город Ростов-на-Дону |
|
24 мая 2024 г. |
дело N А53-44049/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Долговой М.Ю.,
судей Деминой Я.А., Сулименко Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевым И.В.,
при участии:
индивидуальный предприниматель Коробов Александр Вениаминович, лично, по паспорту;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области: представитель Табагуа Ира Бадриевна по доверенности от 22.01.2024,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Коробова Александра Вениаминовича
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.03.2024 по делу N А53-44049/2023
по заявлению индивидуального предпринимателя Коробова Александра Вениаминовича
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области о признании недействительным ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Коробов Александр Вениаминович (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области N1639 от 29.09.2023, в связи с невыполнением процедуры по взысканию задолженностей, в том числе начисление пени; обязании представить правильно произведенный расчет всех сумм с учетом произведенной сверки.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 25.03.2024 по делу N А53-44049/2023 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обжаловал решение суда первой инстанции от 25.03.2024 в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил обжалуемый судебный акт отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции необоснованно согласился с позицией налогового органа о возможности зачета платежей в счет задолженностей в хронологическом порядке по карточке расчетов с бюджетом.
В отзыве на апелляционную жалобу Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали правовые позиции.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Коробов Александр Вениаминович состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области в качестве индивидуального предпринимателя с 11.01.2005 по настоящее время и является плательщиком страховых взносов.
Согласно пункту 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику были начислены:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2023 (в фиксированном размере, зачисляемые на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды с 01.01.2017 по 31.12.2022) в сумме 34 445 руб. за 2022 год по сроку уплаты 09.01.2023;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2023 (страховые взносы наобязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере) в сумме 8 766 руб. за 2022 год по сроку уплаты 09.01.2023.
По состоянию на 08.07.2023 у заявителя сформировалось отрицательное сальдо ЕНС в размере 37 501,42 руб., в том числе по налогам (страховым взносам) - 35 211 руб. и пени - 2 290,42 руб.
В связи с наличием отрицательного сальдо единого налогового счета по состоянию на 08.07.2023 в личный кабинет налогоплательщика физического лица было направлено требование об уплате задолженности от 08.07.2023 N 44684 со сроком исполнения 28.08.2023, в соответствии с которым задолженность по страховым взносам ПФ РФ по 31.12.2022 составила 26 445 руб., задолженность по страховым взносам медстрахование до 01.01.2023 составила 8 766 руб., исчислены пени 2290,42 руб. Общая сумма к оплате 37501,42 руб.
На основании пункта 10 статьи 45 Налогового Кодекса РФ 29.09.2023 налоговым органом вынесено решение о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика N 1639 от 29.09.2023, которое направлено налогоплательщику почтой и им получено 17.10.2023.
Налогоплательщиком подана апелляционная жалоба в Управление Федеральной налоговой службы по Ростовской области.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области от 21.11.2023 года N 15-19/4658 жалоба индивидуального предпринимателя Коробова А.В. оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с выводами налогового органа, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением о признании решения о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика N 1639 от 29.09.2023 недействительным, указывая на незаконное направление требования в отношении индивидуального предпринимателя в личный кабинет налогоплательщика - физического лица, на необоснованное начисление пени.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления, исходя из следующего.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 44 Налогового Кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в соответствии с Кодексом. Налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в счет исполнения обязанности по уплате налога до наступления установленного срока.
Из материалов дела следует, что Коробов А.В. состоит на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области с 16.07.1997.
Индивидуальный предприниматель Коробов А.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 11.01.2005 и по настоящее время, применят специальный налоговый режим - упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения - "доходы".
В соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель с объектом "доходы" уменьшает исчисленные авансовые платежи и налог за год на взносы.
Статьей 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона " О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации по передаче налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", начиная с 1 января 2017 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов осуществляется налоговыми органами.
Обязательства по уплате страховых взносов предпринимателем Коробовым А.В. исполнены в следующем порядке.
Начисления по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 23 400 руб. оплачены полностью платежными поручениями от 21.02.2018 в размере 1 900 руб.; 21.02.2018 года в размере 3 460,41 руб., 28.02.2018 в размере 4 600 руб.; 06.03.2018 в размере 1 800 руб., 20.04.2018 в размере 5 325 руб., 10.05.2018 в размере 780 руб., 17.05.2018 в размере 5 150 руб.; 05.06.2018 в размере 384,51 руб. Также за указанный период взысканы и оплачены пени в общем размере 470,02 руб.
