г. Санкт-Петербург |
|
24 мая 2024 г. |
Дело N А42-8519/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Нестерова С.А.,
судей Полубехиной Н.С., Черемошкиной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Яковлевой А.В.,
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Лебедчук О.А. - по доверенности от 09.01.2023;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9192/2024) Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.02.2024 по делу N А42-8519/2023 (судья М.В. Стародубцева), принятое
по иску Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области (ИНН 5190136260, ОГРН 1055100201815);
к акционерному обществу "Ямалтрансстрой" (ИНН 8902002522, ОГРН 1028900556651);
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Акционерному обществу "Ямалтрансстрой" (далее - ответчик, Общество) о взыскании 4 950 000 руб. 00 коп. неустойки за использование лесного участка без проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 19.09.2016 N 1269-2016-07 за период с 01.04.2021 по 31.12.2023.
Решением суда от 05.02.2024 в удовлетворении иска отказано.
Министерство, считая принятый судебный акт незаконным и необоснованным, подало апелляционную жалобу, в которой просило решение от 05.02.2024 отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что в данном случае проект освоения лесов подлежал составлению однократно на весь срок действия договора.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество просило решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика против удовлетворения жалобы возражал.
Министерство, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечило явку представителя в судебное заседание, что в силу статей 123, 156, 266 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 19.09.2016 N 1269-2016-07 (далее - договор), согласно которому арендодатель на основании решения Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области от 16.09.2016 N 149 "О предоставлении лесного участка АО "Ямалтрансстрой" в аренду для разработки месторождений полезных ископаемых на территории Кольского лесничества" обязался предоставить во временное пользование лесной участок площадью 9,48 га, находящийся в государственной собственности и расположенный по адресу: Мурманская обл., МО Кольский район, квартал 17 выдел 11, квартал 18 выдел 1,5,6 Мурмашинского участкового лесничества Кольского лесничества.
По акту от 19.09.2016 лесной участок передан арендатору.
Пунктом 22 договора установлено, что срок его действия до 01.10.2021.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 11 договора арендатор обязан в течение 6 месяцев со дня его заключения разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы.
Согласно подпункту "б" пункта 13 договора за нарушение срока разработки и представления арендодателю проекта освоения лесов для проведения государственной или муниципальной экспертизы, предусмотренного подпунктом "г" пункта 11 договора, или использование лесного участка без проекта освоения лесов арендатор уплачивает арендодателю неустойку в сумме 150 000 руб. 00 коп. за каждый полный календарный месяц просрочки по истечении установленного срока.
Во исполнение условий договора Обществом подготовлен проект освоения лесов (далее - Проект освоения), который получил положительное заключение комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов (приказ Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области от 13.12.2016 N 489).
По истечении установленного пунктом 22 договора срока его действия договора, Министерство в рамках дела N А42-7390/2022 обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с требованием о возврате лесного участка и проведения рекультивации.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Мурманской области от 12.04.2023 по делу N А42-7390/2022 в удовлетворении заявленных Министерством требований отказано по причине возобновления Обществом работ по полной выработке строительного камня в карьере.
Ссылаясь на то, что срок действия заключения государственной экспертизы на представленный проект освоения лесов по договору установлен до 01.10.2021, а по состоянию на 19.04.2023 действующий проект освоения лесов на новый период Обществом не представлен, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, оснований для удовлетворения исковых требований не усмотрел.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика, а также проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Кодекса.
Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесение в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 1 и 2 статьи 88 ЛК РФ).
Приказом Минприроды России от 16.11.2021 N 864 утвержден Состав проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа (далее - Приказ).
Согласно пункту 27 Приказа проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лицами, использующими леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ, публичного сервитута, в соответствии со статьей 12 ЛК РФ на основании договора аренды лесного участка, решения о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, соглашения об установлении сервитута, решения и соглашения (при наличии) об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственного регламента лесничества, материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
В силу пункта 29 Приказа проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 ЛК РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка) (до 01.03.2023 аналогичное положение было закреплено Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки", пункт 30).
Для видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 ЛК РФ проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка.
В соответствии с пунктом 13 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016 N 496, действующим до 31.12.2020, срок действия положительного заключения экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 13 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 N 513, действующим с 01.01.2021.
Таким образом, как обоснованно указано судом первой инстанции, действующим законодательством предусмотрено, что проект освоения лесов для видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 ЛК РФ, составляется однократно и действует в течение всего срока действия договора аренды лесного участка, предоставленного для этих целей, при этом положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов устанавливается на срок действия проекта освоения лесов
В данном случае материалами дела подтверждается и судом первой инстанции установлено, что лесной участок по договору предоставлен Обществу в целях разработки месторождений полезных ископаемых (разведки и добычи строительного камня (грунта) открытого месторождения "Притрассовый-1"), в рамках его исполнения арендатором был подготовлен Проект освоения, который прошел государственную экспертизу и получил положительное заключение от 13.12.2016 N 489.
В рамках дела N А42-7390/2022 по спору между теми же лицами (часть 2 статьи 69 АПК РФ) судами установлено, что договор заключался с Обществом с целью выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых в рамках проекта "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла" на период строительства объекта до момента его завершения, при этом судами установлено, что в настоящее время работы по строительству Мурманского транспортного узла не завершены, промышленные запасы строительного камня карьера "Притрассовый-1", предусмотренные проектной документацией, полностью не выработаны. Подтверждено проведение работ по строительству Мурманского транспортного узла и возобновление работ ответчика по отсыпке железнодорожного полотна.
Факт того, что в настоящее время спорный договор продолжает действовать, сторонами в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции также не оспаривался.
Таким образом, руководствуясь вышеуказанными правовыми положениями, суд первой инстанции вопреки позиции подателя жалобы пришел к обоснованному выводу о том, что в данном конкретном случае не предусмотрена обязанность арендатора разрабатывать новый проект освоения лесов при продлении срока действия договора аренды.
Отклоняя доводы Министерства об обратном со ссылкой на положения подпункта "г" пункта 11 договора, суд первой инстанции верно указал, что условие о нарушении срока разработки и представления арендодателю проекта освоения лесов для проведения государственной или муниципальной экспертизы было предусмотрено Типовым договором, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2015 N 1003 "О типовом договоре аренды лесного участка".
Указанным типовым договором аренды (единым для всех видов использования лесов) был предусмотрен подпункт "г" пункта 12, устанавливающий обязанность арендатора представить арендодателю проект освоения лесов в течение 6 месяцев со дня заключения договора, а также не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока действия проекта освоения лесов (то есть на следующий срок).
Вместе с тем, данное условие типового договора в части обязанности представления проекта освоения лесов не позднее, чем за 6 месяцев до окончания срока действия предыдущего проекта, противоречит вышеназванным нормам материального права, а потому не может быть принято во внимание в данном конкретном случае.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для начисления Обществу неустойки на основании подпункта "б" пункта 13 договора, а потому правомерно отказал в удовлетворении иска Министерства.
На основании изложенного при вынесении решения судом первой инстанции оценены доводы сторон и представленные ими доказательства в их совокупности и взаимосвязи, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, при вынесении решения судом также не допущено, а потому решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.02.2024 следует оставить без изменения, а жалобу Министерства - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.02.2024 по делу N А42-8519/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С. А. Нестеров |
Судьи |
Н. С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-8519/2023
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЭКОЛОГИИ И РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АО "ЯМАЛТРАНССТРОЙ"
Третье лицо: ГОКУ "Региональный центр лесного и экологического контроля", Смольянов Михаил Михайлович