г. Владимир |
|
29 мая 2024 г. |
Дело N А39-11263/2023 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ковбасюка А.Н., рассмотрев апелляционную жалобу Чукальского потребительского общества на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 13.03.2024 по делу N А39-11263/2023, принятое в порядке упрощенного производства,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Зингер СПб" к Чукальскому потребительскому обществу о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав на товарный знак N 266060, а также судебных расходов,
без вызова сторон,
установил.
Общество с ограниченной ответственностью "ЗИНГЕР Спб" (далее - ООО "ЗИНГЕР Спб", Общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Чукальскому потребительскому обществу (далее - Чукальское ПО, Потребительское общество, ответчик) о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав на товарный знак N 266060 в сумме 10 000 руб., а также почтовых расходов в сумме 132 руб., стоимости контрафактного товара в сумме 100 руб., расходов на получение выписки из ЕГРИП в отношении ответчика в сумме 200 руб., расходов на фиксацию правонарушения 8000 руб.
Решением от 13.03.2024 Арбитражный суд Республики Мордовия взыскал с Потребительского общества в пользу Общества компенсацию в сумме 10000 руб., судебные расходы по оплате стоимости товара в сумме 100 руб., стоимости почтовых отправлений в сумме 132 руб., государственной пошлины в сумме 2000 руб.
Не согласившись с принятым по делу решением, Чукальское ПО обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт на основании положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 05.04.2019 ответчик признан несостоятельным (банкротом) и с 2020 года не ведет хозяйственной деятельности, согласно инвентаризации имущества, у ответчика отсутствует магазин в котором происходила спорная закупка товара. Кроме того, в товарном чеке наименование товара "Кусачки", тогда как на переставленном в материалы дела товаре наименование "Маникюрный набор". В товарном чеке также отсутствуют сведения позволяющие идентифицировать признаки товара. Обратил внимание на отсутствие размещенной в системе "Мой Арбитр" видеозаписи процесса приобретения товара, а также на период продажи товара и обращение истца за судебной защитой.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Истец в отзыве возразил против доводов жалобы.
Рассмотрев ходатайство ответчика о приобщении копий: выписки из ЕГРН об объектах недвижимости, принадлежащих (принадлежавших) Потребительскому обществу, бухгалтерского баланса Потребительского общества на 31.12.2021, отчета о финансовых результатах за 2021 год, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводом.
Согласно части 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
В соответствии с пунктом 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" арбитражным судом при рассмотрении апелляционной жалобы могут быть приняты дополнительные доказательства только в случае, если суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 5 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание, что основания для перехода к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, отсутствуют, суд апелляционной инстанции считает необходимым в приобщении к материалам дела дополнительных доказательств отказать. Указанные документы не были заявлены ответчиком в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Общество является обладателем исключительного права на товарный знак по свидетельству Российской Федерации N 266060, зарегистрированного в том числе в отношении товаров 06, 08, 14, 21, 26, 35 и 42-го классов МКТУ.
Правообладателю стало известно, что 06.04.2021 в торговой точке (магазине), расположенном по адресу: около переулка Луначарского, 14 (Ардатов, Республика Мордовия, Россия, 431860), ответчиком предлагался к продаже и был продан товар - маникюрный инструмент (маникюрные кусачки в упаковке), имеющий технические признаки контрафактности; на товаре имеется изображение "ZINGER", сходное до степени смешения с товарным знаком "ZINGER" по свидетельству N 266060.
Ссылаясь на то, что предпринимателем было нарушено принадлежащее обществу исключительное право на вышеуказанный объект интеллектуальной собственности, последнее обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Суд первой инстанции установил факт принадлежности истцу исключительного права на товарный знак, а также факт его нарушения ответчиком, что в совокупности является основанием для взыскания компенсации.
Определяя размер подлежащей взысканию компенсации, суд исходя из существа совершенного правонарушения, вида заявленной истцом компенсации, посчитал, что с учетом обстоятельств дела с ответчика подлежит взысканию компенсация в сумме 10 000 рублей.
