г. Владивосток |
|
23 мая 2024 г. |
Дело N А24-5558/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 мая 2024 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей А.В. Пятковой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Столповской,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Контрольного управления администрации Петропавловск -Камчатского городского округа - муниципальное учреждение,
апелляционное производство N 05АП-2399/2024
на решение от 13.03.2024
судьи Т.А. Арзамазовой
по делу N А24-5558/2023 Арбитражного суда Камчатского края
по исковому заявлению отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Камчатскому краю (ИНН 4101121182, ОГРН 1084101000037)
к Контрольному управлению администрации Петропавловск -Камчатского городского округа - муниципальному учреждению (ИНН 4101172701, ОГРН 1154101004683)
о взыскании 7 084,79 руб. излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Камчатскому краю (далее - истец, Фонд) обратилось в арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением к Контрольному управлению администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальному учреждению (далее - ответчик) о взыскании 7 084,79 руб. излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения.
Решением суда от 13.03.2024 исковые требования удовлетворены, с Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в пользу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Камчатскому краю взыскано 7 084 рубля 79 копеек излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 13.03.2024, Управление просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Фонда. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель повторно указывает, что материальная помощь муниципальному служащему не зависит от итогов оценки результатов труда муниципального служащего, выплачивается за отчетный период в пределах фонда оплаты труда и устанавливается в процентах от должностного оклада муниципального служащего. Настаивает на том, что материальная помощь, выплачиваемая муниципальным служащим, является элементом оплаты труда и подлежит включению в расчетную базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование в полном объеме. В связи чем выявленные нарушения, основанные на части 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), подпункта 11 части 1 статьи 422 Налогового Кодекса Российской Федерации, апеллянта считает ошибочными, а соответствующие выводы Фонда и суда первой инстанции неправомерными.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие, по имеющимся в деле документам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В период с 22.08.2022 по 21.10.2022 Отделением фонда на основании решения о проведении выездной проверки ответчика на предмет полноты и достоверности предоставляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения от 22.08.2022, проведена выездная проверка Контрольное управление администрации Петропавловск -Камчатского городского округа за период с 01.01.2019 по 31.12.2021.
В ходе проверки Фондом выявлены факты излишнего несения расходов в отношении следующих застрахованных лиц:
1) Голятин Игорь Александрович, листок нетрудоспособности от 16.03.2020 N 342258117232, сумма излишне понесенных расходов составила 175,36 руб.;
2) Санкин Иван Олегович, листок нетрудоспособности от 20.01.2021 N 910053798091, сумма излишне понесенных расходов составила 175,40 руб.;
3) Пискарева Татьяна Андреевна, листок нетрудоспособности от 28.02.2020 N 375072032376, сумма излишне понесенных расходов составила 26,28 руб.;
4) Санкин Иван Олегович, листок нетрудоспособности от 29.07.2021 N 382986206497, сумма излишне понесенных расходов составила 96,47 руб.;
5) Наумов Михаил Алексеевич, листок нетрудоспособности от 07.12.2021 N 910095276246, сумма излишне понесенных расходов составила 142,48 руб.;
6) Шмыков Михаил Викторович, листок нетрудоспособности от 12.07.2021 N 910072448710, сумма излишне понесенных расходов составила 102,40 руб.;
7) Липовцева Светлана Олеговна, листок нетрудоспособности от 26.03.2019 N 322796188453, сумма излишне понесенных расходов составила 2 136,06 руб.;
8) Липовцева Светлана Олеговна, листок нетрудоспособности от 19.11.2021 N 910092376847, сумма излишне понесенных расходов составила 131,52 руб.;
9) Лучков Борис Степанович, листок нетрудоспособности от 18.08.2021 N 910077165612, сумма излишне понесенных расходов составила 197,28 руб.;
10) Лучков Борис Степанович, листок нетрудоспособности от 21.01.2021 N 910053949006, сумма излишне понесенных расходов составила 65,76 руб.;
11) Лукоянов Анатолий Михайлович, листок нетрудоспособности от 30.12.2020 N 910051742787, сумма излишне понесенных расходов составила 197,28 руб.;
12) Капорина Светлана Юрьевна, листок нетрудоспособности от 24.09.2020 N 910037201607, сумма излишне понесенных расходов составила 186,32 руб.;
