г. Вологда |
|
21 мая 2024 г. |
Дело N А05-13927/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 мая 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Зеленцовой Ю.А.,
при участии от акционерного общества "Теплосервис" Севрюковой Н.Е. по доверенности от 13.05.2024, от Центрального банка Российской Федерации Плешкова Д.В. по доверенности от 05.05.2024,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу Центрального банка Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 февраля 2024 года по делу N А05-13927/2023,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Теплосервис" (ОГРН 1102901001026, ИНН 2901199811; адрес: 163045, город Архангельск, проезд К.С. Бадигина, дом 19, офис 106; далее - общество, АО "Теплосервис") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Центральному банку Российской Федерации (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133; адрес: 109012, город Москва, улица Неглинная, дом 12; далее - банк) о признании незаконным и отмене постановления от 13.11.2023 N ТУ-11-ЮЛ-23-9248-3110-1 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 16 февраля 2024 года заявленные требования удовлетворены.
Банк с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам. Полагает, что в действиях общества имеется состав вмененного правонарушения. В судебном заседании представитель банка поддержал доводы апелляционной жалобы.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу истца - без удовлетворения. Считают решение суда законным и обоснованным.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как видно из материалов дела, при осуществлении контроля за соблюдением обществом требований обеспечения ведения и хранение реестра акционеров банком установлено, что ведение реестра акционеров общества не осуществляется лицом, имеющим предусмотренную законом лицензию - регистратором; по сведениям, имеющимся в банке, договор на оказание услуг по ведению реестра владельцев ценных бумаг общества, заключенный с акционерным обществом "Независимая регистраторская компания Р.О.С.Т." расторгнут, с 03.02.2023 реестр акционеров общества находится на хранении.
В связи с этим банк в адрес общества направил предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 21.07.2023 N Т2-50-3/230, в котором обществу предписано в срок не позднее 30 календарных дней с даты получения предписания устранить нарушения требований пункта 2 статьи 149 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пункта 1 статьи 44 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) и обеспечить ведение реестра акционеров общества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; представить в банк копию действующего договора на ведение реестра общества, заключенного с регистратором, имеющим лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра акционеров.
Данное предписание получено обществом 15.08.2023 и должно было быть исполнено в срок не позднее 14.09.2023.
Общество во исполнение требований указанного предписания письмом от 30.08.2023 направило в адрес банка договор от 29.08.2023 N 1308/23 на оказание услуг по ведению реестра владельцев ценных бумаг, заключенный с регистратором - обществом с ограниченной ответственностью "Московский Фондовый Центр" (далее - ООО "МФЦ").
В результате мониторинга информации, содержащейся на официальном сайте ООО "МФЦ", банком установлено, что сведения об осуществлении регистратором ООО "МФЦ" ведения реестра акционеров общества отсутствуют.
В связи с этим банк направил в адрес ООО "МФЦ" письмо от 29.09.2023 N Т2-50-3/31160 о предоставлении информации об осуществлении ведения реестров акционеров общества.
Письмом от 03.10.2023 N 2-99655 ООО "МФЦ" сообщило, что им не осуществляется ведение реестра владельцев ценных бумаг заявителя.
Учитывая изложенное, банк пришел к выводу о неисполнении обществом требований предписания.
В связи с этим в отношении общества 31 октября 2023 года составлен протокол N ТУ-11-ЮЛ-23-9248-1020-1 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ. Протокол составлен с участием защитника общества и вручен последнему.
Определением от 31.10.2023 банк назначил время и место рассмотрения дела об административном правонарушении.
Постановлением банка от 13.11.2023 N ТУ-11-ЮЛ-23-9248-3110-1 заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, и на него наложен административный штраф в размере 250 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные обществом требования.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.
Частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России, за исключением случаев, предусмотренных частью 9.1 настоящей статьи, в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
В силу статьи 76.2 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.
В силу положений пункта 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) Банк России вправе направлять эмитентам предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов по вопросам, находящимся в компетенции Банка России.
