г. Хабаровск |
|
27 мая 2024 г. |
А73-6182/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Коваленко Н.Л.
судей Воронцова А.И., Жолондзь Ж.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайленко Т.Н.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ": Гужин К.В., представитель по доверенности N 8 от 09.01.2024;
от общества с ограниченной ответственностью "Эй-Пи Трейд": Мальцева В.Н., представитель по доверенности N 267 от 01.01.2024;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эй-Пи Трейд"
на решение от 12.02.2024
по делу N А73-6182/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ" (ОГРН 1162724068352, ИНН 2723187548, адрес: 680017, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ленина, д. 57, помещ. III (1-72), 43, 44, 45, 46)
к обществу с ограниченной ответственностью "Эй-Пи Трейд" (ОГРН 1022701404340, ИНН 2725026521, адрес: 680015, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Суворова, д. 82А, лит. С, С1)
о взыскании 614 389 руб. 48 коп.
и по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Эй-Пи Трейд" (ОГРН 1022701404340, ИНН 2725026521, адрес: 680015, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Суворова, д. 82А, лит. С, С1; почтовый адрес: 680030, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Павловича, д. 13, лит. Т, Т1)
к обществу с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ" (ОГРН 1162724068352, ИНН 2723187548, адрес: 680017, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ленина, д. 57, помещ. III (1-72), 43, 44, 45, 46)
об урегулировании разногласий при заключении договора N ТКО-179/ЮЛ от 01.08.2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ" (далее - региональный оператор, ООО "Хабавтотранс ДВ") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Эй-Пи Трейд" (далее - потребитель, ООО "Эй-Пи Трейд") о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.08.2022 по 31.03.2023 в размере 478 774 руб. 82 коп., пени за период с 11.10.2022 по 06.06.2023 в размере 51 450 руб. 37 коп. (с учетом принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) уточнения исковых требований).
Определением суда от 11.09.2023 к производству принят встречный иск общества с ограниченной ответственностью "Эй-Пи Трейд" об урегулировании разногласий при заключении договора N ТКО-179/ЮЛ от 01.08.2022 для совместного его рассмотрения с первоначальным иском.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 12.02.2024 первоначальный иск ООО "Хабавтотранс ДВ" удовлетворен в полном объеме. Во встречном иске отказано; разногласия, возникшие при заключении договора N ТКО-179/ЮЛ на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и дополнительного соглашения N 1 к договору, урегулированы в редакции регионального оператора.
Не согласившись с решением суда, общество с ограниченной ответственностью "Эй-Пи Трейд" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об урегулировании разногласий в редакции потребителя. В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование апеллянт привел доводы о нахождении на земельном участке, используемом обществом на праве аренды, контейнерной площадки с четырьмя контейнерами, оборудованной в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), что исключает использование иных контейнеров. Ранее между ООО "Эй-Пи Трейд" и АО "Спецавтохозяйство" действовал договор на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО), в соответствии с которым услуги оказывались с использованием данной контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Хабаровск, ул. Павловича, 13. Оснований для подписания договора и дополнительного соглашения к договору на условиях расчета по нормативу до 01.02.2023, а с 01.02.2023 по 31.12.2023 по количеству и объему контейнеров не имелось. Объект недвижимого имущества, принадлежащий ответчику (источник образования ТКО) на праве аренды, находится на огороженной территории, въезд на территорию посторонних лиц исключен, следовательно, у регионального оператора имелась и имеется возможность определить фактический объем образуемых ТКО. При этом собственник ТКО, а не собственник контейнерной площадки, вправе выбрать один из способов коммерческого учета. Отказ регионального оператора от расчета платы по контейнерам свидетельствует о злоупотреблении правом и указывает на недобросовестное осуществление гражданских прав (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)). Кроме того, заявитель полагает, что судом не приняты во внимание доводы ООО "Эй-Пи Трейд" о ненадлежащем качестве оказанных услуг в спорный период.
ООО "Хабавтотранс ДВ" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором региональный оператор просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, в отзыве изложена позиция в отношении приведенных в апелляционной жалобе доводов.
В судебном заседании представитель ООО "Эй-Пи Трейд" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение отменить, принять новый судебный акт.