13) Кисилева Екатерина Мирославовна, листок нетрудоспособности от 11.10.2019 N 331130619682, сумма излишне понесенных расходов составила 120,56 руб.;
14) Нагорная Татьяна Николаевна, листок нетрудоспособности от 02.08.2019 N 331118668941, сумма излишне понесенных расходов составила 67,50 руб.;
15) Нагорная Татьяна Николаевна, листок нетрудоспособности от 15.08.2019 N 322805370717, сумма излишне понесенных расходов составила 72,27 руб.;
16) Латышева Таисия Сергеевна, листок нетрудоспособности от 02.02.2021 N 910056456599, сумма излишне понесенных расходов составила 32,85 руб.;
17) Кострицкая Анастасия Викторовна, листок нетрудоспособности от 10.03.2020 N 351564137800, сумма излишне понесенных расходов составила 49,32 руб.;
18) Кисилева Екатерина Мирославовна, листок нетрудоспособности от 26.07.2019 N 388416165100, сумма излишне понесенных расходов составила 295,92 руб.;
19) Кисилева Екатерина Мирославовна, листок нетрудоспособности от 14.01.2021 N 910053266202, сумма излишне понесенных расходов составила 54,80 руб.;
20) Кисилева Екатерина Мирославовна, листок нетрудоспособности от 16.03.2020 N 910022326460, сумма излишне понесенных расходов составила 43,84 руб.;
21) Журавлев Александр Анатольевич, листок нетрудоспособности от 05.07.2021 N 910071384240, сумма излишне понесенных расходов составила 98,64 руб.;
22) Иващенко Светлана Витальевна, листок нетрудоспособности от 24.05.2021 N 375611163881, сумма излишне понесенных расходов составила 131,52 руб.; 23) Журавлев Александр Анатольевич, листок нетрудоспособности от 12.04.2019 N 322796462564, сумма излишне понесенных расходов составила 76,72 руб.;
24) Журавлев Александр Анатольевич, листок нетрудоспособности от 26.03.2020 N 342258145557, сумма излишне понесенных расходов составила 43,84 руб.;
25) Журавлев Александр Анатольевич, листок нетрудоспособности от 16.06.2020 N 910029045919, сумма излишне понесенных расходов составила 131,52 руб.;
26) Григорьев Сергей Геннадьевич, листок нетрудоспособности от 15.11.2021 N 910091562536, сумма излишне понесенных расходов составила 131,52 руб.;
27) Голятин Игорь Александрович, листок нетрудоспособности от 25.06.2020 N 358944064911, сумма излишне понесенных расходов составила 295,92 руб.;
28) Басова Кира Викторовна, листок нетрудоспособности от 19.01.2021 N 910053641010, сумма излишне понесенных расходов составила 164,40 руб.
Общая сумма излишне понесенных расходов в связи с назначением пособия по временной нетрудоспособности составила 5 540,59 руб.
Кроме того, установлен факт излишне понесенных расходов в связи с назначением и выплатой Нагорной Татьяне Николаевне пособия по беременности и родам на сумму 1 544,20 руб.
По результатам проверки истцом оформлен акт выездной проверки от 21.12.2022 N 41002280001746.
По результатам рассмотрения акта выездной проверки управляющим1 отделения Фонда социального страхования принято решение от 07.02.2023 N 41002280001749 о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения.
10.04.2023 истцом в адрес ответчика направлено требование о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения в срок до 10.05.2023.
Поскольку указанные расходы ответчиком добровольно не возмещены, истец обратился в суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе ответчика и в отзыве Фонда на нее, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Удовлетворяя решением от 13.03.2024 заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции указал, что материальная помощь, выплачиваемая муниципальным служащим, на основании пункта 28 статьи 217 Налогового Кодекса РФ и подпункта 11 пункта 1 статьи 422 Кодекса в настоящее время не подлежит обложению страховыми взносами в пределах 4 000 рублей на одного работника за календарный год, в связи с чем включение данных сумм в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, неправомерно.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Отношения в системе обязательного социального страхования регулируются Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), в соответствии со статьей 6 которого организации являются страхователями по обязательному социальному страхованию в отношении граждан, работающих у них по трудовому договору.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
На основании статьи 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
Статьей 8 Закона N 165-ФЗ установлены виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, к числу которых отнесены, в том числе, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ финансирование выплаты рассматриваемых пособий осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя в случаях, предусмотренных частью 2 названной статьи.
Согласно статье 4.6 Закона N 255-ФЗ страхователи, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 названного Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей).
