г. Хабаровск |
|
24 мая 2024 г. |
А73-16649/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мангер Т.Е.
судей Мильчиной И.А., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница" имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого министерства здравоохранения Хабаровского края
на решение от 17.01.2024
по делу N А73-16649/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница" имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого министерства здравоохранения Хабаровского края (ОГРН 1022701405737, ИНН 2725006476)
к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования (ОГРН 1022700921880, ИНН 2700000539)
о признании недействительными акта проверки от 17.07.2023 N 44 и требования от 31.07.2023 N 21 в части пунктов 1, 3, 5, 8 на сумму 6 979 278 руб. 49 коп.,
при участии в заседании: от Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования: Шалышкиной О.Н., представитель по доверенности от 15.03.2024 N 59-08 (до перерыва); Литовки П.И., представитель по доверенности от 09.01.2024 N 19-08; Аллазова Н.Т.О., представитель по доверенности от 09.01.2024 N 22-08(до и после перерыва)
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница" имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого министерства здравоохранения Хабаровского края (далее - учреждение, КГБУЗ "ГКБ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования (далее - ХКФОМС, Фонд) о признании недействительным акта проверки от 17.07.2023 N 44 и требования ХКФОМС от 31.07.2023 N 21 об устранении нарушений, возврате средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа в части пунктов 1, 3, 5, 8 на сумму 6 979 278 руб. 49 коп.; обязании ХКФОМС возвратить КГБУЗ "ГКБ" денежные средства в размере 1 319 489 руб. 62 коп., а также уплаченный учреждением штраф в размере 131 948 руб. 96 коп..
Решением суда от 17.01.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, КГБУЗ "ГКБ" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение о признании недействительным акта проверки от 17.07.2023 N 44 по использованию средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования и требования ХКФОМС от 31.07.2023 N 21 об устранении нарушений, возврате средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа в обжалуемой части отменить и принять по делу новый судебный акт.
По тексту жалобы апеллянт выражает несогласие с вынесенным решением суда в части пунктов 5 и 8. По мнению учреждения, выводы суда о том, что произведённые работы (ремонт покрытия тротуарных дорожек по объекту "Территория КГБУЗ "ГКБ" имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого") следует относить к капитальному ремонту, вследствие чего расходы на данные работы не могут быть оплачены за счет средств ОМС, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и опровергаются следующими документами, а именно: положительными заключениями, выданными КГБУЗ "Единая государственная экспертиза проектной документации и результатов изысканий Хабаровского края" (N 27-1-Т-0006-21 от 07.04.2021; N 27-1-Т-0052-21 от 04.10.2021; N 27-1-Т-0056-21 от 03.11.2021). Заявитель жалобы сообщает, что работы выполнялись согласно локально-сметному расчету, что подтверждается актом о приемке выполненных работ N 1 от 27.07.2022, а также локально-сметными расчетами N КС-2, N КС-3, которые размещены в единой информационной системе, реестровый номер контракта N 2272500647622000204, в которых также указан текущий ремонт. Учреждение указывает, что закупка осуществлялась через комитет государственного заказа Правительства Хабаровского края, сотрудниками комитета проводилось проверка аукционной документации: локально-сметный расчет, положительное заключение, техническая часть на соответствие объекту закупки (текущий ремонт). По утверждению апеллянта, в карточке учета нефинансовых активов N 0001110002 была сделана ошибка при переносе данных из старой программы в новую. Заявитель жалобы отмечает, что согласно скорректированной карточке учета нефинансовых активов N 0001110002 общая площадь тротуаров, стоящих на балансе организации составляет 1624,9 кв.м, из которых 942 кв.м, был произведен ремонт в виде устройства из тротуарных дорожек: устройство из тротуарной плитки - 620 кв.м; устройство асфальтобетонных покрытий-322 кв.м. КГБУЗ "ГКБ" обращает внимание, что согласно акту о приемке выполненных работ от 27.07.2022 указано, что устройство покрытий из тротуарной плитки - 620 кв.м, устройство асфальтобетонных покрытий дорожек - 322 кв.м; в ведомости объемов N 2 также указано - текущий ремонт тротуарных дорожек (620 кв.м, + 322 кв.м.); в ведомости объемов N 3 указан текущий ремонт асфальтового покрытия дорог (1065 кв.м.). Таким образом, апеллянт полагает, что организацией был выполнен объем работ в виде устройства из тротуарных дорожек 942 кв.