г. Челябинск |
|
22 мая 2024 г. |
Дело N А07-40385/2023 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Калашника С.Е., рассмотрел без вызова сторона в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.02.2024 по делу N А07-40385/2023.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - истец, Фонд, ОСФР по Республике Башкортостан) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Шамсутдиновой Нурие Маратовне (далее - ответчик, ИП Шамсутдинова Н.М., предприниматель) о взыскании расходов в сумме 87 902 руб. 14 коп., излишне понесенных в связи с переплатой пособия по обязательному социальному страхованию и штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 10 000 руб. 00 коп.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 15.02.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, трудовые отношения с работником страхователя - Атнабаевой А.В. оформлены только на период беременности и родов. Согласно табелю учета рабочего времени в ноябре 2022 года она проработала всего 8 дней перед выходом в отпуск по беременности и родам 02.12.2022, работник уволена 05.04.2023. Страхователь не подтвердил объем работы, выполненной Атнабаевой А.В. В период, предшествующий оформлению трудовых отношений, а также после ухода в отпуск по беременности и родам прием на работу на соответствующую должность бухгалтера не осуществлялся. Не имеется доказательств того что страхователем производился поиск работника на вакантную должность, размещались объявления, направлялись запросы. Пояснения относительно острой нехватки персонала не подтверждены документально. Также страховщик оспаривает освобождение страхователя от ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 15.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ), в виде штрафа в размере 5000 руб., назначенного в связи с нарушением срока представлений страховщику сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия. Так приказ о предоставлении отпуска по беременности и родам вынесен страхователем 02.12.2022, однако в нарушение трехдневного срока представления соответствующих сведений в Фонд реестр сведений поступил в территориальный орган страховщика только 13.12.2022.
В представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу ИП Шамсутдинова Н.М. против удовлетворения жалобы возражает, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 20.08.2022 между ИП Шамсутдиновой Н.М. (работодатель) и Атнабаевой А.В. (ученик) заключен ученический договор N 29 с целью прохождения учеником обучения для получения профессии "продавец непродовольственных товаров" с дальнейшим трудоустройством на должность продавца-консультанта после успешного завершения обучения (п. 1.1. ученического договора). Дата начала обучения 20.08.2022.
Работодателем утвержден учебный план по профессии продавец непродовольственных товаров с общим количеством часов обучения в размере 336 часов.
Факт заключения ученического договора подтверждается выплатами в пользу Атнабаевой А.В. стипендии в размере 59 035 руб. 14 коп. (за весь период действия договора), а также удержан и уплачен в бюджет налог на доход физических лиц в размере 7675 руб. 00 коп., что подтверждается справкой о доходах и суммах налога физического лица, а также платежными поручениями N 13346 от 14.09.2022, N 28198 от 29.09.2022, N 26283 от 14.10.2022, N 24384 от 28.10.2022, N 21338 от 14.11.2022.
В период прохождения обучения работодателем велся график посещаемости ученика (за период с 20.08.2022 по 31.10.2022), о чем свидетельствует графики посещаемости ученика за август, сентябрь и октябрь 2022 года.
Согласно пп. 5 п. 2.1. ученического договора работодатель обязан заключить с учеником при положительных результатах итоговой аттестации трудовой договор в соответствии с полученной профессией (при этом не устанавливается испытательный срок), а ученик, в свою очередь, в соответствии с пп. 6 п. 2.2. обязуется после прохождения обучения и сдачи итогового экзамена проработать у работодателя не менее 3-х месяцев.
По окончании обучения 01.11.2022 заключен трудовой договор N 12, по которому выплачивалась заработная плата (платежные поручения N 13934 от 29.11.2022, N 13778 от 14.12.2022).
Атнабаева А.В. осуществляла трудовую функцию в соответствии с занимаемой должностью. Работодатель в свою очередь вел табель учета рабочего времени работника Атнабаевой А.В.
На основании заявления от 02.12.2022 и электронного листка нетрудоспособности N 910151095771 Атнабаевой А.В. предоставлен отпуск по беременности и родам с 02.12.2022 по 20.04.2023.
ИП Шамсутдиновой Н.М. в Фонд представлены документы, необходимые для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.
На основании предоставленных работодателем данных, Фондом назначены и выплачены пособия по временной нетрудоспособности в размере 7028 руб. 34 коп. и по беременности и родам в размере 80 873 руб. 80 коп.
В последующем Фондом ИП Шамсутдиновой Н.М. направлено требование от 13.02.2023 N 02092380000032 о предоставлении сведений и документов, подтверждающих правомерность выплаты пособия по временной нетрудоспособности, в ответ на которое предпринимателем представлены документы.
Фондом проведена камеральная проверка полноты и достоверности представляемых сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, по результатам которой составлен акт от 22.03.2023 N 02092380000036 и вынесено решение от 26.04.2023 N 02092380000038 о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения в общей сумме 87 902 руб. 14 коп.
С целью соблюдения претензионного порядка урегулирования спора перед обращением в суд Фондом посредством почтовой связи направлено требование ИП Шамсутдиновой Н.М. о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения от 01.03.2023 N 020923800000201.
В связи с тем, что требование оставлено страхователем без удовлетворения, Фонд обратился с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из вывода об отсутствии оснований для взыскания с предпринимателя заявленных Фондом сумм расходов на выплату страхового обеспечения и штрафа.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки позиции суда первой инстанции.
Так, заявленные Фондом требования представляют собой требование о возмещении убытков, причиненных действиями ответчика, а также требование о взыскании финансовой санкции.
Применительно к требованиям о возмещении убытков (излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения) в размере 80 873 руб. 80 коп. суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1). Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2).
В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Как установлено пунктом 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ, отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Согласно подпункту 5 пункту 2 статьи 8 Федерального закона N 165-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности является одним из видов страхового обеспечения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 255-ФЗ право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (застрахованные лица). Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам. Лицами, работающими по трудовым договорам, в целях настоящего Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, либо лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством.
Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица (часть 1 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ).
Основанием для назначения и выплаты страхового возмещения является наступление документально подтвержденного страхового случая (часть 1 статьи 22 Федерального закона N 165-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2021 N 2010 утверждены Правила получения Фондом социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности., в соответствии с которыми, назначение и выплата пособий осуществляются страховщиком на основании сведений и документов, представляемых страхователем, сведений, имеющихся в распоряжении страховщика, а также сведений и документов, запрашиваемых страховщиком у государственных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. При наступлении страхового случая застрахованное лицо представляет страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) сведения и документы, необходимые для назначения и выплаты пособия, в случае их отсутствия у страхователя. Застрахованное лицо представляет страхователю по месту работы (службы, иной деятельности) сведения о себе, необходимые для выплаты пособия (далее - сведения о застрахованном лице), по форме, утверждаемой страховщиком. Сведения о застрахованном лице представляются страхователю при трудоустройстве застрахованного лица или в период осуществления им трудовой, служебной и иной деятельности, а также при их изменении. Сведения о застрахованном лице оформляются на бумажном носителе либо формируются в форме электронного документа по выбору застрахованного лица. Страхователь передает полученные им сведения и документы, необходимые для назначения и выплаты пособий, и сведения о застрахованном лице в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации в срок не позднее 3 рабочих дней со дня их получения.
Исходя из части 2 статьи 15.1 Федерального закона N 255-ФЗ, в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб.
Согласно статье 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки полноты и достоверности представляемых страхователем или застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение, в порядке, аналогичном порядку, установленному Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ. В случае выявления в результате проверки фактов представления недостоверных сведений и (или) документов либо сокрытия сведений и документов, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения, на исчисление размера страхового обеспечения или на возмещение расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение, страховщик принимает решение об отказе в назначении и выплате страхового обеспечения (возмещении расходов страхователя) или об отмене решения о назначении и выплате страхового обеспечения (возмещении расходов страхователя), а также решение о возмещении излишне понесенных расходов. На основании вступившего в силу решения о возмещении излишне понесенных расходов страхователю или застрахованному лицу направляется требование о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения (далее - требование о возмещении излишне понесенных расходов). Требование о возмещении излишне понесенных расходов должно быть исполнено страхователем или застрахованным лицом в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если в нем не указан более продолжительный период для возмещения указанных расходов. В случае неисполнения страхователем или застрахованным лицом в установленный срок требования о возмещении излишне понесенных расходов территориальный орган страховщика обращается в суд с заявлением о взыскании излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения в пределах сумм, указанных в требовании о возмещении излишне понесенных расходов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
В случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, ниже минимального размера оплаты труда, установленного с учетом этих коэффициентов, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному Федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, равным минимальному размеру оплаты труда, установленному с учетом этих коэффициентов. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (часть 1.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ).
Как следует из материалов дела, ответчик представил истцу документы необходимые для назначения и выплаты пособия по беременности и родам, на основании которых страховщик произвел выплату. Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что документы представлены в полном объеме и являются надлежаще оформленными. В представленных документах отсутствуют недостоверные сведения, в связи с чем страховщик произвел выплату.
В соответствии с законодательством Российской Федерации страховщики обязаны проверять документы по учету и перечислению страховых взносов, а также документы, связанные с выплатой страхового обеспечения.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований Фонда в части взыскания с предпринимателя излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения и финансовых санкций со страхователя за совершение правонарушения в размере 87 902 руб. 14 коп. у суда не имелось, а приведенные в апелляционной жалобе возражения в этой части подлежат отклонению.
Применительно к требованиям Фонда о взыскании с ответчика штрафа в размере 10 000 руб. суд апелляционной инстанции обращает внимание на следующее.
Согласно статье 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с Федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если Федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания (часть 1). Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2).
В силу пункта 2 статьи 15.2 Федерального закона N 255-ФЗ представление страхователем недостоверных сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, или их сокрытие, повлекшие излишне понесенные расходы на выплату страхового обеспечения, влечет взыскание со страхователя штрафа в размере 20% от суммы излишне понесенных расходов, но не более 5000 рублей и не менее 1000 рублей.
Основанием для начисления предпринимателю штрафа в сумме 5000 руб. послужил вывод Фонда о представлении предпринимателем недостоверных сведений для назначения и выплаты пособия застрахованному лицу в части условий работы застрахованного лица, а именно: не указан режим работы застрахованного лица на условиях неполного рабочего времени (вместо ставки рабочего времени "0,5", указана ставка "1").
Однако, поскольку представление страхователем недостоверных сведений в указанной части не повлекло излишнее несение фондом расходов на выплату страхового обеспечения по приведенным выше основаниям, объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 15.2 Федерального закона N 255-ФЗ в настоящем случае отсутствует, в связи с чем оснований для привлечения предпринимателя к ответственности и начисления штрафа в сумме 5000 руб. у истца не имелось.
Также основанием для назначения страхователю штрафа в сумме 5000 руб. явился вывод Фонда о нарушении п. 3 ст. 15.2 Федерального закона N 255-ФЗ, согласно которому нарушение страхователем установленного настоящим Федеральным законом срока представления страховщику сведений, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, влечет взыскание с него штрафа в размере 5000 рублей.
Согласно п. 6 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ основанием для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам является листок нетрудоспособности, сформированный медицинской организацией и размещенный в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанный с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Условия и порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, и Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Порядок информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2021 N 2010 утверждены Правила получения Фондом социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком (далее - Правила N 2010).
Пунктом 5 Правил N 2010 установлено, что при наступлении страхового случая застрахованное лицо представляет страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) сведения и документы, необходимые для назначения и выплаты пособия, в случае их отсутствия у страхователя.
Пунктом 7 Правил N 2010 предусмотрена обязанность страхователь передать полученные им сведения и документы, необходимые для назначения и выплаты пособий, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил, и сведения о застрахованном лице в территориальный орган страховщика (далее - территориальный орган страховщика) по месту своей регистрации в срок не позднее 3 рабочих дней со дня их получения.
В ходе проверки Фондом документов установлено, что Атнабаева А.В. обратилась к страхователю с документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия 02.12.2022. Приказ о предоставлении отпуска по беременности и родам издан страхователем также 02.12.2022. Однако, в нарушение пункта 7 Правил N 2010 страхователь не передал полученные им сведения и документы, необходимые для назначения и выплаты пособий, и сведения о застрахованном лице в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации в срок не позднее 3 рабочих дней со дня их получения. Реестр сведений от 13.12.2022 от страхователя поступил только 13.12.2022.
При таких обстоятельствах Фондом сделан вывод о нарушении установленного срока представления страховщику сведений, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, в связи с чем ИП Шамсутдинова Н.М. привлечена к ответственности в соответствии с частью 3 статьи 15.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ в виде взыскания штрафа в размере 5000 рублей.
Составлен Акт камеральной проверки от 22.03.2023 г. N 020923800000036, уведомление о вызове страхователя от 22.03.2023 г. N 02092380000037. Акт проверки и уведомление о вызове страхователя на рассмотрение материалов выездной, назначенное на 26.04.2023 г. направлены по почте заказным письмом (список почтовых отправлений от 23.02.2023). Письменные возражения от страхователя не поступали, на рассмотрение материалов проверки страхователь не явился.
По результатам рассмотрения материалов выездной проверки, руководствуясь ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ, ст. 19, 26.20 Закона N 125-ФЗ в отношении страхователя вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности в соответствии с ч.3 ст.15.2 Закона N 255-ФЗ за нарушение срока представления страховщику сведений, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, влечет взыскание с него штрафа в размере 5000 рублей.
Решение направлено страхователю по почте заказным письмом, страхователем в досудебном порядке не обжаловалось. В соответствии с Законом N 255-ФЗ и Законом N125-ФЗ страхователю направлены требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов от 01.06.2023 N 020923100000501 по почте заказным письмом, которое добровольно в срок не выполнены. Требование подлежит исполнению в течение 10 дней с момента его получения.
По правилам п. 10 ст. 26.6 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" заявление о взыскании может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно данным сервиса почтовых отправлений требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов от 01.06.2023 N 020923100000501 направлено страхователю 07.06.2023 (почтовый идентификатор 80087885109505) и получено адресатом 16.06.2023. Исковое заявление, в том числе о взыскании указанного штрафа, подано в арбитражный суд в электронном виде 05.12.2023, то есть с соблюдением шестимесячного срока обращения в суд с требованием.
Таким образом, правовые основания для назначения страхователю штрафа в сумме 5000 руб. подтверждены, процедуры привлечения страхователя к ответственности и взыскания назначенного страхователю штрафа соблюдена, в связи с чем требования о взыскании штрафа заявлены Фондом правомерно.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании, суд первой инстанции исходил из того, что допущенное нарушение не повлекло излишнее несение Фондом расходов на выплату страхового обеспечения, в связи с чем отсутствует объективная сторона правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 15.2 Федерального закона N 255-ФЗ.
Вопреки выводам суда основанием для привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 5000 руб. послужило нарушение, предусмотренное п. 3 ст. 15.2 Федерального закона N 255-ФЗ, которое имеет формальный состав, в связи с чем основания для привлечения к ответственности наступают вне зависимости от наступления негативных последствий.
В этой связи решение суда первой инстанции в соответствующей части не соответствует обстоятельствам дела, принято с неверным применением норм материального права, поэтому подлежит изменению на основании подп. 3, 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, требования Фонда следует удовлетворить в части взыскания штрафа, назначенного ИП Шамсутдинова Н.М. решением от 26.04.2023 в сумме 5000 руб.
В остальной части выводы, изложенные в обжалованном решении суда, соответствуют закону и основаны на материалах дела. Оснований для их переоценки не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорный работник Атнабаева А.В. принята на работу на период беременности и родов, то есть обусловлен не реальной потребностью работодателя к дополнительном сотруднике, а связан с необоснованным получением страхового пособия, опровергается обстоятельствами дела. Так между страхователем и Атнабаевой А.В. 20.08.2022, то есть за несколько месяцев до наступления страхового случая, заключен ученический договор с целью прохождения учеником обучения для получения профессии продавца непродовольственных товаров с обязательством дальнейшего трудоустройства на должность продавца консультанта в случае успешного завершения обучения. В период обучения Атнабаевой А.В. уплачивалась стипендия с удержанием НДФЛ, ученик успешно прошел промежуточную и итоговую аттестацию.
В силу ст. 64 Трудового кодекса Российской Федерации запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.
В подтверждение необходимости в привлечении работников на вакантную должность представлены ученические договоры, заключенные с Рязановой Л.И., Васильевой В.А., Идрисовой Л.Р., Адылишевой В.Г., Зузеевой Т.Л. после предоставления Атнабаевой А.В. отпуска по беременности и родам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом частичного удовлетворения исковых требований, подлежащая уплате в федеральный бюджет государственная пошлина взыскивается с ответчика пропорционально сумме удовлетворенных требований на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.02.2024 по делу N А07-40385/2023 изменить, изложив резолютивную часть судебного акта в следующей редакции:
"Заявленные Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан требования удовлетворить частично.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Шамсутдиновой Нурии Маратовны в доход бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации штраф за нарушение установленного срока представления страховщику сведений, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, в сумме 5000 руб.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Шамсутдиновой Нурии Маратовны в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 200 руб.".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.Е. Калашник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-40385/2023
Истец: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: Шамсутдинова Н М
Третье лицо: Атнабаева А.В., Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по РБ