г. Хабаровск |
|
28 мая 2024 г. |
А73-19038/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Брагиной Т.Г., Воронцова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шутенко В.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского поселения "Рабочий поселок Лазарев"
на решение от 27.03.2024
по делу N А73-19038/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Пролив" (ОГРН 1172724016046, ИНН 2705001021, Хабаровский край, Николаевский район, р.п.Лазарев)
к администрации городского поселения "Рабочий поселок Лазарев" Николаевского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1032700110739, ИНН 2705020472, Хабаровский край, Николаевский район, р.п.Лазарев)
о взыскании 1 357 608,26 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Пролив" (ООО "Пролив") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о взыскании с администрации городского поселения "Рабочий поселок "Лазарев" (Администрация) 1 145 975,29 руб., в том числе: долг - 1 145 975,29 руб., пени - 211 632,97 руб. за период с 31.08.2019 по 30.09.2023 (с учетом уточнения).
Требования мотивированы наличием задолженности за содержание общего имущества многоквартирных домов за период с 01.08.2019 по 31.08.2023.
Решением от 27.03.2024 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Администрация считает судебный акт подлежащим отмене.
В обоснование указано на отсутствие в материалах бухгалтерского учета Администрации подписанных сторонами актов сверок взаимных расчетов, имеются лишь неподписанные акты (за 1 полугодие 2023 г., январь-август 2023 г., август 2019 г.-август 2023 г., август 2019 г.-май 2023 г., январь-апрель 2023 г., 9 мес. 2023 г., за 2022 г.).
В этой связи заявитель полагает доказательства со стороны истца в виде подписанных актов сверок - сомнительными и не подлежащими принятию в качестве доказательств.
Отзыв на жалобу не представлен.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные в соответствии с требованиями статей 121-123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", своих представителя не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Согласно материалам дела ООО "Пролив", имеющее лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, на основании договора управления от 01.08.2019, заключенного с собственниками помещений от 01.08.2019, в период с 01.08.2019 по 31.08.2023 осуществляло деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенными в р.п.Лазарев по следующим адресам: ул.Мира, д.д.2, 10, 11, 12, 13; ул.Октябрьская, д.д.6, 8, 10, 14; ул.Лесная, д.д.2, 5, 9; ул.Пограничная, д.д.4, 22; ул.Попова, д.15; ул.Советская, д.д.4, 7, 9, 21, 31.
По условиям указанного договора управляющая организация обязалась оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества МКД, предоставлять коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность, а собственники - обязались оплачивать оказанные услуги.
Размер платы за услуги по текущему ремонту и содержанию общего имущества МКД устанавливается Администрацией городского поселения "рабочий поселок Лазарев" по итогам открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД (Приложение N 3). Плата за услуги по содержанию и текущему ремонту в рамках договора устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в МКД в соответствии с действующим перечнем, составом и периодичностью работ, указанным в приложении N 2 к договору (пункт 4.2 договора).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, определенным законодательством Российской Федерации (пункт 4.3 договора).
Срок внесения платежей - до 25-го числа месяца, следующего за истекшим (пункт 4.5).
Согласно пункту 8.1 срок действия договора - 3 года с 01.08.2019.
В собственности Администрации находятся следующие жилые помещения по адресам: р.п.Лазарев, ул.Мира, д.2, кв.-ры 13, 17, 23, 42; ул.Мира, д.10, кв.2; ул.Мира, д.11, кв.-ры 1, 5, 8; ул.Мира, д.12, кв.-ры 1, 6; ул.Мира, д.13, кв.12; ул.Октябрьская, д.6, кв.-ры 3, 4, 5, 7, 8; ул.Октябрьская, д.8, кв.8; ул.Октябрьская, д.10, кв.-ры 1, 5, 6; ул.Октябрьская, д.14, кв.-ры 5, 10; ул.Лесная, д.2, кв.-ры 2, 5; ул.Лесная, д.5, кв.8; ул.Лесная, д.9, кв.-ры 5, 7; ул.Пограничная, д.4, кв.-ры 1, 6, 7; ул.Пограничная, д.22, кв.-ры 1, 5; ул.Попова, д. 15, кв.-ры 1, 2; ул.Советская, д.4, кв.1; ул.Советская, д.9, кв.1; ул.Советская, д.21, кв.-ры 1, 3; ул.Советская, д.31, кв.2; ул.Советская, д.7 кв.4.
В спорный период с 01.08.2019 по 31.08.2023 указанные жилые помещения являлись незаселенными (пустующими); оплата за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных жилых домов не произведена.
Направленные неоднократно ответчику документы на оплату с актами оказанных услуг истцу в подписанном виде не возвращены.
Претензии с требованием оплаты задолженности оставлены без удовлетворения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса РФ, пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения
На основании пункта 1 статьи 290 ГК РФ и пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (пункты 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с которыми в состав общего имущества включаются, в том числе, технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящиеся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры), иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома.
В состав общего имущества включаются также внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных приборов (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования и т.д.
В силу пункта 11 Правил под содержанием общего имущества понимается сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; текущий и капитальный ремонт, подготовка к сезонной эксплуатации и содержания общего имущества.
Согласно пункту 29 вышеуказанных Правил плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения.
Обязанность граждан и организаций своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена также пунктом 1 статьи 153 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
В силу пункта 3 статьи 153 Жилищного кодекса РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Факт оказания услуг в спорный период подтвержден материалами дела; доказательств оказания услуг ненадлежащего качества, либо какой-либо иной управляющей организацией в материалы дела не представлено.
С 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона N 258-ФЗ от 29.07.2017 вступили в действие изменения в статьи 154, 156 Жилищного кодекса РФ.
В силу части 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе, включены коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 9.1. статьи 156 Жилищного кодекса РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с указанными нормами истцом в состав платы включена оплата за холодную и горячую воду, водоотведение, электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества.
По расчету истца задолженность по оплате услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества за период с 01.08.2019 по 31.08.2023 составила 1 145 975,29 руб.
Расчет задолженности произведен истцом, с учетом площади принадлежащих ответчику жилых помещений, общей площади жилых и нежилых помещений в доме, площади мест общего пользования, на основании тарифов, установленных Постановлениями Администрации городского поселения "Рабочий поселок Лазарев" от 22.08.2019 N 63/1-па, от 23.06.2021 N 54/1-па, от 01.04.2022 N 196-па/1, от 23.01.2023 N 12-па.
В подтверждение суммы долга по незаселенным жилым помещениям в материалы дела представлен поквартирный расчет задолженности, с указанием площади помещений и периодов взыскания.
Апелляционным судом расчет проверен и признан верным.
Услуги по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества дома, коммунальным услугам, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, за спорный период не оплачены.
Принимая во внимание вышеуказанные правовые нормы, доказанность факта предоставления услуг по содержанию незаселенных жилых помещений, при отсутствии доказательств передачи гражданам в заявленный истцом период спорных жилых помещений по договорам социального найма, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обязанности ответчика по уплате задолженности по незаселенным жилым помещениям.
Ввиду отсутствия оплаты истцом начислены пени.
Согласно части 14 статьи 155 Жилищного кодекса РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.
С 01.01.2016 часть 14 указанной статьи изложена в новой редакции, согласно которой лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
По уточненному расчету истца неустойка за период с 31.08.2019 по 30.09.2023, с исключением период моратория, введенного Постановлением Правительства РФ от 28.03.2024 N 974, составила 211 632,97 руб.
Апелляционным судом расчет пени проверен и признан верным; ответчиком не оспорен.
Учитывая доказанность факта неисполнения ответчиком обязанности по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества МКД, удовлетворение требования о взыскании пени в заявленном размере также является обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в материалах бухгалтерского учета Администрации подписанных сторонами актов сверок взаимных расчетов, исходя из чего доказательства со стороны истца в виде подписанных актов сверок являются сомнительными и не подлежащими принятию в качестве таковых, подлежит отклонению, исходя из следующего.
Поскольку результатом деятельности по управлению и содержанию многоквартирного дома является поддержание здания и его элементов в исправном состоянии, доказательством неисполнения истцом его обязательств по оказанию данной услуги является установление фактов технической неисправности здания, его элементов и инженерных систем.
Между тем, доказательств ненадлежащего исполнения обязательств по управлению, техническому обслуживанию и содержанию многоквартирных домов в спорный период суду не представлено.
Мотивированные отказы в подписании актов оказанных услуг в материалах дела отсутствуют.
В соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденном Правительством РФ, информация по управлению МКД находится в открытом доступе на сайте ГИС ЖКХ - dom.gosuslugi.
Кроме того, согласно правовой позиции, изложенной в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 09.11.2010 N 4910/10, от 12.04.2011 N 16646/10, от 17.04.2012 N 15222/11, согласно которой - так как в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
В этой связи необоснованное уклонение собственника помещений в МКД от подписания актов выполненных работ и оказанных услуг не свидетельствует о том, что истцом не были оказаны услуги и (или) выполнены работы ненадлежащего качества и не в полном объеме.
При этом, установление ежемесячной платы (тарифа) свидетельствует о том, что оплата таких услуг не ставится в зависимость от объема услуг в конкретный временной период, в отсутствие обоснованных претензий по объему и качеству услуг.
Ответчиком не представлены акты, подтверждающие факт нарушения истцом качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ в спорный период по спорным МКД. При отсутствии актов, оснований для уменьшения размера платы (перерасчета) не имеется.
Документов, опровергающих факт оказания истцом услуг в спорный период, ответчиком не представлено, равно как и не представлено объективных доказательств, подтверждающих факт оказания услуг по техническому обслуживанию и содержанию общего имущества иным лицом в многоквартирном доме в спорный период.
Доказательств того, что ответчик обращался к истцу с заявлением об изменении размера платы в установленные сроки, ответчиком также не предоставлено.
Таким образом, факт выполнения истцом работ по управлению многоквартирными домами, обеспечению надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества и его ремонт в спорный период ответчиком не опровергнут.
Учитывая установленную законом обязанность собственника по внесению платы на управление, содержание и текущий ремонт общего имущества дома, коммунальные услуги, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, размер которых определен постановлением администрации городского поселения "Рабочий поселок Лазарев", наличие или отсутствие подписанных между сторонами актов сверки взаимных расчетов не имеет правового значения для настоящего спора.
Изложенное в совокупности свидетельствует о несостоятельности доводов апелляционной жалобы и отсутствии правовых оснований для ее удовлетворения.
В этой связи решение суда отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27.03.2024 по делу N А73-19038/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-19038/2023
Истец: ООО "Пролив"
Ответчик: Администрация городского поселение "Рабочий поселок Лазарев"