м. от общей площади тротуаров. Кроме того, заявитель жалобы считает, что расходы, произведенные учреждением на образовательные услуги по программе дополнительного профессионального образования "Определение наркотических и психотропных веществ в лабораторной практике. Диагностика отравлений" в сумме 26 100 руб., подлежат оплате за счет средств ОМС, так как из пояснений пункта 8 вытекает, что для оказания медицинской помощи больным в токсикологическом отделении с отравлением лекарственными средствами, медикаментами и биологическими веществами необходимо получить образовательные услуги по программе дополнительного профессионального образования "Определение наркотических и психотропных веществ в лабораторной практике. Диагностика отравлений", что, по мнению апеллянта, не противоречит письму Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 17.12.2015 N 7146/6768 "Об оплате обучения медицинских работников". Помимо этого, КГБУЗ "ГКБ" сообщает, что учреждением в период 2021-2022 за счет средств ОМС осуществлялось финансирование расходов, связанных с приобретением материальных запасов (лекарственных препаратов и тестов), предназначенных для лечения, выявления заболеваний и состояний, не включенных в базовую и территориальную программы обязательного медицинского страхования и не подлежащих оплате за счет средств обязательного медицинского страхования. Заявитель жалобы указывает, что совокупный размер расходов на приобретения тест-полосок иммунохроматографических для выявления веществ и их метаболитов в моче "Мультитест" составил 277 006 руб. 90 коп, в том числе: в 2021 году на сумму 204 689 руб. 90 коп, в 2022 году на сумму 72 317 руб. Апеллянт обращает внимание, что закуп вышеуказанных тестов производится для обследования пациентов в соответствии с требованиями Клинических рекомендаций "Острые отравления опиоидными наркотическими веществами" и применяется в случаях с кодами по МКБ-10: Т36-Т50 (травмы отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин), которые, как полагает учреждение, являются страховыми случаями, подлежащими к оплате за счет средств обязательного медицинского страхования (пункт 6 статьи 35 Закона об ОМС). Учреждение считает, что расходование средств ОМС в части суммы 251 501 руб. 50 коп. осуществлялось на законном основании. Также КГБУЗ "ГКБ" полагает, что Приказ N 1375 не может быть использован в случаях отравления лекарственными средствами, медикаментами и биологическими веществами, а также лечения психических расстройств и расстройства поведения. Заявитель жалобы отмечает, что определение наличия психоактивных веществ в моче является одним из критериев качества оказания медицинской помощи пациентам с острыми отравлениями согласно требованиям Клинических рекомендаций "Острые отравления опиоидными наркотическими веществами". Таким образом, по мнению апеллянта, определение наличия психоактивных веществ в моче является неотъемлемой частью оказания медицинской помощи по КСГ (КСГ st27.012 Т36-Т50) и не имеет никакого отношения к кодам МКБ F00-F99.
Ко дню судебного заседания в материалы дела от ХКФОМС поступил отзыв на жалобу апеллянта, в котором Фонд просит оспариваемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. ХКФОМС указывает, что исчерпывающий перечень заболеваний и состояний, являющихся страховыми случаями по ОМС, при которых медицинская помощь оплачивается из средств ОМС, указан в части 6 статьи 35 Закона об ОМС. Психиатрические заболевания и расстройства поведения, как отмечает Фонд, в названный перечень не входят. ХКФОМС сообщает, что диагностика состояния или заболевания, в том числе лабораторные исследования для выявления психоактивных и отравляющих веществ, являются составной частью медицинской помощи при конкретных заболеваниях и состояниях. По утверждению Фонда, приобретение тестов для выявления наркотических веществ в моче, с целью освидетельствования на состояние наркотического опьянения или его исключения, а также обучение на определение наркотических и психотропных веществ в лабораторной практике, не может осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования. Кроме того, ХКФОМС указывает, что согласно инвентарной карточке учета нефинансовых активов N 0001110002 общая площадь тротуаров, стоящих на балансе организации, составляет 1624,9 м кв. Фонд отмечает, что согласно актам о приемке выполненных работ (приложения к контракту от 11.04.2022 N 99) медицинской организацией проведены работы по замене покрытий из тротуарной плитки и асфальтобетонных смесей на площади 2007 м кв, в том числе: устройство покрытий из тротуарной плитки - 620 м. кв. (акт о приемке выполненных работ от 27.07.22 N 2); устройство асфальтобетонных покрытий - 322 м. кв. (акт о приемке выполненных работ от 27.07.22 N 2); устройство асфальтобетонных покрытий - 1065 м. кв. (акт о приемке выполненных работ от 27.07.22 N 3). Таким образом, по мнению ХКФОМС, ремонт объектов внешнего благоустройства (ремонт покрытия тротуарных дорожек по объекту "Территория "КГБУЗ "ГКБ" имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого) является капитальным ремонтом, который в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании в структуру тарифа на оплату медицинской помощи не включен, и является нецелевым использованием средств ОМС. Фонд обращает внимание, что