г. Киров |
|
23 мая 2024 г. |
Дело N А82-874/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Волковой С.С., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алеевой А.А.,
при участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференции представителя заявителя - Шереметьева В.Н, действующего на основании доверенности от 31.07.2023.
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, акционерного общества "ОДК-Газовые турбины"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 16.02.2024 по делу N А82-874/2023
по заявлению акционерного общества "ОДК-Газовые турбины" (ИНН 7610070114, ОГРН 1067610046404)
к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 7702609639, ОГРН 1067746766240)
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ОДК-Газовые турбины" (далее - заявитель, Общество, АО "ОДК-Газовые турбины") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Центральному Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - ответчик, Управление, ЦУ Ростехнадзора, административный орган) об отмене постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 16.02.2024 в удовлетворении требований отказано, размер административного штрафа назначенного постановлением от 10.01.2023 N 10.2-Пс/0171-212-81пл-2022, снижен до 100 000 руб. При этом суд исключил из объективной стороны правонарушения эпизоды 5 и 8, вмененные Обществу оспариваемым постановлением.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление и Общество обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобами.
ЦУ Ростехнадзора в апелляционной жалобе выражает несогласие с судебным актом в части исключения пунктов 5 и 8 из оспариваемого постановления. По мнению административного органа, Зверев Д.М., как лицо ответственное за осуществление производственного контроля (на период отпуска или длительного отсутствия Собенникова М.А.), с 23.12.2022 не прошел аттестацию в области промышленной безопасности в территориальной комиссии Ростехнадзора. Административный орган отмечает, что на момент издания приказа о возложении на Зверева Д.М. обязанностей по осуществлению производственного контроля, действовали положения о прохождении аттестации в территориальной комиссии Ростехнадзора. Относительно эпизода 8 административный орган поясняет, что при рассмотрении административного дела 10.01.2023 совместно с представителями АО "ОДК-Газовые турбины" в рамках рассмотрения возражений по выявленным нарушениям с учетом представленного представителями АО "ОДК-Газовые турбины" ситуационного плана установлено, что в состав ОПО - "Сеть газопотребления ОИС", II класс опасности, регистрационный номер А18-03731-0013 должны были быть включены технические устройства: надземный газопровод от ПГБ-13-2В-У1 к зд. 98; камера окрасочно-сушильная 2-х камерная тупиковая Модель: BENDD ЕX-170510; ПГБ-13-2В-У1, остальные сооружения и технические устройства не относились к данному ОПО. Следовательно, при рассмотрении административного дела представлена правовая позиция по нарушению с учетом возражений АО "ОДК-Газовые турбины", постановление подписано АО "ОДК-Газовые турбины" без возражений.
По мнению Управления, в рассматриваемом случае отсутствовали правовые основания для применения положений статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), поскольку квалификация, данная судом общей юрисдикции совершенному деянию, не является обязательной для арбитражного суда.
Общество в апелляционной жалобе указывает на возможность применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, так как выявленные нарушения носят формальный характер, устранены в период проведения Управлением проверки. Также АО "ОДК-газовые турбины" отмечает, что в силу положений статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности, либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности.
АО "ОДК-газовые турбины" представило отзыв на апелляционную жалобу Управления, в котором отклонило доводы административного органа.
Определения Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционных жалоб к производству вынесены 12.03.2024 и 13.03.2024 и размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 13.03.2024 и 14.03.2024, соответственно, в силу абзаца 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционных жалоб.
В соответствии с положениями статьи 158 АПК РФ рассмотрение апелляционных жалоб откладывалось.
В соответствии со статьей 18 АПК РФ, пунктом 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, в связи с нахождением в отпуске судьи Черных Л.И. в составе суда произведена ее замена на судью Минаеву Е.В., в связи с чем судебное разбирательство производится с самого начала.
Ответчик явку своих представителей в судебное заседание 21.05.2024 не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании решения заместителя руководителя Центрального управления Ростехнадзора от 11.11.2022 N Р-212-81-рш в отношении Общества проведены контрольно-надзорные мероприятия в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.
