г. Вологда |
|
22 мая 2024 г. |
Дело N А13-16066/2023 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Алимовой Е.А., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области "Вологодский городской родильный дом" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 12 марта 2024 года по делу N А13-16066/2023,
УСТАНОВИЛ:
отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области (ОГРН 1023500873593, ИНН 3525009217; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Лермонтова, дом 15а; далее - фонд) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к бюджетному учреждению здравоохранения Вологодской области "Вологодский городской родильный дом" (ОГРН 1163525094710, ИНН 3525385331; адрес: 160011, Вологодская область, город Вологда, улица Пирогова, дом 24; далее - учреждение) о взыскании 6 380 руб. 50 коп., излишне выплаченного пособия женщинам, вставшим на учёт в ранние сроки беременности.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление учреждения рассмотрено судом в порядке упрощённого производства.
Решением суда от 12 марта 2024 года исковые требования удовлетворены полностью.
Учреждение с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права. Отразило, что на стороне учреждения не возникло обязательств перед фондом за несообщение сведений, поскольку оно не располагало информацией об отсутствии оснований для произведения соответствующей выплаты. Указало, что получатель пособия не известил о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пособия, обратился в орган 02.09.2021, после прерывания беременности, которое произошло 23.08.2021, поэтому заявитель представил недостоверные сведения, считает, что излишне выплаченные суммы подлежат удержанию с получателя субсидии, в том числе в судебном порядке, а учреждение не может нести ответственность за предоставление недостоверных сведений со стороны получателя пособия.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично, без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Бачурина Е.Ю. 02.09.2021 обратилась в ОПФР по Вологодской области (в настоящее время - фонд) с заявлением о назначении ежемесячного пособия для женщин, вставших на учёт в ранние сроки беременности.
ОПФР по Вологодской области 27.10.2021 вынес решение о назначении ежемесячного пособия в размере 6 380 руб. 50 коп., срок выплаты которого установлен с 01.07.2021 по 28.02.2022.
От Фонда социального страхования (далее - ФСС) 26.01.2022 поступил отчетный файл о прерывании беременности 23.08.2021.
Вследствие несвоевременного информирования о прерывании беременности территориальным отделением Фонда ФСС, Бачуриной Е.Ю. произведена выплата ежемесячного пособия для женщин, вставших на учёт в ранние сроки беременности, в размере 6 380 руб. 50 коп. за октябрь 2021 года, в связи с чем образовалась переплата в указанном размере.
Решением Управления выплаты пенсий и социальных выплат ОПФР по Вологодской области об обнаружении ошибки, допущенной при осуществлении ежемесячной выплаты, от 31.03.2022 N 896 установлено, что ошибка произошла в связи с несвоевременным поступлением информации о прерывании беременности 23.08.2021 от ФСС.
ОПФР по Вологодской области направило в ФСС претензионное письмо от 09.12.2022 N 4903-06/91581, в котором просило возвратить в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации излишне выплаченные денежные средства.
ФСС в ответе на претензию от 30.12.2022 сообщил, что медицинской организацией, оказывающей услуги в период беременности, сформировавшей электронный родовой сертификат, является учреждение. Данные о прерывании беременности 23.08.2021 внесены учреждением только 06.12.2021. Вместе с тем ФСС указал, что не правомочен вносить сведения в электронный родовой сертификат (ЭРС) и не наделён обязанностью по направлению сведений в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Фонд в адрес учреждения направил претензионное письмо от 17.11.2023 N 5566-17/06878, предложив ответчику в добровольном порядке возместить понесённые истцом расходы в сумме 6 380 руб. 50 коп.
Поскольку учреждение не возместило фонду понесённые расходы, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
В силу статьи 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно статье 9 Закона N 81-ФЗ право на ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, имеют женщины в случае, если срок их беременности составляет шесть и более недель, они встали на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель) и размер среднедушевого дохода их семей не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации по месту их жительства (пребывания) или фактического проживания, установленную в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанного пособия..
На основании статьи 9.1 Закона N 81-ФЗ ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, назначается Пенсионным фондом Российской Федерации при условии наличия у такой женщины беременности сроком не менее двенадцати недель и выплачивается:
за период начиная с месяца постановки ее на учет в медицинской организации, но не ранее наступления шести недель беременности, до месяца родов, прерывания беременности - в случае ее обращения за указанным пособием в течение тридцати дней со дня постановки на учет в медицинской организации;
за период начиная с месяца ее обращения за назначением указанного пособия, но не ранее наступления шести недель беременности, до месяца родов, прерывания беременности - в случае ее обращения за указанным пособием по истечении тридцати дней со дня постановки на учет в медицинской организации.
