г. Саратов |
|
24 мая 2024 г. |
Дело N А06-5700/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Борисовой Т.С., Котляровой А.Ф.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свистуновой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного казенного учреждения Астраханской области "Дирекция энергосбережения и ЖКХ" на решение Арбитражного суда Астраханской области от 08 февраля 2024 года по делу N А06-5700/2023,
по исковому заявлению публичного акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" (ОГРН: 1053000000041, ИНН: 3017041554)
к государственному казенному учреждению Астраханской области "Дирекция энергосбережения и ЖКХ" (ОГРН: 1113015003496, ИНН: 3015093620)
третье лицо: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, Министерство имущественных и градостроительных отношений Астраханской области, ПАО "Россети-Юг" - "Астраханьэнерго",
о взыскании задолженности в сумме 281 446 руб. 15 коп.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в соответствии со статьей 186 АПК РФ,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания" (далее - ПАО "АЭСК", истец) обратилось в арбитражный суд Астраханской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к государственному казенному учреждению Астраханской области "Дирекция энергосбережения и ЖКХ" (далее - ГКУ Астраханской области "Дирекция энергосбережения и ЖКХ", ответчик) о взыскании задолженности за период с июля - декабрь 2022 года, января-февраль 2023 года в сумме 281 446 руб. 15 коп., неустойки за период с 02.10.2022 по 15.05.2023 в размере 12 592 руб. 55 коп.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 08 февраля 2024 года по делу N А06-5700/2023 с государственного казенного учреждения Астраханской области "Дирекция энергосбережения и ЖКХ" в пользу публичного акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" взыскана задолженность за период с июля - декабрь 2022 года, января-февраль 2023 года в сумме 281 446 руб. 15 коп., неустойка за период с 02.10.2022 по 15.05.2023 в сумме 12 592 руб. 55 коп., судебные расходы в сумме 8 881 руб. 00 коп.
Публичному акционерному обществу "Астраханская энергосбытовая компания" из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в сумме 1 744 руб. 00 коп.
Государственное казенное учреждение Астраханской области "Дирекция энергосбережения и ЖКХ" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит состоявшийся по делу судебный акт отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от публичного акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
Распоряжением Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области N 960 от 05.12.2014 г. за ГКУ АО "Дирекция энергоснабжения и ЖКХ" закреплено на праве оперативного управления государственное имущество Астраханской области - специализированный жилищный фонд Астраханской области для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе многоквартирные жилые дома - АО, г. Ахтубинск, ул. Волгоградская, д. 9В и д. 9В корп. 1.
Публичное акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания" направило государственному казенному учреждению Астраханской области "Дирекция энергосбережения и ЖКХ" оферту договора поставки энергоснабжения для предоставления коммунальных услуг N 910300 с приложениями (том 1 л.д. 6-13).
В соответствии с приложением N 2 к договору N 910300 "Перечень регистрируемых электросчетчиков" точки поставки электроэнергии объекты энергоснабжения: многоквартирные дома, расположенные по адресам: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Волгоградская, 9В, 9В корпус 1 (том 1 л.д. 13).
До настоящего времени государственным казенным учреждением Астраханской области "Дирекция энергосбережения и ЖКХ" договор энергоснабжения не заключен.
Многоквартирные жилые дома, расположенные по адресу: АО, г. Ахтубинск, ул. Волгоградская, д. 9В и д. 9В корп. 1 оборудованы индивидуальными и общедомовыми приборами учета.
ПАО "АЭСК" осуществило поставку электрической энергию в вышеуказанные МКД на общедомовые нужды за период июль - декабрь 2022 года, январь-февраль 2023 года, что подтверждается актами приема-передачи электроэнергии (мощности), счетами-фактурами, актами снятия показаний приборов учета (том 1 л.д. 29-56).
Истец выставил ответчику счета-фактуры на сумму 366 210 руб. 00 коп.
Ответчик оплату электрической энергии на ОДН в полном объеме не произвел, задолженность за июль - декабрь 2022 года, январь-февраль 2023 года составляет 281 446 руб. 15 коп.
ПАО "АЭСК" ГБУ АО "Дирекция энергоснабжения и ЖКХ" направлена претензия N 14-04-05/871 от 29.03.2023 с требованием об оплате задолженности (том 1 л.д. 25-28).
Претензия оставлена ГБУ АО "Дирекция энергоснабжения и ЖКХ" без удовлетворения, что послужило основанием к обращению ПАО "АЭСК" в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя иск, Арбитражный суд Астраханской области, руководствовался статьями 123.122, 309, 310, 330, 399, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормами раздела IV "Специализированный жилищный фонд" Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", и исходил из доказанности поставки истцом в спорный период электрической энергии как на общедомовые нужды помещений специализированного жилого фонда, находящегося в оперативном управлении учреждения, обязанность по оплате которой лежит на ответчике, как обладателе вещного права; обоснованности того, что расчет начислений за спорный период произведен истцом на основании сведений о потреблении представленных ресурсоснабжающей компанией.
ГБУ АО "Дирекция энергоснабжения и ЖКХ" в апелляционной жалобе настаивает, что не является надлежащим ответчиком по иску, поскольку электрическая энергия на ОДН поставлена в жилые помещения, переданные по договорам найма
Кроме того, в соответствии с протоколами конкурса по отбору временной управляющей организации для управления многоквартирными домами от 29.05.2020 N К-120/2020, N К-121/2020 исполнителем услуги на ОДН является общество с ограниченной ответственностью "Возрождение".
Проверив законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного акта судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующего.
Отсутствие письменной формы договора не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии (п. 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 года N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
Факт поставки электрической энергии на ОДН в многоквартирные дома расположенные по адресу: АО, г. Ахтубинск, ул. Волгоградская, д. 9В и д. 9В корп. 1, оборудованные индивидуальными и общедомовыми приборами учета. ответчиком не опровергнут.
Федеральным законом от 28.01.2020 N 4-ФЗ, вступившим в силу 08.02.2020, внесены изменения в статьи 161 и 163 ЖК РФ. С этого момента правило об установлении уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядка управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, утратило юридическую силу; вместо этого начало действовать правило статьи 163 ЖК РФ, определяющее для названных многоквартирных домов единственно возможный способ управления - управление управляющей организацией и предписывающее органу местного самоуправления провести открытый конкурс по отбору такой организации (определение Конституционного суда Российской Федерации от 30.03.2023 N 697-О).
Если открытый конкурс признан несостоявшимся решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правилами N 1616, назначается управляющая организация ("временная управляющая организация") на срок не более 1 года (пункт 17 статьи 161 ЖК РФ).
Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, и обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор о приобретении коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Обязанность временной управляющей организации по внесению платы за ресурс, поставленный на общедомовые нужды, не отличается от обязанностей управляющей организации, избранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (части 1, 2, 2.3, 17 статьи 161 ЖК РФ, пункт 3 Правил N 1616, подпункт "б" пункта 17, подпункт "а" пункта 31(1) Правил N 354).
В силу прямого указания подпункта "а" пункта 31(1) Правил N 354 временная управляющая организация обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор о приобретении коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирном домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
Независимо от решения собственников помещений многоквартирного дома, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества многоквартирного дома и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Таким образом, при наличии решения органа местного самоуправления о назначении управляющей организации в соответствии с Правилами N 1616 и предъявлении требований ресурсоснабжающей организации к собственнику объекта жилого фонда по оплате коммунальных услуг, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, необходимо учитывать, что обязанным лицом по оплате данных услуг является временная управляющая организация.
Между тем довод апеллянта о том, что надлежащим ответчиком по делу и исполнителем услуги на ОДН в соответствии с протоколами конкурса по отбору временной управляющей организации для управления многоквартирными домами от 29.05.2020 N К-120/2020, N К-121/2020 является общество с ограниченной ответственностью "Возрождение" несостоятелен, поскольку "временная управляющая организация" была определена по конкурсу на срок не более 1 года (пункт 17 статьи 161 ЖК РФ), в спорный период (июль - декабрь 2022 года, январь-февраль 2023 года многоквартирные дома закреплены в силу п.1 ст. 296 ГК РФ за ГБУ АО "Дирекция энергоснабжения и ЖКХ", являющимся исполнителем и обязанным лицом по оплате услуг предоставленных на ОДН ресурсоснабжающей организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
ПАО "АЭСК" поставило электрическую энергию на общедомовые нужды в многоквартирные дома по адресам: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Волгоградская, 9В, 9В корпус 1 за период июль - декабрь 2022 года, январь-февраль 2023 года, что подтверждается счетами-фактурами, актами приема передачи электроэнергии, актами снятия показаний приборов учета (том 1 л.д. 29-56).
Ответчик оплату потребленной электрической энергии не произвел, задолженность июль - декабрь 2022 года, январь-февраль 2023 года составляет 281 446 руб. 15 коп.
Объем электрической энергии на общедомовые нужды определен истцом на основании пункта 21(1) Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, в соответствии с которым объем коммунального ресурса, подлежащей оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
Контррасчет со ссылками на относимые и допустимые доказательства ответчиком не представлен. Доказательства оплаты потребленного ресурса ответчиком также не представлены.
Доводы апелляционной жалобы о том, что электрическая энергия была потреблена физическими лицами, жилые помещения которым были предоставлены по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем исковые требования к ГБУ АО "Дирекция энергоснабжения и ЖКХ", судебной коллегией отклоняются ввиду несостоятельности.
В силу пункта 8 части 1 и части 3 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Части 1 и 3 статьи 100 ЖК РФ определяют, что по договору найма специализированного жилого помещения собственник такого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать нанимателю жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
В договоре найма указываются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением.
В системной взаимосвязи вышеназванных норм права, прямые договорные отношения на предоставление коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией с нанимателями специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрены.
Прямые договорные отношения на предоставление коммунальной услуги РСО в отношении специализированного жилищного фонда (специализированные жилые помещения) возможны только с собственником данного жилого фонда (статьи 92, 93 и 100 Жилищного кодекса).
Как следует из материалов дела, ответчиком (как балансодержателем) и физическими лицами заключены договоры найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (том 1 л.д. 102-119, т. 2 л.д. 10-159, т. 3 л.д. 79).
Лица, которым помещения предоставлены по договорам социального найма, прямые договоры с гарантирующим поставщиком не заключили, иной способ управления не избрали (подпункт "б" пункта 10 Правил N 354), следовательно, как правильно сделал вывод суд, ответственным за оплату поставленной электроэнергии для ОДН перед ресурсоснабжающей организацией является исполнитель в лице государственного казенного учреждения Астраханской области "Дирекция энергосбережения и ЖКХ"
Согласно статье 329 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой, предусмотренной законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно ч. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
В связи с просрочкой оплаты истцом начислена неустойка за период с 02.10.2022 по 15.05.2023 в размере 12 592 руб. 55 коп.
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Формула |
Неустойка |
||
с |
по |
дней |
||||
12 522,51 |
02.10.2022 |
30.11.2022 |
60 |
9.5 |
12 522,51 |
237,93 р. |
12 522, 251 |
01.12.2022 |
15.05.2023 |
166 |
9,5 |
12 522, 51*166*1/130*9,5% |
1 519,08 р. |
21 460,51 |
16.10.2022 |
14.12.2022 |
60 |
9.5 |
21 460,51 |
407,75 р. |
21 460,51 |
15.12.2022 |
15.05.2023 |
152 |
9.5 |
21 460,51 |
2 383,77 р. |
11 775,86 |
17.11.2022 |
15.01.2023 |
60 |
9.5 |
11 775,86 |
223,74 р. |
11 775,86 |
16.01.2023 |
15.05.2023 |
120 |
9.5 |
11 775,86 |
1 032,65 р. |
14 609,86 |
16.12.2022 |
13.02.2023 |
60 |
9.5 |
14 609,86 |
277,59 р. |
14 609,86 |
14.02.2023 |
15.05.2023 |
91 |
9.5 |
14 609,86 |
971,56 р. |
27 907,86 |
15.01.2023 |
15.03.2023 |
60 |
9.5 |
27 907,86 |
530,25 р. |
27 907,86 |
16.03.2023 |
15.05.2023 |
61 |
9.5 |
27 907,86 |
1 244,05 р. |
41 346,61 |
16.02.2023 |
16.04.2023 |
60 |
9.5 |
41 346,61 |
785,59 р. |
41 346,61 |
17.04.2023 |
15.05.2023 |
29 |
9.5 |
41 346,61 |
876,23 р. |
69 021,07 |
18.03.2023 |
15.05.2023 |
59 |
9.5 |
69 021,07 |
1 289,54 р. |
82 801,87 |
15.04.2023 |
15.05.2023 |
31 |
9.5 |
82 801,87 |
812,84 р. |
Сумма неустойки: 12 592, 55 руб. |
Суд, проверив расчет неустойки, представленный истцом, обоснованно признал его правильным, контррасчет или иное несогласие с порядком и методикой подсчета, ответчиком в суд первой и апелляционной инстанции не представлены.
Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015, решение суда признается законным и обоснованным тогда, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, а имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, а также тогда, когда в решении суда содержатся исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных судом фактов.
Обжалуемый судебный акт принят с исследованием всех существенных обстоятельств, которые входят в предмет исследования исходя из предмета и основания исковых требований (статьи 5, 8, 9, 170 АПК РФ), в связи с чем признается законным и обоснованным (часть 4 статьи 15 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения первой инстанции судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Астраханской области от 08 февраля 2024 года по делу N А06-5700/2023 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба государственного казенного учреждения Астраханской области "Дирекция энергосбережения и ЖКХ" - без удовлетворения.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции относит на проигравшую сторону - государственное казенное учреждение Астраханской области "Дирекция энергосбережения и ЖКХ".
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 08 февраля 2024 года по делу N А06-5700/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-5700/2023
Истец: ПАО "Астраханская энергосбытовая компания"
Ответчик: Государственное казенное учреждение Астраханской области "Дирекция энергосбережения и ЖКХ"
Третье лицо: Министерство имущественных и градостроительных отношений Астраханской области, министерство строительства и жилищно -коммунального хозяйства Астраханской области, министерство строительстваи жилищно -коммунального хозяйства Астраханской области, ПАО "Россети Юг" филиал "Россети Юг"- "Астраханьэнерго"