При проведении мероприятий по контролю (надзору) на опасном производственном объекте: "Сеть газопотребления ОИС", peг. N А18-03731-0013, II класс опасности, расположенного по адресу: 152914, Ярославская область, Рыбинский район, город Рыбинск, улица Толбухина, дом 16, находящемся в эксплуатации у Общества, выявлены нарушения обязательных требований при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности по эксплуатации опасных производственных объектов.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 27.12.2022 N 10.2-212-0081пл-А/0052-2022.
По результатам проверки 27.12.2022 Управлением в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, которым деяние заявителя квалифицировано по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 10.01.2023 N 10.2-Пс/0171-212-81пл-2022 Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей. Административным органом вменены Обществу следующие нарушения:
- статьи 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ (далее - Закон N 116-ФЗ); подпункта "е" пункта 7 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 N 878, выразившиеся в не соблюдении расстояния от надземных участков газопровода (надземный газопровод Дн 325 мм возле "Восточной проходной" АО "ОДК-Газовые турбины" до деревьев (менее высоты деревьев в течение всего срока эксплуатации) при эксплуатации опасного производственного объекта "Сеть газопотребления ОИС", peг. N А18-03731-0013, II класс опасности";
- статьи 9 Закона N 116-ФЗ; пункта 6 ФНП "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления"; пункта 17 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 870, выразившееся в несоблюдении для обнаружения трасс газопроводов маркировки (отсутствует опознавательный знак в месте присоединения "Сети газопотребления ОИС" к существующему газопроводу) при эксплуатации опасного производственного объекта "Сеть газопотребления ОИС", peг. N А18-03731-0013, II класс опасности;
- статей 9, 11 Закона N 116-ФЗ, подпункта "в" пункта 8 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации о 18.12.2020 N 2168, выразившееся в не актуализации производственной инструкции для ответственного за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением, утвержденной заместителем генерального директора-управляющего директора АО "ОДК-Газовые турбины" Мольковым С.С. 06.12.2021 в связи с изменениями нормативных документов с 01.01.2021;
- статьи 9 Закона N 116-ФЗ, подпункта "б" пункта 4 Правил безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ, утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 528, выразившееся в разработке производственной инструкции ответственного за безопасную эксплуатацию оборудования сетей газопотребления, утвержденной заместителем генерального директора-управляющего директора АО "ОДК-Газовые турбины" Мольковым С.С. на основании Правил безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ, утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 528, не распространяющихся на газоопасные, огневые и ремонтные работ на опасных производственных объектах, подпадающих под область технического регулирования Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N870;
- статей 9, 14.1 Закона N 116-ФЗ, подпункта "а" пункта 5 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 N 1365, выразившееся в отсутствии аттестации ответственного за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией ОРПД Зверева Д.М. (на период отпуска и длительного отсутствия Собенникова М.А.) в территориальной аттестационной комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (области аттестации А1, Б 7.1,Б 8.3);
- статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункта 240 Правил промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 N 536, выразившееся во не включении в состав комиссии по проверке знаний персонала, обслуживающего сосуды, работающие под давлением (протоколы заседания по проверке знаний персонала, допущенного к обслуживанию, эксплуатации ТУ ОПО N 343/03-2022/03 от 01.08.2022 и N 1/22 от 05.12.2022 N 1/22) ответственных за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования, ответственных за исправное состояние и/или безопасную эксплуатацию оборудования;
- статьи 9 Закона N 116-ФЗ, подпункта "ж" пункта 70 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 870, выразившееся в отсутствии габаритного знака в месте проезда автотранспорта при эксплуатации надземного газопровода высокого давления от ДКС;
