г. Ессентуки |
|
30 мая 2024 г. |
Дело N А63-13431/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.05.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.05.2024.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Жукова Е.В., судей: Семенова М.У., Луговой Ю.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алтуниной О.Н., в отсутствии лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.02.2024 по делу N А63-13431/2022, принятое по иску комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска, ОГРН 1022601311281, г. Кисловодск к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, ОГРН 1022601949644, г. Ставрополь, к Правительству Ставропольского края, г. Ставрополь, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал", ОГРН 102260193630, г. Ставрополь об обязании принять в собственность Ставропольского края следующие объекты недвижимости: сети водопровода, расположенные по адресу: г.Кисловодск, ул. Катыхина, кадастровый номер 26:34:000000:9910, площадь 794,0 м; - сети канализации, расположенные по адресу: г.Кисловодск, ул. Катыхина, кадастровый номер 26:34:000000:9913, площадь 780,0 м; наружные сети водоотведения, расположенные по адресу: г. Кисловодск, ул. Катыхина, кадастровый номер 26:34:060301:250, площадь 542 м; наружные сети водоотведения, расположенные по адресу: г. Кисловодск, ул. Катыхина, кадастровый номер 26:34:060301:249, площадь 322 м. (уточненные требования),
УСТАНОВИЛ:
комитет имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска, ОГРН 1022601311281, г. Кисловодск обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, ОГРН 1022601949644, г. Ставрополь, об обязании принять в собственность Ставропольского края следующие объекты недвижимости:
- сети водопровода, расположенные по адресу: г. Кисловодск, ул. Катыхина, кадастровый номер 26:34:000000:9910, площадь 794,0 кв. м;
- сети канализации, расположенные по адресу: г. Кисловодск, ул. Катыхина, кадастровый номер 26:34:000000:9913, площадь 780,0 кв. м;
- наружные сети водоотведения, расположенные по адресу: г. Кисловодск, ул. Катыхина, кадастровый номер 26:34:060301:250, площадь 542 кв. м;
- наружные сети водоотведения, расположенные по адресу: г. Кисловодск, ул. Катыхина, кадастровый номер 26:34:060301:249, площадь 322 кв. м.
Судом определением от 21.11.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал", ОГРН 102260193630, г. Ставрополь.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 12.02.2024 по делу N А63-13431/2022 в удовлетворении исковых требований комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Ставропольского края от 12.02.2024 по делу N А63-13431/2022 комитет имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство имущественных отношений Ставропольского края, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного судебного акта, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы. Также просит рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
23.05.2024 от комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, явку представителей не обеспечили.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Правильность решения Арбитражного суда Ставропольского края от 12.02.2024 по делу N А63-13431/2022 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.02.2024 по делу N А63-13431/2022 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Дума города-курорта Кисловодска приняла решение от 28.06.2021 N 60-521 о передаче объектов недвижимого имущества (сети водопровода и водоотведения) из муниципальной собственности городского округа города-курорта Кисловодска в государственную собственность Ставропольского края, согласно приложению N 1.
Письмом от 03.03.2022 N 01-08-03/142 министерство возвратило представленный комитетом имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска пакет документов по вопросу принятия в государственную собственность объектов водоснабжения (водоотведения) и указало, что предоставленный пакет документов не соответствует перечню документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества в собственность Ставропольского края ввиду отсутствия предложения органа государственной власти субъекта Российской Федерации о передаче имущества в государственную собственность Ставропольского края, согласия (письмо) государственного учреждения на передачу имущества с подтверждением полномочий лица, давшего такое согласие (подписавшего такое письмо), заверенная в установленном порядке копия устава государственного учреждения, выписка из ЕГРЮЛ в отношении учреждения.
Считая отказ министерства в принятии объектов в собственность незаконным, комитет обратился с иском об обязании принять в собственность Ставропольского края недвижимого имущества водоснабжения (водоотведения).
Оценивая законность и обоснованность заявленных требований об обязании принять в собственность имущество, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
Применительно к пункту 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В силу статьи 236 ГК РФ юридическое лицо может отказаться от права собственности (иного вещного права) на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения урегулированы нормами Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).
Из норм ст. 6 Закона о водоснабжении и водоотведения следует, что осуществление эксплуатации централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, централизованных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем, транспортировка сточных вод, не входит в круг полномочий органов местного самоуправления городских поселений, городских округов. Осуществлять горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение имеют право хозяйствующие субъекты, оформившие соответствующие лицензии на данные виды деятельности (ч. 3 ст. 8 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Как верно установлено судом первой инстанции из Положения о комитете имущественных отношений администрации города курорта Кисловодска, утвержденного Решением Думы города-курорта Кисловодска Ставропольского края от 27.10.2021 N 16-621 "Об утверждении Положения о комитете имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска" следует, что вопросы обеспечения населения Кисловодского городского округа горячим и холодным водоснабжением, водоотведением, не входит в круг полномочий комитета.
В соответствии со ст. 6.1. Закона о водоснабжении и водоотведении полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Так как из п.1 ст. 3.3 Закона Ставропольского края от 20.12.2018 N 113-кз "О перераспределении полномочий по решению отдельных вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и органами государственной власти Ставропольского края" следует, что органы государственной власти Ставропольского края осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных и городских округов Ставропольского края по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях, в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, то при отсутствии в материалах дела документов устанавливающих организацию, которая эксплуатирует спорные объекты, а также доказательств, подтверждающих невозможность исполнения такой организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств, либо ее отказ от исполнения таки обязательств, ссылки апеллянта да данную норму закона не находят своего подтверждения.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона Ставропольского края от 14.04.2014 N 25-кз "Об управлении и распоряжении имущественными объектами государственной собственности Ставропольского края" (далее- Закон N 25-кз) управление и распоряжение объектами государственной собственности Ставропольского края осуществляются Думой Ставропольского края в случаях, предусмотренных законодательством Ставропольского края, Правительством Ставропольского края и уполномоченными органами исполнительной власти Ставропольского края.
Из абзаца 1 ст. 7 Закона 25-кз, к полномочиям Правительства Ставропольского края относится принятие правовых актов по вопросам управления и распоряжения объектами государственной собственности Ставропольского края в рамках федерального законодательства и законодательства Ставропольского края.
Из вышеуказанных норм Закона N 25-кз, а также в соответствии с п.п.1 п. 1 ст. 8 Закона N 25-кз, нормами Положения о министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утверждённого постановлением Губернатора Ставропольского края от 06.03.2012 N 137 (далее - Положение N 137) следует, что министерство, являясь органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим государственное управление в сфере имущественных отношений и осуществляя от имени Ставропольского края, основные функции, связанные с владением, пользованием и распоряжением объектами государственной собственности Ставропольского края, не уполномочено принимать решения о принятии в собственность Ставропольского края имущества. Такие решения принимаются Правительством Ставропольского края, оформленными в виде соответствующих распоряжений, которыми утверждаются перечни имущества, безвозмездно передаваемого из федеральной или муниципальной собственности в государственную собственность Ставропольского края (далее - имущество). Министерство же осуществляет подготовку проектов таких распоряжений Правительства Ставропольского края на бумажных носителях, обеспечивает их передачу в Правительство Ставропольского края и после принятия данного распоряжения принимает имущество по актам приема-передачи.
В рамках осуществления мероприятий по подготовке проекта распоряжения Правительства Ставропольского края о принятии в государственную собственность Ставропольского края имущества, министерство осуществляет проверку пакета документов, представленного соответствующим органом федеральной власти или органом местного самоуправления, на предмет их соответствия пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" (далее -Постановление Правительства РФ N 374).
Из подпунктов "п" "р" и "с" п. 2 Постановления Правительства РФ N 374, следует, что для принятия имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации представляются, в том числе нижеуказанные документы: обращение государственного предприятия, государственного учреждения субъекта Российской Федерации о принятии имущества в собственность субъекта Российской Федерации в случае, если органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которого находится такая организация, предлагается закрепление имущества за ней; заверенная в установленном порядке копия устава организации, за которой предлагается закрепление имущества; выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении организации, за которой предлагается закрепление имущества.
Из изложенного следует, что для передачи имущества из муниципальной собственности в собственность Ставропольского края должен быть соблюден порядок, установленный Законом N 122-ФЗ и Постановлением N 374.
Так как в соответствии с Положением N 137 у министерства отсутствуют полномочия по обслуживанию спорных объектов, при этом такие полномочия имеются у подведомственной министерству организации -государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (далее - ГУП СК "Ставрополькрайводоканал") (пункт 2 Устава ГУП СК "Ставрополькрайводоканал", размещенного на официальном сайте организации в сети интернет) то эксплуатировать спорные объекты может только ГУП СК "Ставрополькрайводоканал".