Согласно части 1 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки полноты и достоверности представляемых страхователем или застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, в порядке, аналогичном установленному Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
Порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам установлен статьями 13 и 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ.
Перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен положениями статьи 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ.
В частности приведенной статьей в подпункте 12 пункта 1 установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период.
Аналогичное положение содержится в подпункте 11 пункта 1 статьи 422 НК РФ.
Между тем, в силу пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Согласно пункту 1 статьи 421 Налогового кодекса база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 настоящего Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 настоящего Кодекса.
Из приведенных положений Налогового кодекса и Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ следует, что, отнеся в указанных статьях материальную помощь в размере 4 000 руб. в год к перечню выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, законодатель исходил из отсутствия правовой взаимосвязи между указанной выплатой и результатами труда работника, ее получившего.
При этом следует учитывать, что, согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель вправе поощрять работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
Из представленных отделением Фонда материалов следует, что в отношении страхователя была проведена выездная проверка полноты и достоверности представляемых страхователями или застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период 2019-2021 гг.
В ходе проведения выездной проверки расходов отделением Фонда установлено, что страхователем в нарушение части 2 статьи 14 Закона N 255-ФЗ излишне включены в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, суммы материальной помощи, поименованные в подпункте 11 пункта 1 статьи 422 НК РФ.
Расходы, излишне понесенные Фондом, по результатам выездной проверки расходов составили в общей сумме 7084,79 руб.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
В силу части 2 статьи 14 Закона N 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года).
Как указывалось выше согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса, не подлежат обложению страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период.
Аналогичная норма предусмотрена подпунктом 12 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ.
Как верно отмечено судом первой инстанции, данные нормы императивны и возможность их применения не поставлена в зависимость от включения материальной помощи в состав денежного содержания государственного или муниципального служащего либо выплаты отдельной материальной помощи за особые заслуги или по иным основаниям.
Вопреки утверждениям ответчика, материальная помощь, выплачиваемая муниципальным служащим, на основании пункта 28 статьи 217 НК РФ и подпункта 11 пункта 1 статьи 422 НК РФ в настоящее время не подлежит обложению страховыми взносами в пределах 4 000 рублей на одного работника за календарный год (налоговый период).
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что обжалуемые суммы материальной помощи в проверяемом периоде являются частью заработной, должны быть включены в базу для начисления страховых взносов по временной нетрудоспособности и в связи с материнством и учтены при определении среднего дневного заработка для оплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, с чем не может согласиться суд апелляционной инстанции.
Анализ материалов проверки и доводов ответчика показал, что в проверяемом периоде в нарушение части 2 статьи 14 Закона N 255-ФЗ страхователь необоснованно включил в расчет среднего заработка для исчисления пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством материальную помощь, оказываемую работодателем своим работникам за расчетный период в размере 4000 руб., которая не подлежала обложению страховым взносам по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и соответственно, не должна включаться в расчет среднего заработка работника.
Нарушение страхователем части 2 статьи 14 Закона N 255-ФЗ в части неверного применения порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам за проверяемый период повлекло завышение затрат на выплату страхового обеспечения на общую сумму 7 084,79 руб.
Указанные расходы по смыслу части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ являются убытками, понесенными территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2015 N 304-КГ15-5176).
На основании статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Из разъяснений, изложенных в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" следует, что по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ).
Следовательно, материалами дела подтверждается, что излишняя сумма страхового обеспечения в размере 7084,79 руб. выплачена Фондом в результате действий ответчика, а именно вследствие неверного исчисления пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, в данном случае прямая причинно-следственной связь между действиями ответчика и произведенной спорной выплатой.
Расчет Отделением фонда основан на положениях Закона N 255-ФЗ и ответчиком не оспорен. Проверив размер предъявленных к взысканию убытков, суд первой инстанции признал их подтвержденными, с чем соглашается и апелляционная коллегия.
По изложенному, суд первой инстанции обоснованно взыскал с Контрольного управления администрации Петропавловск -Камчатского городского округа в пользу Фонда убытки в размере 7084,79 рублей.
Рассматривая данное дело, арбитражный суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора Неправильное применение норм материального права не привело к принятию необоснованного решения.
Убедительных доводов, позволяющих отменить обжалуемое решение, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем она не может быть удовлетворена судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ суд апелляционной инстанции не относит на апеллянта судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 13.03.2024 по делу N А24-5558/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-5558/2023
Истец: Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Камчатскому краю
Ответчик: Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа