город Омск |
|
28 мая 2024 г. |
Дело N А46-22249/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Дубок О.В., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Тихоновой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4156/2024) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ресурс" на решение Арбитражного суда Омской области от 13.03.2024 по делу N А46-22249/2023 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ресурс" (ИНН 5507270050, ОГРН 1195543013533, адрес: 644007, город Омск, улица Герцена, дом 42, офис 3п) к Департаменту контроля Администрации города Омска (ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259, адрес: 644099, город Омск, улица Гагарина, 34) о признании недействительным предписания от 02.10.2023N 1-01106-01-23,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации города Омска - Дымура Марина Владимировна по доверенности от 29.09.2023 сроком действия один год;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ресурс" (далее - ООО "УК "Ресурс", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту контроля Администрации города Омска (далее - Департамент, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 02.10.2023 N 1-01106-01-23.
Решением Арбитражного суда Омской области от 13.03.2024 по делу N А46-22249/2023 в удовлетворении требования ООО "УК "Ресурс" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Оспаривая выводы суда, ООО "УК "Ресурс" ссылается на то, что Общество проводило работы по замене выпускной трубы системы водоотведения, которые были выполнены проколом без вскрытия грунта методом горизонтально направленного бурения (далее - ГНБ) возле цоколя многоквартирного дома N 85 ул. Орджоникидзе в г. Омске (далее - МКД) на земляном покрытии на расстояние 1 метр от него, асфальтовое покрытие расположено уже после земляного покрытия, которое не использовалось при проведении работ. ООО "УК "Ресурс" выражает несогласие с указанием суда на то, что актом выездного обследования от 02.10.2023 N 1-106-1 зафиксировано нарушение благоустройства на участке асфальтового покрытия от цоколя МКД до канализационного колодца, расположенного на придомовой территории МКД, ссылаясь на то, что в фототаблице к акту выездного обследования от 02.10.2023 N 1-106-1 зафиксирован участок придомовой территории МКД с асфальтовым покрытием, но не зафиксирован участок придомовой территории МКД возле цоколя МКД на земляном покрытии на расстояние 1 метр от него, где проводились работы пo замене выпускной трубы системы водоотведения методом ГНБ. Настаивает на том, что работы на асфальтовом покрытие возле МКД не проводились, в связи с чем не требуется получать ордер или оформить акт работ, выполненных без ордера на производство работ. Проведения работ методом ГНБ необходимо площадь размером 1 метр на 1 метр, а на фототаблице запечатлён разрушенный асфальт площадью более 200 кв.м. Асфальтовое покрытие разрушено длительным сроком его эксплуатации.
Департамент представил отзыв на жалобу.
ООО "УК "Ресурс", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившегося участника процесса.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
ООО "УК "Ресурс" осуществляет управление многоквартирным домом N 85 по улице Орджоникидзе в городе Омска в соответствии с договором управления N 33 от 02.10.2019 (л. д. 8-14).
06.09.2023 в Администрацию поступило обращение Свердлова М.А. (вх. N ОГАГ/13917), в соответствии с которым после замены участка канализации вблизи жилого дома N 85 по улице Орджоникидзе в городе Омска ООО "УК "Ресурс" не восстановлено дорожное покрытие.
В связи с поступлением обращения Свердлова М.А. главным специалистом управления контроля по Советскому и Центральному административным округам города Омска Департамента контроля Администрации города Омска Мищенко И.В. на основании задания на проведение контрольного мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом в рамках муниципального контроля в сфере благоустройства на территории города Омска от 02.10.2023 N 1-0106-23 было проведено выездное обследование территории в границах улицы Орджоникидзе в Центральном административном округе города Омска.
По результатам проведённого выездного обследования специалистом административного органа установлено, что вблизи многоквартирного дома 85 по улице Орджоникидзе в Центральном административном округе города Омска не восстановлено благоустройство, нарушенное при проведении аварийно-восстановительных работ, связанных с ремонтом подземных инженерных коммуникаций, перед началом производства указанных аварийно-восстановительных работ телефонограмма в департамент контроля Администрации города Омска не поступала, ордер или акт работ, выполненных без ордера на производство работ, не оформлялся, что не соответствует требованиям статей 201, 202, 203, 258.2 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска, утвержденных решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N 45 (далее - Правила благоустройства), о чём был составлен акт выездного обследовании от 02.10.2023 N 1-106-1 (л. д. 15-16).
