г. Москва |
|
29 мая 2024 г. |
Дело N А40-308962/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ИП Згодина Александра Александровича
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.03.2024 по делу N А40-308962/23
по заявлению УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве
к ИП Згодину Александру Александровичу
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Канивец Д.В. по доверенности от 11.02.2024; |
УСТАНОВИЛ:
УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве (далее - Заявитель, Административный орган) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к индивидуальному предпринимателю Згодину Александру Александровичу (далее - Ответчик, ИП Згодин А.А.) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.03.2024 ИП Згодин А.А. привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ, Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей с передачей изъятой алкогольной продукции согласно протоколу изъятия вещей и документов от 29.08.2023 на уничтожение в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027.
ИП Згодин А.А. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Ответчика при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции нарушены нормы материального права, неправильно оценены фактические обстоятельства дела.
УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направило, заявлений и ходатайств суду не представило.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя Ответчика, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с нормами действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Судом первой инстанции установлено, что 29 августа 2023 года сотрудниками 1-ого отделения ОООП совместно с ОБ ППСП УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве по адресу: г. Москва, ул. Никулинская, д. 6, к. 1, в продуктовом магазине был выявлен факт оборота (хранение) алкогольной и спиртосодержащей продукции без товарно-сопроводительных документов и сертификатов соответствия в нарушение требований Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Опрошенный в ходе проверки продавец продуктового магазина, Машогло Л.Н., предупрежденная об ответственности по статьям 17.7, 17.9 КоАП РФ, пояснила, что работает в должности продавца в магазине продукты расположенного по адресу: г. Москва, ул. Никулинская, д.6, к.1 около года. В ее обязанности входит продажа продуктов, напитков, сигарет, а также расчет с покупателями. Обнаруженная в зоне кассы алкогольная продукция в количестве 5 бутылок Bosko Anna Federica, осталось после новогоднего корпоратива. 2 бутылки водки "Русский стандарт" об. 0,7 л. принадлежат ей, покупала для личного пользования.
Опрошенный в ходе проверки продавец продуктового магазина, Атанасова М.Ю., предупрежденная об ответственности по статье 17.7, 17.9 КоАП РФ, пояснила, что работает в должности продавца в магазине продукты расположенного по адресу: г. Москва, ул. Никулинская, д.6, к.1 около 4 месяцев. В ее обязанности входит продажа продуктов и расчет с покупателями. Обнаруженная в зоне кассы коробка с 5 бутылками Bosko Anna Federica 0,75 л. алк. 7,5%, а также 2 бутылки водки "Русский стандарт" об. 0,7 л. 40% принадлежат продавцу, которая работает в смене Машогло Лариса Николаевна.
В ходе проверки был организован осмотр помещений продуктового магазина в ходе, которого установлено, что магазин расположен на 1 этаже жилого дома и имеет площадь около 40м2. В магазине к продаже представлены продукты питания, напитки, соки, вода, пиво с указанием цены за единицу.
При осмотре кассовой зоны обнаружен кассовый аппарат, зарегистрированный на ИП Згодина А.А.
В холодильных установках и на витринах размещены бутылки воды "Borjomi" объемом 0,7 л. в пластиковых бутылках и объемом 0,5 л. в стеклянной бутылке. При осмотре указанных бутылок не обнаружены критерия отличия от легально распространяемых на потребительском рынке. Также были отсканированы штрих кода через программу "Частный знак", товар соответствует заявленному. При осмотре кассовой зоны под витринной обнаружена алкогольная и спиртосодержащая продукция, водка "Русский стандарт" 0,7 л., игристое вино "Bosko" 0,75 л.- 5 б.
Сертификатов соответствия в ходе осмотра на алкогольную продукцию не представлено. По итогам проверки принято решение об изъятии обнаруженной алкогольной продукции, а именно: водка "Русский стандарт" 0,7 - 2 б., игристое вино: "Bosko" 0,75 л-5 б, которые помещены на ответственное хранение в ОООП УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве, по адресу г. Москва, ул. Лобачевского, вл. 116.
По итогам проверки возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ с проведением административного расследования.
В ходе проведения расследования направлен запрос в ИФНС России N 31 по г. Москве о предоставлении выписки из ЕГРИП в отношении ИП Згодин А.А.
В ходе проведения административного расследования был выявлен оборот алкогольной продукции (пиво и напитки на его основе) без товаросопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства.
На основании выявленных нарушений, УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве в отношении ИП Згодина А.А. составлен протокол от 18.12.2023 N 1256235 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Привлекая Предпринимателя к административной ответственности, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Процессуальных нарушений, допущенных Административным органом при составлении протокола об административном правонарушении, судом первой инстанции в рамках рассмотрения настоящего дела не установлено. Нарушений, влекущих невозможность использования доказательств в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при проведении проверки Административным органом не допущено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не истек.
В соответствии с частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно частям 1, 2 статьи 129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте.
Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.
Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа алкогольной продукции.
Согласно части 1 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, если иное не установлено статьей 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ:
1) товарно-транспортная накладная;
2) справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);
3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза):
4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной. спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции).
5) заверенные подписью руководителя организации и (при наличии печати) ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).
Согласно части 2 указанной статьи этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Статьей 26 Федерального закона N 171-ФЗ запрещен оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, а также оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования.
Таким образом, оборот алкогольной продукции должен сопровождаться документами, предусмотренными пунктом 1 статьи 10.2 и статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ.
Товаросопроводительные документы на приобретение пива и пивных напитков являются первичными документами бухгалтерского учета, служащими для фиксирования факта совершения хозяйственной операции и осуществления бухгалтерских записей.
Пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" определены сроки хранения организациями первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Указанные сроки устанавливаются в соответствии с правилами организации государственного архивного дела и не могут составлять менее пяти лет.
Статьей 362 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утверждённого приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 установлено, что первичные документы бухгалтерского учета и приложения к ним, зафиксировавшие факт совершения хозяйственной операции и явившиеся основанием для бухгалтерских записей, хранятся пять лет.
Таким образом, товаросопроводительные документы на продукцию, поскольку они являются первичными документами бухгалтерского учета, служащими для фиксирования факта совершения хозяйственной операции и осуществления бухгалтерских записей, должны храниться не менее пяти лет.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона N 171 -ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесено осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 18 января 2011 года N 9-ПП "Об утверждении положения о Департаменте торговли и услуг города Москвы" Департамент торговли и услуг города Москвы осуществляет функции по предоставлению государственных услуг в сфере оборота алкогольной продукции, а также функции по региональному государственному контролю за соблюдением законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 23 Федерального закона N 171-ФЗ должностные лица органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований и принимать меры по предотвращению нарушений обязательных требований.
Согласно абзацу 6 подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Федерального закона N 171-ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также незаконного использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования.
Доказательств, опровергающих факт оборота этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов Предпринимателем не представлено.
Как правильно указал суд первой инстанции, ссылка на отсутствие арендных отношений по адресу: г. Москва, ул. Никулинская, д. 6, корп. 1, является несостоятельной, поскольку противоречит обнаруженному кассовому аппарату, зарегистрированному на ИП Згодина А.А.
Таким образом, ИП Згодин А.А. осуществлял оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборот, определенных федеральным законом, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Совершенное правонарушение не может быть признано малозначительным, а назначенное наказание не подлежит замене на предупреждение, с учетом положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, учитывая положения части 2 статьи 4.2 КоАП РФ при определении размера штрафа, подлежащего взысканию, правомерно назначил наказание в минимальном размере, предусмотренном частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, т.е. в размере 10 000 рублей с передачей изъятой алкогольной продукции согласно протоколу изъятия вещей и документов от 29.08.2023 на уничтожение в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027. Изъятая алкогольная продукция была помещена на ответственное хранение в ОООП УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве, по адресу г. Москва, ул. Лобачевского, вл. 116.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 21.03.2024 по делу N А40-308962/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-308962/2023
Истец: ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПО ДОВЕРЕННОСТИ УВД ПО ЗАО ГУ МВД РОССИИ ПО Г. МОСКВЕ СТАРШИЙ ИНСПЕКТОР 1 ОТДЕЛЕНИЯ ОООП МАЙОР ПОЛИЦИИ ХРЯПИНА Ю.А.
Ответчик: Згодин Александр Александрович