г. Саратов |
|
22 мая 2024 г. |
Дело N А57-7153/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена "06" мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен "22" мая 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Котляровой А.Ф., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузьминой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Саратовэнергонефть" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 декабря 2023 года по делу N А57-7153/2023
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" (ОГРН 1036405021047, ИНН 6450068585)
к обществу с ограниченной ответственностью "Саратовэнергонефть" (ОГРН 1036405303560, ИНН 6453070092),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: публичное акционерное общество "Саратовнефтегаз" (ОГРН 1026403339302, ИНН 6450011500), Федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний им. Б.А. Дубовикова в Саратовской области", общество с ограниченной ответственностью "Газприбор-Сервис",
о взыскании задолженности по оплате поставленного природного газа
при участии в судебном заседании: от общества с ограниченной ответственностью "Саратовэнергонефть" - Рожнова Наталия Сергеевна, представитель по доверенности от 06.01.2024 N 8; от общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" - Кравцова Алексея Анатольевича, представитель по доверенности от 01.01.2024 N 46-04-8337д; иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда;
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Саратов", истец) с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Саратовэнергонефть" (далее - ООО "Саратовэнергонефть", ответчик) о взыскании задолженности по оплате поставленного природного газа за период октябрь - декабрь 2021 года по договору поставки газа N 46-5-24010/18 от 01.10.2017 в размере 2 366 216,92 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 34 831 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 12 декабря 2023 года с общества с ограниченной ответственностью "Саратовэнергонефть" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" взыскана задолженность по оплате рассчитанного природного газа за период октябрь - декабрь 2021 года по договору поставки газа N 46-5-24010/18 от 01.10.2017 в размере 2 366 216,92 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 34 831 рубля.
Обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в размере 17 509 рублей.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Саратовэнергонефть" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Ответчик, обжалуя постановленный судебный акт, указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, ссылается на имеющееся в материалах дела свидетельство о поверке N 401532 корректора объема газа ЕК 260 зав.N 70317325, в связи с чем, полагает, что при произведении расчета, необходимо принимать показания счетчика газа RVG G65, корректора ЕК260 (заводской номер 70317325), и узла учета СГ-ЭК-вз ЛГТИ.407221.007Д2.
ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлены объяснения, в которых просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Саратовэнергонефть", общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов".
Иные лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом согласно требованиям статьи 123 АПК РФ, а также в порядке статьи 186 АПК РФ, путём направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых и не явившихся в судебное заседание.
Распоряжением председателя второго судебного состава от 06 мая 2024 года в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена судьи Борисовой Т.С. на судью Котлярову А.Ф. для рассмотрения апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Саратовэнергонефть" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 декабря 2023 года по делу N А57-7153/2023.
Согласно части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае замены судьи в процессе рассмотрения дела судебное разбирательство должно быть произведено с самого начала.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, письменных объяснений, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" (поставщик) и ООО "Саратовэнергонефть" (покупатель) заключен договор поставки газа N 46-5-24010/18 от 01.10.2017, в соответствии с пунктом 2.1 договора истец принял на себя обязательство поставлять покупателю газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, а покупатель - получать (выбирать) газ и оплачивать его стоимость в соответствии с разделом 5 договора.
Газ поставляется на объекты, принадлежащие ответчику, по следующим адресам: детский оздоровительный лагерь (5383), Марксовский район, с. Орловское; котельная ПHH (8289) Советский район, ст. Наливная, ул. Школьная, д. 16
14.05.2021 на объекте "детский оздоровительный лагерь (5383), Марксовский район, с. Орловское, при проведении проверки узла учета газа (далее - УУГ) в составе счётчика RVG G-65 N 14076262 и корректора EK-260 N 70317325 составлен акт обследования УУГ, в котором были отражены следующие замечания к УУГ:
- отсутствует акт проверки реализации методики выполнения измерений (далее - акт MBИ);
- отсутствует средство измерения перепада давления (согласно п. 12.2.4 ГОСТ Р 8.740-2011).
28.05.2021 истец направил в адрес ответчика письмо N 02-03-08/2774, в котором отразил указанные замечания и указал на необходимость проведения реконструкции УУГ.
В ответ на данное письмо 21.09.2021 ответчик представил акт проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ Р 8.740-2011 и паспорт на датчик перепада давления.
29.09.2021 истец сообщил ответчику о необходимости предоставления расчета подбора средств измерения перепада давления на счётчике. 13.10.2021 ответчик предоставил ответ с расчетом.
10.11.2021 истец сообщил ответчику о замечаниях к представленному расчету в связи с несоответствием его ГОСТ Р 8.740.2011, а также повторно проинформировал последнего о том, что расчет подбора должен быть выполнен по методике подбора средств измерения перепада давления на ротационных RVG и RABO, турбинных TRZ счётчиках и комплексах учета газа СГ-ЭК-вз ЛГТИ.407221.007Д2. Данная методика разработана в соответствии с требованиями и рекомендациями ГОСТ Р 8.740-2011 и устанавливает методику подбора средств измерения перепада давления для контроля технического состояния счетчика в процессе его эксплуатации.
16.11.2021 при проведении проверки УУГ в составе того же измерительного оборудования (счётчика RVG G-65 N 14076262 и корректора EK-260 N 70317325) составлен акт обследования УУГ, в котором были отражены следующие замечания к УУГ:
- установленный корректор ЕК-260 не соответствует нормативно-технической документации (НТД - ГОСТ 30319.1-3-2015);
- отсутствует средство измерения перепада давления (согласно п. 12.2.4 ГОСТ Р 8.740-2011);
- необходимо провести реконструкцию УУГ.
В письмах от 14.09.2021 N 564, от 30.09.2021 N 593 ООО "Саратовэнергонефть" пояснило, что УУГ в котельной смонтирован в 2008 году в соответствии с Проектом технического перевооружения узла учета N 772/2-2007-1-ГСВ, разработанным ООО HПO "Поволжская энергетическая компания" и не реконструировался с момента ввода в эксплуатацию.
При этом согласно письму Технического комитета 024 по стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее по тексту -TK 024) N 2 от 18.01.2013, требования ГОСТ Р 8.740-2011 распространяются только на вновь создаваемые и реконструируемые УУГ.
Таким образом, ответчик считает, что принадлежащий ему УУГ соответствует требованиям НТД и у ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" отсутствуют основания для определения количества поставляемого газа по проектной мощности неопломбированных газоиспользующих установок. Просит произвести перерасчет исходя из данных измерительного устройства.
05.04.2022 истец направил в адрес ответчика письмо N 02-03-07/2001, в котором сообщил о несоответствии УУГ требованиям НТД, о необходимости выполнения расчета подбора средств измерений перепада давления по методике подбора средств измерения перепада давления на ротационных RVG и RABO, турбинных TRZ счётчиках и комплексах учета газа СГ-ЭК-вз ЛГТИ.407221.007Д2.
В паспорте на корректор объёма газа зав. N 70317325 электронный EK260 ЛГТИ.407229.100 ПC указана дата изготовления - 2007 год. Срок службы корректора - 12 лет. В связи с чем, согласно письму TK 024 N. 2 от 18.01.2013 узел учета газа (УУГ) подлежит реконструкции. Об этом потребитель был уведомлён поставщиком газа письмом от 09.02.2022.
Кроме того, при проведении обследования УУГ установлено следующее:
1. Метод расчета коэффициента сжимаемости в корректоре соответствует требованиям, действующим на момент выпуска корректора из производства. В связи с вводом в действие с 01.01.2017 ГОСТ 30319.1-3/2015 данный метод расчета отменен и не может использоваться при измерениях в сфере государственного регулирования.
2. Отсутствует (не представлен) Акт проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ Р 8.740-2011.