- статей 2, 9 Закона N 116-ФЗ; пунктов 1, 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 N 1371; пунктов 6, 7, 9 Требований, утвержденных приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 N 471; пункта 23 Приказа от 8 апреля 2019 года N 140 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов", выразившееся в эксплуатации ОПО - "Сеть газопотребления ОИС", II класс опасности, регистрационный номер А18-03731-0013, в состав которого не включены все технические устройства и сооружения, обладающие признаками опасности;
- статьи 9 Закона N 116-ФЗ; пункта 6 ФНП "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 531; подпункта "е" пункта 70 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N870, выразившееся в не обеспечении мониторинга и устранения повреждений изоляционного покрытия (окраски) и состояния металла трубы (наружный газопровод) (присутствуют следы коррозии на участке наружного газопровода расположенного на ППГ (ДКС) УИС) при эксплуатации опасного производственного объекта ОПО - "Сеть газопотребления", II класс опасности, регистрационный номер А18-03731-0013;
- статьи 9 Закона N 116-ФЗ; пункта 6 ФНП "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления" от 15.12.2020 N531, выразившееся в не обеспечении безопасной эксплуатации газопроводов, а именно не заделано пространство между газопроводом и футляром на всю его длину в здании "Испытательного стенда" - Сеть газопотребления", II класс опасности, регистрационный номер А18-03731-0013;
- статьи 9 Закона N 116-ФЗ; пункта 6 ФНП "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления" от 15.12.2020 N531, подпункта "е" пункта 70 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N870, выразившееся в не обеспечении мониторинга и устранения повреждений изоляционного покрытия (окраски) и состояния металла трубы (наружный газопровод) (присутствуют следы коррозии на участке наружного газопровода расположенного на ППГ (ДКС) УИС) при эксплуатации опасного производственного объекта ОПО - "Сеть газопотребления", II класс опасности, регистрационный номер А18-03731-0013.
Не согласившись с данным постановлением, АО "ОДК-Газовые турбины" обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, снизил размер штрафа, подлежащего уплате на основании постановления от 10.01.2023.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзыва на жалобу Управления, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда исходя из нижеследующего.
На основании пунктов 1, 2 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
Подпунктом "е" пункта 7 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 N 878, для газораспределительных сетей установлены охранные зоны вдоль трасс межпоселковых газопроводов, проходящих по лесам и древесно-кустарниковой растительности, - в виде просек шириной 6 метров, по 3 метра с каждой стороны газопровода. Для надземных участков газопроводов расстояние от деревьев до трубопровода должно быть не менее высоты деревьев в течение всего срока эксплуатации газопровода.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870 "Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления" для обнаружения трасс газопроводов должна осуществляться маркировка: для подземных газопроводов - с помощью опознавательных знаков, содержащих информацию о диаметре газопровода, давлении газа в нем, глубине залегания газопровода, материале труб, расстоянии до газопровода, телефонных номерах аварийно-спасательной службы организации, эксплуатирующей этот участок газопровода, и другие сведения. Для полиэтиленовых газопроводов, проложенных открытым способом, дополнительно должна предусматриваться укладка сигнальной ленты. Вместо опознавательных знаков возможна прокладка совместно с полиэтиленовым газопроводом изолированного алюминиевого или медного провода.
Нарушение указанных требований (эпизоды 1, 2) выразившееся в не соблюдении расстояния от надземных участков газопровода (надземный газопровод Дн 325 мм возле "Восточной проходной" АО "ОДК-Газовые турбины" до деревьев (менее высоты деревьев в течение всего срока эксплуатации) и несоблюдении для обнаружения трасс газопроводов маркировки (отсутствует опознавательный знак в месте присоединения "Сети газопотребления ОИС" к существующему газопроводу) при эксплуатации опасного производственного объекта "Сеть газопотребления ОИС", peг. N А18-03731-0013, II класс опасности" подтверждается материалами настоящего дела и по существу Обществом не оспаривается.
Абзацем 11 части 1 статьи 9 и частью 1 статьи 11 Закона 116-ФЗ установлено, что организация, эксплуатирующая ОПО, обязана, в том числе организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 N 2168 утверждены Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте.
