г. Челябинск |
|
24 мая 2024 г. |
Дело N А07-36987/2023 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Бабиной О.Е., рассмотрел апелляционную жалобу акционерного общества "РН-Транс" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.02.2024 (резолютивная часть от 17.01.2024) по делу N А07-36987/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к акционерному обществу "РН-Транс" (далее - АО "РН-Транс", ответчик, податель апелляционной жалобы) о взыскании 12 642 руб. платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, 546 руб. 90 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 20.10.2023, с продолжением начисления процентов с 21.10.2023 по день фактической оплаты, 2 000 руб. судебных расходов на оплату государственной пошлины.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.11.2023 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.02.2024 (резолютивная часть от 17.01.2024) по делу N А07-36987/2023 исковые требования удовлетворены, с АО "РН-Транс" в пользу ОАО "РЖД" взыскано 12 642 руб. платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, 546 руб. 90 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 20.10.2023 с продолжением начисления процентов с 21.10.2023 по день фактической оплаты, 2 000 руб. судебных расходов на оплату государственной пошлины.
Ответчик с вынесенным судебным актом не согласился, обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что согласно пункту 9 договора N 4/224/1 от 11.11.2019 на оказание услуг по подаче и уборке вагонов для производства грузовых операций АО "РН-Транс" на железнодорожном пути необщего пользования ПАО АНК "Башнефть" при станции Новоуфимская Куйбышевской железной дороги готовые к уборке вагоны убираются Перевозчиком в течение 3,0 часов после получения уведомления о завершении грузовой операции ф.ГУ-2б.
Вместе с тем, взятое на себя обязательство по уборке готовых к уборке вагонов в течение 3 часов после получения уведомления ОАО "РЖД" надлежащим образом не исполняло.
На 8 груженых вагонов грузом кокс передано уведомление ГУ-2бВЦ N 25616 (N N 56685191, 54621370, 53574588, 52950623, 52348091, 58698408, 55942999, 53075792) на 1 пути 06.05.2023 в 05:00.
На 8 груженых вагонов грузом кокс передано уведомление N 25460 (N N 58038357, 59397737, 52357290, 54366869, 55623862, 54796974, 53556817, 55116040) 05.05.2023 в 13:43.
Уборка 16 вышеперечисленных вагонов производилась по памятке ГУ-45 ВЦ N 782 с 1 пути только 08.05.2023 в 16:05, что подтверждает нарушение перевозчиком пункта 9 договора N 4/224/1 от 11.11.2019.
При этом, на момент оформления акта общей формы ГУ-23ВЦ, 2-й путь был свободен до 04:40. Также в период с 08:00 до 12:50 06.05.2023 приемо-отправочный пункт N 5 был свободен согласно графику маневрового диспетчера за 06.05.2023. Соответственно, перевозчик мог произвести подачу простаивающих порожних вагонов.
Изложенные обстоятельства, по мнению подателя апелляционной жалобы, подтверждают факт простоя спорных вагонов на путях общего пользования по независящим от ответчика причинам, что исключает возможность взыскания платы за нахождение вагонов на путях общего пользования.
Учитывая неправомерность требований истца о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, начисление процентов за пользование чужими денежными средствами согласно статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, по мнению ответчика, также является неправомерным.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2024 апелляционная жалоба принята к производству с рассмотрением жалобы без проведения судебного заседания.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу без вызова лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле доказательствам. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции.
От истца 02.04.2024 в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу (вход. N 19414).
Руководствуясь положениями статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, что отзыв на апелляционную жалобу поступил в срок, установленный определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2024, приобщает к материалам дела отзыв на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 11.11.2019 между ОАО "РЖД" (перевозчик), АО "РН-Транс" (грузоотправитель/грузополучатель), ПАО АНК "Башнефть" (владелец) заключен договор N 4/224/1 на оказание услуг по подаче и уборке вагонов для производства грузовых операций АО "РН-Транс" на железнодорожный путь необщего пользования ПАО АНК "Башнефть" по станции Новоуфимская Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", согласно которому владелец предоставляет грузоотправителю (грузополучателю) во временное пользование места погрузки, выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования для производства грузовых операций.
В мае 2023 года на станцию Новоуфимская Куйбышевской железной дороги в адрес ответчика по транспортным железнодорожным накладным прибыли грузовые вагоны, которые простаивали на путях общего пользования станции Новоуфимская, в связи с невозможностью подачи вагонов на места погрузки и выгрузки по вине ответчика.
По данному факту оформлены акты общей формы ГУ-23 ВЦ N N 7913 от 06.05.2023, 7947 от 06.05.2023. Акты общей формы предъявлялись на подпись представителям АО "РН-Транс".
Общий размер платы составил 12 642 руб. 00 коп. с НДС. Расчет платы за нахождение вагонов на путях общего пользования произведен в ведомости подачи и уборки вагонов N 052166.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия N ТЦФТОИП - 23/455, которая осталась без удовлетворения.
Ссылаясь на то, что ответчиком обязательства по оплате указанной задолженности не исполнены, ОАО "РЖД" обратилось с рассматриваемым исковым заявлением в суд.
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В силу пункта 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации в указанной сфере.
Право на судебную защиту нарушенных прав и законных интересов гарантировано заинтересованному лицу положениями статьи 46 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом право на судебную защиту предполагает конкретные гарантии его реализации и обеспечение эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Положениями статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно статье 408 Гражданского кодекса Российской Федерации, надлежащее исполнение прекращает обязательство.
К правоотношениям сторон, возникшим в связи с исполнением договора на оказание услуг по подаче и уборке вагонов для производства грузовых операций АО "РН-Транс" на железнодорожном пути необщего пользования ПАО АНК "Башнефть" при станции Новоуфимская Куйбышевской железной дороги N 4/224/1 от 11.11.2019 (далее - договор), применяются нормы главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), иные законы и изданные в соответствии с ними правила.
Согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В силу пункта 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 332 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Согласно статье 55 Устава отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Устав регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность (статья 1).
В соответствии с частями 1, 5 статьи 39 Устава за время нахождения принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Частями 11, 12 статьи 39 Устава предусмотрено, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
В соответствии с частью 17 статьи 39 Устава размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 года N 127-т/1 утверждена Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (Тарифное руководство).
Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2) утверждены постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 года N 35/12.
Для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных настоящей статьей, оформляется акт общей формы.
На основании статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
В соответствии с пунктом 11 договора технологические сроки на грузовые операции определяются в соответствии с Методикой по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, утверждённой Приказом МПС РФ от 10.11.2003 N 70.
Пунктом 2 договора N 4/224/1 от 11.11.2019 определено, что ОАО "РЖД" производит подачу и уборку вагонов в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации", и с условиями договора N 4/224 от 1 июля 2016 г. на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО АНК "Башнефть" при станции Новоуфимская Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", действующего по 30 июня 2020 г., с соблюдением Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, инструкций по движению поездов и маневровой работе и инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации, и Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования.
Согласно пунктам 5, 6 договора N 4/224/1 от 11.11.2019, сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом "Перевозчика" на эстакадные пути NN 1, 2, 3, 4, 8, 9, также, на ходовой путь N5, погрузочный путь N 6 "Владельца".
Дальнейшее продвижение вагонов с путей N N 5,6 на места погрузки и выгрузки производится локомотивом "Владельца".
Количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой "Грузоотправителю (Грузополучателю)", устанавливается:
- на пути N N 1, 2, 3, 4 "Владельца" не более 50 (4-хосных) цистерн или 26 (8-миосных) цистерн, весом не более 4500 тонн;
- на пути N N 8, 9 "Владельца" не более 32 (4-хосных) цистерн или 16 (8-миосных) цистерн, весом не более 3600 тонн;
- на пути N N 5, 6 "Владельца" не более 23 полувагонов, весом не более 2000 тонн.
Пунктом 11 договора N 4/224/1 от 11.11.2019, технологические сроки на грузовые операции определяются в соответствии с "Методикой по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов", утвержденной Приказом МПС РФ от 10 ноября 2003 г. N70.
При подаче вагонов на пути N N 5, 6 "Владельца" устанавливается технологический срок оборота вагонов - 3,5 часа (пункт 12 договора N 4/224/1 от 11.11.2019).
Согласно пункту 65 Правил перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения, утверждённых Приказом Минтранса России от 27.07.2020 N 256, зарегистрированы в Минюсте России 16.10.2020 N 60411 (далее - Приказ N256), акты общей формы, связанные с оформлением предоставления железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе, пользованием вагонами, принадлежащими перевозчику, нахождением вагонов на железнодорожных путях общего пользования, предоставлением железнодорожных путей вне перевозочного процесса, составляются владельцем инфраструктуры отдельно на начало и окончание простоя вагонов, пользования вагонов и подписываются уполномоченными представителями владельца инфраструктуры и перевозчика. В случае если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, то акты составляются и подписываются только перевозчиком.
