город Ростов-на-Дону |
|
23 мая 2024 г. |
дело N А32-20058/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от товарищества собственников недвижимости "Поселок Айдар": Бондарь Л.В. по доверенности от 10.01.2024 N 01/01/24, диплом, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Департамента имущественных отношений Краснодарского края и Администрации муниципального образования Туапсинский район
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.03.2024 по делу N А32-20058/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Зеленый Гай" (ИНН 2309106038, ОГРН 1072309018660)
к Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственное казённое учреждение Краснодарского края "Комитет по лесу"; Министерство природных ресурсов Краснодарского края;, Департамент имущественных отношений Краснодарского края; товарищество собственников недвижимости "Поселок Айдар"
о признании недействительным отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Зеленый Гай" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением:
- признать отказ Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район (далее - Управление) в выдаче разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства "Спальный корпус апартаментного типа, литер "А"", расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, поселок турбазы "Приморская", квартал Бриз N 1, на земельном участке с кадастровым номером 23:33:0106004:6, от 13.03.2023 N 612/03.2 незаконным;
- обязать Управление выдать разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства Спальный корпус апартаментного типа, литер "А"", расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, поселок турбазы "Приморская", квартал Бриз N 1, на земельном участке с кадастровым номером 23:33:0106004:6.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены: Государственное казённое учреждение Краснодарского края "Комитет по лесу"; Министерство природных ресурсов Краснодарского края;, Департамент имущественных отношений Краснодарского края; товарищество собственников недвижимости "Поселок Айдар".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.03.2024:
- признан незаконным отказ Управления в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства "Спальный корпус апартаментного типа, литер "А"", расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, поселок турбазы "Приморская", квартал Бриз N 1, на земельном участке с кадастровым номером 23:33:0106004:6 от 13.03.2023 N 612/03.2;
- на Управление возложена обязанность выдать разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства "Спальный корпус апартаментного типа, литер "А", расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, поселок турбазы "Приморская", квартал Бриз N 1, на земельном участке с кадастровым номером 23:33:0106004:6;
- с Администрации муниципального образования Туапсинский район в пользу Общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Решение мотивировано тем, что оснований для отказа Обществу не имелись, спорный объект не затрагивает земли лесного фонда.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация муниципального образования Туапсинский район и Департамент имущественных отношений Краснодарского края обратились в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просили решение отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований Общества.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация муниципального образования Туапсинский район указывает, что основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию спорного объекта является Приказ Министерства природных ресурсов Краснодарского края N 1013 "О резервировании земель для государственных нужд Краснодарского края в целях увеличения площади особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного ландшафтного заказника "Агрийский", согласно которому на резервируемых землях ограничивается хозяйственная деятельность, связанная с возведением жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, сооружений, проведением оросительных, осушительных, культурно-технических и других мелиоративных работ, строительством прудов и иных водных объектов, а также устанавливаются иные ограничения прав в соответствии с земельным кодексом и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель.
Назначая праввосстановительную меру, суд не принял во внимание, что в восстановление прав Общества подлежало путём повторного рассмотрения его заявления.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент имущественных отношений Краснодарского края указывает, что судом не дана всесторонняя, полная, объективная оценка обстоятельств по делу. У Общества отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 23:33:0106004:6, что является самостоятельным основание для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель товарищества собственников недвижимости "Поселок Айдар" просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по доводам, изложенным в отзывах. Апелляционный суд приобщил отзывы к материалам дела.
Общество, Управление архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования Туапсинский район, Государственное казённое учреждение Краснодарского края "Комитет по лесу", Министерство природных ресурсов Краснодарского края, Департамент имущественных отношений Краснодарского края, извещённые надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
10.04.2017 Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район выдало Обществу разрешение на строительство объекта "Спальный корпус апартаментного типа, литер "А" N 23-53-1966-2017.
24.06.2020 было окончено строительство объекта и Департаментом по надзору в строительной сфере Краснодарского края выдано заключение N 15-162-46/ИШ о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (включая проектную документацию, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Общество обратился в Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта "Спальный корпус апартаментного типа, литер "А".
Письмом Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район от 13.03.2023 Обществу было отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, мотивировав отказ тем, что земельный участок с кадастровым номером 23:33:0106004:6, на котором находится возведённый объект, расположен в границах резервируемых земель (Приказ МПР Краснодарского края от 04.07.2022 N 1013), в связи с чем на резервируемых землях ограничивается хозяйственная деятельность, связанная с возведением жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, и имеет пересечение (наложение) с землями лесного фонда.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.01.2024 года по делу N А32-10587/2023 Общество признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим утверждён Илюхин Борис Игоревич.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьёй 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьёй.
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объёме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Из содержания части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию возможна только при установлении факта соответствия построенного объекта требованиям технических регламентов, проектной документации, техническим условиям, энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов и т.д.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа во внесении изменений в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию установлен частью 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно сведениям из ЕГРН земельный участок площадью 21890 кв.м., с кадастровым номером 23:33:0106004:6 находится в собственности Краснодарского края (вид, 4 номер и дата государственной регистрации права: Собственность, N 23-23-13/022/2013-276 от 19.02.2013).
На основании договора аренды от 20.03.2012 N 3300005480, заключённого с Администрацией муниципального образования Туапсинский район для строительства и эксплуатации базы отдыха, договора переуступки права аренды земельного участка от 12.02.2013 и договора переуступки права аренды земельного участка от 25.03.2016 земельный участок с кадастровым номером 23:33:0106004:6 был предоставлен в аренду Обществу сроком на 10 лет.