медицинской организацией в период проведения проверки, а также в процессе рассмотрения дела в суде первой инстанции каких-либо доказательств наличия ошибок в карточке учета нефинансовых активов не представлялось. При этом, как полагает ХКФОМС, само по себе наличие ошибок в карточке учета нефинансовых активов не является основанием для признания работ текущими. Фонд считает, что указанные в локально-сметных расчетах N 1, 2, 3, являющихся неотъемлемой частью контракта, работы по своему виду и содержанию носят капитальный характер и исключают их отнесение к текущему ремонту. Помимо этого, по утверждению ХКФОМС, доводы медицинской организации о наличии положительного заключения КГБУЗ "Единая государственная экспертиза проектной документации и результатов изысканий Хабаровского края" и проведении проверки аукционной документации Комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края также являются необоснованными, поскольку экспертиза устанавливает достоверность определения сметной стоимости, а комитет государственного заказа осуществляет сопровождение заказчика в закупках товаров, работ, услуг для государственных нужд в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и не устанавливает характер работ и не определяет источник их финансирования.
Представители ХКФОМС в судебном заседании поддержали доводы отзыва на апелляционную жалобу, устно пояснили по существу спора.
Судом апелляционной инстанции в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв с 02.05.2024 по 14.05.2024.
После объявленного перерыва от ХКФОМС поступили дополнения к ранее представленному отзыву на жалобу апеллянта, в которых Фонд указывает, что новый стандарт медицинской помощи имеет приоритет над старым, поскольку учитывает современные реалии развития медицины, включает в себя более качественные и информативные методы исследования и диагностики, а его использование является экономически и практически обоснованным при оказании медицинской помощи. Кроме того, по мнению ХКФОМС, немаловажным обстоятельством является то, что вышеназванные стандарты медицинской помощи по своему виду относятся к скорой медицинской помощи и не применяются при оказании медицинской помощи в стационаре. Фонд отмечает, что стандарт медицинской помощи - формализованный документ системы стандартизации в здравоохранении, определяющий требования к оказанию медицинской помощи на госпитальном этапе больному при определенном заболевании, с определенным синдромом или при определенной клинической ситуации, разрабатывается на основе клинических рекомендаций и не предусматривает источника финансирования. ХКФОМС считает, что стандарты, порядки медицинской помощи, а также клинические рекомендации определяют этапы лечения, диагностики, реабилитации с указанием кода в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, но не предусматривают источника финансирования, с учетом законодательно предусмотренного разграничения страховых случаев по данным источникам. Фонд обращает внимание, что медицинская помощь при заболеваниях и состояниях, не входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования, оплачивается из иных финансовых источников.
В продолженном после перерыва в судебном заседании представители ХКФОМС настаивали на своей позиции, изложенной в отзыве и в дополнениях к нему.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, что не препятствовало суду в порядке статьи 156 АПК РФ, пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
В силу части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Возражений против проверки судебного акта в обжалуемой части к началу рассмотрения апелляционной жалобы не поступало.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебного акта только в обжалуемой части.
Доводы апелляционной жалобы учреждения сводятся к несогласию с решением суда в части пунктов 5 и 8 требования об устранении нарушений, возврате средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа N 21 от 31.07.2023, а также с актом проверки от 17.07.2023 N 44, с учетом положений части 5 статьи 268 АПК РФ, поскольку возражений относительно проверки только части судебного акта участвующими в споре лицами не заявлено, апелляционная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
Законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части проверены апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ.
Повторно рассматривая спор, суд апелляционной инстанции, по результатам изучения материалов дела и доводов апелляционной жалобы, пришел к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании приказа ХКФОМС от 04.05.2023 N 82, графика проведения проверок на 2023 год, приказа Минздрава России от 26.03.2021 N 255н "Об утверждении порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями", в соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об ОМС, Закон N 326-ФЗ) в период с 19.06.2023 по 17.07.2023 комиссией ХКФОМС проведена плановая комплексная выездная проверка использования средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - ТПОМС), в КГБУЗ "ГКБ".