Взаимоотношения между грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, владельцами железнодорожного подвижного состава, перевозчиками и владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования при эксплуатации и обслуживании железнодорожных путей необщего пользования урегулированы также Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26).
Согласно пункту 3.7 Правил N 26 сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных выставочных путей необщего пользования устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов.
В соответствии с пунктом 4.6 Правил N 26 при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Акт подписывается уполномоченными представителями перевозчика, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя, грузополучателя.
В акте указываются:
а) причина задержки в подаче вагонов;
б) количество всех задержанных вагонов, готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования, а также их номера, дата и время прибытия на железнодорожную станцию;
в) время начала и окончания задержки вагонов;
г) другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4.7 Правил N 26, основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. При таких обстоятельствах, суд отклоняет вышеуказанный довод ответчика.
Пункт 69 Правил N 256 устанавливает, что в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. При задержке вагонов, контейнеров в пути следования при обстоятельствах, требующих увеличения срока доставки грузов, в акте общей формы указывается причина задержки и время задержки вагонов, контейнеров в пути следования.
Как установлено пунктам 77, 78 Приказа N 256, акты общей формы, составленные для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования, а также обстоятельств, являющихся основанием для взимания с пользователя услугами железнодорожного транспорта штрафов, сборов и плат, составляются перевозчиком в день их обнаружения и представляются для подписания:
на станции назначения (отправления) - грузополучателю (получателю), грузоотправителю (отправителю), владельцу железнодорожного пути необщего пользования;
при переадресовке на станции назначения - грузополучателю (получателю), если он является заявителем переадресовки;
при обнаружении технической неисправности вагона, контейнера - грузоотправителю (отправителю).
Грузополучатель (получатель), грузоотправитель (отправитель), владелец железнодорожного пути необщего пользования, перевозчик (при составлении акта владельцем инфраструктуры) обязаны подписать составленный акт и в срок не более двадцати четырех часов с момента получения возвратить его составившему лицу. При несогласии с содержанием акта общей формы пользователи услугами железнодорожного транспорта вправе изложить свое мнение в акте общей формы или приложить его к акту общей формы.
В соответствии с пунктом 70 Приказа N 256 в акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, указывается причина нахождения на железнодорожных путях общего пользования порожних или груженых вагонов, либо иного железнодорожного подвижного состава с указанием их номеров, наименований грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя) и владельца пути необщего пользования.
Факт простоя, не принадлежащих перевозчику вагонов, на путях общего пользования в связи с неприемом вагонов станцией по причинам, зависящим от грузополучателя, подтверждается материалами дела, в том числе актами общей формы ГУ-23 ВЦ N N 7913 от 06.05.2023, 7947 от 06.05.2023 (в материалах электронного дела).
В вышеуказанных актах перечислены номера вагонов, прибывших в адрес грузополучателя, с указанием причины задержки (подачи вагона по зависящим от грузополучателя причинам - проведение ремонтно-восстановительных работ на путях необщего пользования согласно полученного уведомления грузополучателя и по причине занятости фронта погрузки ранее поданными вагонами). Кроме того, отражено время начала и окончания задержки (время подачи вагонов и время их приема).
С учетом приведенных положений статей 39, 119 Устава, раздела 3 Правил N 256 при перевозках грузов железнодорожным транспортом, раздела IV Правил N26, акты общей формы являются надлежащим доказательством по делу.
Доказательств простоя спорных вагонов по причинам, зависящим от перевозчика, а также неготовности их к подаче на момент уведомления, в материалах дела не имеется.
Отклоняя довод общества "РН-Транс" об отсутствии его вины в простое вагонов на путях общего пользования, а также о наличии вины перевозчика (владельца инфраструктуры) ввиду отсутствия должной организации движения (оборота) локомотивов, суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 3 договора N 4/224/1 от 11.11.2019 подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению.
Согласно пункту 4 договора N 4/224/1 от 11.11.2019 уведомление передается не позднее, чем за 2,0 часа до подачи вагонов приемосдатчиком груза и багажа станции Новоуфимская уполномоченному представителю "Грузоотправителя (Грузополучателя)", по телефону N 53-225 (АТС завода), N 269-80-12 (АТС гор.) с указанием количества и наименования груза и с записью в книге уведомлений.
Как указано в пункте 7 договора, с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются всей одновременно поданной группой.
При наличии возможности у "Перевозчика" допускается прием части поданной группы вагонов.
Таким образом, уборка части группы вагонов является правом истца, а не его обязанностью, при этом учитывается наличие такой возможности.
В силу пункта 9 договора готовые к уборке вагоны убираются "Перевозчиком" в течение 3,0 часов после получения уведомления от "Грузоотправителя (Грузополучателя)" о готовности вагонов к уборке и приема их "Перевозчиком".
В соответствии с пунктом 8 договора о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке уполномоченный представитель "Грузоотправителя (Грузополучателя)" передает приемосдатчику груза и багажа станции Новоуфимская уведомление формы ГУ-26 ВЦ/Э в электронном виде с применением электронной подписи с обязательным уведомлением приемосдатчика груза и багажа станции Новоуфимская по телефону N 53-061 (АТС завода) о передаче такого уведомления.
Уведомление о готовности вагонов к уборке должно подтверждать наличие перевозочных документов на вагоны, подлежащие уборке с железнодорожного пути необщего пользования.
Минимальный интервал между передачей уведомлений о готовности вагонов к уборке (при последовательной передаче нескольких уведомлений) не менее 2,0 часов от момента предыдущего уведомления.
Пунктом 11 договора определён технологический срок на грузовые операции, в соответствии с разделом II Методики по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, утверждённых Приказом МПС России от 10.11.2003 N 70, который составляет 2 часа.
Таким образом, оценивая критически доводы апелляционной жалобы, апелляционным судом принимается во внимание, что согласно абзацу 2 пункта 7 договора, прием части поданной группы вагонов допускается при наличии возможности у "Перевозчика". Уборка части группы вагонов является правом истца, а не его обязанностью, при этом учитывается наличие такой возможности.
Рассмотрев довод ответчика о нарушении истцом обязательств по уборке вагонов, об отсутствии технического осмотра порожних вагонов на момент составления спорных актов общей формы, апелляционный суд установил, что указанное не соответствует фактическим обстоятельствам дела и противоречит условиям договора, поскольку согласно пункту 7 договора с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются всей одновременно поданной группой, при этом техническое обслуживание вагонов, прибывающих в адрес ответчика, условиями договора не предусмотрено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, из анализа условий договора следует, что пункты 7 и 9 договора взаимосвязаны и выполнение истцом пункта 9 договора возможно только при выполнении ответчиком пункта 7 договора.
Из анализа представленных ответчиком памяток приемосдатчика и уведомлений следует, что данное требование не выполнено.
В соответствии со статьей 25 Устава при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза, составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы.
Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
В рассматриваемом случае ответчиком не представлены перевозочные документы, подтверждающие их наличие на момент подачи уведомления о готовности груза к перевозке.
Указание ответчика на нарушение истцом обязательств по уборке вагонов подлежит отклонению, поскольку уборка вагонов производится только при наличии оформленных в установленном порядке перевозочных документов.
Факты нарушения ответчиком требований пункта 7 договора подтверждается выполненным истцом анализом занятости путей необщего пользования, а также представленными в дело памятками приемосдатчика (в материалах электронного дела).
Из материалов дела усматривается, что по памятке приёмосдатчика N 1089 29.04.2023 в 20:25 подано 15 вагонов, возвращено по памятке приёмосдатчика N 1090 29.04.2023 в 22:00 - 9 вагонов.
По памятке приёмосдатчика N 723 30.04.2023 в 14:00 подано 7 вагонов, возвращено по памятке приёмосдатчика N 1097 30.04.2023 в 15:00 - 23 вагона.
По памятке приёмосдатчика N 733 01.05.2023 в 12:50 подано 28 вагонов, возвращено по памятке приёмосдатчика N 1106 01.05.2023 в 13:55 - 6 вагонов.
По памятке приёмосдатчика N 1110 02.05.2023 в 01:40 подано 15 вагонов, возвращено по памятке приёмосдатчика N 736 02.05.2023 в 03:15 - 16 вагонов.
По памятке приёмосдатчика N 1121 03.05.2023 в 04:15 подано 24 вагона, возвращено по памятке приёмосдатчика N 755 03.05.2023 в 16:15 - 23 вагона.
По памятке приёмосдатчика N 756 04.05.2023 в 03:30 подано 16 вагонов, возвращено по памятке приёмосдатчика N 757 04.05.2023 в 08:55 - 2 вагона.
По памятке приёмосдатчика N 760 05.05.2023 в 01:10 подано 16 вагонов, возвращено по памятке приёмосдатчика N 1139 05.05.2023 в 11:10 - 6 вагонов.