Общество обратилось в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением от 16.12.2021 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:33:0106004:6 в аренду сроком на 3 года для завершения строительства объектов незавершённого строительства - спального корпуса общей площадью застройки 780 кв.м, процент готовности 37%, инвентарный номер 2-12115, литер Б, кадастровый номер 23:51:0000000:278, и трансформаторная подстанция, общей площадью застройки 31,5 кв. м, процент готовности 50%, инвентарный номер 2-12115, литер Д, кадастровый номер 23:51:0000000:400.
Письмом от 29.04.2022 N 52-33-16-16550/22 Департамент имущественных отношений Краснодарского края отказал Обществу в заключении нового договора аренды для завершения строительства. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.10.2023 по делу N А32-38104/2022 названный отказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края был признан законным.
Наряду с этим, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.10.2023 по делу N A32-38104/2022 было установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:33:0106004:6 накладывается на земли государственного лесного фонда в границах Джубгского лесничества Ольгинского участкового лесничества квартал 89 части выделов 13, 19, 11, площадь пересечения составляет 7873 кв.м.
Земельный участок площадью 21890 кв.м. с кадастровым номером 23:33:0106004:6, расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, поселок т/б "Приморская", квартал Бриз, N 1 был поставлен на кадастровый учёт 23.04.2004 с обозначенными границами, имеющими точн координаты.
Земельный участок отнесён к категории земель - : земли населённых пунктов, разрешённое использование - для строительства и эксплуатации базы отдыха, площадью 21890 кв.м., кадастровый номер 23:33:0106004:6, расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, турбаза Приморская, кв-л Бриз, д.1.
Доказательства наличия у названного земельного участка иных характеристик, в материалы дела не представлены.
Согласно сведениям Государственное казённое учреждение Краснодарского края "Комитет по лесу", изложенным в письме от 12.01.2024, имеется ссылка на ответ Джубгского лесничества - филиал ГКУ КК "Комитет по лесу" от 25.12.2023 N 993 согласного которому "Спальный корпус апартаментного типа, литер "А"\квартал "Бриз" N 1 расположен за пределами границ лесного фонда.
Данное обстоятельство также было установлено в рамках дела N A32-38104/2022, а именно актом обследования от 21.07.2023.
Таким образом, доказательства того, что объект "Спальный корпус апартаментного типа, литер "А" не находится на территории лесного фонда.
Лица, участвующие в деле не оспаривают, что на земельном участке с кадастровым номером 23:33:0106004:6 имеются два нежилых здания с кадастровыми номерами 23:33:0106004:282 и 23:33:0106004:422, в отношении которых уже выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и нежилые помещения в данных зданиях переданы собственникам.
С учётом изложенного, вывод суда первой инстанции о незаконности отказ Управления архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования Туапсинский район, апелляционный суд находит обоснованным.
Довод Управления архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования Туапсинский район о том, что основанием для отказа Обществу в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию спорного объекта, являются положения Приказа Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 04.07.2022 N 1013 "О резервировании земель для государственных нужд Краснодарского края в целях увеличения площади особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного ландшафтного заказника "Агрийский" (далее - Приказ N 1013), согласно которому на резервируемых землях ограничивается хозяйственная деятельность, связанная с возведением жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, сооружений, проведением оросительных, осушительных, культурно-технических и других мелиоративных работ, строительством прудов и иных водных объектов, а также устанавливаются иные ограничения прав в соответствии с земельным кодексом и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель.
При этом, Приказ N 1013 был издан после окончания строительства объекта "Спальный корпус апартаментного типа, литер "А" - в 2021 году.
Наряду с этим, 24.07.2021 Департаментом по надзору в строительной сфере Краснодарского края по делу N 46-445 было выдано заключение N 15-162-46/ИШ о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учёта используемых энергетических ресурсов. Доказательства обратному в материалы дела не представлены.
С учётом изложенного, в качестве правовосстановительной меры нарушенного права Общества, суд первой инстанции обосновано возложил на Управление архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования Туапсинский район выдать Обществу разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства "Спальный корпус апартаментного типа, литер "А"", расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, поселок турбазы "Приморская", квартал Бриз N 1, на земельном участке с кадастровым номером 23:33:0106004:6.
Довод Управления архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования Туапсинский район о том, что в данном случае, в качестве правовосстановительной меры надлежало обязать повторно рассмотреть заявление Общества, апелляционный суд считает необоснованным.
Суд первой инстанции оценивал обстоятельства, послужившие основаниями для отказа Обществу в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, исходя из объёма необходимых доказательств, предоставление которых предусмотрено статьёй 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации и которые были представлены Обществом и исследованы при подготовки отказа.
Доказательства необходимости рассмотрения иных доказательств, которые не были предметом исследования при подготовки спорного отказа, в материалы дела не представлены.
Таким образом, с учётом установленных обстоятельств, выбор судом названной правовосстановительной меры, апелляционный суд считает приведёт к надлежащей защите нарушенного права Общества.
Доводы апелляционных жалоб, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Департамент имущественных отношений Краснодарского края и Администрация муниципального образования Туапсинский район освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой, в связи с чем, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.03.2024 по делу N А32-20058/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы Департамента имущественных отношений Краснодарского края и Администрации муниципального образования Туапсинский район - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-20058/2023
Истец: ГУ КК Комитет по лесу, ООО "Зеленый Гай"
Ответчик: Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район
Третье лицо: Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Комитет по лесу", Департамент имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края, Министерство природных ресурсов Краснодарского края, Товарищество собственников недвижимости "Поселок Айдар", Администрация муниципального образования Туапсинский район