город Москва |
|
22 мая 2024 г. |
Дело N А40-157947/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Гармаева Б.П., Расторгуева Е.Б..
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Ногеровой М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 19 февраля 2024 года по делу N А40-157947/23
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами"
(ИНН 3704005843, ОГРН 1113704000585 )
к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7715033007, ОГРН 1037715046467 )
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца представитель не явился, извещен,
от ответчика Бицаев П.В. по доверенности от 02.05.2024,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.06.2020 по 31.08.2021 в размере 17 681 руб. 20 коп., пени за период с 12.01.2021 по 31.03.2022, с 02.10.2022 по 04.12.2023 в размере 10 007 руб. 81 коп., с учетом принятого судом ходатайства в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением суда от 19 февраля 2024 года исковые требования Общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" удовлетворены в полном объеме.
На указанное решение подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а так же на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика поддержал требования апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам, просил отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт.
Истец не явился, извещен надлежащим образом.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в соответствии с п. 1 ст. 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 г. "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
По результатам конкурсного отбора, проведенного Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области, статусом регионального оператора на территории Ивановской области наделено Общество с ограниченной ответственностью "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" (далее - Истец, "Региональный оператор").
Между Истцом и Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области 17.01.2017 подписано Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ивановской области, в соответствии с условиями которого Региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по Соглашению в полном объеме не позднее 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором утвержден тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами утвержден Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области N 147-к/1 от 28.06.2017.
Таким образом, "Региональный оператор" начал осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории Ивановской области с 01.07.2017 и является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать данную коммунальную услугу до 31.12.2031.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО регулируется Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Нормы Правил N 1156, в том числе регулирующие порядок заключения договоров на обращение с ТКО, имеют обязательный характер в рамках урегулирования взаимоотношений, возникающих в области обращения с ТКО.
Ответчик ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России владеет и пользуется на праве оперативного управления жилыми помещениями (выписки из ЕГРН) по следующим адресам: Ивановская область, г. Тейково ул. Неделина д. 2 кв. 65, Ивановская область, г. Тейково ул. Чкалова д. 3 кв. 1, Ивановская область, г. Тейково ул. Чкалова д. 3 кв. 2, Ивановская область, г. Тейково ул. Чкалова д. 4 кв. 1, Ивановская область, г. Тейково ул. Чкалова д. 4 кв. 2, Ивановская область, г. Тейково ул. Чкалова д. 5 кв. 1, Ивановская область, г. Тейково ул. Чкалова д. 6 кв. 1, Ивановская область, г. Тейково ул. Чкалова д. 6 кв. 2, Ивановская область, г. Тейково ул. Чкалова д. 7 кв. 2, Ивановская область, г. Тейково ул. Чкалова д. 8 кв. 1, Ивановская область, г. Тейково ул. Чкалова д. 8 кв. 2, Ивановская область, г. Тейково ул. Чкалова д. 8 кв. 3, Ивановская область, г. Тейково ул. Чкалова д. 8 кв. 4.
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, а также форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156).
Форма типового договора была размещена на официальном сайте Истца 16.02.2017 Объем твердых коммунальных отходов принимаемые Истцом по договору рассчитывается в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 г. N 505 (далее - Правила N 505).
Согласно п.5, 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов (ТКО) осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
Нормативы накопления ТКО на территории Ивановской области утверждены Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20.02.2017 N 133-н/1. Для многоквартирных домов указанным постановлением утвержден норматив 0,18 куб./м. в месяц/ 1 проживающий.
В первоначально заявленных требованиях Истец указал, что за период с 01.07.2017 по 31.01.2023. Истец оказал Ответчику коммунальную услугу по обращению с ТКО в размере 76013 руб. 50 коп.
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязательств по Договору, ТСЖ "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" в адрес ответчика были направлены Претензии N И-185 от 23.03.2023 с требованием о погашении задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с приложением актов сверки взаимных расчетов.
С учетом принятых судом уточнений просит взыскать задолженность за период с 01.06.2020 по 31.08.2021 в размере 17 681 руб. 20 коп.
Статья 330 ГК РФ предусматривает, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно пункту 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Истец произвел начисление неустойки в связи с несвоевременной оплатой коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 12.01.2021 по 31.03.2022, с 02.10.2022 по 04.12.2023 в размере 10 007 руб. 81 коп.
Апелляционным судом расчет неустойки проверен и признан арифметически верным, факт неисполнения ответчиком обязательств по оплате установлен, в связи с чем, апелляционный суд признает требование о взыскании неустойки обоснованным и подлежащим удовлетворению в заявленном размере.
В соответствии с ч.4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в числе прочего, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Частью 6 ст. 157.2 ЖК РФ определено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.
В соответствии со ст.ст.779,781 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
В силу положений ст.ст.309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку со стороны ответчика не представлены доказательства оплаты коммунальных услуг по обращению с ТКО в полном объеме, доводы истца не опровергнуты, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных истцом требований.
Довод заявителя апелляционной жалобы о неприменении судом первой инстанции подлежавшей применению нормы ст. 333 ГК РФ и необходимости снижения размера взыскиваемой неустойки в связи с ее явной несоразмерностью последствиям нарушения обязательства, - является необоснованным.
Согласно п.73 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 56 ГПК РФ, часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Ответчиком обоснованных доказательств несоразмерности взысканной суммы неустойки последствиям нарушения обязательства не представлено.
Следующий довод заявителя апелляционной жалобы о том, что судом не учтен период моратория, установленного 127-ФЗ (с 01.04.2022 по 01.10.2022) отклоняется апелляционным судом, поскольку истец учел данный период моратория в расчете задолженности и не начислял неустойку с 01.04.2022 по 01.10.2022 (уточненный расчет задолженности). Истцом было заявлено требование о взыскании неустойки за период с 12.01.2021 по 31.03.2022 и с 02.10.2022 по 04.12.2023.
Иные доводы апелляционной жалобы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Установленные судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела, доказаны исследованными судом доказательствами.
Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу обжалуемого решения, полно и объективно исследованы, им даны подробный анализ и правильная оценка, не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции нет оснований.
Нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности поданной апелляционной жалобы и оставлению обжалуемого решения суда первой инстанции без изменения.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19 февраля 2024 года по делу N А40-157947/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-157947/2023
Истец: ООО "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР ПО ОБРАЩЕНИЮ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-63388/2024
16.08.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17276/2024
22.05.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-18111/2024
19.02.2024 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-157947/2023