г. Тула |
|
29 мая 2024 г. |
Дело N А23-1800/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.05.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.05.2024.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Волошиной Н.А. и Девониной И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., в отсутствие истца - отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1024001181346, ИНН 4027008237), ответчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калужской области "Центральная межрайонная больница N 1" (Калужская область, г. Киров, ОГРН 1194027005017, ИНН 4023011704), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 01.03.2024 по делу N А23-1800/2023 (судья Сидорычева Л.П.),
УСТАНОВИЛ:
отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калужской области (далее - ОСФР по Калужской области, отделение) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с исковым заявлением к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Калужской области "Центральная межрайонная больница N 1" (далее - ГБУЗ КО "ЦМБ N 1", учреждение) о взыскании расходов, излишне понесенных на социальную специальную выплату за период с 01.11.2020 по 30.11.2021, в сумме 3 264 085 руб.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 01.03.2024 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ОСФР по Калужской области обжаловало его в апелляционном порядке. Настаивает на том, что невозможно осуществить проверку для идентификации работников по категориям в течение семи дней, предусмотренных пунктом 8 Правил осуществления фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762; идентификация по категориям возможна только при непосредственном изучении документации медицинской организации (табелей, графиков и т.д.), то есть при проведении камеральной проверки. Отмечает, что возражений относительно зафиксированных в акте камеральной проверки нарушений, учреждение не заявило; каких-либо мер, направленных на досудебное урегулирование спора, не предприняло. Считает доказанной совокупность условий, необходимую для возложения на ГБУЗ КО "ЦМБ N 1" обязанности по возмещению излишне понесенных расходов на специальную социальную выплату в пользу ОСФР по Калужской области. Указывает, что исковое заявление рассмотрено судом без учета увеличения размера исковых требований (дополнение к исковому заявлению от 28.03.2023).
ГБУЗ КО "ЦМБ N 1" возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 (далее - Постановление N 1762) утверждены Правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим, с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - Правила).
Фондом социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) с 01.11.2020 ежемесячно за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда, осуществлялись социальные специальные выплаты лицам, указанным в пункте 2 Постановления N 1762, в соответствии с перечнем медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), который формировался соответствующими органами исполнительной власти, иными учреждениями в отношении организаций, находящихся в их ведении.
Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.06.2021 N 272 утвержден Порядок осуществления контроля территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации за полнотой и достоверностью сведений, представляемых медицинскими и иными организациями (их структурными подразделениям для получения специальной социальной выплаты медицинским работникам (далее - Порядок N 272).
Из положений пунктов 1, 2 Порядка N 272 следует, что контроль за полнотой и достоверностью сведений, представляемых организациями для получения ССВ медицинским и иным работникам осуществляется путем проведения камеральной проверки, которая проводится в виде последующего контроля уполномоченными должностными лицами территориальных органов Фонда по месту нахождения территориального органа Фонда (филиала) на основании документов и сведений, представленных организацией, а также других документов (сведений) о деятельности организации, имеющихся у территориального органа Фонда.
Руководствуясь вышеуказанными нормами, отделение провело камеральную проверку полноты и достоверности сведений для осуществления ССВ, представленных ГБУЗ КО "ЦМБ N l" за период с 01.11.2020 по 30.11.2021, по результатам которой составлен акт от 27.05.2022 N 13.
Проверкой установлено следующее.
В связи со сложившейся неблагоприятной эпидемиологической обстановкой в целях борьбы с угрозой распространения новей коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, во исполнение приказа Минздрава N 198н, приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.03.2020 N 171 "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19", приказа Министерства здравоохранения Калужской области от 12.10.2020 N 1178 "О плане развертывания коек для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19" ГБУЗ КО "ЦМБ N 1" приказом от 13.10.2020 N 502-од "О временном порядке организации работы ГБУЗ КО "ЦМБ N 1" на период распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19" с 14.10.2020:
определено временное штатное расписание в части инфекционного отделения для госпитализации пациентов с легкой формой коронавирусной инфекции, не имеющих условия для самоизоляции, и долечивания пациентов после выписки из стационаров для лечения новой коронавирусной инфекции;
утвержден список работников с указанием ФИО, непосредственно участвующих в оказании медицинской помощи в стационарных условиях пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
ГБУЗ КО "ЦМБ N 1" приказом от 10.11.2020 N 551-од "О временном порядке организации работы ГБУЗ КО "ЦМБ N 1" на период распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19" утвержден дополнительный список работников непосредственно участвующих в оказании медицинской помощи в стационарных условия пациентам с новой коронавирусной инфекцией, а также иных работников, контактирующих в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом СОVID-19.