По памятке приёмосдатчика N 1146 06.05.2023 в 08:29 подано 17 вагонов, возвращено по памятке приёмосдатчика N 1149 06.05.2023 в 16:30 - 10 вагонов.
По памятке приёмосдатчика N 1163 07.05.2023 в 14:50 подано 15 вагонов, возвращено по памятке приёмосдатчика N 1164 08.05.2023 в 03:10 - 25 вагонов.
По памятке приёмосдатчика N 780 08.05.2023 в 05:30 подано 4 вагона, возвращено по памятке приёмосдатчика N 1171 08.05.2023 в 09:30 - 9 вагонов.
По памятке приёмосдатчика N 1181 09.05.2023 в 03:40 подано 25 вагонов, возвращено по памятке приёмосдатчика N 1183 09.05.2023 в 10:45 - 15 вагонов.
По памятке приёмосдатчика N 1191 10.05.2023 в 05:40 подано 25 вагонов, возвращено по памятке приёмосдатчика N 1193 10.05.2023 в 09:18 - 1 вагон.
По памятке приёмосдатчика N 794 11.05.2023 в 07:00 подано 38 вагонов, возвращено по памятке приёмосдатчика N 797 11.05.2023 в 12:00 - 12 вагонов.
Изложенное указывает на то, что ответчиком систематически нарушались условия договора о возврате вагонов всей одновременно поданной группой и соблюдение технологического срока оборота вагонов.
Согласно пункту 3.1 Правил N 26 при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом владельца или пользователя этого пути, с которым заключен соответствующий договор, вагоны подаются локомотивом, принадлежащим перевозчику, на предусмотренные договором выставочные железнодорожные пути. Дальнейшее продвижение вагонов, расстановка их на места погрузки, выгрузки и возврат на выставочные пути обеспечиваются локомотивом владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Выставочные железнодорожные пути могут располагаться на железнодорожных путях общего или необщего пользования.
При обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом, принадлежащим перевозчику, вагоны подаются и убираются перевозчиком на/с железнодорожный путь необщего пользования к местам погрузки, выгрузки.
Ответчиком в материалы дела не представлены перевозочные документы, подтверждающие их наличие на момент подачи уведомления о готовности груза к перевозке, что также подтверждается уведомлениями о завершении грузовой операции.
В то же время суд апелляционной инстанции отмечает, что по общему правилу, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Однако такая обязанность не является безграничной. Если истец в подтверждение своих доводов приводит убедительные доказательства, а ответчик с ними не соглашается, не представляя документы, подтверждающие его позицию, то возложение на истца дополнительного бремени опровержения документально неподтвержденной позиции процессуального оппонента будет противоречить состязательному характеру судопроизводства (статьи 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, апелляционный суд приходит к выводу, что доводы АО "РН-Транс" о том, что спорные вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования по не зависящим от ответчика причинам, опровергаются материалами дела.
Следовательно, оформление и расчет платы произведен истцом в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца 12 642 руб. платы за нахождение вагонов на путях общего пользования.
Доводы ответчика со ссылкой на положения статьи 39 Устава о том, что плата за нахождение на путях общего пользования подвижного состава во время его задержки в пути следования вносится лицами, виновными в задержке вагонов, исследованы, и установлено, что в суде первой инстанции в письменном отзыве на иск ответчиком давалась иная трактовка положений статьи 39 Устава, согласно которой, плата за нахождение на путях общего пользования подвижного состава вносится лицами, виновными в задержке вагонов (страница 4 отзыва второй абзац сверху, находится в электронных материалах дела).
Таким образом, ответчиком дается противоположная трактовка спорной ситуации, поскольку в суде первой инстанции им не заявлялось о том, что рассматриваемое нахождение вагонов на путях общего пользования явилось следствием задержки вагонов, в том числе, на промежуточных станциях, в пути следования вагонов, однако, в суде апелляционной инстанции заявлено об этом.
При этом, мотивированных пояснений относительно изменения своих первоначальных доводов, ответчиком в апелляционной жалобе не приведено, дополнительного обоснования не представлено.
В настоящем случае, спорные вагоны прибыли в адрес грузополучателя АО "РН-Транс" под погрузку нефтеналивных грузов, и простаивали на инфраструктуре ОАО "РЖД" в ожидании их подачи, то есть к спорным правоотношениям подлежат применению положения статьи 39 Устава по этому основанию, поскольку задержка вагонов в пути следования представляет собой самостоятельное основание для начисления платы, и ответчиком в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано соответствующее обстоятельство.
Согласно статье 19 Устава, грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), перевозчики, владельцы инфраструктур несут ответственность за убытки, возникшие в процессе перевозки в связи с произошедшими по их вине аварийными ситуациями, включая перевозку грузов, грузобагажа с соблюдением особых условий перевозки, загрязнение окружающей среды, перерывы в движении поездов, в том числе возмещают в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы на ликвидацию таких ситуаций.
В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
В части 12 статьи 39 Устава также указано, что если в указанных в части 11 настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве (часть 17 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации).
Частью 19 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта также установлено, что для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных настоящей статьей, оформляется акт общей формы.
Кроме того, согласно статье 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
В соответствии с представленными в материалы дела актами общей формы простаивание вагонов на путях общего пользования обусловлено причинами, не зависящими от перевозчика, но зависящим от грузополучателя причинами - проведение ремонтно-восстановительных работ на путях необщего пользования согласно полученного уведомления грузополучателя и по причине занятости фронта погрузки ранее поданными вагонами, получение уведомления об окончании грузовой операции и готовности к приему вагонов 05.05.2023, в 22:57.
Истцом осуществлен анализ занятости путей необщего пользования АО "РН-Транс" за время простоя вагонов, который ответчиком в процессе рассмотрения дела в суде первой инстанции не опровергнут.
В пункте 15 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, указано, что частью 12 статьи 39 УЖТ установлена обязанность вносить плату за нахождение на путях общего пользования вагонов независимо от их принадлежности. В частности, в случае задержки вагонов в пути следования, если вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования по причинам, зависящим от владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Из приведенных положений следует возложение обязанности вносить плату за нахождение на путях общего пользования вагонов на лиц, от которых зависели причины задержки вагонов.
Во всех представленных в материалы дела актах общей формы указано, что задержка подачи вагонов произошла по зависящим от грузополучателя причинам - занятость фронта погрузки. Невозможность подачи с путей общего пользования вагонов, прибывших в адрес ответчика, на путь необщего пользования ответчика обусловлена нахождением иных вагонов на путях необщего пользования, в том числе сверх предусмотренного договорами технологического времени на погрузку/выгрузку вагонов, по причине нарушения ответчиком договорных обязательств.
Поскольку требования истца в части взыскания платы за нахождение вагонов на путях общего пользования доказаны по праву и размеру, требования в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами также признаются обоснованными.
В силу части 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга.
Согласно положениям указанной нормы, в редакции, действующей с 01.08.2016, размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. С 01 января 2016 года значение ставки рефинансирования приравнено к значению ключевой ставки Банка России (Указание Банка России от 11.12.2015 N 3894-У).
В связи с указанным истцом к взысканию с ответчика начислены проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 11.05.2023 по 20.10.2023 в размере 546 руб. 90 коп. Ответчиком контррасчет не представлен.
Судом первой инстанции, представленный истцом в материалы дела расчет процентов проверен, признан верным.
Поскольку нарушение денежного обязательства ответчиком подтверждается материалами дела, судом первой инстанции требования истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.05.2023 по 20.10.2023 в размере 546 руб. 90 коп. также правомерно признаны подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, расчет исковых требований является верным, нормативно обоснованным, требования удовлетворены обоснованно.
Согласно пункту 3 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок. При этом проценты начисляются в соответствии с положениями п. 1 указанной статьи.
Расчет процентов, начисляемых после вынесения решения, осуществляется в процессе его исполнения судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
Размер процентов определяется по средним ставкам банковского процента по вкладам физических лиц, имевшим место в соответствующие периоды после вынесения решения (пункт 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом вышеизложенного, требование истца о продолжении начисления процентов за пользование чужими денежными средствами с суммы долга 12 642 руб. с 21.10.2023 до момента фактического исполнения обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Доказательства, являющиеся основанием для освобождения ответчика от уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами, ответчик суду не представил (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного, апелляционным судом оснований для отмены решения не установлено.
Обжалуемое решение соответствует требованиям статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а отсутствие в содержании решения оценки судом всех доводов заявителя или представленных им документов, не означает, что судом согласно требованиям части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не была дана им оценка.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для изменения или отмены принятого решения и для удовлетворения апелляционной жалобы.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по приведенным выше мотивам.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с тем, что в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, судебные расходы остаются на ее подателе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.02.2024 (резолютивная часть от 17.01.2024) по делу N А07-36987/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "РН-Транс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
О.Е. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-36987/2023
Истец: ОАО РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ
Ответчик: АО "РН-ТРАНС"
Третье лицо: АО "РН-Транс", ОАО "Российские Железные Дороги"