В отношении ООО "Саратовэнергонефть" объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований на основании Приказа заместителя руководителя ПУMTУ Росстандарта от 01.03.2022 N 8П в соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
В связи с нарушением договорных условий и истечением согласованного ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" срока проведения покупателем реконструкции узла учёта газа, поставщик за период октябрь - декабрь 2021 рассчитал 509,950 тыс. м3 природного газа на общую сумму 4 116 726,57 рублей, что подтверждается актами поданного - принятого газа, оформленными в соответствии с условиями договора.
В соответствии с пунктом 5.4 договора окончательные расчеты покупателем производятся в срок до 10-гo числа месяца, следующего за отчётным, на расчетный счет поставщика.
В нарушение указанного положения ответчик оплату за поставленный газ произвел частично и на момент подачи искового заявления задолженность составляет 2 366 216,92 рублей.
Неисполнение требований изложенных в претензии, направленной в адрес ответчика, послужило основание для обращения истца в суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статья 307 ГК РФ предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определённое действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определённого действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Исходя из положений статей 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Пунктом 1 статьи 539 ГК РФ установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пункт 1 статьи 541 ГК РФ разъясняет, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединённую сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учёта о её фактическом потреблении.
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 4.1. договора N 46-5-24010/18 от 01.10.2017 учёт газа осуществляется в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации, Правилами учёта газа, ГОСТ Р 53865-2010, ГОСТ 8.741-2011 и иными нормативными документами.
В соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 25.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утверждённого типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. Конструкция средств измерений должна обеспечивать ограничение доступа к определённым частям средств измерений (включая программное обеспечение) в целях предотвращения несанкционированных настройки и вмешательства, которые могут привести к искажениям результатов измерений.
Согласно пунктам 1.6 - 1.8 Правил учёта газа, утверждённых приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2013 N 961, средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями, применяемые для учёта газа в сферах государственного регулирования, должны отвечать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Измерения объёмов газа, в том числе показатели точности измерений объёмов газа, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями должны быть защищены от несанкционированного вмешательства.
При отсутствии либо неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией (далее по тексту - ГРО) определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями (пункт 3.9. Правил учёта газа).
В соответствии с пунктом 4.3 договора N 46-5-24010/18 от 01.10.2017 при отсутствии узлов учёта газа у покупателя, их неисправности, отсутствии или повреждении действующего поверительного клейма, пломб завода-изготовителя, препятствующих доступу к узлам регулировки средств измерений или внутренним элементам их устройства, пломб, установленных поставщиком на узлах учёта или задвижках байпасов узлов учёта, на вводных задвижках, при несанкционированном газопотреблении покупателем, при непредставлении покупателем данных о расходе газа (показания счётчиков, распечаток по расходу с электронных корректоров (вычислителей) и т.д.), а также при недопуске представителей поставщика к газоиспользующему оборудованию и к узлу учёта газа, определение количества поставляемого газа производится по проектной мощности неопломбированных газоиспользующих установок, исходя из их круглосуточной работы за весь период со дня проведения последней проверки.
Под неисправностью средств измерений узлов учёта газа, стороны данного договора понимают такое состояние этих средств измерений, при котором они не соответствуют хотя бы одному из требований нормативно-технической документации.
Данный пункт договора истцом в установленном законом порядке не обжалован, претензий относительно его содержания со стороны истца не имелось и не имеется.
Пунктом 4.2 договора установлено, что количество газа, поставляемого Поставщиком Покупателю, определяется в соответствии с ГОСТ 8.586.1-5-2005, ГОСТ 8.740-2011 во взаимосвязи с ГОСТ 30319.1,2,3-2015 по показаниям средств измерений и/или технических устройств с измерительными функциями, установленных на узле учета газа поставщика.
Пунктом 4.3 договора регламентировано, что при отсутствии узлов учета газа у поставщика количество поданного газа определяется по показаниям узла учета газа покупателя.
