о согласовании проведения контрольной закупки от 25.05.2023, сотрудниками Министерства проведена контрольная закупка 31.05.2023 в отношении ООО "Совстройинвест" по фактическому адресу места осуществления деятельности: Калининградская обл., г. Калининград, ул. Зеленая, 23.
В ходе контрольной закупки сотрудниками Министерства была куплена за наличный расчет водка "Хлебная" в стеклянной бутылке объемом 0,2 л., кассовый чек не выдан.
По результатам контрольной закупки сотрудниками Министерства составлен Акт о проведении контрольной закупки N 10 от 31.05.2023. Время проведения закупки - 31.05.2023, с 23 час. 33 мин по 23 час. 37 мин.
Для закупки использована купюра номиналом 500 рублей серия be N 9562203, полученная под отчет сотрудником Министерства (расходный кассовый ордер N 2 от 18.10.2021).
После проведения контрольной закупки купюра номиналом 500 рублей серия be N 9562203 возвращена сотруднику Министерства, приобретенная алкогольная продукция возвращена работнику (продавцу) Назарову Руфату Нураддину оглы по Акту возврата алкогольной продукции от 31.05.2023 в 23 часов 37 минут.
Пунктом 2 ст. 5 Закона Калининградской области от 03.02.2003 N 222 "О розничной продаже алкогольной продукции на территории Калининградской области" (далее - Закон Калининградской области от 03.02.2003 N 222) установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции с 21.00 часа до 11.00 часов.
По результатам контрольной закупки уполномоченным должностным лицом Министерства составлен протокол об административном правонарушении от 20.06.2023 N АН-14/2023, в соответствии с которым действия Общества квалифицированы по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Постановлением Министерства от 17.10.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N АН-14/2023 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу об отсутствии доказательств события административного правонарушения, заявленные требования удовлетворил, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Министерства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Согласно пункту 7 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 указанной статьи, не допускается в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, находящихся во владении, распоряжении и (или) пользовании образовательных организаций.
Запрет на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленный указанной нормой распространяется на территории, прилегающие к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, в которых непосредственно осуществляются соответствующие виды деятельности.
Пунктом 2 статьи 5 Закона Калининградской области от 03.02.2003 N 222 установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции с 21.00 часа до 11.00 часов.
Из оспариваемого постановления N АН-14/2023 от 17.10.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении следует, что Обществу вменяется осуществление розничной продажи алкогольной продукции в торговом объекте, расположенном по адресу: Калининградская обл., Калининград, ул. Зеленая д. 23 в запрещенное время.
Частью 2 статьи 87 Закона N 248-ФЗ предусмотрено, что по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее также - акт).
Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия, если иной порядок оформления акта не установлен Правительством Российской Федерации (часть 3).
Пунктом 60 Постановления N 1110 также предусмотрено, что оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия.
Согласно статье 88 Закона N 248-ФЗ контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия, за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
В случае проведения документарной проверки либо контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, а также в случае, если составление акта по результатам контрольного (надзорного) мероприятия на месте его проведения невозможно по причине совершения контрольных (надзорных) действий, предусмотренных пунктами 6, 8 и 9 части 1 статьи 65 настоящего Федерального закона, контрольный (надзорный) орган направляет акт контролируемому лицу в порядке, установленном статьей 21 настоящего Федерального закона.
Контролируемое лицо подписывает акт тем же способом, которым изготовлен данный акт. При отказе или невозможности подписания контролируемым лицом или его представителем акта по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия в акте делается соответствующая отметка.
В материалы дела представлен Акт внеплановой контрольной закупки от 31.05.2023, в котором в качестве представителя контролируемого лица имеется подпись гражданина Назарова Руфата Нураддина оглы.
Вместе с тем, как правильно установлено судом первой инстанции, статус указанного гражданина Министерством не устанавливался, он не был опрошен, его полномочия как представителя Общества материалами дела об АП не подтверждены.
В силу пункта 10 части 2 статьи 91 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля является непредоставление контролируемому лицу для ознакомления документа с результатами контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если обязанность его предоставления установлена настоящим Федеральным законом.
Протокол об административном правонарушении является доказательством, производным от акта проверки и протокола осмотра, и самостоятельного доказательственного значения не имеет.
Поскольку иных доказательств события вменяемого административного правонарушения, собранных вне рамок контрольного мероприятия, в материалы дела не представлено, то при таких обстоятельствах административным органом не доказано наличие в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Таким образом в материалы дела доказательств реализации спорной алкогольной продукции Обществом не представлено.
Так, купленный товар отсутствует, кассовый чек, подтверждающий реализацию товара отсутствует, если реализация алкоголя в произведена в период запрета ее реализации и кассовый чек не выдавался, то должны быть представлены иные доказательства, что спорная бутылка зарегистрирована в систем ЕИС и принадлежит Обществу, бутылка алкогольной продукции как вещественное доказательство должна быть приобщена к материалам дела об АП. Однако, этого административным органом сделано не было.
Кроме того, как правильно установлено судом первой инстанции, приложением к протоколу об АП от 20.06.2023 N АН-14/2023 являются материалы фото и видеофиксации (пункт 10 приложения).
Вместе с тем, фотоматериалы надлежащим образом не оформлены в фототаблицу, как сделано Министерством в отношении фотографий - приложений к акту N 95 от 17.05.2023 и не приобщены к материалам дела об АП.
В связи с изложенным суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований расценивать представленные Министерством фотографии как относимые к спорной закупке и подтверждающие факт продажи алкогольной продукции.
Представленная Министерством видеозапись также не подтверждает события правонарушения, поскольку не датирована, из содержания видеоматериала невозможно установить место проведения видеосъемки.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Принимая во внимание, что в ходе административного расследования не был опрошен гражданин Назаров; отсутствует кассовый чек по продаже спорного товара, товар не приобщен к материалам дела об АП в качестве вещественного доказательства при том, что фотографий купленной Министерством в ходе контрольной закупки алкогольной продукции не имеется; установить сведения о проданной продукции, в частности, федеральную специальную марку или акцизную марку, не представляется возможным; купленный товар не направлялся Министерством на экспертизу с целью установления содержания алкоголя, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности Министерством события вмененного Обществу правонарушения.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения является обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.
В рассматриваемом случае у административного органа отсутствовали достаточные и бесспорные основания для привлечения Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В этой связи суд первой инстанции правильно признал незаконным и отменил оспоренное постановление административного органа.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам не имеется.
Изложенным опровергаются доводы апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.02.2024 по делу N А21-14449/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-14449/2023
Истец: ООО "СОВСТРОЙИНВЕСТ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