г. Москва |
|
08 ноября 2022 г. |
Дело N А41-1518/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей Анциферовой О.В., Гречишкина А.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Купешев А.А. по дов. от 24.12.2021;
от ответчика: Окорокова Ю.А. по дов. от 25.01.2022;
рассмотрев 01 ноября 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу Домодедовской таможни
на решение от 06 мая 2022 года
Арбитражного суда Московской области,
постановление от 10 августа 2022 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
по заявлению ООО "Зеленая Планета"
к Домодедовской таможне
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Зеленая Планета" (далее - ООО "Зеленая Планета", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Домодедовской таможне (далее - заинтересованное лицо) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 23.12.2021 N 10002000-2062/2021 по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 мая 2022 года заявление удовлетворено.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2022 года, решение Арбитражного суда Московской области от 06 мая 2022 года оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Домодедовская таможня обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Московской области и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда и направить дело на новое рассмотрение.
Представители сторон, явившиеся в судебное заседание кассационного суда, поддержали свои доводы и возражения.
Письменный отзыв представлен в материалы дела.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для отмены или изменения судебных актов суда первой и апелляционной инстанций ввиду следующего.
Как установлено судами двух инстанций в ходе рассмотрения дела по существу, таможенным органом при рассмотрении материалов камеральной проверки в отношении общества с ограниченной ответственностью "Агроимпэкс" по факту помещения товаров под таможенную процедуру, соблюдения иных требований, установленных правом Евразийской экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании письмом от 02.06.2021 N 08-01-08/07715 в адрес ООО "Зеленая Планета" направлен запрос о предоставлении документов и сведений обо всех поставках груза "цветочная продукция" за период с 01.01.2021 по дату получения запроса.
Срок предоставления истребуемых документов составлял пять календарных дней с даты получения запроса.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ юридический адрес общества: 127299, г. Москва, ул. Космонавта Волкова, д. 10, стр. 1, эт. 1, пом. III, каб. 70.
Указанный запрос направлен почтовым отправлением, ШПИ N 142000 6014477 2.
Так, из материалов дела, исследованного судами, установлено, что, согласно ответу на запрос от 24.08.2021 за исх. N МР77-09/174405 АО "Почта России" сообщила Домодедовской таможне, что при обработке почтового отправления ШПИ N 142000 6014477 2 была нарушена технология обработки указанного отправления, в связи чем в общероссийскую автоматизированную систему учета и контроля за прохождением регистрируемых почтовых отправлений данная информацию не была внесена вовремя. Почтовое отправление вернулось в таможенный орган, вручено представителю Кузнецовой Е.П. 12.07.2022.
Указанный ответ на запрос не содержит причин не вручения почтового отправления ООО "Зеленая Планета"
Однако 13 сентября 2021 года в связи с невыполнением требований о представлении документов, необходимых для проведения таможенного контроля должностным лицом Домодедовской таможни Федеральной таможенной службы в отношении ООО "Зеленая Планета" составлен протокол N 10002000-2062/2021 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ.
Суды установили, что 23 декабря 2021 года таможенным органом в отношении общества вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10002000-2062/2021, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 50 000 руб. (т. 1 л.д. 7 - 16).
Полагая, что указанное постановление является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "Зеленая Планета" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение об удовлетворении заявления без изменения, с выводами суда первой инстанции согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона.
Кассационная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым судами дана в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы права; кассационная жалоба удовлетворению не подлежит ввиду следующего.
В силу части 3 статьи 16.12 КоАП РФ непредставление в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенные органы вправе запрашивать, а в случаях, установленных ТК ЕАЭС, требовать от декларанта, перевозчика, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и иных лиц представления документов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых (истребованных) документов и (или) сведений.
Согласно подпункту 41 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС под таможенным контролем понимается совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
В силу пункта 2 статьи 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с ТК ЕАЭС в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных ТК ЕАЭС форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведением таможенного контроля.
Из статьи 322 ТК ЕАЭС и пункта 1 статьи 324 ТК ЕАЭС следует, что проверка таможенных, иных документов и (или) сведений является одной из форм таможенного контроля.
Пунктом 1 статьи 326 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при проведении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатой после выпуска товаров, либо в иных случаях применения данной формы таможенного контроля таможенный орган вправе запрашивать и получать документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в соответствии со статьей 340 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 340 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенные органы вправе запрашивать, а в случаях, установленных настоящим Кодексом, - требовать от декларанта, перевозчика, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и иных лиц представления документов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых (истребованных) документов и (или) сведений.
Перечень запрашиваемых (истребованных) документов и (или) сведений определяется таможенным органом исходя из проверяемых документов и (или) сведений с учетом условий сделки, характеристик товара, его назначения, а также иных обстоятельств (пункт 2 статьи 340 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 3 статьи 340 ТК ЕАЭС установленный таможенным органом в запросе (требовании) о представлении документов и (или) сведений срок представления таких документов и (или) сведений может быть продлен на основании мотивированного обращения лица, которому направлен запрос (требование), в том числе для восстановления утраченных документов. Срок, на который продлевается представление документов и (или) сведений, определяется исходя из обращения лица, которому направлен запрос, но не должен превышать 2 месяца со дня истечения установленного таможенным органом срока представления документов и (или) сведений.
Как следует из материалов дела, заявителю вменяется нарушение вышеуказанных требований ТК ЕАЭС, поскольку обществом в установленный в запросе о предоставлении документов от 02.06.2021 N 08-01-08/03158 5-дневный срок не представлены истребуемые документы, необходимые для проведения таможенного контроля.
Однако заявителем в материалы дела представлен ответ Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу от 15.02.2022 N 18742-02-11/77 (т. 2 л.д. 5 - 7), согласно которому по материалам представленным АО "Почта России" установлено несоблюдение порядка доставки почтового отправления N 14200060144772, что явилось нарушением статьи 14 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", пункта 32, подпункта "в" пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 N 234.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов о недоказанности административным органом в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Состав административного правонарушения включает в себя как объективную сторону, так и субъективную сторону, отсутствие одной из сторон состава административного правонарушения, является основанием для отказа в привлечении к административной ответственности (статья 24.5 КоАП РФ).
На основании вышеизложенных обстоятельств, суды делают правильный вывод о том, что обжалуемое постановление является незаконным и подлежит отмене.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанции материального и процессуального права, а фактически указывают на несогласие с выводами судов, основанными на исследовании имеющихся в деле доказательств, которым судами дана надлежащая правовая оценка, и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06 мая 2022 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2022 года по делу N А41-1518/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Каменская |
Судьи |
О.В. Анциферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, заявителю вменяется нарушение вышеуказанных требований ТК ЕАЭС, поскольку обществом в установленный в запросе о предоставлении документов от 02.06.2021 N 08-01-08/03158 5-дневный срок не представлены истребуемые документы, необходимые для проведения таможенного контроля.
Однако заявителем в материалы дела представлен ответ Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу от 15.02.2022 N 18742-02-11/77 (т. 2 л.д. 5 - 7), согласно которому по материалам представленным АО "Почта России" установлено несоблюдение порядка доставки почтового отправления N 14200060144772, что явилось нарушением статьи 14 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", пункта 32, подпункта "в" пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 N 234.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов о недоказанности административным органом в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Состав административного правонарушения включает в себя как объективную сторону, так и субъективную сторону, отсутствие одной из сторон состава административного правонарушения, является основанием для отказа в привлечении к административной ответственности (статья 24.5 КоАП РФ)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 8 ноября 2022 г. N Ф05-26855/22 по делу N А41-1518/2022
Хронология рассмотрения дела:
02.02.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-27154/2022
08.11.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-26855/2022
10.08.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10012/2022
06.05.2022 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-1518/2022