Учитывая исход рассмотрения спора, руководствуясь положениями статей 101, 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд также отнес на ответчика обязанность по возмещению истцу понесенных в связи с рассмотрением настоящего спора расходов на оплату почтовых отправлений в сумме 132 руб., стоимости товара в сумме 100 руб., государственной пошлины в сумме 2000 руб.
Изучив материалы дела, проверив доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены (изменения) судебного акта.
Первый арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно определен характер спорного правоотношения, круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, правильно определены законы и иные нормативные акты, которые следовало применить по настоящему делу, дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства.
Обжалуемый судебный акт отвечает требованиям законности, обоснованности и мотивированности, предусмотренным частью 4 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основан на правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, содержит обоснование сделанных судом выводов применительно к конкретным обстоятельствам дела.
Рассмотрев материалы дела повторно, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью) являются, в частности, товарные знаки и знаки обслуживания, а также произведения искусства.
В соответствии со статьей 1226 ГК РФ, на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие).
Согласно пункту 1 статьи 1229 ГК РФ, гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233 ГК РФ), если этим Кодексом не предусмотрено иное. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными этим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается ГК РФ.
В соответствии со статьей 1250 ГК РФ, интеллектуальные права защищаются способами, предусмотренными Кодексом, с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права.
Согласно пункту 3 статьи 1252 ГК РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом для отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, при нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения
В силу пункта 1 статьи 1477 ГК РФ под товарным знаком понимается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Статьей 1484 ГК РФ установлено, что лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 этой статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак (пункт 1). Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака: 1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации; 2) при выполнении работ, оказании услуг; 3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; 4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; 5) в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации (пункт 2). Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения (пункт 3).
В силу статьи 1515 ГК РФ, товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными (пункт 1). Правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации: 1) в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения; 2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака (пункт 4).
По смыслу статьи 1515 ГК РФ, нарушением исключительного права владельца товарного знака признается использование не только тождественного товарного знака, но и сходного с ним до степени смешения обозначения.
С учетом пункта 1 статьи 1477 и статьи 1484 ГК РФ использованием товарного знака признается его использование для целей индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Согласно пункту 3 статьи 1484 ГК РФ, никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения. Для установления факта нарушения достаточно опасности, а не реального смешения товарного знака и спорного обозначения обычными потребителями соответствующих товаров. При этом смешение возможно, если в целом, несмотря на отдельные отличия, спорное обозначение может восприниматься указанными лицами в качестве соответствующего товарного знака или если потребитель может полагать, что обозначение используется тем же лицом или лицами, связанными с лицом, которому принадлежит товарный знак. Вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения определяется исходя из степени сходства обозначений и степени однородности товаров для указанных лиц. При этом смешение возможно и при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров или при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения. Однородность товаров устанавливается исходя из принципиальной возможности возникновения у обычного потребителя соответствующего товара представления о принадлежности этих товаров одному производителю. При этом суд учитывает род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей, взаимодополняемость или взаимозаменяемость и другие обстоятельства. Установление сходства осуществляется судом по результатам сравнения товарного знака и обозначения (в том числе по графическому, звуковому и смысловому критериям) с учетом представленных сторонами доказательств по своему внутреннему убеждению. При этом суд учитывает, в отношении каких элементов имеется сходство - сильных или слабых элементов товарного знака и обозначения. Сходство лишь неохраняемых элементов во внимание не принимается. Специальных знаний для установления степени сходства обозначений и однородности товаров не требуется (пункты 157, 162).
Материалами дела подтверждается, что истец обладает исключительным правом на товарный знак в виде словесного обозначения "ZINGER" по свидетельству на товарный знак N 266060, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, знаков обслуживания Российской Федерации 26.03.2004, в том числе в отношении товаров 8 и 35 классов МКТУ.