Предписания Банка России являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"; далее - Закон N 46-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 46-ФЗ предписания Банка России выносятся по вопросам, предусмотренным Законом N 46-ФЗ, другими федеральными законами, в целях прекращения и предотвращения нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.
Согласно пункту 10 статьи 42 Закона N 39-ФЗ Банк России осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных Банком России.
В соответствии с пунктом 7 статьи 44 Закона N 39-ФЗ Банк России вправе направлять эмитентам предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов по вопросам, находящимся в компетенции Банка России.
Пунктом 1 статьи 44 Закон N 208-ФЗ установлена обязанность акционерного общества по обеспечению ведения и хранения реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 149 ГК РФ ведение записей по учету прав на бездокументарные ценные бумаги осуществляется лицом, имеющим предусмотренную законом лицензию.
Согласно положениям абзаца 3 пункта 1 статьи 8 и пунктов 1, 6 статьи 39 Закона N 39-ФЗ деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг относится к профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, которая осуществляется на основании лицензии, выдаваемой Банком России.
В данном случае из материалов дела следует, что банком при осуществлении контроля за соблюдением обществом требований пункта 2 статьи 149 ГК РФ и пункта 1 статьи 44 Закона N 208-ФЗ в адрес заявителя было направлено предписание от 09.06.2023 N Т2-50-3/17726 с требованием предоставить объяснение по факту не обеспечения ведения реестра акционеров в соответствии с требованиями законодательства и копию договора на ведение реестра, заключенного с регистратором, имеющим соответствующую лицензию. Во исполнение указанного предписания общество предоставило в банк копию договора от 12.08.2014 N ДП/КР/0648/2014, заключенного с закрытым акционерным обществом "Компьютершер регистратор". Банком установлено, что данный договор расторгнут обществом в одностороннем порядке 03.02.2023.
В связи с этим банк сделал вывод о необеспечении обществом надлежащего ведения реестра акционеров. На основании этого в адрес общества направлено предписание от 21.07.2023 N Т2-50-3/23089.
Во исполнение указанного предписания общество предоставило в банк договор на ведение реестра владельцев ценных бумаг от 29.08.2023, заключенный с ООО "МФЦ".
ООО "МФЦ" не опровергает факт заключения указанного договора с заявителем.
Банк также не оспаривает факт заключения заявителем и ООО "МФЦ" договора от 29.08.2023 на ведение реестра владельцев ценных бумаг.
При этом согласно пункту 3.11 статьи 8 Закона N 39-ФЗ в случае прекращения договора на ведение реестра держатель реестра передает указанному эмитентом (лицом, обязанным по ценным бумагам) держателю реестра реестр, составленный на дату прекращения договора, и документы, связанные с ведением реестра. Перечень указанных документов, а также порядок и сроки передачи реестра и указанных документов устанавливаются нормативными актами Банка России.
В развитие данной нормы главой 7 Положения Банка России от 27.12.2016 N 572-П "О требованиях к осуществлению деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг" (далее - Положение N 572-П) определен порядок и сроки передачи реестра и документов, связанных с ведением реестра, указанному эмитентом (лицом, обязанным по ценным бумагам) держателю реестра в случае прекращения договора на ведение реестра, а также перечень указанных документов определен.
Согласно пункту 7.1 Положение N 572-П в случае прекращения договора на ведение реестра держатель реестра, осуществляющий его ведение, обязан осуществить передачу реестра и документов, связанных с его ведением, новому держателю реестра, указанному эмитентом (лицом, обязанным по ценным бумагам), в порядке, предусмотренном настоящим Положением.
Пунктом 7.4 Положение N 572-П предусмотрено, что передача реестра и документов, связанных с его ведением, осуществляется в срок не более трех рабочих дней с даты прекращения проведения операций в реестре и оформляется актом приема-передачи.
В данном случае материалами дела подтверждается, что после заключения договора на ведение реестра с ООО "МФЦ" общество 31.08.2023 направило в адрес АО "НРК "Р.О.С.Т." письмо с просьбой подготовить и передать информацию и документы, составляющие систему ведения реестра владельцев ценных бумаг АО "Теплосервис" - ООО "МФЦ". Данное письмо получено АО "НРК "Р.О.С.Т." 11.09.2023.