Представитель ответчика возражал против доводов апелляционной жалобы, указав на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ.
Рассмотрев дело с учетом доводов апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
ООО "Эй-Пи Трейд" владеет зданием, земельным участком под зданием и контейнерной площадкой, расположенными по адресу: г. Хабаровск, ул. Павловича, 13, на основании договора аренды N А-АР/01/03/2016 от 01.03.2016, дополнительного соглашения от 19.04.2016 к договору.
По условиям договора в обязанности арендатора входит заключение договора на вывоз и размещение твердых коммунальных отходов.
Во исполнение договора аренды, ООО "Эй-Пи Трейд" заключило 18.01.2017 договор на оказание услуг по вывозу, перегрузке, транспортировке и захоронению твердых коммунальных отходов с АО "Спецавтохозяйство". Объем услуг определен исходя из количества 4-х контейнеров, график вывоза - 5 раз в неделю (кроме выходных).
По факту включения места (площадки) сбора ТКО по адресу: г. Хабаровск, ул. Павловича, 13, в реестр мест накопления ТКО городского округа "Город Хабаровск" с присвоением уникального идентификационного номера - 056225, данное место сбора ТКО также передано арендатору во владение и пользование.
11.07.2022 между собственником здания, земельного участка и контейнерной площадки по адресу: г. Хабаровск, ул. Павловича, 13 (ИП Сунцовым С.А.) и ООО "Эй-Пи Трейд" заключено дополнительное соглашение, которым стороны дополнили пункт 1.1.4 договора аренды и включили в предмет площадку сбора ТКО.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Хабавтотранс ДВ" с 01 июля 2022 года является региональным оператором в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Хабаровского края, в том числе, на территории городского округа "Город Хабаровск".
В соответствии с пунктом 8(17) Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 N 641" (далее - Правила N 1156), региональный оператор извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом N 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена Правилами N 1156.
ООО "Хабавтотранс ДВ" опубликовало в газете "Тихоокеанская звезда" за 13-14 апреля 2022 г. (N 67,68) соответствующее информационное сообщение для потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии со статьей 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Оферта договора опубликована также 13.04.2022 на официальном сайте ООО "Хабавтотранс ДВ" (https://www.tko27.ru) с активными ссылками для скачивания типовых договоров.
ООО "Эй-Пи Трейд" направило в адрес регионального оператора заявку на заключение договора на вывоз ТКО с приложенными документами.
Региональным оператором подготовлен проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТКО-179/ЮЛ от 29.07.2022, который подписан со стороны ООО "Эй-Пи Трейд" с протоколом разногласий.
Не согласившись с порядком учета ТКО (исходя из норматива), ООО "Эй-Пи Трейд" направило региональному оператору на рассмотрение протокол разногласий к договору, в котором предложило предусмотреть порядок коммерческого учета ТКО исходя из количества 4-х контейнеров, ссылаясь на вышеперечисленные документы и на тот факт, что ООО "Эй-Пи Трейд" как собственник ТКО вправе выбрать способ коммерческого учета: исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов.
В адрес регионального оператора поступило уведомление ООО "Эй-Пи Трейд" об изменении с 01.08.2022 порядка коммерческого учета ТКО с нормативного на контейнерный, объем 1 контейнера - 0,75 куб.м., график вывоза ТКО - понедельник-пятница (5 раз в неделю).
ООО "Хабавтотранс ДВ" направило в адрес ООО "Эй-Пи Трейд" протокол рассмотрения разногласий, который со стороны потребителя не подписан.
25.01.2023 ООО "Эй-Пи Трейд" в адрес ООО "Хабавтотранс ДВ" направлено заявление (вх.N 1723), в котором потребитель указал, что является собственником ТКО и арендатором контейнерной площадки по адресу: г. Хабаровск, ул. Павловича, д. 13, лит. Т1, подтвердив сведениями из реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов городского округа "город Хабаровск", выразив волю о расчете платы исходя из количества о объема контейнеров.
07.02.2023 сопроводительным письмом исх. N 1899/ХБДВ ООО "Хабавтотранс ДВ" в адрес ООО "Эй-Пи Трейд" направлено дополнительное соглашение N 1 к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТКО-179/ЮЛ от 29.07.2022, содержащее в себе изменения в части перехода с 01.02.2023 на расчет платы исходя из количества и объема контейнеров.