В соответствии с пунктом 39 Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", а также перечня документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и форм заявлений об их назначении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2021 N 1037, утратившего силу 08.06.2022 и действовавшего в период назначения пособия (далее - Правила N 1037), ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, назначается при обращении женщины после наступления 12 недель беременности и выплачивается за период, начиная с месяца постановки на учет в медицинской организации, но не ранее наступления 6 недель беременности, до месяца родов или прерывания беременности включительно.
Если прерывание беременности произошло до наступления срока беременности - 12 недель, выплата пособия не осуществляется.
Ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, выплачивается за полный месяц независимо от срока наступления 6 недель беременности в конкретном месяце или даты обращения за назначением указанного пособия, а также за полный месяц, включая месяц родов или прерывания беременности.
Решение о прекращении выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в случае родоразрешения или прерывания беременности (пункт 45 Правил N 1037).
В указанных случаях решение о прекращении выплаты выносится на основании сведений, представленных Фондом социального страхования Российской Федерации (пункт 46 Правил N 1037).
Ответчик в отзыве на иск со ссылкой на пункт 38 Правил N 1037 указал, что учреждение не получало запрос от территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о наличии сведений о посещении женщиной медицинской организации, родоразрешении, прерывании беременности. Бачурина Е.Ю. обратилась за назначением пособия согласно данным искового заявления 02.09.2021, то есть по истечении 30 дней с даты постановки на учет по беременности и родам - 22.07.2021 и неправомерно обратилась за назначением пособия после прерывания беременности, то есть предоставила недостоверные сведения о наличии беременности.
Как считает ответчик, в Правилах N 1037 отсутствуют сроки для внесения сведений в электронный родовой сертификат медицинской организацией, в указанном документе имеются только сроки для ответа на межведомственные запросы.
Таким образом, ответчик полагает, что стороны учреждения не допущено нарушений, вины учреждения нет.
Отклоняя указанные доводы, суд первой инстанции учел следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
В силу статьи 18 Закона N 81-ФЗ получатели государственных пособий обязаны своевременно извещать органы, назначающие государственные пособия гражданам, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров государственных пособий гражданам, имеющим детей, или прекращение их выплаты. Срок, в течение которого получатель пособия на ребенка обязан сообщить об изменении дохода семьи, дающего право на получение указанного пособия, не может превышать три месяца.
В соответствии со статьей 19 упомянутого Закона органы, органы, осуществляющие назначение и выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, имеют право на выборочную проверку правильности сообщенных заявителем сведений о доходах семьи, в процессе которой указанные органы вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у всех органов и организаций независимо от форм собственности, владеющих такой информацией.
Излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров). Удержания производятся в размере не свыше двадцати процентов либо суммы, причитающейся получателю при каждой последующей выплате государственного пособия гражданам, имеющим детей; либо заработной платы получателя в соответствии с требованиями законодательства о труде Российской Федерации. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие гражданам, имеющим детей, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 51 Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2022 N 1036, установлено, что в случае излишне выплаченных получателю сумм пособия в связи с несвоевременным поступлением документов (сведений) от компетентных ведомств в порядке межведомственного электронного взаимодействия взыскание указанных сумм с получателя Пенсионным фондом Российской Федерации не производится.
В силу пункта 35 Правил N 1037 ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, назначается и выплачивается на основании представляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации в электронной форме Фондом социального страхования Российской Федерации сведений о дате и сроке постановки на учет, а также о факте прерывания беременности, рождения ребенка, на основании сведений, содержащихся в электронном родовом сертификате.
Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 28.11.2005 N 701 "О родовом сертификате" (далее - Приказ N 701) формирование родового сертификата и направление сведений об очередном обращении (необращении) получателя услуги в медицинскую организацию (женскую консультацию), где проходит наблюдение получатель услуги в период беременности, осуществляют медицинские организации.
Из подпункта 4 пункта 6 Приказа N 701 следует, что при направлении запросов и сведений, указанных в пункте 6 настоящего порядка, медицинской организацией осуществляется направление сведений об очередном обращении получателя услуги в медицинскую организацию, при котором указываются:
текущий акушерский статус получателя услуги: "Беременность", "Прерывание беременности", "Роды", "Материнская смерть";
дата очередного обращения получателя услуги в медицинскую организацию (женскую консультацию);
срок беременности на дату очередного обращения получателя услуги в медицинскую организацию (женскую консультацию).