Согласно подпункту "в" пункта 8 Правил N 2168 одной из основных задач производственного контроля является контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а также локальных нормативных актов эксплуатирующей организации по вопросам промышленной безопасности.
Как следует из материалов дела, при проведении проверки заявителя была выявлена неудовлетворительная организация производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, а именно, производственная инструкция для ответственного за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением, утвержденная заместителем генерального директора-управляющего директора АО "ОДК-Газовые турбины" Мольковым С.С. 06.12.2021 в связи с изменениями нормативных документов с 01.01.2021 не актуализирована (указаны ссылки на недействующие документы - Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263).
Доводы АО "ОДК-Газовые турбины", что допущенные неточности в производственной инструкции не отразились на безопасной эксплуатации оборудования под давлением и сетей газопотребления, не свидетельствуют об отсутствии нарушения указанных выше требований действующего законодательства.
Подпунктом "б" пункта 4 Правил безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ, утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 528 предусмотрено, что указанные правила не распространяются на проведение газоопасных, огневых и ремонтных работ на опасных производственных объектах газораспределения и газопотребления (наружные и внутренние газопроводы, газоиспользующее оборудование), подпадающих под область технического регулирования Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 870.
Административным органом установлено, что производственная инструкция ответственного за безопасную эксплуатацию оборудования сетей газопотребления, утверждена заместителем генерального директора-управляющего директора АО "ОДК-Газовые турбины" Мольковым С.С. на основании Правил безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ, утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 528, что является неправомерным.
Согласно пункту 240 Правил промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 N 536 комиссия по проверке знаний обслуживающего и ремонтного персонала (рабочих и специалистов) должна быть назначена распорядительным документом эксплуатирующей организации, в котором определяется, в том числе состав комиссии и количество ее членов. При этом в проведении проверки знаний конкретного работника должно участвовать не менее 3 человек из числа включенных в состав комиссии членов. В состав комиссии по проверке знаний персонала включаются ответственные за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования, ответственные за исправное состояние и/или безопасную эксплуатацию оборудования, а также иные инженерно-технические работники, обладающие необходимой квалификацией. В случае невозможности обеспечить необходимое количество членов комиссии из числа работников эксплуатирующей организации допускается включать в состав комиссии по проверке знаний обслуживающего и ремонтного персонала работников образовательных организаций, осуществляющих деятельность по профессиональной подготовке (переподготовке), работников специализированных организаций, общественных инспекторов соответствующей квалификации и аттестованных в соответствии со статьей 14.1 Закона N 116-ФЗ.
ЦУ Ростехнадзора при проведении проверки установлено, что в состав комиссии по проверке знаний персонала, обслуживающего сосуды, работающие под давлением, не включены ответственные за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования.
Доводы Общества, что приказом от 10.02.2021 N 47 в состав аттестационной комиссии включены аттестованные в области промышленной безопасности работники Общества, которые в соответствии с Положением по организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на предприятии выполняют функции по осуществлению производственного контроля опровергнуты административным органом со ссылкой на протоколы заседания по проверке знаний персонала, допущенного к обслуживанию, эксплуатации ТУ ОПО N343/03-2002/03 от 01.08.2022 и N1/22 от 05.12.2022 N 1/22.
Также материалами настоящего дела подтверждается нарушение Обществом требований статьи 9 Закона N 116-ФЗ, подпункта "ж" пункта 70 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 870, в соответствии с которыми при эксплуатации надземных газопроводов эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг и устранение повреждений электроизолирующих фланцевых соединений, средств защиты от падения электропроводов, креплений газопроводов и габаритных знаков в местах проезда автотранспорта. Административным органом установлено отсутствие габаритного знака в месте проезда автотранспорта.