В подтверждение факта купли-продажи названного товара истец представил товарный чек от 06.04.2021 с указанием реквизитов ответчика, сам приобретенный товар, также в материалы дела представлена видеозапись приобретения товара. При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что из указанной видеозаписи следует, что товарный чек выдан именно за продажу спорного контрафактного товара стоимостью 100 руб. На упаковке приобретенного товара нанесено обозначение ZINGER.
При этом доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что ответчик не реализовывал спорный товар отклонены судом первой инстанции, вина ответчика на основании представленных в материалы дела доказательств правомерно признана судом первой инстанции установленной.
Ответчик в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иного не доказал.
Факт того, что товар в товарном чеке по иному поименован не имеет правового значения.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 6 Информационного письма от 13.12.2007 N 122 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности" незаконность распространения контрафактной продукции путем розничной купли-продажи подтверждается совокупностью доказательств, в том числе кассовым чеком, контрафактной продукцией и другими доказательствами.
Реализация спорного товара произведена в розничной сети и в соответствии со статьей 492 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Договор розничной купли-продажи является публичным договором. К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.
В силу статьи 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Согласно статье 493 Гражданского кодекса Российской Федерации договор розничной продажи считается заключенным с момента выдачи покупателю кассового или товарного чека.
Представленные доказательства в совокупности, подтверждают заключение между истцом и ответчиком договора розничной купли-продажи спорного товара в соответствии с ГК РФ.
На товарном чеке имеется печать с идентификационными данными ответчика (ИНН, ОГРН).
Вопреки доводам жалобы правовое значение печати ответчика заключается в удостоверении ее оттиском подлинности подписи (подписей) лица, управомоченного представлять Потребительское общество во внешних отношениях, а также того факта, что соответствующий документ исходит от лица, являющегося самостоятельным участником гражданского оборота.
Ответчик об утрате печати не заявлял, документальных доказательств того, что она незаконно выбыла из его владения, в дело не представлено. При доступе физического лица к печати индивидуального предпринимателя и при отсутствии заявления об утрате (хищении) печати полномочия такого физического лица явствуют из обстановки в силу статьи 182 ГК РФ.
Из видеозаписи, представленной в материалы дела следует, что товар продан одним лицом (продавцом), полномочия на реализацию товара которого явствуют из обстановки (абзац 2 пункта 1 статьи 182 ГК РФ), оплата контрафактного товара осуществлена посредством наличного расчета. Видеозапись покупки отображает местонахождение, внешний и внутренний вид торговой точки, процесс выбора приобретаемого товара, процесс оплаты, выдачи чека. На видеозаписи покупки отображено содержание выданного чека (наименование продавца, ИНН, дата выдачи и др.), соответствующих приобщенному к материалам дела чеку, и внешний вид приобретенного товара, соответствующего имеющемуся в материалах дела товару. Последовательность видеоряда на видеозаписи не нарушена.
Вопреки доводам ответчика, видеозапись отражает весь процесс приобретения контрафактного товара и выдачей товарного чека от имени ответчика.
Товарный чек, запечатленный на видеозаписи, и чек, представленный в материалы дела, совпадают.
Видеозапись, представленная истцом, является надлежащим доказательством по делу в связи со следующим.
Статьей 64 АПК РФ предусмотрено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Согласно статье 89 АПК РФ, иные документы и материалы допускаются в качестве доказательств, если содержат сведения об обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела. К иным документам и материалам относится материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, полученные, истребованные или представленные в порядке, установленном Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 12, 14 ГК РФ, части 2 статьи 64 АПК РФ, видеосъемка при фиксации факта распространения контрафактной продукции является допустимым способом самозащиты и отвечает признакам относимости, допустимости и достоверности доказательств.
Статьями 426, 492 и 494 ГК РФ установлено, что выставление на продажу спорной продукции свидетельствует о наличии со стороны ответчика публичной оферты, а факт ее продажи подтверждается видеозаписью процесса покупки.