Согласно указанному дополнительному соглашению в период с 01.07.2022 по 31.01.2023 применяется коммерческий учет ТКО исходя из нормативов накопления ТКО, с 01.02.2023 исходя из количества и объемов контейнеров для накопления ТКО.
Дополнительное соглашение потребителем не подписано. ООО "Эй-Пи Трейд" обратилось к региональному оператору с письмом, в котором просило внести изменения в части изменения способа коммерческого учета исходя из количества и объемов контейнеров для накопления ТКО не с 01.02.2023, а с 01.08.2022.
Письмом от 10.03.2023 ООО "Хабавтотранс ДВ" отказало во внесении изменений в приложение к дополнительному соглашению в указанной редакции.
В свою очередь, региональный оператор в период с июля 2022 года по март 2023 года оказывал потребителю услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, о чем направлял универсальные передаточные документы (УПД): N БИ08-001143 от 01.08.2022 за июль 2022 года (ШПИ 68092375825955); N БИ08-001160 от 31.08.2022 за август 2022 года (ШПИ 68092375825955); N БИ09-000858 от 30.09.2022 за сентябрь 2022 года (ШПИ 68092376830699); N БИ10-000703 от 31.10.2022 за октябрь 2022 года (ШПИ 68092376832334); N БИ11-001232 от 30.11.2022 за ноябрь 2022 года (ШПИ 68092378804742); N БИ12-001401 от 31.12.2022 за декабрь 2022 года (ШПИ 68092378842829); N БИ01-001779 от 31.01.2023 за январь 2023 года (ШПИ 68092380806130); N БИ02-002195 от 28.02.2023 за февраль 2023 года (ШПИ 68092381850408); N БИОЗ-003263 от 31.03.2023 за март 2023 года (ШПИ 68092381928480).
Согласно отчету об отслеживании почтовых отправлений, счета-фактуры получены ООО "Эй-Пи Трейд".
Потребителем произведена оплата услуг за июль 2022 года в сумме, указанной в УПД региональным оператором, а также впоследствии за февраль-март 2023 года (платежные поручения от 26.05.2023 N 18960 и N 18965) в сумме исходя из количества и объемов контейнеров для накопления ТКО.
Претензия о погашении задолженности, направленная региональным оператором в адрес потребителя, оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения ООО "Хабавтотранс ДВ" в арбитражный суд с настоящим иском.
ООО "Эй-Пи Трейд", в свою очередь, предъявило встречный иск об урегулировании разногласий при заключении договора N ТКО-179/ЮЛ от 01.08.2022, а именно условий приложения N 1 к дополнительному соглашению от 30.01.2023, изложив условия приложения N 1 к дополнительному соглашению от 30.01.2023 в следующей редакции:
-столбец N 15 строки N 1,2,3 изложить в редакции "01.07.2022 - 31.07.2022";
-столбец N 15 строки N 4,5,6 изложить в редакции "с 01.08.2022".
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Сложившиеся правоотношения сторон регламентируются нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс, ГК РФ), а также нормами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления, Закон N 89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, регулирующие обращение с отходами производства и потребления.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 432 ГК РФ предусмотрено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 445 ГК РФ сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение 30 дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда (абзац второй пункта 2 статьи 445 ГК РФ).
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 ГК РФ).
При принятии решения об обязании заключить договор или об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, суд в резолютивной части решения указывает условия этого договора, который считается заключенным на этих условиях с момента вступления в законную силу решения суда (пункт 4 статьи 445 ГК РФ). При этом дополнительных действий сторон (подписание двустороннего документа, обмен документами, содержащими оферту и ее акцепт, и т.п.) не требуется (пункте 42 Постановления Пленума ВС РФ N 49).
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ)).
В силу положений пункта 2 названной статьи накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительством РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (пункт 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В силу положений пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством РФ. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 426 ГК РФ установлено, что публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (пункт 2 статьи 426 ГК РФ).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны (пункты 4, 5 статьи 426 ГК РФ).
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО регулируется разделом I(1) Правил N 1156, согласно пункту 8(4) которых основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Заявка потребителя и документы, предусмотренные пунктом 8(7) настоящих Правил, рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления (пункт 8(8) Правил N 1156).
В случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 N 641", и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству РФ.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству РФ (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица) (пункт 8(11) Правил N 1156).
Согласно положениям пункта 8(12) Правил N 1156 в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству РФ, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 8(14) Правил N 1156 региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8(11) настоящих Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.
В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы полностью, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта.
В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы частично, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора, составленный в соответствии с типовым договором и с учетом урегулированных разногласий, в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта.
Пунктом 8(15) Правил N 1156 предусмотрено, что в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), и может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правила учета ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
Поскольку заключаемый договор является публичным, к нему применимы разъяснения, изложенные в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", что изменение положений закона, правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (пункт 4 статьи 426 ГК РФ), после заключения публичного договора не влечет изменения условий договора, в частности, о порядке исполнения, сроках действия, существенных условиях, за исключением случаев, когда закон распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (пункты 1 и 2 статьи 422 ГК РФ).
Аналогичная позиция закреплена и в пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах".
Согласно статье 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации, и может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Порядок заключения такого договора урегулирован положениями Правил N 1156, пункты 8(4), 8(6) которых предполагают необходимость подачи потребителем заявки на заключение договора, содержащей в том числе сведения о наименовании и месте нахождения объектов образования ТКО.
При этом согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 Обзора по ТКО, если собственник ТКО докажет, что региональный оператор фактически вывоз отходов не осуществлял, в иске последнего о взыскании платы за оказание услуг должно быть отказано. Также пункт 1 указанного Обзора предусматривает, что договор оказания услуг по обращению с ТКО считается заключенным региональным оператором со всеми потребителями, находящимися в зоне его действия, в том числе при отсутствии подписанного сторонами договора в виде единого документа.
Если между региональным оператором по обращению с ТКО и конкретным потребителем - собственником таких отходов не подписан договор на оказание услуг по обращению с ТКО, указанные услуги оказываются и подлежат оплате в соответствии с условиями типового договора. Договор с региональным оператором, по общему правилу, считается заключенным, в том числе при представлении потребителем мотивированных разногласий относительно условий договора. При недобросовестном уклонении регионального оператора от урегулирования разногласий потребитель вправе обратиться в суд с иском об изменении договора и осуществления перерасчета платы за оказанные услуги (пункты 2, 3 Обзора по ТКО).
Услуга регионального оператора по обращению с ТКО относится к регулируемым видам деятельности (пункты 1, 4 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ). Установленный тариф, рассчитываемый на основе долгосрочных параметров и НВВ, должен компенсировать экономически обоснованные расходы регионального оператора на реализацию производственных и инвестиционных программ, разрабатываемых на основании территориальной схемы обращения с отходами (статья 13.3, пункты 2, 6 статьи 24.9 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 1130 территориальная схема включает, кроме прочего, следующие разделы: нахождение источников образования отходов; места накопления отходов; места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов; схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов.
По пункту 10 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Распределение между сторонами договора бремени доказывания факта оказания региональным оператором услуг по обращению с ТКО обусловлено необходимостью защиты публичных интересов по наполнению НВВ регионального оператора в указанной социально значимой сфере предпринимательской деятельности и сложностью фиксации недобросовестного вывоза собственником своих отходов на открытые площадки накопления (в контейнеры) иных лиц с целью имитации отсутствия факта оказания услуг региональным оператором, когда путем вывоза отходов с других мест накопления региональный оператор такую услугу собственнику ТКО фактически оказывает.
При разрешении споров необходимо учитывать, если в территориальной схеме нет данных об источнике образования, месте накопления и схеме движения соответствующих отходов, то затраты по обращению с ними не учтены в НВВ регионального оператора, то есть неполучение стоимости этой услуги само по себе не отразится на запланированной инвестиционной деятельности регионального оператора, что определяет степень влияния публичных интересов на облегчение региональному оператору доказывания факта оказания услуг потребителю.