В соответствии с приложением N 5 к договору основными средствами измерений узла учета газа истца являются счетчик газа G65 RVG и корректор ЕК-260.
Согласно разделу 1.5.5 Руководства по эксплуатации корректора объема газа ЕК 260 "Список "Коррекция объема" вычисление корректором коэффициента сжимаемости газа производится в соответствии с ГОСТ 30319.2-96.
Приказом Госстандарта от 10.11.2015 N 1744-ст "О введении в действие межгосударственного стандарта" ГОСТ 30319.2-96 признан утратившим силу и не подлежащим применению с 01.01.2017.
На основании изложенного, оборудование истца - корректор ЕК 260 (зав. N 70317325) не соответствует требованиям нормативно-технической документации (пп. 12.2.4 ГОСТ Р 8.740-2011) в связи с отсутствием средства измерения перепада давления.
В связи с истечением срока службы корректора ЕК 260 - 12 лет (дата изготовления корректора - 2007 год), и необходимостью приведения узла учета газа истца в соответствие с требованиями нормативно-технической документации, истцу предоставлялся срок для реконструкции узла учета газа до 01.10.2021.
Вместе с тем, в установленный срок реконструкция узла учета газа не была проведена.
Истцом в материалы дела представлены доказательства несоответствия корректора ЕК 260 (зав. N 70317325) требованиям ГОСТ Р 8.740-2011. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено, факт несоответствия вышеуказанного корректора требованиям ГОСТ не оспорен.
Таким образом, ответчик вопреки положениям заключенного договора уклоняется от исполнения взятых на себя обязательств по соответствию учета потребляемого газа требованиям действующего законодательства и ГОСТов, указанных в договоре.
Вышеуказанная позиция истца подтверждается сложившейся судебной практикой по делу N А57-18479/2022.
Отношения между поставщиком и покупателем газа регулируются также Правилами поставки газа, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа), а также Правилами учета газа, утвержденными приказом Минэнерго РФ 30.12.2013 N 961 (далее - Правила учета газа).
Согласно пункту 2.10 Правил учета газа при приеме-передаче газа его объем измеряется средствами измерений и (или) техническими системами и устройствами с измерительными функциями, определенными проектной документацией на объекты транспортировки, хранения и (или) потребления.
Пунктом 1 статьи 543 ГК РФ обязанность обеспечения надлежащего технического состояния и безопасности эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдения установленного режима потребления энергии возложена на абонента.
В силу пунктов 24 и 25 Правил поставки газа монтаж, эксплуатация и поверка средств измерений производятся в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Ответственность за техническое состояние и поверку средств измерений учета газа несут организации, которым принадлежат средства измерений.
Из вышеперечисленных норм права следует, что на истце лежит ответственность за техническое состояние узла учета расхода газа, его соответствие требованиям нормативных документов, нормативно-технической документации (ГОСТ) и условиям договоров поставки газа.
Использование средств учета газа, не соответствующих ГОСТам, не предусмотрено Правилами учета газа и условиями заключенных Договоров.
Ответчик ссылается на акт проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ Р 8.740-2011 от 09.08.2021.
Согласно пункту 8 указанного акта оценка неопределенности результата измерений приведена в расчете N 100 от 09.08.2021 и соответствует выбранному уровню точности по ГОСТ Р 8.740-2011. В расчете N 100 от 09.08.2021 на первой странице указано: "Метод расчёта коэффициента сжимаемости - ГОСТ 30319,2-2015", что противоречит представленным самим Ответчикам документам.
Представители ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний им. Б.А. Дубовикова в Саратовской области" в суде первой инстанции пояснили, что в акте проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ Р 8.740-2011 от 09.08.2021 в расчёте N 100 от 09.08.2021 содержится ошибочное указание на соответствие ГОСТ 30319.2-2015, кроме того, указанный акт нельзя считать положительным, поскольку в акте указано на необходимость приведения узла учёта газа в соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.740-2011: п. 12.2.4 - отсутствует средство измерения перепада давления, предназначенное для контроля технического состояния и работоспособности счётчика газа.
Также представители ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний им. Б.А. Дубовикова в Саратовской области" пояснили о том, что наличие паспорта на комплекс для измерения количества газа СГ-ЭК не отменяет обязательного наличия паспорта на его составные части, в том числе и на корректор ЕК 260, а также указанные в паспорте на комплекс для измерения количества газа СГ-ЭК даты изготовления и даты поверки не применимы к его составным частям.
Согласно п. 7.2.4 Методики поверки корректоров объема газа ЕК 260 (Приложение N 1 к Руководству по эксплуатации корректоров объема газа ЕК260) при проведении поверки (опробовании) проверяют установку коэффициента сжимаемости по справочному коду. Убеждаются, что коэффициент сжимаемости рассчитывается в соответствии с ГОСТ 30319,2-96.
В п. 1.1 паспорта ЛГТИ.407321.001 ПС на Комплекс для измерения количества газа СГ-ЭК-Вз-Р-0,75-100/1,6, предоставленного ответчиком, указано что комплекс для измерения количества газа СГ-ЭК предназначен для учета объема (количества) природного газа по ГОСТ 5542-87, приведенного к стандартным условиям посредством автоматической электронной коррекции показаний турбинного счетчика типа TRZ, СГ или ротационного счетчика RVG по температуре, давлению и коэффициенту сжимаемости измеряемой седы с учетом вводимых вручную значений относительной плотности газа, содержания в газе азота, углекислого газа, удельной теплоты сгорания газа в соответствии с ГОСТ 30319-96.
Вопреки доводам заявителя апелляционной жалобы о том, что проведённые на основании договора с ООО "Газприбор-сервис" N 133 от 06.08.2014 работы по обслуживанию и регулировке комплекса в составе счетчика и корректора и получение нового паспорта на комплекс для измерения количества газа СГ-ЭК-В3-Р-0,75-100/1,6 даёт основание ответчику утверждать, что срок службы корректора ЕК 260, изготовленного в 2007 году и являющегося составной частью Комплекса, исчисляется после проведенных работ по договору N 133 от 06.08.2014 (12 лет с 2014 года) суд апелляционной инстанции считает необходимым указать следующее.
Измерительный комплекс (ИК) учёта газа - это узел, состоящий из набора измерительных средств и приборов, необходимых для определения физико- химических характеристик газовой среды.
Узел учета газа - это комплект средств измерений, технических систем и устройств с измерительными функциями, обеспечивающий учет количества газа, а также контроль и регистрацию его параметров.
Согласно п. 1.6, 2.1 паспорта ЛГТИ.407321.001 ПС на комплекс для измерения количества газа СГ-ЭК-Вз-Р-0,75-100/1,6 в составе комплекса имеется следующие средства измерения (СИ): корректор ЕК 260 и счетчик газа RVG G65.
Согласно Письму Технического комитета КТ 024 от 20.09.2016 N 92 приказами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.11.2015 N 1743-ст, N 1744-ст и от 30.11.2015 N 2075-ст установлена дата введения с 1 января 2017 года в качестве национальных стандартов Российской Федерации комплекса межгосударственных стандартов: ГОСТ 30319.1,2,3 - 2015.
Техническим комитетом указано, что приведение действующих узлов учета газа в соответствие с требованиями вышеуказанных стандартов должно осуществляться по истечению срока службы и (или) срока годности технических устройств (средств измерений), участвующих в непосредственном определении (измерении, вычислении) расхода и количества природного газа, приведенного к стандартным условиям.
Истечение срока службы корректора ЕК 260 (средства измерения по смыслу письма ТК 024) явилось событием, наступление которого повлекло возникновение у Ответчика обязанности по приведению действующего узла учета газа в соответствие с требованиями ГОСТ 30319.1,2,3 - 2015. Более того, сам Комплекс для измерения количества газа СГ-ЭК-Вз-Р-0,75- 100/1,6 соответствует утратившему силу ГОСТ 30319.2-96 и не соответствует требованиям ГОСТ 30319.1-3 - 2015.
Ответчик не предоставил паспорт на корректор ЕК 260 зав. N 70317325, в котором в качестве срока изготовления указан 2014 год. Иной даты, отличной от той, которая указана на корректоре не имеется. Выдача паспорта на комплекс не изменяет ни дату изготовления корректора (2007 год), ни срок его службы (12 лет).
Таким образом, довод апелляционной жалобы ответчика о продлении срока службы корректора EK 260 в связи с выдачей нового паспорта на измерительный комплекс СГ-ЭК является несостоятельным.
Судом первой инстанции правомерно учтено, что представленное истцом в материалы дела свидетельство N 401532 о поверке корректора объема газа ЕК 260 зав. N 70317325 не является подтверждением соответствия данного устройства требованиям ГОСТ 30319.1-3 - 2015.
Обязанность по приведению действующих узлов учета газа в соответствие с требованиями стандартов ГОСТ 30319.1-3-2015 установлена Письмом Технического комитета ТК 024 от 20.09.2016 N 92 (далее - Письмо ТК).
Согласно письму Технического комитета КТ 024 от 20.09.2016 N 92 приказами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.11.2015 N 1743-ст, N 1744-ст и от 30.11.2015 N 2075-ст установлена дата введения с 1 января 2017 г. в качестве национальных стандартов Российской Федерации комплекса межгосударственных стандартов: ГОСТ 30319.1,2,3 - 2015.
Техническим комитетом указано, что приведение действующих узлов учета газа в соответствие с требованиями вышеуказанных стандартов должно осуществляться по истечению срока службы и (или) срока годности технических устройств (средств измерений), участвующих в непосредственном определении (измерении, вычислении) расхода и количества природного газа, приведенного к стандартным условиям.
В рассматриваемом случае истечение срока службы корректора явилось событием, наступление которого повлекло возникновение у истца обязанности по приведению действующего узла учета газа в соответствие с требованиями стандартов, указанных в письме Технического комитета. Данная обязанность истцом не исполнена, что им не опровергается.
Согласно пункту 7.2.4 Методики поверки корректоров объема газа ЕК 260 (Приложение N 1 к Руководству по эксплуатации корректоров объема газа ЕК 260) при проведении поверки (опробовании) проверяют установку коэффициента сжимаемости по справочному коду. Убеждаются, что коэффициент сжимаемости рассчитывается в соответствии с ГОСТ 30319,2-96.
Представленное ответчиком свидетельство о поверке корректора объема газа ЕК 260 (заводской N 70317325) N 401532 от 25.07.2019 подтверждает соответствие данного корректора ГОСТ 30319.2-96 и несоответствие ГОСТ 30319.1-3 - 2015.
Корректор ответчика производит вычисления по утратившему силу ГОСТ, по актуальному ГОСТ данное устройство вычислений не производит и не может производить.
Приказом Росстандарта от 13.12.2011 N 1049-ст "Об утверждении национального стандарта Российской Федерации" утверждён национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 8.740-2011 "Государственная система обеспечения единства измерений. Расход и количество газа. Методика измерений с помощью турбинных, ротационных и вихревых расходомеров и счетчиков" с датой введения в действие 1 января 2013 года.
По общему правилу применение национальных стандартов носит добровольный характер, за исключением предусмотренных ст. 26 Закона о стандартизации.
В силу ст. 26 Закона о стандартизации документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.
В рассматриваемом случае применение истцом и ответчиком ГОСТ Р 8.740-2011 выражено волеизъявлением сторон и отражено в п. 4.1 договора. Договор подписан ответчиком. Пункт 4.1 договора ответчиком не обжалован как в досудебном, так и в судебном порядке. Претензий к содержанию указанного пункта у ответчика не имелось и не имеется.
В соответствии со статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно статье 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Кроме того, в соответствии со статьей 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Таким образом, указав в пункте 4.1 договора ГОСТ Р 8.740-2011 истец и ответчик добровольно приняли на себя обязательства по выполнению его требований согласно статье 26 Закона о стандартизации. Кроме того, применение в отношениях сторон договора ГОСТ Р 8.740-2011 является обязательным ввиду применения обозначения указанного национального стандарта в самом договоре в силу той же статьи Закона о стандартизации.
На основании изложенного, положения законодательства Российской Федерации относительно обратной силы закона к национальным стандартам не применимы.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в указанной части у суда апелляционной инстанции не имеется.
Возражения ответчика относительно невозможности потребления газа в заявленном истцом количестве являются несостоятельными, поскольку объем определен с применением расчетного метода определения объема потребленного газа с учетом выявленных фактических обстоятельств по проектной мощности газопотребляющих установок.
Относительно доводов апелляционной жалобы о необходимости применения положений пункта 11 Обзора практики по спорам об оплате неучтенного потребления воды, тепловой и электрической энергии поставленной по присоединенной сети, утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 22.12.2021, судебная коллегия отмечает следующее.
Согласно пункту 11 указанного Обзора стоимость неучтенного потребления энергии может быть уменьшена судом при доказанности абонентом объема фактического потребления энергии и наличии оснований для снижения его ответственности за допущенные при бездоговорном или безучетном потреблении нарушения правил пользования энергией.
При этом, определение законодателем подлежащей взысканию ресурсоснабжающей организацией с абонента в качестве неосновательного обогащения стоимости объема бездоговорного потребления в общей сумме, без разделения на плату за фактически полученный ресурс и на имущественную санкцию за нарушение установленных правил пользования энергии, не может лишать абонента права относимыми и допустимыми доказательствами подтвердить фактическое потребление энергии в спорном периоде в меньшем, чем установлено Правилами N 442, объеме. В этом случае разница между стоимостью расчетного объема неучтенного потребления и стоимостью доказанного абонентом объема фактического потребления составит величину ответственности абонента за нарушение правил пользования энергией. В свою очередь, эта ответственность может быть уменьшена на основании статей 333, 404 ГК РФ.
Ссылаясь на положения пункта 11 Обзора от 22.12.2021, заявитель жалобы не принимает во внимание абз. 12 указанного пункта, в соответствии с которым "при недоказанности абонентом объема фактического потребления энергии следует полагать, что стоимость расчетного объема неучтенного потребления, исчисленная исходя из предельных технических характеристик энергопринимающего устройства абонента, не подлежит снижению и должна быть взыскана с такого абонента полностью".
В материалах дела, ответчиком не представлено доказательств фактического объема потребления газа в исковой период.
Ответчик ссылается на то, что согласно сравнительному анализу отсутствует принципиальная разница в объёмах потребления газа, зафиксированных узлом учёта газа ответчика в спорный период (октябрь -декабрь 2021 года) и в аналогичные периоды (октябрь - декабрь 2018 - 2020 годов), в то время как истец в рамках настоящего дела предъявил к оплате большее количество газа, что, с учётом произведенных расчётов по указанному объему, свидетельствует о явной несоразмерности взыскиваемой суммы последствиям допущенного ответчиком нарушения.
Одним из принципов законодательства в сфере ресурсоснабжения является приоритет учётного способа подсчета ресурсов над расчётным, соответственно, наличие введенного в установленном порядке в эксплуатацию сертифицированного и поверенного прибора учёта ресурса предполагает необходимость исчисления количества потребленного ресурса по показаниям такого прибора учёта. Определение количества переданного ресурса расчётными способами является исключением из общего правила. В частности, применение расчётного способа является следствием правонарушения - несанкционированного отбора ресурса из сети путем самовольного подключения к ней либо отбора ресурса помимо предназначенного для его исчисления прибора учёта, и устанавливает обязанность по оплате количества ресурса, которое явно не потреблено фактически, но является максимально теоретически возможным для передачи, исходя из пропускной способности сети.
Судебной практикой выработан подход, в соответствии с которым безучётное и бездоговорное потребление являются опровержимыми презумпциями, которые могут быть опровергнуты абонентом путем доказывания факта отсутствия потребления, в частности, невозможности потребления ресурса либо потребления его в ином объеме (определения Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2020 годаN 305-ЭС19-17348, от 30.06.2020 года N 310-ЭС19-27004, N 301-ЭС19-23247, от 30.09.2020 года N 310- ЭС20-9716 и от 24.11.2020 года N310-ЭС20-13165).
Ответственность абонента за нарушение правил пользования энергией может быть уменьшена на основании статей 333, 404 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Стоимость неучтенного потребления энергии может быть уменьшена судом при доказанности абонентом объема фактического потребления энергии и наличии оснований для снижения его ответственности за допущенные при бездоговорном или безучётном потреблении нарушения правил пользования энергией, при условии необходимости взыскания составляющей, являющейся мерой гражданско-правовой ответственности, чрезмерность которой может быть установлена судом. Названные правовые подходы применимы при определении объема потребления газа в силу статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации. Соответственно, установление факта несанкционированного подключения ответчика к потреблению газа, предусматривает и необходимость учёта вышеизложенного при определении количества газа и, соответственно, стоимости газа, предъявленной к взысканию с него согласно положениям пункта 4.3 договора.
Пункт 23 Правил поставки газа, предусматривающий расчётный способ определения объема потребления газа, соответствующий проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности средств измерений, является механизмом, предусмотренным законодателем для защиты прав газоснабжающих организаций (поставщиков) от нарушений со стороны потребителей (покупателей) газа. Подобный порядок расчёта, с одной стороны, направлен на защиту интересов добросовестного поставщика, не имеющего из-за нарушения покупателем Правил возможности установить фактическое потребление газа, а с другой стороны, обеспечивает предупреждение и пресечение неучтенного потребления газа недобросовестным покупателем, стимулирует такого покупателя к оборудованию своих объектов газопотребления приборами учёта и надлежащему их содержанию.
Предусмотренный вышеназванным Обзором правовой подход, в соответствии с которым производится разделение исчисленного расчётным путем объема потребления и соответствующей платы за него на плату за фактически полученный ресурс, и на имущественную санкцию, возможен лишь при подтверждении надлежащими относимыми и допустимыми доказательствами фактического потребления ресурса.
Однако, в рассматриваемом случае ответчиком доказательств объемов фактического потребления газа в спорном периоде не представлено.
Истцом в материалы дела представлена информация об объемах газа, потребленных ответчиком в спорном периоде по неисправному узлу учёта газа.
Использование показаний неисправного узла учёта в качестве подтверждения фактических объемов потребленного ответчиком газа в спорном периоде не отвечает принципу относимости и допустимости доказательств и является недопустимым. При таких условиях разделение исчисленной расчётным путем суммы безучётного потребления газа на сумму фактического потребления и сумму, которая составит величину ответственности абонента, не представляется возможным.
Таким образом, в рамках настоящего спора у суда отсутствуют основания, указанные в пункте 11 Обзор практики ВС РФ от 22.12.2021, для уменьшения ответственности ООО "Саратовэнергонефть" на основании статей 333, 404 ГК РФ.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно определен круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу; правильно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения; дана оценка всем имеющимся в материалах дела доказательствам с соблюдением требований части 2 статьи 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 декабря 2023 года по делу N А57-7153/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.М. Степура |
Судьи |
А.Ф. Котлярова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-7153/2023
Истец: ООО Газпром межрегионгаз Саратов
Ответчик: ООО "Саратовэнергонефть"
Третье лицо: ООО " Саратовэнергонефть", ООО "ГАЗПРИБОР-СЕРВИС", ПАО "Саратовнефтегаз", ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И ИСПЫТАНИЙ ИМ. Б.А. ДУБОВИКОВА В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