Медицинская организация направляет в Фонд сведения о необращении получателя услуги в медицинскую организацию (женскую консультацию) в случае, если получатель услуги не обратился в медицинскую организацию (женскую консультацию) в течение 4 недель с момента предыдущего обращения или с момента постановки на учет в медицинскую организацию (женскую консультацию).
Обмен данными между Фондом социального страхования Российской Федерации и Пенсионным Фондом Российской Федерации происходил на федеральном уровне посредством межведомственного электронного взаимодействия.
Фонд социального страхования Российской Федерации формирует сведения на основании информации, содержащейся в электронном родовом сертификате, вносимой медицинской организацией, оказывающей услуги в период беременности и сформировавшей данный сертификат.
Такой организацией являлось учреждение, следовательно, на него возложена обязанность по своевременному предоставлению информации фонду.
В данном случае сведения о прерывании беременности 23.08.2021 внесены учреждением только 06.12.2021. Следовательно, фонд не был своевременно уведомлен об отсутствии оснований для выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учёт в ранние сроки беременности.
Судом первой инстанции оценены и отклонены доводы ответчика о том, что ОПФР по Вологодской области должен был направить запрос в учреждение о наличии сведений о посещении женщиной медицинской организации, родоразрешении, прерывании беременности, однако данный запрос не направлялся. Пациентка не посещала женскую консультацию ни разу после даты постановки на учет по беременности и родам, соответственно, ОПФР по Вологодской области обязан был сразу после назначения выплаты приостановить ее согласно пункту 43 Постановления N 1037.
Перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения пособия, установлен Правилами N 1037. Территориальный орган в рамках межведомственного электронного взаимодействия запрашивает их у органов и (или) организаций, в распоряжении которых они находятся. Ряд документов (сведений) в определенных случаях представляет заявитель. Это следует из пунктов 14, 15, 17, 18, 41 Правил N 1037.
В перечень включены сведения о постановке на учет в медорганизации в связи с беременностью, которые подает ФСС РФ. ПФР запрашивает сведения в медорганизации только в том случае, когда они отсутствуют в ФСС РФ.
При таких обстоятельствах, поскольку сведения о постановке на учет в медорганизации в связи с беременностью имелись у ФСС РФ, суд посчитал, что необходимости их запрашивать у медорганизации не имелось.
Следовательно, фонд не имел возможности своевременно прекратить выплату в связи с отсутствием достоверных данных.
Таким образом, на стороне фонда возникли убытки, вследствие неправомерных действий ответчика.
На основании пункта 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 2 статьи 15 вышеназванного Кодекса под убытками следует понимать расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, лицо, требующее возмещения ущерба, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками. При этом отсутствие одного из перечисленных условий влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.
Анализ указанных норм права позволяет прийти к выводу о том, что учреждение несёт ответственность в виде возмещения излишне выплаченных фондом средств в том случае, если им несвоевременно предоставлены сведения об отсутствии оснований для выплаты пособия.
Поскольку данные о прерывании 23.08.2021 беременности внесены ответчиком только 06.12.2021, при своевременном внесении медицинской организацией сведений в ЭРС о прерывании беременности 23.08.2021 выплата пособия не была бы осуществлена, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности требований о взыскании с учреждения убытков.
Материалами дела подтверждается противоправность поведения учреждения по непредоставлению достоверных сведений истцу, его вина, наличие и размер убытков, представляющих собой сумму излишне выплаченного пособия, а также причинно-следственная связь между допущенным ответчиком нарушением и возникшими убытками.
Доводы учреждения в апелляционной жалобе о том, что с его стороны нарушения законодательства отсутствуют, поскольку оно не может нести ответственность за несообщение или предоставление недостоверных сведений получателем пособия, не принимаются коллегией судей, поскольку выплата спорного пособия осуществляется на основании сведений, вносимых упреждением.
Ссылки апеллянта на то, что излишне выплаченные суммы подлежат удержанию с получателя субсидии, в том числе в судебном порядке, а учреждение не может нести ответственность за предоставление недостоверных сведений со стороны получателя пособия, отклоняются коллегией судей, поскольку спорная выплата не была бы произведена при своевременном внесении учреждением сведений о прерывании беременности.
Доводы жалобы об отсутствии в Правилах N 1036 срока для внесения сведений со стороны медицинской организации, коллегией судей не принимаются, поскольку такие сведения в любом случае должны быть внесены в разумный срок.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца сумму излишне выплаченного пособия.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 12 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области "Вологодский городской родильный дом" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-16066/2023
Истец: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области
Ответчик: БУЗ ВО "Вологодский городской родильный дом"