Начисления по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2018 год в размере 26 545 руб. оплачены полностью платежными поручениями от 27.02.2019 в размере 6123,13 руб.; от 04.03.2019 в размере 10 420 руб.; от 15.03.2019 в размере 2 805 руб.; от 18.03.2019 года в размере 2 781,87 руб.; от 14.03.2019 в размере 4415 руб.
Начисления по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2019 год в размере 29 354 руб. оплачены полностью платежными поручениями от 06.02.2020 в размере 29 354 руб. Также за указанный период взысканы и оплачены пени в общем размере 611,99 руб.
Начисления по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2020 год в размере 32 448 руб. оплачены полностью платежными поручениями от 06.10.2020 в размере 8 112 руб.; от 06.10.2020 в размере 8 112 руб.; от 11.10.2020 в размере 8 112 руб.; от 27.12.2020 года в размере 8 112 руб.
Начисления по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2021 год в размере 32448 руб. произведены полностью платежными поручениями от 25.03.2021 в размере 8112 руб.; от 29.06.2021 в размере 4 000 руб.; от 29.10.2021 в размере 6 000 руб.; от 31.12.2021 в размере 3 000 руб.; от 31.03.2022 в размере 2 000 руб.; от 20.04.2022 в размере 129,58 руб.; от 25.04.2022 в размере 410 руб.; от 25.04.2022 в размере 8 796,42 руб. Также за указанный период взысканы и оплачены пени в общем размере 44,97 руб.
Начисления по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2022 год в размере 34445 руб. оплачены частично следующими платежными поручениями: от 30.06.2022 в размере 2 000 руб., от 28.09.2022 в размере 2000 руб., от 29.12.2022 в размере 2000 руб.
Таким образом, задолженность по уплате взносов за 2022 год составила 26 445 руб.
Исследовав порядок оплаты заявителем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование суд первой инстанции установил, что платеж от 29.12.2022 в размере 2 000 руб. учтен при определении размера задолженности, в связи с чем довод заявителя о неверном ее определении не соответствует фактическим обстоятельствам.
Начисления по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 4590 руб. оплачены полностью платежными поручениями от 05.06.2018 года в размере 1579,83 руб.; от 04.07.2018 года в размере 3010,17 руб. Также за указанный период взысканы и оплачены пени в общем размере 35,58 руб.
Начисления по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования на выплату страховой пенсии за 2018 год в размере 5 840 руб. оплачены полностью платежными поручениями от 19.02.2019 в размере 4 148,13 руб.; от 25.02.2019 в размере 1 040 руб.; от 27.02.2019 в размере 651,87 руб. Также за указанный период взысканы и оплачены пени в общем размере 151,60 руб.
Начисления по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования на выплату страховой пенсии за 2019 год в размере 6 884 руб. оплачены полностью платежными поручениями от 06.02.2020 в размере 6 884 руб. Также за указанный период взысканы и оплачены пени в общем размере 116,45 руб.
Начисления по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования на выплату страховой пенсии за 2020 год в размере 8 426 руб. оплачены полностью платежными поручениями от 29.12.2020 в размере 2 726 руб., от 28.05.2021 в размере 5 762,18 руб. Также за указанный период погашено пеней в порядке зачета в размере 62,18 руб.
Начисления по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования на выплату страховой пенсии за 2021 год в размере 8 426 руб. оплачены полностью платежными поручениями от 29.06.2021 в размере 1 000 руб., от 25.04.2022 в размере 7426 руб. Также за указанный период взысканы и оплачены пени в общем размере 29,46 руб.
Задолженность по уплате страховых взносов в бюджет фонда обязательного медицинского страхования за 2022 год составила 8 766 руб.; пени в размере 3 723,94 руб.
При проверке доводов заявителя о необоснованном незачете налоговым органом имеющихся переплат по НДФЛ 4 680 руб., по пеням 6,11 руб., по взносам 8112 руб., судом установлено, что заявителем представлен в доказательство наличия указанных переплат акт сверки по состоянию на 26.05.2021 года N 2021 - 214. Таким образом, информация о переплатах является неактуальной.
Переплата по НДФЛ в размер 4 680 руб. образовалась в 2016 году, что подтверждается скриншотом из базы АИС НАЛОГ-3.
Согласно пункту 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей до 01.01.2023, заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течении трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Федеральным законом от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" установлены особенности формирования сальдо ЕНС на сведения о суммах денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и совокупной обязанности.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 4 Закона N 263-ФЗ не признаются излишне перечисленными денежными средствами суммы излишне уплаченных по состоянию на 31.12.2022 налогов, авансовых платеже, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных НК РФ процентов, если со дня их уплаты прошло более трех лет.