Являясь регулируемой организацией и сильной стороной в правоотношении по обращению с ТКО по отношению к собственнику отходов, региональный оператор должен нести негативные риски своего неосмотрительного бездействия по включению соответствующих сведений в территориальную схему, а также экономического обоснования расходов на осуществление регулируемой деятельности при обращении в регулирующий орган с заявлением об установлении тарифа (пункт 7, подпункты "е", "ж", "з" пункта 8 Основ ценообразования в области обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484).
И, напротив, включение соответствующих сведений в территориальную схему в публичном порядке предполагает верификацию факта продуцирования ТКО потребителем (группой потребителей), обладающим правами подавать замечания и предложения по содержанию территориальной схемы как на стадии общественного обсуждения, так и на стадии ее корректировки (подпункт "в" пункта 20, пункты 23, 31 Правил N 1130).
Таким образом, на распределение бремени доказывания факта оказания услуг по обращению с ТКО влияют две презумпции:
1) осуществление деятельности субъектом гражданского оборота (исходный факт) предполагает образование отходов (презюмируемый факт);
2) включение в территориальную схему сведений об источнике образования, месте накопления и схеме движения соответствующих отходов (исходный факт) предполагает оказание услуг по обращению с ТКО региональным оператором (презюмируемый факт).
Для получения с потребителя (собственника ТКО) стоимости услуг по обращению с ТКО региональному оператору достаточно подтвердить факт заключения договора между ним и потребителем, а также два вышеуказанных исходных факта. При таких условиях услуга считается оказанной региональным оператором и подлежит оплате собственником ТКО, если последним в ходе состязательного процесса не будет прямо опровергнут любой из исходных или презюмируемых фактов.
Если же один из исходных фактов отсутствует, то, несмотря на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО между региональным оператором и собственником ТКО, оказание услуг региональным оператором не предполагается, а подлежит доказыванию им на общих основаниях (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
Порядок создания и обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра утвержден постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039.
Согласно указанным правилам владелец земельного участка, на котором расположена контейнерная площадка, обращается в орган местного самоуправления с заявкой на включение площадки накопления ТКО в реестр мест (площадок) накопления ТКО.
Как следует из материалов дела, на основании заявки собственника контейнерной площадки (ИП Сунцов С.А.), расположенной по адресу: г. Хабаровск, ул. Павловича, 13, лит. Т1, сведения о месте накопления ТКО, закрепленной за ООО "Эй-Пи Трейд", включены в реестр и территориальную схему в июле 2022 года.
Отказывая в удовлетворении встречного иска, судом первой инстанции ошибочно не принято во внимание, что ООО "Эй-Пи Трейд" владеет зданием, земельным участком под ним и контейнерной площадкой, расположенными по адресу: г. Хабаровск, ул. Павловича, 13, на основании договора аренды, с учетом дополнительных соглашений к нему, то есть на законном основании, и является единственным арендатором всего нежилого здания и земельного участка.
По факту включения места (площадки) сбора ТКО по адресу: г. Хабаровск, ул. Павловича, 13, в реестр мест накопления ТКО городского округа "Город Хабаровск" с присвоением уникального идентификационного номера - 056225, данное место сбора ТКО также передано арендатору во владение и пользование.
В пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023, изложена правовая позиция, согласно которой в отсутствие договора между арендатором и региональным оператором обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО лежит на собственнике такого объекта недвижимости.
В свою очередь, региональный оператор не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется помещениями в здании и многоквартирных домах, в том числе на основании договора аренды, если такое лицо само не обратится к нему с заявкой о заключении договора.
Следовательно, по общему правилу региональный оператор вправе при направлении имущественных притязаний об оплате оказанных услуг ориентироваться на данные публично достоверного Единого государственного реестра недвижимости о собственнике имущества (по смыслу статьи 210 ГК РФ).
Вместе тем указанная презумпция является опровержимой и может быть опровергнута при заключении договора оказания услуг по обращению с ТКО между арендатором помещения и региональным оператором. В таком случае обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО лежит на арендаторе помещения.
