г. Саратов |
|
24 мая 2024 г. |
Дело N А12-465/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена "21" мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" мая 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Комнатной Ю.А., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глебовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу кредитного потребительского кооператива граждан "Центральный" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 февраля 2024 года по делу N А12-465/2024
по заявлению кредитного потребительского кооператива граждан "Центральный" (400005, г. Волгоград, пр-кт им. В.И. Ленина, д. 27, ОГРН 1083458001109, ИНН 3444163860) к отделению по Волгоградской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12, ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133)
об обжаловании постановления по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании:
от Центрального банка Российской Федерации Рослова А.В., действующая на основании доверенности от 21.07.2021, сроком до 02.06.2026,
УСТАНОВИЛ:
кредитный потребительский кооператив граждан "Центральный" (далее - КПКГ "Центральный", заявитель, кооператив) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным постановления Центрального банка Российской Федерации в лице отделения по Волгоградской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Южное ГУ Банка России, Банк России, административный орган) от 20.12.2023 N 23-10797/3110-1 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 9.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и наложении штрафа по делу об административном правонарушении в размере 50 000 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 20.02.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
КПКГ "Центральный", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Южным ГУ Банка России в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Представитель Банка России в судебном заседании возражала против удовлетворения требований апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в отделение поступило мотивированное заключение Центра по обработке отчетности г. Тверь от 07.11.2023 N 184373 о выявлении признаков административного правонарушения в части невыполнения КПКГ "Центральный" в установленный срок законного предписания Банка России.
По результатам проверки представления отчетности некредитными финансовыми организациями Центр по обработке отчетности установил, что кооператив не представил отчет по форме ОКУД 0420820 "Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива" за 9 месяцев 2023 года в нарушение требований установленных Указанием Банка России от 02.02.2021 N 5722-У "О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности и иных документов и информации кредитных потребительских кооперативов" (далее - Указания Банка России от 02.02.2021 N 5722-У).
В адрес кооператива направлено предписание Банка России от 26.10.2023 N Т128-99-2/20094 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и необходимости представления в соответствии с приложением N 2 к Указанию Банка России от 02.02.2021 N 5722-У отчета за 9 месяцев 2023 года, в срок не позднее 3 рабочих дней с даты получения предписания банка.
По результатам мероприятий, проводимых в рамках осуществления контроля за выполнением предписания Банка России, установлено, что по состоянию на 03.11.2023 отчет за 9 месяцев 2023 года в банк не представлен, что является неисполнением в установленный срок предписания банка от 26.10.2023 N Т128-99-2/20094.
Ведущим юрисконсультом юридического отдела отделения Рябухиной О.Ф. в отношении кооператива 04.12.2023 составлен протокол N ТУ-18-ЮЛ-23-10797/1020-1 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 9.1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Заместитель управляющего отделением по Волгоградской области Южное ГУ Банка России Морозов И.В. 20.12.2023 вынес постановление N 23-10799/3110-1, которым кооператив привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 9.1 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Кооператив не согласился с вышеуказанным постановлением и обратился в арбитражный суд с заявлением об его оспаривании.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционная коллегия не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого решения.
Согласно части 9.1 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России, вынесенного при осуществлении надзора за деятельностью кредитного потребительского кооператива, общее число членов которого не превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, с размером активов, не превышающим определенного нормативным актом Банка России в соответствии с законодательством о кредитной кооперации значения, сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, общее число членов и ассоциированных членов которого не превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, с размером активов, не превышающим определенного нормативным актом Банка России в соответствии с законодательством о сельскохозяйственной кооперации значения, или жилищного накопительного кооператива, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ), Банк России осуществляет контроль и надзор за соблюдением кредитными потребительскими кооперативами требований Закона о кредитной кооперации, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России с учетом особенностей, установленных статьей 35 Закона о кредитной кооперации.
Как следует из положений части 4 статьи 35 Федерального закона N 190-ФЗ, Банк России не осуществляет надзор за соблюдением кредитными потребительскими кооперативами, общее число членов которых не превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, требований настоящего Федерального закона и (или) принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России, за исключением следующих случаев:
1) кредитный потребительский кооператив не является членом саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные потребительские кооперативы;
2) при осуществлении Банком России надзорных функций в отношении деятельности саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные потребительские кооперативы, членом которой является кредитный потребительский кооператив, общее число членов которого не превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц;
3) размер активов кредитного потребительского кооператива превышает определенное нормативным актом Банка России значение.