Административным органом установлено и подтверждается материалами настоящего дела, в том числе фотоматериалами, что Обществом допущено не обеспечение мониторинга и устранения повреждений изоляционного покрытия (окраски) и состояния металла трубы (наружный газопровод) (присутствуют следы коррозии на участке наружного газопровода, расположенного на ППГ (ДКС) УИС) при эксплуатации опасного производственного объекта ОПО - "Сеть газопотребления", II класс опасности, регистрационный номер А18-03731-0013; не обеспечена безопасная эксплуатация газопроводов, а именно не заделано пространство между газопроводом и футляром на всю его длину в здании "Испытательного стенда" - Сеть газопотребления", II класс опасности, регистрационный номер А18-03731-0013; не обеспечен мониторинг и устранение повреждений изоляционного покрытия (окраски) и состояния металла трубы (наружный газопровод) (присутствуют следы коррозии на участке наружного газопровода, расположенного на ППГ (ДКС) УИС) при эксплуатации опасного производственного объекта ОПО - "Сеть газопотребления", II класс опасности, регистрационный номер А18-03731-0013, что свидетельствует о нарушении Обществом пункта 6 ФНП "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления" от 15.12.2020 N 531, пункта 70 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 870.
Доводы Общества, что на представленных фотоматериалах отсутствуют следы коррозии на наружном газопроводе, подлежат отклонению. Как следует из положений подпункта "е" пункта 70 Технического регламента N 870 при эксплуатации надземных газопроводов эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг и устранение повреждений изоляционного покрытия (окраски) и состояния металла трубы. Повреждение изоляционного покрытия (окраски) усматривается из фотоматериалов.
Таким образом, наличие и доказанность в деянии Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, следует из представленных в материалы дела доказательств.
При этом принятие мер к последующему устранению выявленных нарушений обязательных требований не свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения. Устранение нарушения после его выявления уполномоченным органом не позволяет говорить о принятии Обществом всех зависящих от него, достаточных мер по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения установленной обязанности.
Доказательств наличия объективных причин, препятствовавших соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения административного правонарушения, в материалы дела не представлено, в связи с чем вина заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
При установленных по делу обстоятельствах следует признать доказанным наличие в деянии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ. Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается.
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности деяния, с учетом конкретных обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о невозможности освобождения заявителя от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
АО "ОДК-Газовые турбины" не приводит достаточных и надлежащих аргументов, указывающих на наличие исключительных обстоятельств, а также обстоятельств, препятствующих исполнению им требований законодательства. Судом такие обстоятельства также не установлены.
При этом важно отметить, что предусмотренный статьей 2.9 КоАП РФ механизм освобождения от административной ответственности не подлежит безосновательному применению.
Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, является формальным, что предполагает существенность угрозы для охраняемых отношений в самом факте посягательства на них и не требует наступления общественно-опасных последствий или последствий для непосредственного объекта посягательства.
Нарушение является существенным, так как посягает на установленный правовыми актами порядок регулирования общественных отношений в сфере промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов. Допущенные Обществом нарушения влияют на безопасную эксплуатацию опасного производственного объекта.
Суд первой инстанции обоснованно счел возможным снизить назначенный Обществу административный штраф до 100 000 рублей. Назначенное административное наказание соответствует характеру совершенного правонарушения и соразмерно его тяжести.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы АО "ОДК-Газовые турбины" не имеется.
Относительно заявленных Управлением возражений по эпизодам 5 и 8, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Пунктом 5 постановления Ростехнадзора Обществу вменено нарушение, выразившееся в том, что на момент проверки ответственный за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией ОРПД Зверев Д.М. не аттестован в территориальном органе Ростехнадзора, тем самым допущено нарушение подпункта "а" пункта 5 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 N 1365.
В части 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ закреплен перечень требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, согласно которым организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
В соответствии со статьей 14.1 указанного Закона работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с эксплуатацией опасного производственного объекта, в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности.
Федеральным законом от 29.07.2018 года N 271-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подтверждения компетентности работников опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и объектов электроэнергетики", в Федеральный закон N 116-ФЗ внесены изменения в части проведения аттестации.