В случае, когда региональный оператор располагает информацией об арендаторе помещения, не имеется сомнений в реальности арендных отношений, не нацеленных на недобросовестное уклонение от оплаты услуг регионального оператора, и действительном осуществлении арендатором как самостоятельным субъектом экономического оборота хозяйственной деятельности, в ходе которой образуются отходы, обязанность по несению соответствующих расходов возложена на арендатора договором, при условии обращения регионального оператора непосредственно к арендатору последний признается лицом, обязанным оплатить оказанные региональным оператором услуги по договору, заключенному в порядке описанной в пункте 8(17) Правил N 1156 фикции, надлежащим ответчиком по предъявленному в случае неоплаты иску.
Судом при рассмотрении настоящего спора между потребителем и региональным оператором не принято во внимание, что земельный участок под зданием и контейнерной площадкой огорожен забором, доступ на территорию посторонних лиц исключен. Таким образом, у ООО "Эй-Пи Трейд" является единственным пользователем контейнерной площадки и является собственником ТКО.
Соответственно, у регионального оператора имеется реальная возможность определить фактический объем образуемых ООО "Эй-Пи Трейд" ТКО.
Суду при рассмотрении спора по существу следовало дать оценку обстоятельствам подачи потребителем заявки и последующему порядку оказания региональным оператором услуг по обращению с ТКО.
Собственник ТКО, вступивший в преддоговорную переписку с региональным оператором, признает факт продуцирования им отходов и надобности их вывоза, то есть в целом обе стороны проявляют определенное стремление к заключению договора, осознавая его необходимость.
Место накопления, из которого региональным оператором осуществляется вывоз ТКО, является существенным условием договора об оказании услуг в сфере обращения с ТКО и в том случае, когда источник образования отходов и соответствующее место накопления ТКО территориальной схемой не определены (подпункт "г" пункта 25 Правил N 1156).
Исходя из представленных потребителем документов, контейнерная площадка по ул. Павловича, 13, создана до начала действия ООО "Хабавтотранс ДВ" как регионального оператора и использовалась для складирования ТКО как в исковой период, так и до 01.07.2022.
Заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО через установленные Правилами N 1156 фикции не лишает собственника ТКО в соответствии с пунктом 2 статьи 428, пунктом 3 статьи 453 ГК РФ пересмотреть условия договора.
Согласно пункту 2 статьи 434.1 ГК РФ при вступлении в переговоры о заключении договора, в ходе их проведения и по их завершении стороны обязаны действовать добросовестно.
Региональный оператор, выступая сильной стороной в данных правоотношениях, должен принять меры, направленные на урегулирование разногласий, возникших с собственником ТКО.
Получив от потребителя заявку на применение в отношениях сторон способа учета услуг по обращению с ТКО исходя из объема контейнера, региональный оператор обязан в разумный срок предпринять действия, направленные на проверку ее достоверности, по результатам чего приступить к применению соответствующего способа коммерческого учета в отношениях сторон.
ООО "Эй-Пи Трейд"", как подтверждается материалами дела, при разрешении спора признавало обязанность производить оплату с 01.08.2022 по 31.03.2023 исходя из объема и количества контейнеров, информировав о включении УИН N 056225 в реестр накоплений ТКО.
Руководствуясь данным подходом, потребитель настаивал на изменении условий типового договора, предложив подписать иную редакцию Приложения N 1 к договору и дополнительному соглашению, возражал по подписанию дополнительного соглашения к договору в части обязанности произвести оплату по нормативу накоплений до 01.02.2023.
Таким образом, позиция ООО "Эй-Пи Трейд" сводится к изменению договора в части обязанности производить оплату с 01.08.2022 по количеству и объему контейнеров.
ООО "Хабавтотранс ДВ", уклонившись от согласования взаимных интересов, выставляло счета на оплату исходя из нормативов накопления ТКО, в связи с чем ставило собственника ТКО в худшее имущественное положение.
Правилами N 505 коммерческий учет ТКО для собственников ТКО предусмотрен с применением альтернативных способов учета объема ТКО.
Коммерческий учет ТКО может осуществляться расчетным путем в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 одним из альтернативных способов расчета, право выбора которого принадлежит собственнику ТКО (решение Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2021 N АКПИ20-956).
В силу принципа диспозитивности субъекты правоотношений вправе производить расчет как по количеству и объему контейнеров, так и в соответствии с нормативами накопления ТКО.