В соответствии со статьей 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации переплата свыше трех лет не учитывается инспекцией на ЕНС.
Переплата по страховым взносам на ОПС в размере 4 000 руб. (оплаты произведены 30.06.2022 и 28.09.2022) зачтена в счет погашения задолженности по страховым взносам на ОПС за 2022 год.
В соответствии со статьей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией было сформировано требование об уплате задолженности N 44684 от 08.07.2023 с указанием размера задолженности, а также пени на дату формирования требования.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.
Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
При формировании требования расчет пени произведен исходя из размера задолженности перед бюджетом 37211, ставки 7,5%, количества дней просрочки с 10.01.2023 по 07.07.2023.
Коробов А.В. был зарегистрирован в Личном кабинете налогоплательщика с 16.01.2014 по 18.10.2023, требование N 44684 от 08.07.2023 направлено Коробову А.В. в личный кабинет налогоплательщика 08.07.2023, в срок предусмотренный пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, а также согласно Постановлению Правительства РФ от 29.03.2023 N 500 (ред. от 30.06.2023) "О мерах по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, в 2023 году", где предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации предельные сроки направления требований об уплате задолженности и принятия решений о взыскании задолженности увеличиваются на 6 месяцев.
Требование направлено в личный кабинет налогоплательщика, получено Коробовым А.В. 28.07.2023. Срок исполнения данного требования истек 28.08.2023.
Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Соответственно, Приказом ФНС России от 18.01.2017 N ММВ-7-6/16@ "Об утверждении формата документа, необходимого для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" утвержден соответствующий формат; Приказом ФНС России от 27.02.2018 N ММВ-7-8/200@ "Об утверждении порядка направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи" и Приказом ФНС России от 22.08.2017 N ММВ-7-17/617@ "Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика" утверждены названные порядки.
На основании пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано адресату, в том числе в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Требования, направленные физическим лицам (в том числе индивидуальным предпринимателям), направляются в личный кабинет налогоплательщика в соответствии с пунктом 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Направление требования является первым этапом взыскания. Вся последующая процедура принудительного исполнения налоговой обязанности может применяться только после направления требования с установленным в нем сроком для добровольного погашения возникшей недоимки. Это следует из статей 46, 47, 69 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 2 Определения Конституционного Суда РФ от 04.06.2009 N 1032-О-О, Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.03.2005 N 13592/04.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронною документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен Налоговым кодексом Российской Федерации (абзац 2 пункта 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика (абзац 4 пункта 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации). С учетом положений пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации - следующий рабочий день.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации Личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных другими федеральными законами, личный кабинет налогоплательщика может быть использован также налоговыми органами и лицами, получившими доступ к личному кабинету налогоплательщика, для реализации ими прав и обязанностей, установленных такими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации Личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В отношении налогоплательщиков - физических лиц вышеприведенные нормы, регламентирующие направление (вручение) документов налоговым органом налогоплательщику, применяются при соблюдении условия, закрепленного абзацем 2 пункта 2 ст. 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Данной нормой предусмотрено, что для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика налогоплательщик - физическое лицо направляет в налоговый орган уведомление об использовании личного кабинета налогоплательщика.
Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
Исходя из изложенного, нарушений норм налогового законодательства по направлению Требования N 44684 об уплате задолженности по состоянию на 08.07.2023 через личный кабинет налогоплательщика соответствует положениям Налогового Кодекса РФ.
В соответствии со статьей 46 Кодекса инспекцией сформировано решение о взыскании задолженности за счет денежных средств N 1639 от 29.09.2023. Сумма отрицательного сальдо ЕНС на момент формирования решения составляло 38 508,60 руб.
С 01.01.2023 требование об уплате задолженности формируется на сумму отрицательного сальдо ЕНС и действует в размере актуального отрицательного сальдо до полного погашения долга.
На основании пункта 10 статьи 45 Кодекса в случае, если на момент определения налоговыми органами принадлежности в соответствии с пунктами 8 и 9 статьи 45 Кодекса сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, недостаточно для исполнения обязанностей по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, принадлежность определяется в соответствии с последовательностью, установленной пунктом 8 настоящей статьи, пропорционально суммам таких обязанностей.
Решение о взыскании задолженности за счет денежных средств N 1639 от 29.09.2023 направлено налогоплательщику посредством Почты России, присвоен ШПИ: 80090789419236, дата получения решения налогоплательщиком 17.10.2023, согласно отчету об отслеживании почтового отправления.
В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" с 01.01.2023 введен институт единого налогового счета (далее - ЕНС), на который необходимо перечислять единый налоговый платеж.