Проверяемый период определен с 01.01.2021 по 31.12.2022; цель проверки: выявление и предупреждение нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, участвующими в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования Хабаровского края.
По результатам проверки ХКФОМС составлен акт проверки от 17.07.2023 N 44, согласно которому учреждению надлежит:
- в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона об ОМС, пунктом 160 приказа Минздравсоцразвития России от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" в течение 10 рабочих дней со дня предъявления требования об устранении выявленных нарушений возвратить в бюджет ХКФОМС сумму нецелевого использования средств в размере 11 341 299 руб. 14 коп. и уплатить в бюджет ХКФОМС штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств 1 134 129 руб. 91 коп.;
- в течение 5 рабочих дней со дня получения акта проверки представить в ХКФОМС план мероприятий по устранению выявленных нарушений;
- не позднее 30 календарных дней с момента направления плана мероприятий в адрес ХКФОМС представить отчет о его выполнении.
Названный акт проверки получен учреждением 17.07.2023.
По результатам изучения акта проверки КГБУЗ "ГКБ" направило в ХКФОМС возражения от 24.07.2023 N 01.01-32-3962; названные возражения ХКФОМС рассмотрены и отклонены (письмо от 28.07.2023 N 05-293/3).
На основании акта проверки от 17.07.2023 N 44 в адрес учреждения ХКФОМС направлено требование от 31.07.2023 N 21 об устранении нарушений, возврате средств, использованных не по целевому назначению.
В данном требовании отражены, в числе прочего, следующие нарушения, зафиксированные в акте проверки, выводы суда в отношении которых являются предметом оспаривания в суде апелляционной инстанции:
- пункт 5. В нарушение статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", раздела V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 N 2299, раздела V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 28.12.2021 N 2505, раздела VI Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2020 N 587-пр, раздела VI Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2021 N 696-пр, Порядка оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н, разъяснений по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на очередной финансовый год, в том числе "О формировании и экономическом обосновании территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021-2023 годы" (письмо Минздрава России от 31.12.2020 N 11-7/И/2-20700), разъяснений по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на очередной финансовый год, в том числе "О формировании и экономическом обосновании территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 - 2024 годы" (письмо Минздрава России от 13.01.2022 N 11-7/И/2-275), договора, заключенного со страховой медицинской организацией и ХКФОМС, организацией в проверяемом периоде за счет средств обязательного медицинского страхования необоснованно произведены расходы, не включенные в структуру тарифа на оплату медицинской помощи и не подлежащие оплате за счет средств обязательного медицинского страхования на сумму 8 137 976 руб. 08 коп., в том числе в 2021 году - 150 690 руб. 67 коп., в 2022 году - 7 987 285 руб. 41 коп.
В 2022 году: капитальный ремонт объектов внешнего благоустройства (капитальный ремонт покрытия тротуарных дорожек по объекту "Территория КГБУЗ "ГКБ" имени профессора A.M. Войно-Ясенецкого") на сумму 4 675 197 руб. 56 коп.; оплата образовательных услуг по программе дополнительного профессионального образования "Определение наркотических и психотропных веществ в лабораторной практике. Диагностика отравлений" на сумму 26 100 руб.
Пункт 8. В нарушение статьи 83 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", статьи 6 Федерального закона от 30.03.1995 N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)", раздела V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 N 2299, раздела 6 постановления Правительства Хабаровского края от 30.12.2020 N 587-пр "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", раздела V Постановления Правительства РФ от 28.12.2021 N 2505 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", раздела VI постановления Правительства Хабаровского края от 30.12.2021 N 696-пр "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" организацией в 2021-2022 год за счет средств ОМС осуществлялось финансирование расходов, связанных с приобретением материальных запасов (лекарственных препаратов и тестов), предназначенных для лечения, выявления, исключения заболеваний и состояний, не включенных в базовую и территориальную программы обязательного медицинского страхования и не подлежащих оплате за счет средств обязательного медицинского страхования. Совокупный размер расходов на приобретение лекарственных препаратов и тестов для выявления лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека, а также тестов для исключения (выявления) психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением психоактивных (наркотических) веществ составил 277 006 руб. 90 коп., в том числе: в 2021 году на сумму 204 689 руб. 90 коп., в 2022 году на сумму 72 317 руб.
Согласно требованию N 21 от 31.07.2023 КГБУЗ "ГКБ" надлежит:
- в течение 10 рабочих дней с момента получения настоящего требования: возвратить в бюджет ХКФОМС средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению, в размере 10 654 040 руб. 53 коп.; уплатить в бюджет ХКФОМС штраф в размере 10% в сумме 1 065 404 руб. 05 коп.;
- в течение 5 рабочих дней со дня получения настоящего требования представить в ХКФОМС план мероприятий по устранению выявленных нарушений.
Учреждением денежная сумма нецелевого использования средств в бюджет ХКФОМС оплачена частично в размере 4 994 251 руб. 66 коп. в соответствии с актом проверки и требованием ХКФОМС, а также штраф в размере 499 425 руб. 17 коп.
КГБУЗ "ГКБ", не согласившись с вышеуказанными актом проверки N 44 от 17.07.2023 и требованием N 21 от 31.07.2023 об устранении нарушений, возврате средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа в части пунктов 1, 3, 5, 8 на общую сумму 6 979 278 руб. 49 коп., считая их в данной части незаконными, обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Изучив позицию заявителя жалобы, заслушав пояснения представителей лица, участвующего в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены/изменения решения суда в обжалуемой части на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, а также разъяснениям, изложенным в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
КГБУЗ "ГКБ" настаивает, что им обоснованно производились расходы из средств ОМС в части текущего ремонта покрытия тротуарных дорожек, покрытия тротуарных дорожек сквера, асфальтового покрытия дорог на общую сумму 4 675 197 руб. 56 коп.; данный ремонт неправомерно квалифицирован ХКФОМС как капитальный; расходы на образовательные услуги по программе дополнительного профессионального образования "Определение наркотических и психотропных веществ в лабораторной практике. Диагностика отравлений" в сумме 26 100 руб. также были правомерно произведены за счет ОМС. По убеждению учреждения, средства ОМС (251 501 руб. 50 коп.) на приобретение тестов для определения наличия психоактивных веществ в моче в рамках выполнения обязательных требований клинических рекомендаций и стандарта оказания медицинской помощи больным с отравлением лекарственными средствами, медикаментами и биологическими веществами были израсходованы правомерно.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе финансирование лечебных учреждений за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования регулируются Законом N 326-ФЗ).
По смыслу положений статей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации. В отношении указанных средств определен принцип адресности и их целевого характера (статьи 38, 147 БК РФ).
В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ установлено, что медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договоров на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
ХКФОМС осуществляет свою деятельность на основании Закона N 326-ФЗ, Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 N 15н (далее - Типовое положение), Положения о Хабаровском краевом фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 26.05.2011 N 150-пр (далее - Положение N 150-пр).
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 326-ФЗ ХКФОМС является некоммерческой организацией, созданной для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории Хабаровского края.
На основании статьи 34 Закона N 326-ФЗ, пункта 3.1. Положения N 150-пр, Фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории Хабаровского края, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Кроме того, пункт 8.12 Типового положения, пункт 3.2.12 Положения N 150-пр предусматривают нормы аналогичного содержания.
Порядок проведения территориальными фондами проверок установлен приказом Минздрава России от 26.03.2021 N 255н "Об утверждении порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями" (далее - Порядок N 255н).
Пунктами 8, 34 Порядка N 255н предусмотрено, что основанием для проведения проверки является приказ территориального фонда, определяющий тему проверки, численный и персональный состав комиссии (рабочей группы), сроки проведения проверки, форму проверки (выездная или документарная (камеральная), проверяемый период.
В силу пункта 27 Порядка N 255н территориальным фондом осуществляется контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, имеющими право на осуществление медицинской деятельности и включенными в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования по территориальным программам обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации: организаций любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы; индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность.
Согласно пункту 28 Порядка N 255н контроль осуществляется путем проведения проверок.
Проверки проводятся работниками территориального фонда с целью предупреждения и выявления нарушений норм, установленных Федеральным законом N 326-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 29 Порядка N 255н).
В соответствии с пунктом 42 Порядка N 255н по результатам проверки составляется акт проверки.
Пункт 42.3 Порядка N 255н установлено, что при наличии фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, с требованием о возврате медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
Из части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ следует, что за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Таким образом, возврату в бюджет фонда подлежат фактически полученные денежные средства, использование которых признано нецелевым. В этой связи, нецелевое использование денежных средств предполагает расходование их в нарушение закона.
Материалами дела подтверждается, что на основании приказа ХКФОМС от 04.05.2023 N 82 "О проведении проверки в КГБУЗ "ГКБ" (с изменениями от 29.06.2023 N 105) Фондом проведена плановая комплексная проверка по использованию средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования; проверяемый период: с 01.01.2021 по 31.12.2022; в ходе проверки выявлены нарушения, отраженные в акте проверки от 17.07.2023 N 44; учреждению выставлено требование от 31.07.2023 N 21 об устранении нарушений, возврате средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа.
Рассматривая доводы апеллянта о том, что работы по ремонту покрытий тротуарных дорожек, покрытия тротуарных дорожек сквера, асфальтового покрытия дорог следует относить к текущему ремонту, вследствие чего расходы на данные работы могут быть оплачены за счет средств ОМС, суд второй инстанции пришел к следующему.
Согласно законодательству об ОМС расходы государственных бюджетных учреждении, в том числе не включенные в установленную частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структуру тарифа на оплату медицинской помощи, осуществляются за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов.
В силу пункта 1 статьи 78.2 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации бюджетным учреждениям могут предусматриваться субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений.
В целях классификации видов ремонтных работ, проводимых медицинской организацией, необходимо руководствоваться отраслевыми нормативными актами в сфере строительства и ремонта, в которых приведены понятия текущего и капитального ремонта, таковыми являются - Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (вместе с ВСН 58-88 (р)), утвержденное приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 (далее - Положение N 312).
Пунктом 1.2 Положения N 312 установлено, что настоящее Положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.
Как указано в разъяснениях, приведённых в письме Минстроя России от 27.02.2018 N 7026-АС/08 "Об определении видов ремонта" к текущему ремонту относят устранение мелких неисправностей, выявляемых в ходе повседневной эксплуатации основного средства, при котором объект практически не выбывает из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются, работы по систематическому и своевременному предохранению основных средств от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий; к капитальному ремонту - относят восстановление утраченных первоначальных технических характеристик объекта в целом, при этом основные технико-экономические показатели остаются неизменными.
В силу пункта 5 Положения N 312 капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.
Приложением 9 к Положению N 312 установлен перечень дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте, включающий, в том числе, благоустройство территорий (замощение, асфальтирование).
Между тем, в соответствии со статьей 1 ГрК РФ линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 10.1); реконструкция линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов (пункт 14.1); капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 14.3).
Так, судом первой инстанции установлено, что согласно инвентарной карточке учета нефинансовых активов N 0001110002 общая площадь тротуаров, стоящих на балансе учреждения составляет 1 624,9 кв.м.
Вместе с тем, согласно актам о приемке выполненных работ (приложения к контракту N 99 от 11.04.2022) КГБУЗ "ГКБ" проведены работы по замене покрытий из тротуарной плитки и асфальтобетонных смесей на общей площади 2 007 кв.м. в том числе: устройство покрытий из тротуарной плитки - 620 кв.м. (акт о приемке выполненных работ от 27.07.2022 N 2); устройство асфальтобетонных покрытий - 322 кв.м. (акт о приемке выполненных работ от 27.07.2022 N 2); устройство асфальтобетонных покрытий - 1 065 кв.м. (акт о приемке выполненных работ от 27.07.2022 N 3).
При постановке выводов по делу апелляционным судом принято во внимание, что в локально-сметных расчетах N N 1, 2, 3, являющихся неотъемлемой частью к контракту N 99 от 11.04.2022, содержатся следующие виды строительно-ремонтных работ: снятие асфальтобетонных покрытий самоходными холодными фрезами; устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований; устройство покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей плотных крупнозернистых типа АБ; разборка бортовых камней: на бетонном основании; разборка тротуаров и дорожек из плит с их отноской и укладкой в штабель; разработка грунта в отвал экскаваторами "драглайн" или "обратная лопата" с ковшом; разборка асфальтобетонных покрытий тротуаров; монтаж покрытий и бортовых камней.
Указанные работы, как полагает апелляционная коллегия, по своему виду и содержанию носят капитальный характер, что исключает их отнесение к текущему ремонту.
Более того, само по себе наличие ошибок в карточке учета нефинансовых активов, вопреки суждениям заявителя жалобы, не является основанием для признания работ текущими. При этом, как в период проведения проверки, так и при рассмотрении настоящего спора в судах двух инстанций, КГБУЗ "ГКБ" каких-либо доказательств наличия ошибок в карточке учета нефинансовых активов представлено не было.
Ссылка заявителя жалобы на факт того, что закупка осуществлялась через комитет государственного заказа Правительства Хабаровского края и сотрудниками комитета проводилось проверка аукционной документации: локально-сметный расчет, положительное заключение, техническая часть на соответствие объекту закупки, не принимается апелляционным судом, поскольку экспертиза устанавливает достоверность определения сметной стоимости, а комитет государственного заказа осуществляет сопровождение заказчика в закупках товаров, работ, услуг для государственных нужд в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", не устанавливая характер работ и не определяя источник их финансирования.
На основании вышеизложенного, арбитражный суд правомерно поддержал позицию Фонда о том, что ремонт объектов внешнего благоустройства (ремонт покрытия тротуарных дорожек по объекту "Территория КГБУЗ "ГКБ") определенно является капитальным ремонтом, который в соответствии с законодательством об ОМС в структуру тарифа на оплату медицинской помощи не включен, и является нецелевым использованием средств ОМС.
При таких обстоятельствах, доводы апеллянта в данной части признаются судебной коллегий несостоятельными и подлежат отклонению.
Доводы учреждения о правомерном финансовом обеспечении расходов на приобретение тестов для исключения (выявления) психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением психоактивных (наркотических) веществ, а также оплаты образовательных услуг по программе дополнительного профессионального образования "Определение наркотических и психотропных веществ в лабораторной практике. Диагностика отравлений", также подлежат отклонению в связи со следующим.
Законом N 326-ФЗ (пункты 1, 4, 8, 9 статьи 3), установлено, что ОМС - это комплекс мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Страховой случай - совершившееся событие (заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия), при наступлении которого застрахованному лицу предоставляется страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию.
Базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации и соответствующая единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования.
С учетом приведенных нормативных определений, как верно отмечено судом первой инстанции, ОМС - это система финансового обеспечения медицинской помощи при наступлении (возникновении) заболеваний и состояний, являющихся страховыми случаями.
Частью 6 статьи 35 Закона N 326-ФЗ установлен исчерпывающий перечень заболеваний и состояний, являющихся страховыми случаями по ОМС, при которых медицинская помощь оплачивается из средств ОМС.
К данному перечню относятся: 1) инфекционные и паразитарные болезни, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита; 2) новообразования; 3) болезни эндокринной системы; 4) расстройства питания и нарушения обмена веществ; 5) болезни нервной системы; 6) болезни крови, кроветворных органов; 7) отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм; 8) болезни глаза и его придаточного аппарата; 9) болезни уха и сосцевидного отростка; 10) болезни системы кровообращения; 11) болезни органов дыхания; 12) болезни органов пищеварения; 13) болезни мочеполовой системы; 14) болезни кожи и подкожной клетчатки; 15) болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани; 16) травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин; 17) врожденные аномалии (пороки развития); 18) деформации и хромосомные нарушения; 19) беременность, роды, послеродовой период и аборты; 20) отдельные состояния, возникающие у детей в перинатальный период.
Апелляционный суд обращает внимание, что психиатрические заболевания и расстройства поведения в названный перечень не входят.
В соответствии с пунктами 3, 4, 7 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий.
Из изложенного следует, что диагностика состояния или заболевания, в том числе лабораторные исследования для выявления психоактивных и отравляющих веществ, являются составной частью медицинской помощи при конкретных заболеваниях и состояниях.
В силу пункта 2 части 2 статьи 83 Закона N 326-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 17 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" финансовое обеспечение оказания населению психиатрической помощи (за исключением психиатрической помощи, оказываемой в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти), а также социальной поддержки и социального обслуживания лиц, страдающих психическими расстройствами, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Частью 4 статьи 80, частями 1, 2 статьи 81 Закона N 323-ФЗ установлено, что Правительством Российской Федерации утверждается Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период), включающая Базовую программу ОМС.
В разделах IV "Базовая программа обязательного медицинского страхования" действовавших в спорном периоде федеральных программ государственных гарантий (Постановление Правительства РФ от 28.12.2020 N 2299 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", Постановление Правительства РФ от 28.12.2021 N 2505 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов") установлено, что Базовая программа обязательного медицинского страхования является составной частью Программы.
В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования гражданам (застрахованным лицам) оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения.
В разделах V "Финансовое обеспечение Программы" определено, что за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования застрахованным лицам оказываются медицинская помощь, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения.