Принимая во внимание право собственника ТКО на выбор способа учета объема ТКО и выраженное волеизъявление на изменение способа расчета с 01.08.2022, суд ошибочно признал обязательства сторон измененными с 01.02.2023, определив оплату за оказанные услуги по вывозу ТКО с 01.08.2022 по 31.01.2023 по нормативу, а не по количеству и объему контейнеров.
Законодательно закреплено право собственника ТКО, а не обладателя контейнерной площадки, выбрать один из способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО либо исходя из количества и объемов контейнеров, установленных в местах накопления ТКО при наличии у собственника ТКО контейнерной площадки без доступа третьих лиц.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции признает обоснованными доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для урегулирования разногласий, возникших при заключении договора N ТКО-179/ЮЛ на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и дополнительного соглашения N 1 к договору в редакции общества с ограниченной ответственностью "Эй-Пи Трейд", изложив условия приложения N 1 к дополнительному соглашению от 30.01.2023 в следующей редакции:
-столбец N 15 строки N 1,2,3 изложить в редакции "01.07.2022 -31.07.2022";
-столбец N 15 строки N 4,5,6 изложить в редакции "с 01.08.2022".
Заявленные ООО "Хабавтотранс ДВ" требования о взыскании задолженности за оказанные услуги по вывозу ТКО и неустойки судом первой инстанции удовлетворены. Суд исходил из обоснованности расчета регионального оператора, произведенного исходя из нормативов накопления ТКО.
С учетом вышеизложенного, коллегия признает неверным расчет основного долга и неустойки, поскольку начисления за исковой период должны быть произведены исходя из количества и объемов контейнеров. Спора в отношении количества и объема контейнеров у сторон не имеется.
В силу пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
На основании статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
Доводы ООО "Эй-Пи Трейд" о неосуществлении региональным оператором вывоза ТКО судом апелляционной инстанции отклоняются.
Составленные в одностороннем порядке акты о нарушении обязательств по договору не отвечают принципу допустимости доказательства.
Согласно пункту 16 Типового договора, утвержденного Правилами N 1156, потребитель обязан уведомить регионального оператора о дате, времени и месте составления акта, и составить его в присутствии представителя Регионального оператора. При неявке представителя Регионального оператора Потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото - и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт Региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного Потребителем. Региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет Потребителю. В случае несогласия с содержанием акта Региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение Потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения акта.
Вместе с тем, представленные потребителем акты не содержат сведений об уведомлении регионального оператора о дате и времени составлении актов, акты N 3 и N 4 не содержат фотоматериалов. Сведения о направлении в адрес истца актов N 4, N 5 ответчиком не представлены.
Доказательств того, что собственник ТКО осуществлял самостоятельный вывоз ТКО, не нарушая требования Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в материалы дела не предоставлено.
В настоящем случае доказательств уклонения регионального оператора от оказания услуг материалы дела не содержат, факт осуществления ответчиком хозяйственной деятельности не опровергнут, установленные фактические обстоятельства спора позволяют прийти к аргументированному выводу о доказанности факта оказания региональным оператором услуг, поэтому вышеприведенные доводы жалобы суд апелляционной инстанции признает несостоятельными.
Учитывая факт оказания услуг, произведенную потребителем оплату за февраль-март 2023 года, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требования ООО "Хабавтотранс ДВ" о взыскании основного долга за период с 01.08.2022 по 31.01.2023 в размере 301 890 руб. 78 коп. При этом расчет долга, исходя из объема - 0,75 куб.м, количества контейнеров - 4 и графика вывоза ТКО - 5 раз в неделю (понедельник-пятница, кроме выходных), представленный в материалы дела 07.05.2024 ООО "Эй-Пи Трейд", суд признает верным, соответствующим пункту 6.2. договора, фактическим обстоятельствам.
Пунктом 1 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрен срок временного накопления несортированных ТКО исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3 суток: плюс 5 °С и выше - не более 1 суток; плюс 4 °С и ниже - не более 3 суток.
Изложенное в пункте 11 СанПиН 2.1.3684-21 требование фактически устанавливает предельный срок временного накопления несортированных ТКО при определенной температуре наружного воздуха. Соблюдение указанного срока временного накопления ТКО возложено на собственника отходов, который обязан не допускать превышения периода временного накопления несортированных ТКО исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха.