Приказом ГБУЗ КО "ЦМБ N 1" от 04.02.2021 N 60-од "Об организации работы учреждения при восстановлении деятельности по основным профилям" с 04.02.2021 отменен временный порядок организации работы ГБУЗ КО "ЦМБ N 1" на период распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденный указанным выше приказом от 13.10.2020 N 502-од.
Во исполнение приказа министерства здравоохранения Калужской области от 06.07.2021 N 783 "О перепрофилировании коек в ГБУЗ КО "Центральная межрайонная больница N 1" для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)" ГБУЗ КО "ЦМБ N 1" приказом от 06.07.2021 N 325-од "О временном порядке организации работы ГБУЗ КО "ЦМБ N 1" на период распространения новой коронавирусной инфекции COVID" на 06.07.2021:
определено временное штатное расписание в части инфекционного отделения для госпитализации пациентов с легкой формой коронавирусной инфекции, не имеющих условия для самоизоляции, и долечивания пациентов после выписки из стационаров для лечения новой коронавирусной инфекции;
утвержден список работников с указание ФИО, непосредственно участвующих в оказании медицинской помощи в стационарных условиях пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Приказом ГБУЗ КО "ЦМБ N 1" от 22.09.2021 N 497-од "Об организации работы учреждения при восстановлении деятельности основным профилям" с 28.09.2021 отменен временный порядок организации работы ГБУЗ КО "ЦМБ N 1" на период распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденный указанным приказом от 06.07.2021 N 325-од.
Таким образом, временный порядок организации работы ГБУЗ КО "ЦМБ N 1" в части оказания медицинской помощи в стационарных условиях пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 действовал в периоды: с 14.10.2020 по 03.02.2021, с 06.07.2021 по 27.09.2021.
В соответствии с пунктами 4, 5 Правил для осуществления специальной социальной выплаты медицинским работникам ГБУЗ КО "ЦМБ N 1" ежемесячно направляло в региональное отделение за проверяемой период в форме электронного документа реестры работников, имеющих право на получение ССВ.
ОСФР по Калужской области в ходе проверки правильности указания в реестрах категории медицинских работников выявлено следующее.
ГБУЗ КО "ЦМБ N 1" в представленных в региональное отделение реестрах на медицинских работников, утвержденных медицинской организацией вышеуказанными приказами от 13.10.2020 N 502-од, от 10.11.2020 N 551-од и от 06.07.2021 N 325-од, за периоды март - июнь 2021 года и октябрь - ноябрь 2021 года указало категорию "Врач, оказывающий специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях" (код 012), соответствующую подпункту "а" пункта 2 Постановления N 1762.
В указанные периоды временный порядок организации работы ГБУЗ КО "ЦМБ N 1" в части оказания медицинской помощи в стационарных условиях пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в медицинской организации отсутствовал.
Следовательно, ГБУЗ КО "ЦМБ N 1" в реестрах необходимо было указать категорию "Врач, не оказывающий медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующий с пациентом с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей)" (код 015), соответствующую подпункту "б" (пункта 2 Постановления N 1762.
Таким образом, ГБУЗ КО "ЦМБ N 1" в нарушение Постановления N 1762 в представленных реестрах для назначения и осуществления специальных социальных выплат отражены недостоверные сведения в части указания категории медицинских работников.
На основании полученных реестров региональным отделением излишне назначено и перечислено специальной социальной выплаты в общей сумме 216 630 руб. (приложение N 1 к акту от 27.05.2022 N 13).
Проверкой правильности отражения количества нормативных смен, подлежавших оплате, и категории в отношении работников, утвержденных ГБУЗ КО "ЦМБ N 1" приказами от 13.10.2020 N 502-од, от 10.11.2020 N 551-од и от 06.07.2021 N 325-од, как непосредственно участвовавших в оказании медицинской помощи в стационарных условиях пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, за февраль, июль и сентябрь 2021 года установлено следующее.
ГБУЗ КО "ЦМБ N 1" в представленном в региональное отделение реестре на работника Джафарову Т.С. за период февраль 2021 года указало категорию "Врач, оказывающий специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях" (код 012).
Согласно табелю учета рабочего времени за февраль 2021 года работник привлекался к оказанию медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией в период с 04.02.2021 по 28.02.2021, то есть после окончания действия временного порядка организации работы ГБУЗ КО "ЦМБ N 1" в части оказания медицинской помощи в стационарных условиях пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Следовательно, ГБУЗ КО "ЦМБ N 1" в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 1762 в реестре необходимо было указать категорию "Врач, не оказывающий медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующий с пациентом с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей)" (код 015).
Таким образом, ГБУЗ КО "ЦМБ N 1" в нарушение Постановления N 1762 в представленном реестре для назначения и осуществления специальных социальных выплат отражены недостоверные сведения в части указания категории медицинского работника.
На основании полученного реестра региональным отделением излишне назначено и перечислено специальной социальной выплаты в сумме 14 500 руб. (приложение N 2 к акту от 27.05.2022 N 13).
Согласно пункту 4 Разъяснений по применению Постановления N 1762, внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.12.2020 N 894н (далее - Разъяснения N 894н) специальные социальные выплаты медицинским работникам в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 1762 устанавливаются медицинским работникам, не оказывающим медицинскую помощь по диагностике к лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.
Например, пациенту с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, находящемуся на лечении в стационарных условиях, имеющему сопутствующее острое заболевание или состояние (например, инфаркт миокарда; острое нарушение мозгового кровообращения, маточное кровотечение), на консультацию приглашается врач-кардиолог, врач-невролог, врач-акушер-гинеколог соответственно, не состоящий во временном штатном расписании медицинской организации (структурного подразделения), оказывающей помощь пациенту с новой коронавирусной инфекцией в соответствии с Временным порядком, или пациенту с легкой степенью течения новой коронавирусной инфекции, находящемуся на лечении в амбулаторных условиях, требуется консультация врача-уролога или проведение диагностических исследований на дому специалистами, либо выезд бригады неотложной или скорой медицинской помощи, медицинские работники которой взаимодействуют с таким пациентом (например, для купирования гипертонического криза, астматического статуса, оказания медицинской помощи при острой травме).
ГБУЗ КО "ЦМБ N 1" в представленных в региональное отделение реестрах за периоды ноябрь 2020 года - ноябрь 2021 года на работников, не утвержденных приказами "О временном порядке организации работы ГБУЗ КО "ЦМБ N 1" на период распространения новой коронавирусной инфекции COVID" и не состоящих во временном штатном расписании медицинской организации, указало категории "Врач, оказывающий специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях" (код 012) и к "Средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи стационарных условиях" (код 032), соответствующие подпункту "а" пункта 2 Постановления N 1762.
Согласно Разъяснениям N 894н ГБУЗ КО "ЦМБ N 1" в реестрах указанных работников необходимо было указать категории "Врач, оказывающий медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующий с пациентом с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей)" (код 015) и "Средний медицинский персонал, не оказывающий медицинскую помощь диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактирующий с пациентом с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей" (код 035), соответствующие подпункту "б" пункта 2 Постановления N 1762.
Таким образом, ГБУЗ КО "ЦМБ N 1" в нарушение Постановления N 1762 в представленных реестрах для назначения и осуществления специальных социальных выплат отражены недостоверные сведения в части указания категории медицинских работников.
На основании полученных реестров региональным отделением излишне назначено и перечислено специальной социальной выплаты в общей сумме 2 988 607 руб. 50 коп. (приложение N 3 к акту от 27.05.2022 N 13).
ГБУЗ КО "ЦМБ N 1" в представленном в региональное отделение реестре за март 2021 года на Киселева Ю.М. указало код категории 12, соответствующий подпункту "а" пункта 2 Постановления N 1762 "Врач, оказывающий специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях". В связи с неверно указанным кодом категории региональным отделением излишне перечислено 3997 руб. 50 коп. Средства возмещены при оплате реестра за декабрь 2021 года.
Проверкой правильности отражения в реестрах количества нормативных смен, подлежавших оплате, установлено следующее.
Согласно пункту 3 Постановления N 1762 специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце.
Фактическое число нормативных смен в календарном месяце определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, в которые работник привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, на нормативную смену. Расчет ведется с округлением до десятой части числа нормативных смен.
Проверкой соответствия фактического количества нормативных смен, указанного ГБУЗ КО "ЦМБ N 1" в реестрах, количеству нормативных смен, рассчитанному на основании сведений, содержащихся в представленных проверке табелях учета рабочего времени, выявлены расхождения (приложение N 4 к акту от 27.05.2022 N 13).
Таким образом, ГБУЗ КО "ЦМБ N 1" в нарушение Постановления N 1762 в представленных реестрах для назначения и осуществления специальных социальных выплат отражены недостоверные сведения в части указания фактического количества нормативных смен, подлежащих оплате.
На основании полученных реестров региональным отделением излишне назначено и перечислено специальной социальной выплаты в общей сумме 35 357 руб. 50 коп. (приложение N 4 к акту от 27.05.2022 N 13).
Согласно акту проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) о выявленных несоответствиях от 27.05.2022 N 13 всего за период с 01.11.2020 по 30.11.2021 региональным отделением излишне перечислено средств ГБУЗ КО "ЦМБ N 1" на специальную социальную выплату в общей сумме 3 255 095 руб.
Пунктом 10 Правил предусмотрена ответственность организации за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником ССВ. Расходы, излишне понесены: Фондом в связи с сокрытием или недостоверностью представленных организацией сведений, подлежат возмещению организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 Правил).
Согласно пункту 4.1 акта страхователю предложено возместить излишне понесенные расходы.
В письме от 07.06.2022 N 498 ответчик просил продлить срок возмещения до декабря 2022 года.
Денежные средства медицинской организацией в добровольном порядке не возмещены, что послужило основанием для обращения фонда в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
По утверждению истца, в связи с допущенными техническими ошибками при расчете суммы взыскания по материалам проверки, взысканию подлежит сумма 3 264 085 руб. (дополнение к исковому заявлению о взыскании излишне выплаченной специальной социальной выплаты от 28.03.2023).
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусматривает, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статья 15 ГК РФ).
В силу пунктов 1, 2 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, в том числе касающиеся прав и обязанностей медицинских работников, регулирует Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 72 Закона N 323-ФЗ установлено, что медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 72 Закона N 323-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Закона N 323-ФЗ в целях оказания государственной социальной поддержки медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), Правительство Российской Федерации постановлением от 30.10.2020 N 1762 утвердило Правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Пунктом 2 Постановления N 1762 определено в целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (за исключением организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная или приравненная к ней служба) производить ежемесячно в период с 01.11.2020 по 31.12.2022 специальные социальные выплаты за нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации, следующим категориям указанных работников:
а) оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19):
врачи, оказывающие скорую медицинскую помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи - 2430 руб., 1215 руб., 950 руб. соответственно за одну нормативную смену;
фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи - 600 руб. за одну нормативную смену;
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 3880 руб., 2430 руб. и 1215 руб. соответственно за одну нормативную смену;
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, - 2430 руб., 1215 руб. и 600 руб. соответственно за одну нормативную смену;
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал патологоанатомических бюро и отделений медицинских организаций, проводящих (обеспечивающих проведение) патологоанатомические исследования, связанные с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), - 3880 руб., 2430 руб. и 1215 руб. соответственно за одну нормативную смену;
водители машин выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) - 1215 руб. за одну нормативную смену;
члены летных экипажей воздушных судов санитарной авиации, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) - 1215 руб. за одну нормативную смену;
б) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, - 2430 руб., 1215 руб., 600 руб. соответственно за одну нормативную смену.
Согласно пункту 3 Правил специальная социальная выплата производится за одну нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Специальная социальная выплата производится ежемесячно.
Специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце.
Расчет специальной социальной выплаты по основной работе и при работе на условиях внешнего и внутреннего совместительства производится раздельно.
Фактическое число нормативных смен в календарном месяце определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, в которые работник привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, на нормативную смену. Расчет ведется с округлением до десятой части числа нормативных смен.
Размер специальной социальной выплаты повышается на сумму, определяемую умножением специальной социальной выплаты (без учета районных коэффициентов, коэффициентов за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициентов за работу в высокогорных районах), на повышающий коэффициент к специальным социальным выплатам, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2020 N 1962 "Об утверждении повышающих коэффициентов к специальным социальным выплатам и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что для получения специальной социальной выплаты организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (далее - реестр). В декабре реестр представляется организациями в территориальный орган Фонда до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.
Реестр формируется в соответствии с требованиями, установленными пунктом 6 Правил.
Фондом осуществляется идентификация работников, указанных в реестрах, и проверка факта их трудоустройства в организации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета работника в системе обязательного пенсионного страхования, посредством направления запроса в информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 7 Правил).
В соответствии с пунктом 8 Правил специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом Фонда в течение 7 рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда реестра путем перечисления на банковскую карту или счет работника.
Согласно пункту 10 Правил организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Контроль за полнотой и достоверностью сведений, представляемых организациями, осуществляют территориальные органы Фонда в порядке, устанавливаемом Фондом по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 11).
В силу пункта 12 Правил расходы, излишне понесенные Фондом в связи с сокрытием или недостоверностью представленных организацией сведений, подлежат возмещению организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, фондом за счет межбюджетных трансферов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету фонда, в целях государственной социальной поддержки медицинских работников определенных Постановлением N 1762 категорий осуществлялась специальная социальная выплата в соответствии с перечнем медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), который формировался соответствующими органами исполнительной власти, иными учреждениями в отношении организаций, находящихся в их ведении.
Данные выплаты производились ежемесячно в период март-июнь 2021 года и октябрь-ноябрь 2021 года.
В ходе камеральной проверки выявлены несоответствия в указанных в реестрах на выплату специальной социальной выплаты категорий медицинских работников (кода категории) и правильности отражения количества нормативных смен, подлежащих оплате, что привело к увеличению начисленных и выплаченных, непосредственно работникам ГБУЗ КО "ЦМБ N 11" специальной социальной выплаты.
Как поясняет ГБУЗ КО "ЦМБ N 1", учреждение представляло реестры, исходя из того, что данные могут быть скорректированы.
В связи с тем, что Правилами не определены срок и порядок подачи корректирующего реестра работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, ответчик обратился в фонд, указав на ошибки, допущенные в реестре. Принять корректирующий реестр фонд отказался, поскольку специальные социальные выплаты закончились, расчет с получателями выплат - закрыт.
Согласно пункту 5 Порядка осуществления территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации контроля за полнотой и достоверностью сведений, представляемых медицинскими и иными организациями (их структурными подразделениями) для получения специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам, утвержденного приказом ФСС РФ от 30.06.2021 N 272, проверка организаций, работникам которых произведена выплата в соответствии с представленными реестрами работников, имеющих право на ее получение, осуществляется выборочно. Основаниями для проведения проверки являются: нарушение сроков предоставления реестра; неоднократное (более двух раз) предоставление уточняющего (корректирующего) реестра в течение отчетного месяца; несоответствие применяемых районных коэффициентов, коэффициентов за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициентов за работу в высокогорных районах, территории осуществления трудовой деятельности работником; поступление реестра с количеством смен, превышающих 44 смены на одного работника в течение одного месяца; несоответствие должности работника и категории; поступившие обращения физических лиц (работников медицинских организаций), указывающие на недостоверность представленных сведений; поручения руководства Фонда, обращения органов, уполномоченных на осуществление государственного (муниципального) надзора (контроля), правоохранительной деятельности и так далее.
Камеральная проверка в учреждении проводилась с 14.03.2022 по 27.05.2022, период проверки: с 01.11.2020 по 30.11.2021.
При этом ранее в отношении ГБУЗ КО "ЦМБ N 1" проверки не проводились, обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для проведения проверки в соответствии с пунктом 5 Порядка, не установлено, каких-либо претензий к предоставляемым учреждением реестрам со стороны фонда не предъявлялось.
При таких обстоятельствах у учреждения отсутствовали основания полагать, что подаваемые реестры имеют недостатки заполнения, и, как следствие, возможность устранения выявленных впоследствии фондом нарушений.
Учитывая изложенное и принимая во внимание действующее нормативно-правовое регулирование спорных правоотношений, указанные учреждением в реестрах сведения о работниках, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, не могут быть признаны недостоверными (заведомо недостоверными), в связи с чем понесенные фондом расходы по специальной социальной выплате (в том числе излишне полученной) не могут быть возмещены за счет учреждения.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований судом первой инстанции отказано правомерно.
Ссылка фонда на то, что в решении суда первой инстанции отсутствуют сведения о том, что исковые требования были изменены, признается апелляционным судом несостоятельной, поскольку не указание в решении суда суммы исковых требований - 3 264 085 руб. не является основанием для отмены судебного акта и не повлекло нарушение прав истца. Из текста обжалуемого решения и его резолютивной части следует, что требования истца рассмотрены судом исходя из заявленных оснований и оставлены без удовлетворения в полном объеме.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Обжалуемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем выводы суда не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельства и имеющимся доказательствам.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 01.03.2024 по делу N А23-1800/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Н.А. Волошина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-1800/2023
Истец: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Калужской области
Ответчик: ГБУЗ КО Центральная межрайонная больница N1, Государственное бюджетное учреждение здравоохранение Калужской области "Центральная межрайонная больница N1"