Учитывая отсутствие оснований полагать, что данное доказательство получено с нарушением федерального закона, суд первой инстанции обоснованно приобщил данное доказательство к материалам дела.
У истца отсутствовали основания сомневаться в полномочиях лица, передавшего товар, действующего от имени ответчика и передавшего товар в торговой точке.
Данные о продавце, содержащиеся в товарном чеке, совпадают с аналогичными данными об ответчике, указанными в выписке из ЕГРЮЛ, помимо подписи.
Доказательств, подтверждающих, что ответчик по представленному чеку продал иной товар, права на реализацию которого у него имеются, ответчик в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представил.
В отношении довода подателя жалобы о необходимости истребования судом первой инстанции доказательств, апелляционный суд отмечает следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 66 АПК РФ лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства.
В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения.
Из приведенной нормы следует, что истребование доказательства является правом, а не обязанностью суда, а разрешение данного вопроса осуществляется судом исходя из конкретных обстоятельств дела с учетом необходимости и значимости данного доказательства для разрешения рассматриваемого спора.
В настоящем случае, ответчиком в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции такого заявления заявлено не было, препятствий в самостоятельном получении таких доказательства не представлено, в свою очередь установление обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора возможно на основании представленных в дело документов.
Кроме того, в рассматриваемом деле с достаточной степени достоверности установлено, что спорный товар реализовывался от имени ответчика.
Довод ответчика о недоказанности факта приобретения истцом товара у ответчика опровергается имеющимися в материалах дела указанными доказательствами: в том числе видеосъемкой, совершенной в целях и на основании самозащиты гражданских прав в соответствии со статьей 14 ГК РФ.
С заявлением о фальсификации представленных истцом доказательств, в соответствии со статьей 161 АПК РФ, ответчик при рассмотрении дела судом первой инстанции не обращался.
Вышеназванные доказательства, получили свою оценку судом, суд апелляционной инстанции признает выводы суда о доказанности факта нарушения ответчиком исключительных прав истца обоснованными, сделанными на основании исследования всех представленных доказательств в их совокупности и взаимной связи.
Довод о том, что торговая точка (магазине) где был реализован товар не принадлежит ответчику, на основании не оспоренных вышеизложенных фактах отклоняется апелляционным судом, при этом ведение хозяйственной деятельности в торговой точке не предполагает факта наличия права собственности не нее именно у продавца.
Довод о том, что ответчик в спорный период не имел прибыли не отменяет факта ведения хозяйственной деятельности ответчика, положения действующего законодательства не имеют запрета на ведения такой деятельность при нахождении лица в стации банкротства.
Поскольку факт нарушения исключительных прав истца совершен после введения процедуры банкротства, указанную компенсацию следует отнести к текущим платежам, в связи с чем рассмотрение настоящего дела в исковом порядке признается судом апелляционной инстанции обоснованным.
Учитывая изложенное, материалами дела подтверждается реализация ответчиком спорного товара с товарными знаками и изображениями произведения изобразительного искусства, а также произведением дизайна исключительные права на которые принадлежат истцу, что является нарушением его исключительных прав, что влечет ответственность для ответчика в виде выплаты компенсации.
Доводы ответчика о том, что он не был ознакомлен с видеозаписью реализации спорного товара, не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку в силу части 1 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии.
В соответствии со статьей 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия по ознакомлению с материалами дела стороны предпринимают самостоятельно путем заявления арбитражному суду ходатайства об ознакомлении с материалами дела.
Процессуальным законодательством не урегулирован порядок размещения видеофайлов, иных вещественных доказательств на официальном сайте в сети Интернет, лица, участвующие в деле, вправе ознакомиться с ними в порядке статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратившись с соответствующим ходатайством в суд.
Также суд апелляционной инстанции обращает внимание, что на стадии рассмотрения апелляционной жалобы, ответчиком не было заявлено об ознакомлении с видеозаписью, содержащейся в материалах дела, для подачи обоснованных возражений в отношении указанного доказательства.
Сравнив изображения на спорном товаре с товарным знаком и персонажами, суд руководствовался положениями пункта 13 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности, утвержденного информационным письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.12.2007 N 122, Правилами составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", пришел к обоснованному выводу об их тождестве, приводящем к смешению указанного товара с товарными знаками и персонажами, зарегистрированными за истцом.
Вследствие изложенного, исходя из положений статей 1252, 1299, 1300 Гражданского кодекса Российской Федерации, вопреки утверждениям заявителя апелляционной жалобы, реализованный ответчиком товар является контрафактным.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом для отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, при нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков. Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных настоящим Кодексом, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости.
В статье 1301 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных названным Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 этого Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда.
Аналогичное правило закреплено в пункте 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации применительно к защите нарушенного исключительного права на товарный знак.
В рассматриваемом случае к взысканию предъявлена компенсация в сумме 10 000 руб., рассчитанная исходя из 10 000 руб. за 1 объект исключительного права.
Размер подлежащей взысканию компенсации должен быть судом обоснован. При определении размера компенсации суд, учитывая, в частности, характер допущенного нарушения, срок незаконного использования результата интеллектуальной деятельности, степень вины нарушителя, наличие ранее совершенных лицом нарушений исключительного права данного правообладателя, вероятные убытки правообладателя, принимает решение, исходя из принципов разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения.
Минимальный размер суммы взыскиваемой компенсации, исходя из положений пункта 3 статьи 1252, статьей 1301, 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации составляет 10 000 рублей за каждый факт нарушения исключительных прав правообладателя.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, установив факт незаконной реализации ответчиком товара с нанесенными на него художественным изображениями и товарным знаком истца, исходя из требований разумности и справедливости, приняв во внимание характер и масштаб допущенного правонарушения, а также основываясь на внутренней оценке совокупности всех собранных по делу доказательств, суд первой инстанции признал требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Заявляя требование о взыскании компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда, истец должен представить обоснование размера взыскиваемой суммы (пункт 6 части 2 статьи 131, абзац восьмой статьи 132 ГПК РФ, пункт 7 части 2 статьи 125 АПК РФ), подтверждающее, по его мнению, соразмерность требуемой им суммы компенсации допущенному нарушению, за исключением требования о взыскании компенсации в минимальном размере (пункт 61 Постановления N 10).
Тем самым, при взыскании компенсации в минимальном размере истец освобождается от обоснования размера взыскиваемой суммы.
Учитывая положения пункта 61 Постановления N 10, арбитражный суд удовлетворил требования общества в полном объеме.
При этом суд не вправе снижать размер компенсации ниже минимального предела, установленного законом, обосновывая такое снижение лишь принципами разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения. Сторона, заявившая о необходимости такого снижения, обязана в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказать необходимость применения судом такой меры.
Однако позиция ответчика не содержит возражений относительно размера компенсации.
Исходя из принципа состязательности судопроизводства в арбитражном суде в соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Также суд апелляционной инстанции обращает внимание ответчика на то, что ответчик, являясь субъектом предпринимательской деятельности, предприниматель в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляет предпринимательскую деятельность на свой риск, а, следовательно, должен и мог предположить и оценить возможность наступления отрицательных последствий такой деятельности.
Согласно положениям статей 101, 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом результата разрешения исковых требований, суд первой инстанции правомерно отнес судебные расходы по оплате стоимости товара в сумме 100 руб., стоимости почтовых отправлений в сумме 132 руб., государственной пошлины в сумме 2000 руб., понесенные истцом и подтвержденные документально, на ответчика.
С учетом изложенного, доводы жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 13.03.2024 по делу N А39-11263/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Чукальского потребительского общества - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Суд по интеллектуальным правам в двухмесячный срок со дня его принятия.
Судья |
А.Н. Ковбасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-11263/2023
Истец: ООО "Зингер СПб" Медиа-НН
Ответчик: Чукальское потребительское общество