Нарушения потребителем сроков временного накопления ТКО не допускается, а региональный оператор обязан обеспечить вывоз ТКО по мере их накопления.
Между тем предложенная потребителем периодичность вывоза ТКО - 5 раз в неделю (понедельник-пятница), с учетом того, что ООО "Эй-Пи Трейд" не осуществляет деятельность в выходные дни, не нарушает обязательные требования пункта 11 СанПиН 2.1.3684-21, предъявляемые к режиму обеспечения своевременного вывоза ТКО.
Собственник ТКО направлял в адрес регионального оператора уведомление об изменении с 01.08.2022 порядка коммерческого учета ТКО с нормативного на контейнерный, объем 1 контейнера - 0,75 куб.м., с указанием графика вывоза ТКО - понедельник-пятница (5 раз в неделю).
Ссылки регионального оператора на то, что до подписания соглашения об изменении способа коммерческого учета действует типовая форма договора по цене, указанной региональным оператором, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку предложенный подход противоречит смыслу пункта 8(18) Правил N 1156 и разъяснениям, приведенным в пункте 3 Обзора по ТКО.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в случаях, когда суды при рассмотрении дела не исследуют по существу фактические обстоятельства, ограничиваясь только установлением формальных условий применения нормы, право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывается существенно ущемленным (Постановления от 06.06.1995 N 7-П, от 13.06.1996 N 14-П, от 28.10.1999 N 14-П, от 22.11.2000 N 14-П, от 14.07.2003 N 12-П, от 12.07.2007 N 10-П, Определение от 05.03.2004 N 82-О).
На основании пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно статье 330 ГК РФ неустойка (штраф, пени) - определённая законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения обязательства.
Пунктом 23 договора предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Учитывая факт просрочки оплаты оказанных услуг, предъявление требования о взыскании неустойки является правомерным.
Оснований для применения статьи 401 ГК РФ не установлено.
Вместе с тем, выполненный истцом по первоначальному иску расчет неустойки не соответствует обстоятельствам дела и размеру начислений исходя из количества и объема контейнеров. Соответственно, размер неустойки исходя из суммы долга, признанного коллегией обоснованной, составляет за период с 11.10.2022 по 06.06.2023 36 341 руб. 71 коп. Указанный размер штрафных санкций подлежит взысканию с потребителя.
В силу положений статьи 270 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются: неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
С учетом вышеизложенного, решение суда первой инстанции подлежит изменению.
В силу требований статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по иску и за рассмотрение апелляционной жалобы распределяются пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 12.02.2024 по делу N А73-6182/2023 изменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Эй-Пи Трейд" (ОГРН 1022701404340, ИНН 2725026521) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ" (ОГРН 1162724068352, ИНН 2723187548) задолженность за период с 01.08.2022 по 31.01.2023 в размере 301 890 руб. 78 коп., пени за период с 11.10.2022 по 06.06.2023 в размере 36 341 руб. 71 коп., всего 338 232 руб. 49 коп., а также судебные расходы по оплате государственной пошлины по иску в размере 8 680 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Эй-Пи Трейд" (ОГРН 1022701404340, ИНН 2725026521) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 683 руб., перечисленную по платежному поручению от 21.04.2023 N 5571.
В остальной части иска отказать.
Встречный иск удовлетворить.
Урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора N ТКО-179/ЮЛ на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и дополнительного соглашения N 1 к договору в редакции общества с ограниченной ответственностью "Эй-Пи Трейд", изложив условия приложения N 1 к дополнительному соглашению от 30.01.2023 в следующей редакции:
-столбец N 15 строки N 1,2,3 изложить в редакции "01.07.2022 -31.07.2022";
-столбец N 15 строки N 4,5,6 изложить в редакции "с 01.08.2022".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ" (ОГРН 1162724068352, ИНН 2723187548) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Эй-Пи Трейд" (ОГРН 1022701404340, ИНН 2725026521) судебные расходы по государственной пошлине по встречному иску и за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 8 043 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Л. Коваленко |
Судьи |
А.И. Воронцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-6182/2023
Истец: ООО "Хабавтотранс ДВ"
Ответчик: ООО "ЭЙ-ПИ ТРЕЙД"