С 01.01.2023 Единый налоговый платеж (далее - ЕНП) и ЕНС стали обязательными для всех юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Система ЕНС и ЕНП предполагает новый порядок расчетов с бюджетом в виде уплаты ЕНП
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Кодекса неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности. Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности
Согласно статье 46 Кодекса в случае неисполнения требования об уплате задолженности принимается решение о взыскании задолженности в размере актуального отрицательного сальдо ЕНС, в том числе при его увеличении, и действует до момента полного погашения долга.
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Кодекса в случае изменения отрицательного сальдо ЕНС в реестре решений о взыскании задолженности размещается информация об изменении суммы, подлежащей перечислению по поручению налогового органа на перечисление суммы задолженности. В случае увеличения недоимки по решению о взыскании, соответствующая информация доводится до сведения налогоплательщика после изменения в реестре решений о взыскании суммы задолженности, подлежащей перечислению по поручению налогового органа.
Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо, сумме задолженности и обязанности уплатить ее в срок (пункт 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации). Соответственно, исполнением требования считается уплата задолженности в размере отрицательного сальдо (пункт 3 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
В связи с отменой статьи 71 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция более не выставляет уточненное требование в случае, если обязанность лица по уплате налогов, страховых взносов изменилась. Для ситуации, когда размер отрицательного сальдо меняется на этапе взыскания, предусмотрены иные последствия (пункты 3, 4 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации).
Направление после 01.01.2023 требования по новым правилам отменяет действие требований, выставленных до 31.12.2022 (включительно), если инспекция еще не приняла меры по взысканию (подпункт 1 пункта 9 статьи 4 Закона N 263-ФЗ).
Согласно статье 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 руб., требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
С учетом изложенного в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 70 Кодекса, направляется требование об уплате суммы налога, которая была указана в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении, но фактически не перечислена налогоплательщиком в бюджет. При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога, а в случае представления налоговой декларации с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.03.2023 N 500 предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации предельные сроки направления требований об уплате задолженности и принятия решений о взыскании задолженности увеличиваются на 6 месяцев.
Согласно статье 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 7 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации или актом Президента Российской Федерации выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В связи с тем, что 31.12.2022 - выходной день, то срок уплаты страховых взносов в совокупном фиксированном размере для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, медиаторов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, оценщиков, патентных поверенных, а также глав крестьянских (фермерских) хозяйств за 2022 год переносится на 09.01.2023.
В связи с имеющейся задолженностью инспекцией на основании статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации сформировано требование об уплате задолженности по состоянию на 08.07.2023 N 44684 на сумму 37 501,42 руб., со сроком добровольного исполнения до 28.08.2023.
В требовании также указано, что в случае изменения суммы задолженности направление дополнительного (уточненного) требования об уплате задолженности законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено.
Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Пеня исчислена по формуле: Сумма недоимки*Ставка ЦБ РФ/300*число дней просрочки
На 01.01.2023 за налогоплательщиком числится отрицательное сальдо ЕНС в части пени в размере 661,37 руб., на дату выставления требования по 07.07.2023 пени составила 1631,18 руб., на дату вынесения решения с 10.01.2023 по 28.09.2023 - 2 638,20 руб.
Всесторонне оценив доводы заявителя и исследовав основания и порядок выставления требования, вынесения решения N 1639 от 29.09.2023, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что процедура вынесения решения налоговым органом соблюдена, наличие задолженности перед бюджетом в указанном размере подтверждено, расчет пени произведен верно.
Таким образом, инспекция действовала в соответствии с требованиями налогового законодательства.
Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области N1639 от 29.09.2023 принято в соответствии с законодательством Российской Федерации и в пределах полномочий, закрепленных положениями Налогового кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Коробова Александра Вениаминовича о признании незаконным и отмене решение N 1639 от 29.09.2023, в связи с невыполнением процедуры по взысканию задолженностей, в том числе начисление пени, следует отказать.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Апелляционный суд отмечает, что отсутствие в мотивировочной части обжалуемого судебного акта выводов, касающихся оценки каждого довода заявления, не свидетельствует о том, что они не оценивались судом первой инстанции.
Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств дела, исследованных судом первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, но не содержат фактов, которые не были бы учтены судом при рассмотрении дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.03.2024 по делу N А53-44049/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу настоящего постановления.
Председательствующий |
М.Ю. Долгова |
Судьи |
Я.А. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-44049/2023
Истец: Коробов Александр Вениаминович
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области, МИФНС N 24 по РО