02.10.2023 Департаментом заявителю выдано предписание N 1-01106-01- 23, в котором Обществу указано на необходимость в срок до 13.10.2023 восстановить благоустройство, нарушенное при проведении аварийно-восстановительных работ, связанных с ремонтом подземных инженерных коммуникаций вблизи многоквартирного дома 85 по улице Орджоникидзе, а также необходимость в срок до 27.10.2023 оформить ордер или акт работ, выполненных без ордера на производство земляных работ, связанных с ремонтом подземных инженерных коммуникаций вблизи спорного МКД (л. д. 17).
Полагая, что предписание от 02.10.2023 N 1-01106-01-23 не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права ООО "УК "Ресурс", последнее обратилось в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
13.03.2024 Арбитражный суд Омской области принял решение, которое обжалуется ООО "УК "Ресурс" в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит основания для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Вопросы осуществления контрольной (надзорной) деятельности регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).
В соответствии с частью 8 статьи 1 Закона N 248-ФЗ виды муниципального контроля устанавливаются федеральными законами.
Пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).
Руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 3 Закона N 248-ФЗ, Омским городским Советом принято решение от 24.11.2021 N 361 "О муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории города Омска" (далее - решение N 361), в соответствии с которым определён порядок организации и осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства на территории города Омска.
В соответствии с частью 1 статьи 2 решения N 361 органом местного самоуправления города Омска уполномоченным на осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства на территории города Омска является Администрация города Омска в лице структурного подразделения Администрации города Омска, осуществляющего проведение единой муниципальной политики в сфере контроля за состоянием благоустройства, обеспечением чистоты и порядка на территории города Омска.
В силу подпункта 4 пункта 17 Положения о Департаменте контроля Администрации города Омска, утверждённого постановлением Администрации города Омска от 09.04.2013 N 371-п, Департамент контроля Администрации города Омска является структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляющий муниципальный контроль в сфере благоустройства на территории города Омска, в том числе обследование объектов и территорий организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, проведение проверок, выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений в сфере благоустройства территории города Омска.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 18 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации в 2022 и 2023 годах вправе принимать решения, предусматривающие особенности организации и осуществления видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в отношении которых применяются положения Закона N 248-ФЗ, в том числе в части введения моратория на проведение проверок, контрольных (надзорных) мероприятий.
Реализуя предоставленные федеральным законом полномочия, Правительством Российской Федерации издано постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336), установившее особенности осуществления контрольной (надзорной) деятельности в 2022 - 2023 годах.
В соответствии с пунктом 7(2) Постановления N 336 выдача предписаний по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом не допускается, за исключением если в ходе проведения выездного обследования в рамках муниципального контроля в сфере благоустройства выявлены нарушения обязательных требований, то составляется акт выездного обследования, который направляется контролируемому лицу, и выдаётся предписание об устранении выявленных нарушений. Оценка исполнения такого предписания осуществляется только посредством проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия.
В силу части 2 статьи 58 Закона N 248-ФЗ при рассмотрении сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, содержащихся в обращениях (заявлениях) граждан и организации, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, должностным лицом контрольного (надзорного) органа проводится оценка их достоверности.
Единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере благоустройства городской территории для всех юридических и физических лиц установлены Правилами благоустройства.
Как следует из материалов дела, в Администрацию города Омска поступило обращение гражданина от 06.09.2023 N ОГ-АГ/13917 о нарушенном благоустройстве после проведения ремонта подземных инженерных коммуникаций вблизи МКД N 85 по улице Орджоникидзе в Центральном административном округе города Омска.
В силу пункта 1 статьи 176 Правил благоустройства, земляные работы, связанные с прокладкой, капитальным ремонтом, ремонтом, демонтажем подземных и наземных инженерных коммуникаций, установкой, ремонтом, демонтажом опор освещения и контактной сети, связи, линии электропередач, осуществляются на основании ордера на производство работ, выданного специально уполномоченным структурным подразделением Администрации города Омска.
Порядок производства аварийно-восстановительных работ регламентирован статьями 201 - 203 Правил благоустройства.
Перед началом производства аварийно-восстановительных работ по ликвидации аварий, произошедших на подземных или наземных инженерных сетях (коммуникациях), заказчик данных работ в обязательном порядке сообщает телефонограммой специально уполномоченному структурному подразделению Администрации города Омска о месте проведения работ, сроках их выполнения, инженерных сетях (коммуникациях), на которых произошла авария, примерном объёме и виде нарушаемых элементов благоустройства (пункт 1 статьи 201 Правил благоустройства).
Согласно статье 202 Правил благоустройства при производстве аварийно-восстановительных работ заказчик обязан: в течение 7 рабочих дней после начала проведения работ восстановить в полном объёме нарушенные элементы благоустройства и сдать объект по акту представителю специально уполномоченного структурного подразделения Администрации города Омска; в течение суток после засыпки траншей, котлованов, ям, канав восстановить покрытие проезжей части улиц и автомобильных дорог в местах интенсивного движения транспорта (пункт 1).
При невозможности выполнения работ по восстановлению нарушенных элементов благоустройства в течение 7 рабочих дней в связи с низкими температурами заказчик обязан: в течение 7 рабочих дней после начала проведения аварийно-восстановительных работ: направить в специально уполномоченное структурное подразделение Администрации города Омска письменное уведомление о приостановлении работ по восстановлению нарушенных элементов благоустройства; выполнить планировку грунта на участке работ на улицах, автомобильных дорогах и тротуарах с усовершенствованным покрытием с подсыпкой песка и щебня и сдать объект по акту представителю специально уполномоченного структурного подразделения Администрации города Омска; восстановить в полном объёме нарушенные элементы благоустройства, и сдать объект по акту, согласованному с лицами, отвечающими за уборку и содержание проезжей части дорог, представителю специально уполномоченного структурного подразделения Администрации города Омска: не позднее 1 июня текущего года - в случае проведения работ в первом квартале текущего года; не позднее 1 июня года, следующего за годом проведения работ, - в случае выполнения работ в четвёртом квартале текущего года (пункт 2).
В случае невыполнения в течение 7 рабочих дней аварийно-восстановительных работ в полном объёме по причинам, не связанным с низкими температурами, дальнейшие работы выполняются на основании ордера, который заказчик обязан получить в течение 7 рабочих дней с момента окончания срока, установленного частью 1 статьи 202 данных Правил для восстановления нарушенных элементов благоустройства при проведении аварийновосстановительных работ (статья 203 Правил благоустройства).
В соответствии со статьёй 205 Правил благоустройства нарушенное благоустройство после проведения земляных работ восстанавливается в полном объёме и сдаётся заказчиком в сроки, установленные ордером на производство работ, выдаваемым специально уполномоченным структурным подразделением Администрации города Омска.
Таким образом, аварийно-восстановительные работы включают в себя восстановление в полном объёме нарушенных элементов благоустройства, в связи с чем, при не осуществлении указанных работ в течение 7 рабочих дней после начала проведения работ, дальнейшие работы выполняются на основании ордера, который заказчик обязан получить в течение 7 рабочих дней с момента окончания срока, установленного частью 1 статьи 202 названных Правил для восстановления нарушенных элементов благоустройства при проведении аварийно-восстановительных работ.
В соответствии со статьёй 258.2 Правил благоустройства в случае проведения работ, предусмотренных пунктами 1, 3, 6, 7, 9, 11 статьи 176, пунктами 1, 4 статьи 211 названных Правил, без получения в установленном порядке ордера на производство работ заказчик обязан оформить в специально уполномоченном структурном подразделении Администрации города Омска акт работ, выполненных без ордера на производство работ.
В соответствии со статьёй 211 названных Правил на основании ордера на производство работ, выданного специально уполномоченным структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляются работы, не требующие проведения земляных работ и связанные с:
1) ремонтом, изменением архитектурного облика и (или) внешних конструктивных элементов жилых, нежилых зданий, наружных частей стен нежилых помещений в жилых домах, сооружений, нестационарных торговых объектов, ограждений (заборов), парковочных ограждений (за исключением работ, связанных с ремонтом, изменением архитектурного облика и (или) внешних конструктивных элементов жилых домов, бытовых и иных зданий, сооружений, возведённых на земельном участке, предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, или возведённых на территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд);
2) размещением (установкой) некапитальных нестационарных сооружений;
3) размещением (установкой) на земельных участках, зданиях, сооружениях, киосках, павильонах, остановочных навесах рекламных конструкций и знаково-информационных систем;
4) демонтажом рекламных конструкций и знаково-информационных систем с земельных участков, зданий, сооружений, киосков, павильонов, остановочных навесов (за исключением работ, выполняемых за счёт средств бюджета города Омска).
Для оформления акта работ, выполненных без ордера на производство работ, в случае проведения работ, предусмотренных статьёй 211 названных Правил, необходимо заявление заказчика работ и документы, перечисленные в части 2 статьи 258.3 Правил благоустройства.
Из материалов дела следует, что между ИП Кунисовым К.С. и ООО "УК "Ресурс" был заключен договор подряда N 4И на выполнение работ по перекладке канализационного выпуска МДК по адресу: г. Омск ул. Орджоникидзе д. 85 методом ГНБ.
