город Ростов-на-Дону |
|
28 мая 2024 г. |
дело N А32-35216/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 04.04.2024 по делу N А32-35216/2022
по заявлению открытого акционерного общества "АПФ "Фанагория"
к Краснодарской таможне
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном
правонарушении,
при участии:
от Краснодарской таможни посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел": представитель Соломахин В.В. по доверенности от 02.08.2023,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "АПФ "Фанагория" (далее - заявитель, общество, ОАО "АПФ "Фанагория") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможня) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 10309000-1624/2022 от 05.07.2022.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.04.2024 ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока отклонено. Признано незаконным и отменено постановление Краснодарской таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10309000-1624/2022 от 05.07.2022 о признании ОАО "АПФ "Фанагория" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ и установлении наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Краснодарская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просила решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что в действиях общества усматривались признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ. ОАО "АПФ Фанагория" в нарушение требований пунктов 5, 6 статьи 340 ТК ЕАЭС не представлено в установленный таможенным органом срок (до 18.04.2022 включительно) документы и сведения по запросу Краснодарской таможни от 29.03.2022 N 12-16/08132, необходимые для проведения таможенного контроля с целью проверки достоверности сведений о таможенной стоимости товаров, заявленной в проверяемых ДТ. Представитель ОАО "АПФ Фанагория" нарочно привез документы в Краснодарскую таможню по запросу от 29.03.2022 N12-16/08131 - 27.04.2022, а не по запросу от 29.03.2022 N12-16/08132.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "АПФ "Фанагория" просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель лица, участвующего в деле, поддержал занимаемую правовую позицию по рассматриваемому спору.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя лица, участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, в связи с проведением таможенной проверки таможенным органом письмом от 29.03.2022 N 12-16/08132 в адрес общества направлен запрос о представлении документов. Срок предоставления истребуемых документов составлял двадцать календарных дней с даты получения запроса.
20.06.2022 в связи с невыполнением требований о представлении документов, необходимых для проведения таможенного контроля должностным лицом таможни в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ.
05.07.2022 таможенным органом в отношении общества принято постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Несогласие с указанным постановлением таможни послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 310 ТК ЕАЭС таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
Порядок и формы проведения таможенного контроля после выпуска товаров установлен главами 45 и 46 ТК ЕАЭС.
Согласно статье 322 ТК ЕАЭС одной из форм таможенного контроля является проверка таможенных, и иных документов и (или) сведений.
Статьей 324 ТК ЕАЭС установлено, что таможенные органы при проведении таможенного контроля проверяют следующие таможенные, иные документы и (или) сведения:
1) таможенной декларации;
2) иных таможенных документов, за исключением документов, составляемых таможенными органами;
3) документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации;
4) иных документов, представленных таможенному органу в соответствии с ТК ЕАЭС;
5) сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенному органу документах;
6) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с ТК ЕАЭС или законодательством государств-членов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 324 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится путем анализа документов и сведений, в том числе путем сопоставления сведений, содержащихся в одном документе, между собой, а также со сведениями, содержащимися в иных документах, в том числе в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, со сведениями, полученными из информационных систем, используемых таможенными органами, и (или) информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов в рамках информационного взаимодействия, из других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки, а также другими способами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов.
Статьей 331 ТК ЕАЭС установлено, что таможенная проверка - форма таможенного контроля, проводимая таможенным органом после выпуска товаров с применением иных установленных ТК ЕАЭС форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, предусмотренных ТК ЕАЭС, в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
Таможенная проверка заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, и (или) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с ТК ЕАЭС или законодательством государств-членов, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией, полученной в порядке, установленном ТК ЕАЭС или законодательством государств-членов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 335 ТК ЕАЭС при проведении таможенной проверки должностные лица таможенного органа имеют право требовать от проверяемого лица и получать от него коммерческие, транспортные (перевозочные) документы, документы бухгалтерского учета и отчетности, а также другую информацию, в том числе на электронных носителях, относящуюся к проверяемым товарам, включая информацию, касающуюся дальнейших сделок проверяемого лица в отношении этих товаров.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 336 ТК ЕАЭС проверяемое лицо при проведении таможенной проверки обязано представлять по требованию таможенного органа в установленные сроки документы и сведения на бумажном носителе, а при необходимости также на ином носителе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 340 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенные органы вправе запрашивать, а в случаях, установленных ТК ЕАЭС, требовать от декларанта, перевозчика, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и иных лиц представления документов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых (истребованных) документов и (или) сведений.
Статьей 239 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) установлено, что срок представления декларантом, перевозчиком, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, и иными лицами документов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, устанавливается в соответствии с пунктом 1 статьи 340 ТК ЕАЭС в календарных днях с даты получения соответствующим лицом запроса (требования) о представлении документов и (или) сведений. При вручении запроса (требования) о представлении документов и (или) сведений лицу, указанному в части 1 статьи 239 Закона N 289-ФЗ (его представителю), датой получения запроса (требования) таможенного органа является дата, указанная в расписке (отметке) указанного лица (его представителя) о получении запроса (требования).
На основании статьи 236 Закона N 289-ФЗ проверяемое лицо при проведении таможенной проверки должно исполнять обязанности, установленные статьей 336 ТК ЕАЭС, в том числе представлять по требованию таможенного органа в установленные сроки документы и сведения.
Приказом ФТС России от 25.08.2009 N 1560 утвержден Порядок проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 4 Порядка проверка документов и сведений является формой таможенного контроля и проводится в целях установления подлинности документов, представленных при таможенном оформлении товаров и (или) транспортных средств, достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления.
Согласно пункту 17 Порядка запросы должны быть мотивированы и направляться исключительно в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах.
Как следует из материалов дела, в связи с проведением таможенной проверки таможенным органом письмом от 29.03.2022 N 12-16/08132 в адрес общества направлен запрос о представлении документов. Срок предоставления истребуемых документов составлял двадцать календарных дней с даты получения запроса.
Согласно оспариваемому постановлению, таможенный орган пришел к выводу о том, что обществом не представлены истребуемые документы, необходимые для проведения таможенного контроля.
Вместе с тем, судом первой инстанции такие выводы признаны не соответствующими обстоятельствам дела, в связи со следующим.
Судом первой инстанции верно установлено, 29.03.2022 в адрес ОАО "АПФ "Фанагория" поступило письмо Краснодарской таможни о представлении документов (письмо N 12-16/08132 от 29.03.2022), в соответствии с которым в срок не позднее 20 календарных дней необходимо представить: декларации на товары с пакетом документов, указанных во внутренней описи к каждой ДТ и графе 44 ДТ.
Согласно указанному запросу документы должны быть представлены по адресу:
г. Краснодар, ул. Суворова, 2/5, либо направлены почтовым отправлением по тому же адресу.
Таким образом, срок представления документов или направления их почтовым отправлением истекал 18.04.2022.
Согласно пункту 3 статьи 340 ТК ЕАЭС, установленный таможенным органом в запросе (требовании) о представлении документов и (или) сведений срок представления таких документов и (или) сведений может быть продлен на основании мотивированного обращения лица, которому направлен запрос (требование), в том числе для восстановления утраченных документов. Срок, на который продлевается представление документов и (или) сведений, определяется исходя из обращения лица, которому направлен запрос, но не должен превышать 2 месяца со дня истечения установленного таможенным органом срока представления документов и (или) сведений.
15.04.2022 (т.е. до истечения срока представления документов) ОАО "АПФ "Фанагория" в соответствии с пунктом 3 статьи 340 ТК ЕАЭС, посредством почтового отправления направила в адрес Краснодарской таможни заявление о продлении срока представления документов, в связи с большим объемом запрашиваемой информации ОАО "АПФ "Фанагория" просило увеличить срок представления документов не позднее 13.05.2022 (письмо N 1355/22 от 15.04.2022).
22.04.2022 ОАО "АПФ "Фанагория" в ответ на два запроса Краснодарской таможни (запросы N 12-16/08132 и N 12-16/08131), посредством почтового отправления были направлены документы в общем количестве 685 листов, дополнительно ОАО "АПФ "Фанагория" просило Краснодарскую таможню в случае недостаточности направленных документов, уточнить запрос либо продлить срок ответа на 2 месяца.
Судом первой инстанции принято во внимание, что письма ОАО "АПФ "Фанагория" от 15.04.2022 и 22.04.2022 не были отправлены Краснодарской таможне, поскольку с 15.04.2022 по техническим причинам отправка почтовой корреспонденции не осуществлялась.
26.04.2022 письма ОАО "АПФ "Фанагория" от 15.04.2022 и 22.04.2022 возвращены с приложенными документами (письмо ФГУП "Почта России" N 1418/22 от 22.04.2022).
На следующий день 27.04.2022 ОАО "АПФ "Фанагория" нарочно передало письмо от 22.04.2022 N 1418/2022 и документы на 685 листах таможенному органу.
Впоследствии ОАО "АПФ "Фанагория" получила от Краснодарской таможни письмо от 13.05.2022 N 66-16/12281 о том, что представленных документов письмом N 1418/2022 от 22.04.2022 достаточно для проведения таможенного контроля.
В связи с чем, у юридического лица не могло возникнуть сомнений относительно исполнения требования таможенного органа, общество полагало, что представило все необходимые и достаточные документы для проведения таможенного контроля.