В соответствии с данными отчета о деятельности КПКГ "Центральный" по состоянию на 30.09.2017 и 31.12.2017 общее число членов кооператива не превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц (согласно отчету от 30.09.2017 общее количество членов кооператива 1036; согласно отчету от 31.12.2017 - 0), а размер активов - не превышает определенного нормативным актом Банка России значения (согласно отчету от 30.09.2017 размер активов кооператива 5703000 руб.; согласно отчету от 31.12.2017 - 0).
При этом судами установлено, что согласно государственному реестру кредитных потребительских кооперативов на дату представления отчета по форме ОКУД 0420820 за 9 месяцев 2023 года КПКГ "Центральный" не являлся членом какой-либо саморегулируемой организации.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, Банком России 29.09.2022 принято решение о прекращении статуса саморегулируемой организации Ассоциации "Саморегулируемая организация "Национальное содружество кредитных кооперативов "Содействие", членом которой кооператив являлся в период с 05.05.2011 по 03.03.2015.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что кооператив является организацией, надзор за деятельностью которой осуществляет Банк России.
Банк России устанавливает обязательные для некредитных финансовых организаций сроки и порядок составления и представления отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами (статья 76.6 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон N 86-ФЗ)
Формы, сроки и порядок составления и представления в Банк России отчета о деятельности кредитного потребительского кооператива и отчета о персональном составе органов кредитного потребительского кооператива установлены Указанием Банка России от 02.02.2021 N 5722-У.
Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива представляется кредитным потребительским кооперативом (далее - КПК) и саморегулируемой организацией (далее - СРО) в сфере финансового рынка, объединяющей КПК, в Банк России в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа КПК или СРО соответственно, в соответствии с порядком взаимодействия Банка России с некредитными финансовыми организациями и СРО, определенным на основании части 8 статьи 76.9 Федерального закона N 86-ФЗ (пункт 1 Указания N 5722-У).
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 Указания Банка России от 02.02.2021 N 5722-У отчетность КПК, общее число членов которых превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, КПК второго уровня, а также КПК, не вступивших в члены СРО на отчетную дату, и КПК, общее число членов которых не превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, которые являлись членами СРО на отчетную дату и добровольно вышли (исключены) из членов СРО в период после отчетной даты до окончания срока представления СРО отчетности в Банк России, должна составляться и представляться КПК в соответствии с настоящим Указанием в Банк России.
Статьей 76.9 Федерального закона N 86-ФЗ установлено, что Банк России взаимодействует с некредитными финансовыми организациями (в том числе, кредитными потребительскими кооперативами) посредством информационных ресурсов, размещенных на официальном сайте Банка России в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет", в том числе путем представления таким организациям доступа к личному кабинету, ведение которого осуществляется Банком России в установленном им порядке, а также с использованием электронных документов.
В соответствии с Указанием Банка России N 5969-У Банк России путем размещения в личном кабинете направляет участнику информационного обмена документы, в том числе запросы, требования (предписания) Банка России, процессуальные документы по делам об административных правонарушениях и ответы на запросы участника информационного обмена.
Личный кабинет используется некредитными финансовыми организациями в целях получения от Банка России документов, в том числе запросов, требований (предписаний) Банка России, и передачи в Банк России отчетности, документов (информации), сведений, а также осуществления некредитными финансовыми организациями иных прав и установленных федеральными законами, нормативными актами Банка России. Порядок взаимодействия Банка России с некредитными финансовыми организациями при использовании ими информационных ресурсов Банка России и личного кабинета определяется нормативным актом Банка России. Электронный документ Банка России считается полученным участником информационного обмена по истечении 24 часов с момента его размещения в личном кабинете.
В силу пункта 1.2 части 2 статьи 5 Федерального закона N 190-ФЗ Банк России устанавливает формы, сроки и порядок составления и представления отчетности и иных документов и информации, предусмотренных частью 3 статьи 28 и пунктом 8 части 6 статьи 35 названного Федерального закона, необходимые для осуществления контроля и надзора за деятельностью кредитных кооперативов.
В соответствии с пунктом 8.2 части 2 статьи 5 Федерального закона N 190-ФЗ Банк России дает кредитным кооперативам предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивает у них документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России.
В силу норм действующего законодательства, предписания Банка России являются обязательными для исполнения.
Предписание Банка России было размещено в личном кабинете КПКГ "Центральный" 26.10.2023, и считается полученным 27.10.2023. Соответственно, кооперативу надлежало представить в Банк России отчет не позднее 01.11.2023.