Из представленных в материалы дела справок по форме КС-2, КС-3 (документы доступны для ознакомления в электронном виде в системе "Мой арбитр", дополнительные материалы к делу от 30.01.2024) следует, что выполнены работы по перекладке канализационного выпуска МКД методом ГНБ расстоянием 1 м от цоколя и внутр МКД L-10-м.
В ходе проведенного выездного обследования специалистом административного органа установлено, что вблизи многоквартирного дома 85 по улице Орджоникидзе в Центральном административном округе города Омска не восстановлено благоустройство, нарушенное при проведении аварийно-восстановительных работ, связанных с ремонтом подземных инженерных коммуникаций, перед началом производства указанных аварийно-восстановительных работ телефонограмма в департамент контроля Администрации города Омска не поступала, ордер или акт работ, выполненных без ордера на производство работ, не оформлялся, что не соответствует требованиям статей 201, 202, 203, 258.2 Правил благоустройства.
Результаты обследования подтверждаются актом с приложением фототаблицы.
Указанные обстоятельства явились основанием выдачи спорного предписания.
Отрицая наличие нарушения и необходимость получения ордера или акта работ, выполненных без ордера на производство работ, ООО "УК "Ресурс" ссылается на то, что работы выполнялись методом ГНБ без вскрытия грунта возле цоколя МКД, асфальтовое покрытие расположено уже после земляного покрытия, которое не использовалось при проведении работ. Ссылается на то, что в фототаблице к акту выездного обследования от 02.10.2023 N 1-106-1 зафиксирован участок придомовой территории МКД с асфальтовым покрытием, но не зафиксирован участок придомовой территории МКД возле цоколя МКД на земляном покрытии на расстояние 1 метр от него, где проводились работы пo замене выпускной трубы системы водоотведения методом ГНБ.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для признания доводов ООО "УК "Ресурс" обоснованными с учетом следующего.
Действительно, из материалов дела следует, что договор подряда от 18.10.2022 N 4И заключен на выполнение работ по перекладке канализационного выпуска МДК методом ГНБ.
В то же время из акта по форме КС-2 от 28.01.2022 N 1, локального сметного расчета усматриваются не только работы по продавливанию без работки грунта, но разработка грунта вручную в траншеях глубиной до 2 м без креплений с откосами, засыпка вручную траншей, пазух котлованов и ям.
Под объектом благоустройства Правила благоустройства понимают участки территории города Омска, на которых осуществляется деятельность по благоустройству с размещением элементов благоустройства, а также здания, строения, сооружения, иные объекты, требования к содержанию и благоустройству которых устанавливаются решением.
Под земляными работами понимаются работы, связанные с выемкой, укладкой грунта, с нарушением усовершенствованного или грунтового покрытия городской территории, либо с устройством (укладкой) усовершенствованного покрытия дорог и тротуаров, планировкой территории, проведение которых должно осуществляться на основании ордера на производство работ.
При этом Правила благоустройства не содержат исключений в части осуществление земляных работ бестраншейным (закрытым) способом.
Соответственно, элемент благоустройств в результате подрядных работ был поврежден, в силу чего должен быть восстановлен.
Утверждение ООО "УК "Ресурс" о том, что асфальтовое покрытие разрушено длительным сроком его эксплуатации, а работы выполнялись исключительно на участке без асфальтового покрытия площадью 1 х 1 метр, опровергается актом осмотра элементов имущества в МКД от 15.10.2022, из которого следует, что в результате выполнения работ по замене выпускной трубы системы водоснабжения, выполняемых протоколом без вскрытия грунта и асфальтового покрытия, произошел провал участка, асфальта отмостки МКД. Акт от 15.10.2022 подписан главным инженером с участием представителем собственников.
Ссылки Общества на то, что в фототаблице к акту выездного обследования от 02.10.2023 N 1-106-1 зафиксирован участок придомовой территории МКД с асфальтовым покрытием, но не зафиксирован участок придомовой территории МКД возле цоколя МКД на земляном покрытии, отклоняются судом с учетом вышеизложенных обстоятельств провала грунта.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказав в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, положенных в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ресурс" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 13.03.2024 по делу N А46-22249/2023 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
О.В. Дубок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-22249/2023
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ РЕСУРС"
Ответчик: Департамент контроля Администрации г. Омска
Третье лицо: ИП Кунисов Константин Сергеевич, Общество с ограниченной отвественностью Главный инженер "УК"Ресурс" Юртаев Сергей Александрович, ООО Главный инженер "УК"Ресурс" Юртаев Сергей Александрович