Вопреки указанным выше обстоятельствам, Краснодарская таможня признала ОАО "АПФ "Фанагория" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, о чем принято постановление о назначении административного наказания N 10309000-1624/2022 от 05.07.2022.
Соглашаясь с доводами общества о незаконности вышеуказанного постановления обоснованными, суд первой инстанции также исходил из того, что в рассматриваемом деле письма ОАО "АПФ "Фанагория" от 15.04.2022 (о продлении срока) и 22.04.2022 (о представлении документов) не были отправлены/доставлены в адрес Краснодарской таможни по независящим от ОАО "АПФ "Фанагория" обстоятельствам, что подтверждается письмом ФГУП "Почта России" N 1418/22 от 22.04.2022.
Таким образом, применительно к рассматриваемому делу ФГУП "Почта России" допущено нарушение правил почтовой связи, установленных Главой II Прием почтовых отправлений и почтовых переводов Приказа Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" и Главой III Доставка (вручение) почтовых отправлений и выплата почтовых переводов.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 08.11.2022 по делу N А41-1518/2022, в которой суд указал, что несоблюдение порядка доставки почтового отправления является нарушением статьи 14 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", пункта 32, подпункта "в" пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 N 234 и свидетельствует о недоказанности административным органом в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ.
Судом также учтены выводы, изложенные в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.01.2024 по делу N A56-18424/2023, согласно которому таможенный орган, посчитав, что общество не представило по требованию от 04.05.2022 N 12-13/09127 запрошенные документы, сведения и пояснения, необходимые для проведения таможенного контроля, таможня 30.01.2023 составила в отношении общества протокол по делу об административном правонарушении N 10206000-261/2023 по части 3 статьи 16.12 КоАП РФ, а 14.02.2023 вынесла постановление о привлечении общества к административной ответственности в соответствии с названной квалификацией с назначением административного наказания в виде предупреждения. Как следует из материалов дела, непредставление обществом части документов по требованию от 04.05.2022 N 12-13/09127 не повлекло невозможность осуществления таможенного контроля, что подтверждено составлением по результатам камеральной таможенной проверки акта от 19.08.2022 N 10206000/190822/А000006/2022. По результатам проверки таможенный орган пришел к выводу о том, что в нарушение подпункта 7 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС общество не включило в структуру таможенной стоимости товаров по декларациям на товары N 10216170/290820/0224526 10216170/071021/0922446, 10216170/251021/0319014 уплаченные лицензионные платежи или иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (товарного знака POLYGAL), в связи с чем таможня 20.09.2022 вынесла решения о внесении изменений (дополнений) в названные декларации. С учетом данных обстоятельств является обоснованным вывод судов об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения по части 3 статьи 16.12 КоАП РФ.
В настоящем деле письмом N 66-16/12281 от 13.05.2022 Краснодарская таможня сообщила о достаточности документов и сведений для проведения таможенного контроля, полученных нарочно 27.04.2022 сотрудником Краснодарской таможни (письмо от 22.04.2022 N 1418/2022 и документы на 685 листах). Указанное также подтверждается актом проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой после выпуска товаров от 13.05.2022 N 10309000/210/130522/А000067.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств, принимая во внимание правовые позиции, сформированные в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 08.11.2022 по делу N А41-1518/2022 и постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.01.2024 по делу N А56-18424/2023, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда неправомерности привлечения ОАО "АПФ "Фанагория" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ.
Согласно пункту 11 статьи 310 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда перевозчику, декларанту, лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела, и иным лицам, чьи интересы затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов или их должностных лиц при проведении таможенного контроля, а также товарам и транспортным средствам.
Вместе с тем, письмом N 12-16/08132 от 29.03.2022 были запрошены лишь декларации на товары с пакетом документов, указанных во внутренней описи к каждой ДТ и графе 44 ДТ.
При этом пунктом 39 Приказа ФТС России от 17.09.2013 N 1761 "Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля" установлено, что при возникновении необходимости использования документов на бумажных носителях таможенные органы распечатывают копии электронных документов, в том числе ЭДТ, авторизованные сообщения и протоколы информационного взаимодействия.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ (непредставление документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля)
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах постановление по делу об административном правонарушении N 10309000-1624/2022 от 05.07.2022, которым общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 16.12 КоАП РФ, правомерно признано судом первой инстанции незаконным и отменено.
Основания для отмены решения суда от 04.04.2024 и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.04.2024 по делу N А32-35216/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-35216/2022
Истец: ОАО " АПФ"Фанагория", ОАО "АПФ Фанагория"
Ответчик: Краснодарская таможня