Во исполнение указанных нормативных актов издано постановление Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 N 1365 "О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики" (вступило в силу с 06.11.2019 года), которым определен порядок проведения аттестации аттестационными комиссиями, формируемыми в том числе территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В оспариваемом постановлении Обществу вменено в вину отсутствие аттестации в территориальной аттестационной комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ответственного за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией ОРПД Зверева Д.М. (на период отпуска и длительного отсутствия Собенникова М.А.).
Из материалов дела следует, что на основании приказа N от 23.11.2022 "Об организации безопасной эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением" заместитель начальника цеха испытаний по тех. части Зверев Д.М. назначен ответственным лицом на время отпуска и длительного отсутствия ответственного лица Собенникова М.А. Зверев Д.М. согласно протоколу N 99/2019 от 16.06.2019 комиссии АО "ОДК-Газовые турбины" имеет аттестацию в области Б.7.1 "Эксплуатация сетей газораспределения газопотребления", согласно протоколу N 34/2018 от 17.07.2018 имеет аттестацию в области А.1 "Основы промышленной безопасности", Б.8.23 "Эксплуатация опасных производственных объектов, на которых используются сосуды, работающие под избыточным давлением".
Аттестация Зверева Д.М. проводилась в соответствии с требованиями Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 N 37, действовавшего на момент проведения аттестации.
Согласно положениям части 2 статьи 5 Федерального закона от 29.07.2018 года N 271-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подтверждения компетентности работников опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и объектов электроэнергетики" документы об аттестации в области промышленной безопасности, выданные в установленном порядке до дня вступления в силу настоящего федерального закона, действительны до окончания срока их действия.
Пятилетний срок действия документов об аттестации Зверева Д.М. в области промышленной безопасности на дату проверки не истек, документы получены в соответствии с установленным порядком, в связи с чем нарушения требований промышленной безопасности не усматривается.
В пункте 8 постановления ЦУ Ростехнадзора указано на нарушение Обществом статей 2, 9 Закона 116-ФЗ, а именно, эксплуатация ОПО "Сеть газопотребления ОИС", II класс опасности, регистрационный номер А18-03731-
0013, в состав которого не включены все технические устройства и сооружения, обладающие признаками опасности.
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371 утверждены Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов.
Приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 N 471 утверждены требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов.
В соответствии с пунктом 6 Приказа N 471 отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с Требованиями. При осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, указанными в приложении 1 к Федеральному закону о промышленной безопасности, позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов (п.7).
В материалы дела представлены: копии проектной документации, актов приемки законченного строительством объекта, актов ввода объекта в эксплуатацию, заключений государственной экспертизы в строительстве, исполнительно-технической документации, схем сетей газопотребления, паспортов на эксплуатацию ОПО). Судом установлено включение надземного газопровода от ПГБ-13-2В-У1 к зд. 98 и камеры окрасочно-сушильной 2-х камерная тупиковая Модель: BENDD ЕХ-170510 в сведения о регистрации ОПО - "Сеть газопотребления АО "ОДК-ГТ", III класс опасности, peг. N А18-03731-0001, дата ввода в эксплуатацию 2018 г., дата регистрации последних изменений 19.02.2020, а ПГБ-13-2В-У1 в состав ОПО - "Сеть газопотребления ОИС", peг. N А18-03731-0013, дата ввода в эксплуатацию 2015 г., последние изменения зарегистрированы 16.10.2017 г. Таким образом, нарушение вмененных Управлением требований по пункту 8 постановления не доказано.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы Управления.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционных жалоб, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении.
При изложенных выше обстоятельствах решение Арбитражного суда Ярославской области от 16.02.2024 по делу N А82-874/2023 следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы АО "ОДК-Газовые турбины" и ЦУ Ростехнадзора - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 16.02.2024 по делу N А82-874/2023 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, акционерного общества "ОДК-Газовые турбины" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-874/2023
Истец: АО "ОДК-ГАЗОВЫЕ ТУРБИНЫ"
Ответчик: Центральное Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору