г. Хабаровск |
|
24 мая 2024 г. |
А04-1044/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мангер Т.Е.,
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области
на решение от 18.03.2024
по делу N А04-1044/2024
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилой микрорайон" (ОГРН 1182801007454, ИНН 2807006565)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области (ОГРН 1042800036730, ИНН 2801100402)
о признании незаконными отказов в государственной регистрации, обязании осуществить государственную регистрацию права,
третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области, акционерное общество "Дальневосточная распределительная сетевая компания", общество с ограниченной ответственностью "Газпром переработка Благовещенск"
при участии: в судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилой микрорайон" (далее - ООО "Жилой микрорайон", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области (далее - ответчик, управление, Управление Росреестра по Амурской области) о признании незаконными решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области, выраженного в уведомлении от 27.11.2023 N КУВД001/2023-36982816/7 об отказе государственной регистрации права общей долевой собственности ООО "Жилой микрорайон" на земельный участок с кадастровым номером 28:05:010422:119; решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области, выраженного в уведомлении от 30.11.2023 N КУВД001/2023-36991148/5 об отказе государственной регистрации права общей долевой собственности ООО "Жилой микрорайон" на земельный участок с кадастровым номером 28:05:000000:6177.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил обязать Управление Росреестра по Амурской области произвести государственную регистрацию права общей долевой собственности ООО "Жилой микрорайон" на земельные участки с кадастровыми номерами 28:05:010422:119, 28:05:000000:6177.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области, акционерное общество "Дальневосточная распределительная сетевая компания", общество с ограниченной ответственностью "Газпром переработка Благовещенск".
Решением от 18.03.2024 суд признал незаконными решения Управления Росреестра по Амурской области, выраженные в уведомлениях от 27.11.2023 N КУВД-001/2023-36982816/7, от 30.11.2023 N КУВД-001/2023-36991148/5 об отказе государственной регистрации права общей долевой собственности ООО "Жилой микрорайон" на земельные участки с кадастровыми номерами 28:05:010422:119, 28:05:000000:6177; обязал Управление Росреестра по Амурской области произвести государственную регистрацию права общей долевой собственности ООО "Жилой микрорайон" на земельные участки с кадастровыми номерами 28:05:010422:119, 28:05:000000:6177. Распределены судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом управление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт которым отказать ООО "Жилой микрорайон" в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы указывает, что любой собственник помещения в многоквартирном доме (далее - МКД) вправе обратиться в орган государственной власти (орган местного самоуправления) с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (часть 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ)). Также управление отмечает, что с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав лица, указанные в части 4 статьи 16 Закона N 189-ФЗ, не обращались. Управление считает, что проведение государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, расположенный под многоквартирным жилым домом (общее имущество собственников многоквартирного дома) возможно после его формирования в установленном законом порядке. Апеллянт обращает внимание, что земельные участки под многоквартирные жилые дома с кадастровыми номерами 28:05:010422:649, 28:05:010422:582, 28:05:000000:6669, 28:05:010422:559, 28:05:010422:535, 28:05:010422:512 не сформированы. Управление полагает, что выводы суда первой инстанции, основанные на доводах заявителя о том, что действующая застройка и расположение многоквартирных домов не позволяет выделить земельные участки под каждым из многоквартирных домов с соблюдением противопожарных требований по обеспечению отдельных проездов к каждому многоквартирному дому, не могли быть предметом правовой экспертизы государственного регистратора, поскольку, как считает заявитель жалобы, выходят за ее пределы. Заявитель жалобы также указывает, что заявителем не представлены в суд доказательства невозможности формирования земельных участков под каждый многоквартирный жилой дом с кадастровыми номерами 28:05:010422:649, 28:05:010422:582, 28:05:000000:6669, 28:05:010422:559, 28:05:010422:535, 28:05:010422:512, а именно: обращений в орган государственной власти (орган местного самоуправления) с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (часть 3 статьи 16 Закона N 189-ФЗ). По мнению апеллянта, выводы суда, основанные на доводах заявителя, что проектной документацией по "единому жилому комплексу" не предусмотрена возможность дальнейшего раздела земельных участков с кадастровыми номерами 28:05:010422:119, 28:05:000000:6177 и формирование земельных участков под каждый многоквартирный дом, основанные на указанном экспертном заключении, а также с применением незакрепленного на федеральном уровне понятия "единый жилой комплекс", являются незаконными, необоснованными и не имеющими отношение к рассматриваемому делу.
Ко дню судебного заседания от ООО "Жилой микрорайон" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Общество по тексту отзыва полагает, что действующая застройка и расположение МКД не позволяют выделить земельные участки под каждым из шести МКД с соблюдением противопожарных требований по обеспечению отдельных проездов к каждому МКД. В подтверждение невозможности формирования земельных участков заявителем в материалы дела представлены проекты планировки и межевания территории земельных участков, утв. постановлением Администрации г. Свободного от 30.06.2020 N 1015, технико-экономические показатели, план благоустройства и озеленения, схема существующих объектов капитального строительства, ситуационный план, чертеж красных линий, основной чертеж межевания территории. Кроме того, доводы ООО "Жилой микрорайон" о невозможности формирования шести земельных участков на основании земельных участков с кадастровыми номерами 28:05:010422:119, 28:05:000000:6177 подтверждены также представленным в материалы дела экспертным заключением проектной организации по корректировке проектной документации и разработке рабочей документации МКД - ООО "Проектсервис"-СПб ПТИ" (член СРО "Ассоциация "Балтийское объединение проектировщиков", регистрационный номер 67), от 22.11.2023 N 620. Вместе с тем, по мнению заявителя по делу, главным критерием единого жилого комплекса является единство его использования и, как следствие, неделимость входящих в единый жилой комплекс объектов в рамках их эксплуатации. В экспертным заключении от 22.11.2023 N 620, в том числе, указано на то, что проектная документация по МКД предусматривает их возведение единым этапом и дальнейшее совместное использование общих территории и инфраструктуры. Согласно экспертному заключению от 22.11.2023 N 620 для формирования отдельных земельных участков под каждым МКД необходимо одновременно обеспечить их, в том числе, отдельными (для каждого из шести жилых домов) элементами благоустройства (проездами, тротуарами, парковочными местами для временного хранения автотранспорта, детской и спортивной площадками, площадкой для отдыха, площадками для сушки белья и чистки одежды, контейнерными площадками для сбора твердых бытовых отходов, хозяйственными площадками и т.д.). Как следствие, потребуется существенное увеличение общей площади земельных участков под МКД, что невозможно в условиях существующей застройки города Свободного и наличия смежных земельных участков общего пользования, на которые не распространяются градостроительные регламенты, а также прилегающей к земельным участкам автомобильной дороги общего пользования регионального значения Амурской области (10К-093). Кроме того, согласно абз. "а" п. 8.1. Приказа МЧС России от 24.04.2013 N 288 "Об утверждении свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" подъезд пожарных автомобилей к жилым и общественным зданиям, сооружениям должен быть обеспечен по всей длине с двух продольных сторон - к многоэтажным зданиям. Действующая застройка и расположение МКД не позволяют выделить земельные участки под каждым из шести МКД с соблюдением противопожарных требований по обеспечению отдельных проездов к каждому МКД. Также заявитель обратил по тексту отзыва внимание на то, что подтверждение доводов заявителя о невозможности формирования земельных участков под каждым МКД содержится в отзыве ООО "Газпром переработка Благовещенск" от 01.03.2024, привлеченного в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Общество отмечает, что законодательно обязанность формирования отдельных земельных участков под каждым МКД не установлена.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что не препятствовало суду в порядке статьи 156 АПК РФ, пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ.
Повторно рассматривая спор, суд апелляционной инстанции, по результатам изучения материалов дела и доводов апелляционной жалобы, пришел к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно выпискам из ЕГРН ООО "Жилой микрорайон" является единственным собственником помещений в многоквартирных домах с кадастровыми номерами 28:05:010422:535, 28:05:000000:6669, 28:05:010422:559, 28:05:010422:649, 28:05:010422:582, 28:05:010422:512 (далее - МКД), расположенных в границах земельных участков в следующем порядке:
- МКД с кадастровым номером 28:05:000000:6669 расположен одновременно на двух земельных участках с кадастровыми номерами 28:05:010422:119 и 28:05:000000:6177;
-МКД с кадастровыми номерами 28:05:010422:535, 28:05:010422:559, 28:05:010422:649, 28:05:010422:582, 28:05:010422:512 расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 28:05:010422:119.
21.08.2023 общество обратилось в управление с заявлениями N КУВД-001/2023- 36982816, N КУВД-001/2023-36991148 о государственной регистрации права общей долевой собственности на указанные выше земельные участки.
Решением Межмуниципального отдела по г. Тында и Тындинскому району Управления Росреестра по Амурской области, выраженным в уведомлении от 27.11.2023 N КУВД-001/2023-36982816/7 обществу отказано в государственной регистрации права по земельный участок с кадастровым номером 28:05:010422:119 в связи с не устранением причин приостановления государственной регистрации прав ООО "Жилой микрорайон".
Решением Межмуниципального отдела по г. Тында и Тындинскому району Управления Росреестра по Амурской области, выраженном в уведомлении от 30.11.2023 N КУВД-001/2023-36991148/5, обществу отказано в государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером 28:05:000000:6177 по аналогичным основаниям.
Не согласившись с решениями Управления, выраженными в уведомлениях от 27.11.2023 N КУВД-001/2023-36982816/7 и от 30.11.2023 N КУВД-001/2023-36991148/5, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что для признания судом ненормативного правового акта недействительным, необходимо наличия двух обязательных условий, в том числе: несоответствие его закону или иному правовому акту, и нарушение указанным актом, действием (бездействием) прав и охраняемых законом интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Данный вывод соответствует правовой позиции, сформулированной в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно которой основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно пункту 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В силу пункта 13 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.
В соответствии с частью 5 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) при государственной регистрации права собственности на первое помещение в многоквартирном доме одновременно без соответствующего заявления осуществляется государственная регистрация права общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем, если сведения о таких объектах недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (без указания в Едином государственном реестре недвижимости имен (наименований) собственников помещений в многоквартирном доме и размеров принадлежащих им долей в праве общей долевой собственности).
Специальными положениями части 1 статьи 16 Закона N 189-ФЗ и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Из приведенных норм, а также разъяснений, изложенных в пунктах 66, 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что с момента государственной регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность собственников помещений в данном многоквартирном доме, а прежний собственник (застройщик) утрачивает право на распоряжение им.
Данное правовое регулирование в сфере оборота земель, на которых расположены многоквартирные дома, обусловлено целью соблюдения основных принципов земельного законодательства, в том числе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Государственная регистрация возникновения, перехода, прекращения, ограничения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах и обременения такого помещения одновременно является государственной регистрацией возникновения, перехода, прекращения, ограничения неразрывно связанных с ним права общей долевой собственности на общее имущество и обременения такого имущества (часть 1 статьи 42 Закона N 218-ФЗ).
Согласно пункту 21 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023)", если земельный участок, принадлежащий застройщику на праве собственности, сформирован (предназначен) для строительства многоквартирного дома, учитывая положения части 5 статьи 16 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ), части 5 статьи 40 Закона N 218-ФЗ, запись о государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок погашается одновременно с государственной регистрацией права собственности на первое помещение в многоквартирном доме и права общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на этот земельный участок как на их общее имущество.
Положения Земельного кодекса, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Законов N 189-ФЗ и 214-ФЗ не содержат запрета на формирование единого земельного участка, на котором возведены (или запланировано строительство) два и более отдельно стоящих многоквартирных дома, в том числе составляющих единый жилой комплекс, что предполагает возникновение права собственности всех собственников помещений в этих домах на единый земельный участок.
Из материалов дела следует, строительство объектов на спорных участках осуществлялось на основании общего для всех шести МКД разрешения на строительство от 02.05.2017 N 28-301-58-2017. После завершения строительства МКД одновременно введены в эксплуатацию на основании разрешений на ввод в эксплуатацию от 10.01.2023 NN 28-301-1-2023, 28-301-2-2023, 28-301-3-2023, 28-301-4-2023, 28-301-5-2023, 28-301-6-2023. Строительство и ввод в эксплуатацию МКД единым этапом 5.1.3. Жилой квартал N 1 Жилая группа N 3 Жилого микрорайона для Амурского ГПЗ в г. Свободный. Этап 5.1. с выделением 1 этапа строительства. Этапы 5.1.1-5.1.7 были предусмотрены проектной документацией.
В соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы ГАУ "Амургосэкспертиза" от 14.12.2021 N 28-1-1-3-077082-2021, и выданным уполномоченным органом разрешением на строительство на спорных участках было предусмотрено возведение МКД в соответствии с земельным и градостроительным законодательством на основании проекта планировки и проекта межевания территории, утвержденными постановлением администрации г. Свободного от 30.06.2020 N 1015, с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьями 5.1 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Необходимости квалификации МКД вместе с земельными участками и расположенной на них инфраструктурой и благоустройством в качестве единого жилого комплекса подтверждаются экспертным заключением генеральной проектной организацией по корректировке проектной документации и разработке рабочей документации МКД - ООО "Проектсервис"-СПб ПТИ" (член СРО "Ассоциация "Балтийское объединение проектировщиков", регистрационный номер 67), от 22.11.2023 исх. N 620 (далее - экспертное заключение).
В экспертном заключении отмечено, что земельные участки были сформированы специально для строительства и эксплуатации МКД в составе единого жилищного комплекса в соответствии с земельным и градостроительным законодательством на основании проекта планировки и проекта межевания территории, утвержденными постановлением Администрации г. Свободного от 30.06.2020 N 1015. Проектная документация, проект планировки и межевания территории, разрешения на строительство МКД не предполагали образование земельных участков под каждым жилым домом Группы 3. Так, архитектурно-планировочное решение застройки МКД предусматривает объединение единой, специально спланированной территорией, запроектированной в едином архитектурном стиле, и образует их единую территориально-пространственную целостность.
Таким образом, как следует из экспертного заключения, с учетом схемы планировочной организации земельных участков с кадастровыми номерами 28:05:000000:6177 и 28:05:010422:119, площади земельного участка, необходимой для эксплуатации каждого жилого дома МКД Группы 3, входят в единый жилой комплекс с особенностями коммуникаций и инфраструктуры (единые для всех МКД Группы 3 элементами благоустройства, асфальтированными подъездными путями и тротуарами, детской игровой площадкой, парковкой для автотранспорта, контейнерной площадкой для твердых бытовых отходов). Группа 3 обладает общими инженерными внутриплощадочными сетями, улично-дорожной сетью, парковочными местами, элементами благоустройства, соответствует противопожарным и санитарным требованиям.
Проектирование единого жилого комплекса осуществлялось на основании действующих норм и правил в области проектирования и строительства, с учетом соблюдения требований и рекомендаций, установленных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 07.03.2019 N 153/пр. "Об утверждении методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома", в том числе в области мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в частности - санитарных разрывов между МКД, с учетом элементов благоустройства в рамках федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" и иными нормами, определяющими социальную и инженерную инфраструктуру МКД, а также действующих градостроительных регламентов в части минимальных отступов, процента застройки, коэффициента плотности застройки, требований по благоустройству, количеству парковочных мест, озеленения, внутриквартальных проездов и т.д.
Согласно экспертному заключению, для формирования отдельных земельных участков под каждый многоквартирный дом необходимо одновременно обеспечить в том числе, отдельными (для каждого жилого дома) элементами благоустройства (проездами, тротуарами, парковочными местами для временного хранения автотранспорта, детской и спортивной площадками, площадкой для отдыха, площадками для сушки белья и чистки одежды, контейнерными площадками для сбора твердых бытовых отходов, хозяйственными площадками и т.д.).
Как следствие, потребуется существенное увеличение общей площади земельных участков под МКД, что невозможно в условиях существующей застройки города Свободного и наличия смежных земельных участков общего пользования, на которые не распространяются градостроительные регламенты, а также прилегающей к земельным участкам автомобильной дороги общего пользования регионального значения Амурской области (10К-093).
Кроме того, при разделе земельных участков невозможно обеспечить соблюдения противопожарных требований, согласно которым подъезд пожарных автомобилей к жилым и общественным зданиям, сооружениям должен быть обеспечен по всей длине с двух продольных сторон - к многоэтажным зданиям (абз. "а" пункт 8.1. Приказа МЧС России от 24.04.2013 N 288 "Об утверждении свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям"). Действующая застройка и расположения домов в группе не позволяют обеспечить отдельные проезды к каждому дому.
На основании изложенного, учитывая, что формирование шести земельных участков под каждым МКД на основании двух сформированных земельных участков в соответствии с земельным и градостроительным законодательством на основании проекта планировки и проекта межевания территории, утвержденными постановлением администрации г. Свободного от 30.06.2020 N 1015 с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьями 5.1, 46 ГрК РФ, невозможно без нарушения установленных противопожарных требований по благоустройству и иных норм, определяющих социальную и инженерную инфраструктуру МКД, доводы апелляционной жалобы в данной части подлежат отклонению. Доказательств обратного административным органом в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ земельный участок относится к общему имуществу МКД. Функционально общее имущество связано с помещениями МКД и обслуживает их, поэтому не может рассматриваться как самостоятельный объект права, представляет собой сложную и неделимую вещь и одновременно является принадлежностью главной вещи - совокупности всех помещений в МКД.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2.1 постановления от 28.05.2010 N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова", основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах установил в Жилищном кодексе общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме на праве общей долевой собственности (статья 36), а во Вводном законе - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (статья 16).
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, право общей долевой собственности ООО "Жилой микрорайон" на земельные участки, на которых расположены МКД, возникает в силу закона.
С учетом изложенного, указание в уведомлениях на невозможность осуществления государственной регистрации права общей долевой собственности ООО "Жилой микрорайон" на земельные участки на основании пункта 3 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ не соответствует закону.
Запрет на размещение нескольких отдельно стоящих многоквартирных домов на земельном участке отсутствует и не предусмотрен положениями Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, Федеральных законов от 29.12.2004 N 189-ФЗ, от 30.12.2004 N 214-ФЗ, кроме того, подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов. Иная правовая позиция регистрирующего органа основана на ошибочном толковании им норм действующего законодательства.
В определении от 09.02.2023 N 307-ЭС22-19570 Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ отметила, что в случае, когда строительство нескольких многоквартирных домов на одном земельном участке (сформированном специально для строительства нескольких многоквартирных домов) осуществляется в соответствии с проектной документацией, которая разрабатывалась и получила положительное заключение экспертизы исходя из размещения на одном земельном участке нескольких многоквартирных домов с одновременным соблюдением градостроительных, строительных, экологических санитарно-гигиенических, противопожарных норм и правил, формирование отдельных земельных участков под каждым многоквартирным домом не требуется.
Кроме того, ответчиком также не учтено, что из разъяснений, изложенных в п.п. 66, 67 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22, п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73, следует, что с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, а договор аренды этого участка прекращается на основании ст. 413 ГК РФ независимо от того, в частной или публичной собственности находился переданный в аренду земельный участок. По общему правилу в соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 615 ГК РФ к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды.
Следовательно, как обоснованно отмечено судом первой инстанции наличие зарегистрированного права собственности Российской Федерации, а также зарегистрированного права аренды ООО "Газпром переработка Благовещенск" на спорные участки правовым основанием для приостановления государственной регистрации прав и отказа в государственной регистрации по заявлениям общества не являлось, не препятствовало осуществлению государственной регистрации права общей долевой собственности за ООО "Жилой микрорайон".
Оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, апелляционный суд пришел к выводу, что поскольку оснований для отказов в государственной регистрации права общей долевой собственности ООО "Жилой микрорайон" на земельные участки с кадастровым номером 28:05:010422:119 и с кадастровым номером 28:05:000000:6177 у управления не имелось, более того, такие отказы нарушают права заявителя в сфере экономической детальности, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования, а решения управления, выраженные в уведомлениях, признал незаконными.
С учетом характера заявленных требований, наличия на двух земельных участках единого жилого комплекса, состоящего из шести МКД суд первой инстанции, в соответствии с предписаниями статьи 201 АПК РФ, правомерно счел возможным применить способ восстановления нарушенного права в виде обязания управления совершить действия по государственной регистрации права общей долевой собственности ООО "Жилой микрорайон" на спорные земельные участки.
Иные доводы жалобы управления признаются судебной коллегией несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку не содержат указания на факты, позволяющие суду прийти к другим выводам. Иное толкование заявителем жалобы норм действующего законодательства, а также иная оценка установленных обстоятельств спора, не свидетельствует о неправильном применении их судом.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 18.03.2024 по делу N А04-1044/2024 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Е. Мангер |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-1044/2024
Истец: ООО "Жилой микрорайон"
Ответчик: Управление Росреестра по Амурской области
Третье лицо: АО "Дальневосточная распределительная сетевая компания", ООО "Газпром переработка Благовещенск", ТУ Росимущества в Амурской области, Шестой арбитражный апелляционный суд (1044/24 2т, 53/24 1т, 11969/23 1т, 11496/23 1т, 3627/20 3т)