Разделами V программ предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется финансовое обеспечение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в части медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования (заболевания, передаваемые половым путем, вызванные вирусом иммунодефицита человека, синдром приобретенного иммунодефицита, туберкулез, психические расстройства и расстройства поведения, связанные, в том числе, с употреблением психоактивных веществ, включая профилактические медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования в целях раннего (своевременного) выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ), и в части расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования;
В соответствии с федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, в том числе - перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Разделом VI Территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края (Постановление Правительства Хабаровского края от 30.12.2020 N 587-пр, Постановление Правительства Хабаровского края от 30.12.2021 N 696-пр) в проверяемом периоде предусмотрено, что за счет средств ОМС застрахованным лицам оказывается медицинская помощь при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе IV Территориальной программы ОМС, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения, в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ.
В силу пункта 6 статьи 44 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" расходы на медицинское освидетельствование лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача либо новое потенциально опасное психоактивное вещество, производятся за счет средств соответствующих бюджетов.
С учетом вышеизложенного, проведение медицинского освидетельствования, тестирования на присутствие (отсутствие) наркотических веществ и соответственно образовательные услуги по программе дополнительного профессионального образования "Определение наркотических и психотропных веществ в лабораторной практике. Диагностика отравлений" не предусмотрены программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи за счет средств ОМС.
При таких обстоятельствах, арбитражным судом сделан правомерный вывод, что диагностические мероприятия с целью выявления приема наркотических либо психоактивных веществ являются составной частью медицинской помощи при расстройствах поведения, вызванных приемом таких веществ, а такие состояния согласно Закону об ОМС в базовую программу ОМС не входят, вследствие чего оплата тестов для исключения (выявления) психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением психоактивных (наркотических) веществ за счет средств ОМС, как и оплата обучения на определение наркотических и психотропных веществ в лабораторной практике, с учетом четкого нормативного регулирования источника финансирования, определенно является нецелевым использованием средств ОМС.
Рассматривая доводы апеллянта со ссылкой на Стандарт медицинской помощи больным с отравлением лекарственными средствами, медикаментами и биологическими веществами, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.09.2006 N 633 (далее - Стандарт N 633), апелляционный суд принимал во внимание, что вышеназванный стандарты медицинской помощи по своему виду относится к скорой медицинской помощи и не применяется при оказании медицинской помощи в стационаре.
Так, в Стандарте N 633 указано: "Стадия: первое обращение. Условия оказания: скорая медицинская помощь". Тогда как в рассматриваемом случае, КГБУЗ "ГКБ" вменено нецелевое использование средств на обучение и закуп тестов для обследования пациентов в стационарных условиях и условиях дневного стационара. Вся позиция апеллянта по тексту жалобы раскрыта через способы оплаты, модель финансового обеспечения медицинской помощи в стационарных условиях и условиях дневного стационара, что не соотносится со Стандартом N 633.
Согласно статье 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи(часть 1). К видам медицинской помощи относятся:1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь.(часть 2). Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации); 2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника; 3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); 4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение)(часть 3).
Повторно разрешая спор в обжалуемой части, суд второй инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, считает, что Фонд, установив факты нецелевого использования средств ОМС в обжалуемой части, актом N 44 от 17.07.2023 и требованием N 21 от 31.07.2023 правомерно указал КГБУЗ "ГКБ" о необходимости в течение 10 рабочих дней возвратить в бюджет ХКФОМС сумму нецелевого использования средств и уплатить в бюджет Фонда штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 АПК РФ относится на заявителя жалобы.
В соответствии со статьей 333.40 Налогового Кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
С учетом содержания пунктов 33, 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", излишне уплаченная апеллянтом государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 17.01.2024 по делу N А73-16649/2023 Арбитражного суда Хабаровского края в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская клиническая больница" им. профессора А.М. Войно-Ясенецкого министерства здравоохранения Хабаровского края из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины, излишне оплаченной по распоряжению N 12809 от 06.03.2024.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Е. Мангер |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-16649/2023
Истец: КГБУЗ "Городская клиническая больница N 10" управления здравоохранения администрации г.Хабаровска, КГБУЗ "Городская клиническая больница" им. профессора А.М. Войно-Ясенецкого министерства здравоохранения Хабаровского края, Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница" им. профессора А.М. Войно-Ясенецкого министерства здравоохранения Хабаровского края
Ответчик: ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