По результатам мероприятий, проводимых в рамках осуществления контроля за выполнением предписания Банка России, установлено, что по состоянию на 03.11.2023 отчет КПКГ "Центральный" в Банк России не представлен.
Факт неисполнения выданного уполномоченным органом предписания установлен административным органом и судом, подтверждается материалами дела, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9.1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Нахождение КПКГ "Центральный" в стадии ликвидации, отсутствие финансовых средств и неосуществление хозяйственной деятельности не освобождает кооператив от обязанности по соблюдению требований законодательства о кредитной кооперации, в том числе по представлению отчетности и исполнению предписаний Банка России.
Как следует из административного дела, определением от 06.12.2023 N ТУ-18-ЮЛ-23-10797/3020-1 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении КПКГ "Центральный" было предложено в случае наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения, его последствиями, имущественным и финансовым положением лица, привлекаемого к административной ответственности, представить в отделение по Волгоградской области Южного ГУ Банка России соответствующие подтверждающие документы (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о финансовых результатах и др.).
Однако, на дату рассмотрения дела об административном правонарушении запрошенные у кооператива документы в адрес отделения не поступали.
Доказательств того, что кооперативом предпринимались все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований законодательства, регулирующего порядок управления, в материалы дела не представлено, как и не представлено доказательств невозможности соблюдения кооперативом вышеуказанных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, что свидетельствует о наличии вины кооператива во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии в действиях кооператива состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9.1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Невыполнение КПКГ "Центральный" в установленный срок предписания Банка России от 26.10.2023 N Т128-99-2/20094 послужило основанием для составления в отношении кооператива 04.12.2023 протокола NТУ-18-ЮЛ-23-10797/1020-1 об административном правонарушении, предусмотренном частью 9.1 статьи 19.45 КоАП РФ.
Постановлением отделения по Волгоградской области Южного ГУ Банка России от 20.12.2023 N 23-10799/3110-1 КПКГ "Центральный" привлечено к административной ответственности по части 9.1 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
Административный орган при определении меры наказания не усмотрел оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, с чем правомерно согласился суд первой инстанции.
Угроза общественным отношениям в рассматриваемом случае, заключается в пренебрежительном отношении кооператива к исполнению публично-правовых обязанностей в соответствующей сфере правоотношений, отсутствии должного контроля со стороны ответственных лиц и непринятии кооперативом всех имеющихся возможностей для исполнения предписания Управления в установленный срок.
Таким образом, выводы административного органа и суда первой инстанции о невозможности применения к возникшим правоотношениям положений статьи 2.9 КоАП РФ основаны на внутреннем убеждении, соответствуют материалам дела и закону не противоречат, оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Между тем, административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.5 КоАП РФ, отнесено к правонарушениям, при совершении которых недопустима замена административного штрафа на предупреждение (часть 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ).
С учетом изложенного, руководствуясь положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о невозможности заменить назначенное кооперативу по оспариваемому постановлению административного органа наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Размер определенного административного наказания установлен кооперативу с учетом положений главы 4 КоАП РФ.
Факт нахождения кооператива в стадии ликвидации, отсутствие уставной деятельности и доходов, отсутствие сведений о привлечении к административной ответственности по части 9.1 статьи 19.5 КоАП РФ учтены административным органом при назначении административного наказания в виде штрафа в минимальном размере.
Кроме того, административным органом и судами также установлено, что на момент совершения административного правонарушения КПКГ "Центральный" не относился к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с чем, оснований для применения положений статьи 4.1.2 КоАП РФ не имелось.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства кооператив в период с 10.09.2016 по 10.07.2022 являлся микропредприятием.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами не установлено.
Исходя из части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по части 9.1 статьи 19.5 КоАП РФ составляет два месяца (60 календарных дней) со дня совершения административного правонарушения.
В данном случае двухмесячный срок давности привлечения кооператива к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ следует исчислять со следующего дня после установления даты исполнения предписания - с 01.11.2023.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности принято 20.12.2023, т.е. в установленный законом срок.
Таким образом, на дату вынесения постановления по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает необоснованной ссылку заявителя жалобы на то, что срок исковой давности должен исчисляться с 02.02.2021 - даты установления Указанием Банка России N 5722-У сроков представления отчетности. В рассматриваемом случае, как было указано выше, общество привлечено к ответственности не за несоблюдение срока представления отчетности, а за неисполнение предписания банка.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 февраля 2024 года по делу N А12-465/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-465/2024
Истец: КРЕДИТНЫЙ ГРАЖДАН "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ"
Ответчик: Главное управление ЦБ РФ по Волгоградской области