г. Москва |
|
23 мая 2024 г. |
Дело N А41-67735/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миришова Э.С.,
судей Беспалова М.Б., Игнахиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания Устаевой А.Ш.,
при участии в заседании:
от Администрации городского округа Котельники Московской области - представитель Тернаушко Е.Р. по доверенности N 92 от 28.12.2023, паспорт, диплом;
от акционерного общества специализированный застройщик "Новый горизонт" - представитель Корсунская Ю.Г. по доверенности N 27 от 22.07.2022, паспорт, диплом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Котельники Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 29 февраля 2024 года по делу N А41-67735/23 по иску Администрации городского округа Котельники Московской области к акционерному обществу специализированный застройщик "Новый горизонт" об обязании, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства строительного комплекса Московской области, Министерства жилищной политики Московской области, акционерного общества "Белая дача",
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Котельники Московской области (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением акционерному обществу специализированный застройщик "Новый горизонт" (далее - АО СЗ "Новый горизонт", ответчик) в котором просит суд:
- обязать акционерное общество "Специализированный застройщик "Новый Горизонт" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации городского округа Котельники Московской области в сфере реализации органом местного самоуправления полномочий по разработке и утверждению программ комплексного развития социальной инфраструктуры, для чего в течение 15 (пятнадцати) календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда заключить (в силу ст. 70 Градостроительного кодекса Российской Федерации) договор о комплексном развитии территории объекта - ЖК "Белая Дача Парк", расположенного по адресу: Московская обл., г. Котельники, Яничкин пр-д, 3 км МКАД, составленный по форме, утвержденной распоряжением Министерства жилищной политики Московской области от 29.01.2021 N 12 "Об утверждении примерных форм договоров о комплексном развитии территории и проекта решения о комплексном развитии территории в Московской области" (в ред. распоряжения от 22.05.2023 N 96) исходя из утвержденного проекта планировки территории городского округа Котельники Московской области, с последующей передачей возводимых на входящих в состав указанного комплекса муниципальных земельных участках объектов социальной инфраструктуры в собственность городского округа Котельники Московской области.
- в случае неисполнения судебного решения в установленный срок взыскать с акционерного общества "Специализированный застройщик "Новый Горизонт" судебную неустойку в размере 1 000 руб. 00 коп. в день за каждый день просрочки до момента его исполнения в полном объеме.
К участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство строительного комплекса Московской области, Министерство жилищной политики Московской области, Акционерное общество "Белая Дача".
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 февраля 2024 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, АО СЗ "Новый горизонт" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение Арбитражного суда Московской области, принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Московской области проверены Десятым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 258, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители третьего лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено в соответствии с нормами ст. 153 АПК РФ или ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru. До начала судебного разбирательства заявлений и ходатайств не заявлено.
Выслушав представителей сторон и повторно исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не нашел оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 08.06.2018, между акционерным обществом "Белая Дача" (далее-правообладатель-1) и акционерным обществом "Специализированный застройщик "Новый Горизонт" (далее по тексту - АО "СЗ "Новый Горизонт", правообладатель-2) заключено Соглашение о разграничении обязанностей правообладателей по осуществлению мероприятий по комплексному развитию территории по инициативе правообладателей.
На основании п. 6 соглашения, на момент заключения настоящего соглашения стороны договорились, что уполномоченным лицом правообладателей в отношениях с третьими лицами при осуществлении мероприятий по комплексному развитию Развиваемой территории является Правообладатель 2, в том числе Правообладатель 2 является лицом, уполномоченным Правообладателем 1 по вопросам, связанным с подготовкой и согласованием ДКРТ, подлежащим заключению в соответствии со статьей 46.9 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, в порядке установленном Министерством строительного комплекса Московской области, между Министерством строительного комплекса Московской области, Администрацией городского округа Котельники Московской области, Правообладателем 1 и Правообладателем 2.
Согласно абз. 1 п. 8 соглашения, настоящее соглашение вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения сторонами обязательств по осуществлению мероприятий по комплексному развитию территории.
Протоколом от 24.04.2018 заседания Градостроительного совета Московской области N б/н (п. 12) рассмотрен вопрос об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории для размещения многоэтажной жилой застройки в городском округе Котельники Московской области, в том числе в районе Яничкиного проезда (территория ЖК "Белая Дача Парк"). Настоящим протоколом (ч. 4 п. 12) принято решение, которым АО "Белая Дача" рекомендовано представить в Министерство строительного комплекса Московской области проект договора комплексного развития территории исходя из формы, утвержденной временным порядком рассмотрения таких заявлений правообладателей.
АО "СЗ "Новый Горизонт" осуществляет деятельность застройщика по комплексной застройке территории городского округа Котельники на объекте - ЖК "Белая Дача Парк" (расположен по адресу: Московская обл., г. Котельники, Яничкин пр-д, 3 км МКАД). В соответствии с генеральным планом, правилами землепользования и застройки территории городского округа Котельники территория ЖК "Белая Дача Парк" включает в себя зону "О-2" - зона специализированной общественной застройки (зона размещения объектов социального, бытового, образовательного, культурного и религиозного назначения).
В рамках реализации мероприятий по комплексному развитию территории АО "СЗ "Новый Горизонт", исходя из условий соглашения, обязано передавать в муниципальную собственность все объекты, которые включены в зону "О-2" с учетом заключенного трехстороннего договора комплексного развития территории.
Протоколом от 27.11.2020 заседания рабочей группы Министерства жилищной политики Московской области по рассмотрению вопросов, связанных с исполнением инвестиционных контрактов (договоров), соглашений о реализации инвестиционных проектов, договоров о комплексном развитии территорий по инициативе правообладателей в Московской области N 11-РГ (п. 6), принято единогласное решение, в рамках которого Администрации надлежало обеспечить заключение договора о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей исходя из заключенного между АО "СЗ "Новый Горизонт" и АО "Белая Дача" соглашения о разграничении обязанностей по осуществлению мероприятий по комплексному развитию территории по инициативе правообладателей.
Администрация обращалась в адрес правообладателей с предложением заключить договор о комплексном развитии территории с определением обязательств и сроков завершения строительства социально-значимых объектов (письмо от 04.03.2019 N 117Исх-805), поскольку данное действие является обязанностью застройщика в силу ст. 70 ГрК РФ.
Застройщиком в лице АО "СЗ "Новый Горизонт" не были исполнены вышеуказанные обязательства, ввиду этого Администрация неоднократно обращалась в Министерство строительного комплекса Московской области (письма от 13.08.2020 N 117Исх-3146, от 25.11.2020 N 117Исх-4582, от 03.12.2021 N 117Исх-5099, от 18.01.2023 N 122Исх-257, от 01.02.2023 N 122Исх-510, от 11.04.2023 N 122Исх-1946) об оказании содействия по заключению договора, на основании которых были организованы встречи представителей застройщика и органа местного самоуправления, в рамках которых АО "СЗ "Новый Горизонт" выражало готовность представить проект договора. В свою очередь Министерство строительного комплекса Московской области 30.12.2021 исходящим письмом N 13ИСХ-21744 обязало правообладателей представить Министерству информацию о ходе заключения с органом местного самоуправления договора о комплексном развитии территории.
В свою очередь, АО "СЗ "Новый Горизонт" получено разрешение на строительство объекта социальной инфраструктуры - дошкольного образовательного учреждения на 350 мест по адресу: Московская обл., г. Котельники, уч. 6/11, корп. 28 (от 29.10.2018 N RU50-22-12021-2018), а также и разрешение на ввод в эксплуатацию данного объекта социальной инфраструктуры (от 20.09.2021 N RU50-22-19448-2021). Данный объект социальной инфраструктуры располагается на муниципальном земельном участке с кадастровым номером 50:22:0050201:1213, площадью 13 300 кв. м, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "дошкольное, начальное и среднее общее образование".
На территории объекта - ЖК "Белая Дача Парк", расположенного по адресу: Московская обл., г. Котельники, Яничкин пр-д, 3 км МКАД, АО "СЗ "Новый Горизонт" от Министерства строительного комплекса Московской области получены следующие разрешения на строительство объектов социальной инфраструктуры:
- дошкольной образовательной организации на 350 мест по адресу: Московская обл., г. Котельники, уч. 6/11, корп. 27 (от 02.06.2022 N RU50-22-21642-2022), строительство которого планируется на муниципальном земельном участке с кадастровым номером 50:22:0050201:1214, площадью 13 301 м2, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для размещения парков и скверов, благоустройства территории, для сельскохозяйственного использования, для общего пользования территорией, для образования и просвещения, для среднеэтажной жилой застройки, для общественно-делового и гражданского строительства, коммунальное обслуживание";
- школы на 2 000 мест по адресу: Московская обл., г. Котельники, уч. 6/11, корп. 29 (от 20.06.2023 N RU50-22-24247-2023), строительство которого планируется на муниципальном земельном участке с кадастровым номером 50:22:0050201:1215, площадью 32 070 м2, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для размещения парков и скверов, благоустройства территории, для сельскохозяйственного использования, для общего пользования территорией, для образования и просвещения, для среднеэтажной жилой застройки, для общественно-делового и гражданского строительства, коммунальное обслуживание".
Согласно позиции истца, инициативное обязательство правообладателей по комплексному развитию территории в случае составленного и подписанного соглашения о разграничении обязанностей по осуществлению мероприятий по комплексному развитию территории в силу положения ст. 70 ГрК РФ не исполнено, ответчик, являясь уполномоченным лицом правообладателей в отношениях с третьими лицами при осуществлении мероприятий по комплексному развитию территории, совместно с Администрацией не осуществил в установленном законодательством Российской Федерации порядке подготовку и согласование договора комплексного развития территории, а также не обеспечил его заключение.
Администрация направляла в адрес АО "СЗ "Новый Горизонт" претензию от 17.07.2023 N юр-283/23 с требованием о добровольном исполнении обязательств по заключению с органом местного самоуправления договора о комплексном развитии территории объекта - ЖК "Белая Дача Парк", расположенного по адресу: Московская обл., г. Котельники, Яничкин пр-д, 3 км МКАД с последующей передачей возводимых на муниципальных земельных участках объектов социальной инфраструктуры в собственность городского округа Котельники Московской области, которое ответчик не исполнил.
Поскольку инициированный и реализованный истцом досудебный порядок урегулирования спора не принес положительного результата, истец обратился с настоящим иском в суд.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Пунктом 4 ст. 445 ГК РФ предусмотрено, что если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Статьей 65 ГрК РФ предусмотрены виды комплексного развития территории, одним из которых является комплексное развитие территории, осуществляемое по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости (пункт 4 части 1), т.е. комплексное развитие территории по инициативе правообладателей, реализация которого осуществляется в соответствии со статьей 70 ГрК РФ (часть 11).
Комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется одним или несколькими правообладателями земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества, расположенных в границах комплексного развития территории, за исключением правообладателей линейных объектов, в том числе лицами, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены в аренду, в безвозмездное пользование в соответствии с земельным законодательством. При этом участие указанных лиц, не являющихся собственниками земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества (далее в настоящей статье также - правообладатель), в комплексном развитии территории по инициативе правообладателей допускается в случае, если срок действия его прав на земельный участок составляет на день заключения в соответствии с настоящей статьей договора о комплексном развитии территории не менее чем пять лет (при наличии письменного согласия собственника указанного земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества и (или) при наличии письменного согласия исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных соответственно на предоставление такого земельного участка, распоряжение таким объектом недвижимого имущества, в случае, если земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества находятся в государственной или муниципальной собственности). В случае, если земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества находятся в государственной или муниципальной собственности и мероприятия по комплексному развитию территории не предусматривают изменение вида разрешенного использования земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, письменное согласие исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных соответственно на предоставление такого земельного участка, распоряжение таким объектом недвижимого имущества, не требуется (часть 1 статьи 70 ГрК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 70 ГрК РФ комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется на основании договоров о комплексном развитии территории, заключаемых органами местного самоуправления с правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества.
Частью 4 статьи 70 ГрК РФ предусмотрено, что для заключения договора с правообладателями в порядке, предусмотренном настоящей статьей, принятие решения о комплексном развитии не требуется. При этом сведения, подлежащие включению в решение о комплексном развитии территории, подлежат включению в такой договор.
В случае, если комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется двумя и более правообладателями, правообладатели заключают соглашение о разграничении обязанностей по осуществлению мероприятий по комплексному развитию территории по инициативе правообладателей (далее в настоящей статье - соглашение) (часть 5 статьи 70 ГрК РФ).
Исходя из положений части 1 статьи 68 ГрК РФ договор о комплексном развитии территории заключается в целях реализации решения о комплексном развитии территории, в том числе с правообладателями земельных участков и (или) объектов недвижимости, который в силу части 2 статьи 68 ГрК РФ может быть заключен в отношении всей территории, предусмотренной решением о комплексном развитии территории, ее части либо отдельного этапа реализации решения о комплексном развитии территории.
При этом договором о комплексном развитии территории предусматривается распределение обязательств его сторон при выполнении мероприятий, направленных на реализацию решения о комплексном развитии территории, в том числе мероприятий по подготовке и утверждению документации по планировке территории, образованию и предоставлению земельных участков, а также по сносу, строительству, реконструкции объектов капитального строительства (часть 3 статьи 68 ГрК РФ).
Согласно подпункту 1 пункта 1.1 статьи 45 ГрК РФ предусмотрено, что решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно лицами, с которыми заключены договоры о комплексном развитии территории.
Частью 1.2 статьи 45 ГрК РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, подготовка документации по планировке территории осуществляется указанными лицами за счет их средств самостоятельно или привлекаемыми организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы указанных лиц на подготовку документации по планировке территории не подлежат возмещению за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 66 ГрК РФ, предусматривающей порядок принятия и реализации решения о комплексном развитии территории, согласно которой комплексное развитие территории осуществляется самостоятельно, в том числе лицами, с которыми заключены договоры о комплексном развитии территории.
Как верно указал суд первой инстанции, ответчик не принимал каких-либо обязательств перед истцом по заключению договора о комплексном развитии территории объекта, истец не является стороной в соглашении о разграничении обязанностей правообладателей по осуществлению мероприятий по комплексному развитию территории по инициативе правообладателей от 08.06.2018.
Пунктом 38 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 25.12.2018 N 49 установлено, что требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор.
Указанная обязанность и право требования к заключению договора может быть предусмотрены лишь ГК РФ или иным федеральным законом или добровольно принятым обязательством (п. 2 ст. 3, п. 1 ст. 421, абз. 1 п. 1 ст. 445 ГК РФ).
Ответчик обращался в Министерство строительного комплекса Московской области с просьбой заключить Договор о комплексном развитии территории восточная часть городского округа Котельники Московской области (территория "Белая Дача Парк", включенной в зону комплексного и устойчивого развития территории (КУРТ)3 Правил землепользования и застройки г.п (г.о) Городской округ Котельники, что подтверждается заявлениями ответчика от 16.04.2019 и 11.03.2020. Однако, Министерством жилищной политики Московской области 20.05.2019 вынесено решение N 00018-19исх/КУРТ об отказе в заключении договора о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей.
Ответчиком осуществлено строительство дошкольного образовательного учреждения на 350 мест по адресу: Московская область, г. Котельники, уч. 6/11, корп. 28, что подтверждается разрешением на ввод в эксплуатацию от 20.09.2021 N RU-50-22-19448-2021 и произвел его передачу истцу на основании Договора дарения имущества в муниципальную собственность от 01.04.2022.
Обязательства по строительству образовательной организации на 350 мест по адресу: Московская область, г. Котельники, Яничкин пр-д, 3 км МКАД и школы на 2000 мест по адресу: Московская область, г. Котельники, уч. 6/11 корпус 29 отсутствуют, поскольку оба объекта социальной инфраструктуры включены в государственную программу Московской области "Строительство объектов социальной инфраструктуры" на 2023-2027 годы на основании Постановления Правительства Московской области от 04.10.2022 N 1071/35 "О досрочном прекращении государственной программы Московской области "Строительство объектов социальной инфраструктуры" и утверждении государственной программы Московской области "Строительство объектов социальной инфраструктуры" на 2023-2027 годы и будут построены за счет бюджета.
Поскольку заключение договора о комплексном развитии территории не является обязательным ни для Ответчика, ни для Истца, ГК РФ, ГрК РФ не устанавливают такую обязанность, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29 февраля 2024 года по делу N А41-67735/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Э.С. Миришов |
Судьи |
М.Б. Беспалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-67735/2023
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОТЕЛЬНИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК НОВЫЙ ГОРИЗОНТ
Третье лицо: АО "БЕЛАЯ ДАЧА", МИНЖИЛПОЛИТИКА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