АО "НРК "Р.О.С.Т.", получив уведомление общества о необходимости передачи реестра владельцев ценных бумаг новому регистратору, в установленный трехдневный срок не выполнило предусмотренных пунктом 7.4 Положения N 572-П действий, не обеспечило передачу ведения реестра акционеров общества новому регистратору в установленный срок и не обеспечило его ведение.
Такие действия АО "НРК "Р.О.С.Т." осуществило только 27 октября 2023 года, что подтверждается актом приема-передачи документов и информации, связанных с ведением реестра ценных бумаг общества, подписанных представителями ООО "МФЦ" и АО "НРК "Р.О.С.Т.".
Пункт 1 статьи 44 Закона N 208-ФЗ, устанавливающий обязанность акционерного общества по обеспечению ведения и хранения реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации, не раскрывает механизм исполнения такой обязанности.
В оспариваемом постановлении банк также не указал, какие конкретные меры общество должно было принять в обеспечение ведения и хранения реестра акционеров, какой нормой права такие меры предусмотрены.
В соответствии с положениями статьи 149 ГК РФ, статьи 8 Закона N 39-ФЗ, Положения Банка России от 29.06.2022 N 799-П, а также Положения N 572-П общество обязано для ведения реестра заключить соответствующий договор с регистратором, имеющим соответствующую лицензию.
В предписании об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 21.07.2023 N Т2-50-3/230, неисполнение которого вменяется заявителю, банк в соответствии с указанными нормами предписал обществу обеспечить ведение реестра акционеров общества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и представить в банк копию действующего договора на ведение реестра общества, заключенного с регистратором, имеющим лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра акционеров.
Материалами дела подтверждается исполнение требования указанного предписания, а именно предоставление обществом в банк действующего договора на ведение реестра общества, заключенного с регистратором, имеющим лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра акционеров
Довод ответчика о том, что общество не осуществило контроль за передачей информации и документов прежним регистратором в адрес ООО "МФЦ", не содержит ссылки на норму права, обязывающую общество контролировать такую передачу, а также противоречит установленным судом обстоятельствам. Как следует из вышеизложенного, общество своевременно обратилось к АО "НРК "Р.О.С.Т." с требованием передать соответствующие документы, связанные с ведением реестра акционеров, новому регистратору.
Более того, банк, получив от общества договор на ведение реестра, а от ООО "МФЦ" - информацию о том, что указанная организация не ведет реестр акционеров общества, не запросило у АО "НРК "Р.О.С.Т." сведения о причинах отсутствия ведения реестр акционеров общества. При этом информацию о направлении в адрес АО "НРК "Р.О.С.Т." уведомления общества от 30.08.2023 о подготовке и передаче информации и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг АО "Теплосервис" новому регистратору общество представило банку 25.10.2023, то есть до составления протокола об административном правонарушении.
Общество до момента истечения срока исполнения предписания направило в адрес АО "НРК "Р.О.С.Т." уведомление от 30.08.2023, данное уведомление получено адресатом 11.09.2023, следовательно, в установленный законом трехдневный срок АО "НРК "Р.О.С.Т." обязано было передать новому регистратору информацию и документы, составляющие систему ведения реестра владельцев ценных бумаг АО "Теплосервис". В таком случае на момент 14.09.2023 (дата исполнения предписания) АО "НРК "Р.О.С.Т." должно было осуществить передачу реестра и документов, связанных с его ведением, новому держателю реестра. Однако такие действия осуществлены со стороны АО "НРК "Р.О.С.Т." только 27.10.2023.
Таким образом, в данном случае событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, в действиях общества отсутствуют.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы ответчика.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 февраля 2024 года по делу N А05-13927/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Центрального банка Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-13927/2023
Истец: АО "Теплосервис"
Ответчик: Центральный банк Российской Федерации