Судом верно было установлено, что истец не представил в материалы дела обращение/ согласие - ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" о возможности эксплуатации спорных объектов, а также копию устава данной организации и выписку из ЕГРЮЛ в отношении такой организации.
Письмо истца от 03.03.2022 N 01-08-03/142, которым представлен пакет документов в министерство на передачу спорных объектов, не содержит вышеуказанных документов. Так как спорные объекты составляют только часть водопроводной сети (расположены по ул. Катыхина г. Кисловодска), а в соответствии со ст. 12 Закона о водоснабжении и водоотведении гарантирующая организация обязана обеспечить надежность и бесперебойность холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, то без согласия ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" невозможно определить надежность эксплуатации спорных объектов ГУП СК "Ставрополькрайводоканал".
Обращение ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" о принятии имущества, находящегося в муниципальной собственности города - курорта Кисловодска, в собственность Ставропольского края, в отношении которого Думой муниципального образования города-курорта Кисловодска принято решение от 28.06.2021 N 60-521, а также предложение органа государственной власти Ставропольского края в лице его уполномоченного органа с обоснованием необходимости осуществления передачи такого имущества и с указанием организации, за которой предлагается закрепление имущества, предусмотренные подпунктами "о", "п" пункта 2 Постановления N 374, отсутствуют.
По итогам рассмотрения письма комитета от 03.03.2022 N 01-08-03/142 в связи с его несоответствием требованиям Постановления Правительства РФ N 374 (отсутствие согласия ГУП СК "Ставрополькрайводоканал", устава данной организации и выписки из ЕГРЮЛ), министерством было принято решение, оформленное письмом от 18.05.2022 N 8394/05, о возврате пакета документов в связи с невозможностью формирования проекта распоряжения Правительства Ставропольского края о передаче в собственность Ставропольского края от муниципального образования - города-курорта Кисловодска спорных объектов.
Таким образом, министерство не отказывало комитету в приеме имущества, а лишь указало на необходимость представления полного перечня документов.
Вопрос о порядке безвозмездной передачи имущества от одного собственника другому ранее уже являлся предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Согласно правовой позиции, указанной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.06.2006 N 8-П, по смыслу положений части 11 статьи 154 Федерального закона N122-ФЗ во взаимосвязи с другими ее положениями, безвозмездная передача государственной собственности предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Тем самым федеральный законодатель, обеспечивая во исполнение предписаний Конституции Российской Федерации баланс интересов Российской Федерации и интересов ее субъектов, исключил возможность принятия федеральным исполнительным органом власти решения о безвозмездной передаче того или иного имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в федеральную собственность в одностороннем порядке (п. 3.2).
Принцип волеизъявления обеих сторон применим и при передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную, собственность субъекта РФ, поскольку абзацем 2 пункта 1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П установлено, что конституционно-правовой смысл положений части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ, выявленный в данном Постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. То, что выводы Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в данном Постановлении, применимы ко всем уровням публичной власти, указывает и Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 27.09.2006 г. (дело N 71-ГО6-30).
Кроме того, аналогичная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 07.12.2006 N 542-0. Конституционный Суд РФ в своем Определении от 07.12.2006 N 542-0 указал, что порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации аналогичен порядку передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность, что безвозмездная передача муниципальной собственности в федеральную либо собственность субъектов Российской Федерации предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Из изложенных в Постановлении от 30 июня 2006 года N 8-ГТ и Определении от 7 декабря 2006 года N 542-0 правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ закрепляют общий порядок передачи имущества от одного публичного собственника к другому в связи с перераспределением публичных полномочий и - независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи, и направления движения находящегося в публичной собственности имущества - предполагают при его реализации соблюдение общих принципов и гарантий, к числу которых относятся наличие волеизъявления всех заинтересованных субъектов и согласованность действий соответствующих уполномоченных органов.
В связи с тем, что между министерством и истцом отсутствовала согласованность действий по передаче имущества из муниципальной собственности в собственность Ставропольского края и волеизъявление всех заинтересованных в такой передаче субъектов, то суд первой инстанции верно пришел к выводу, что у Правительства края, министерства, обязанность по принятию спорных объектов в собственность Ставропольского края не возникла.
Ссылки истца на письмо ГУП СК "Ставрополькрайводоканал", представленного данной организацией в ходе судебного разбирательства, что предприятие не возражает принять на балансовый учет вышеуказанные водопроводные сети в соответствии с Законодательством РФ, не может заменять собой согласие (письмо) государственного учреждения на передачу имущества с подтверждением полномочий лица, давшего такое согласие (подписавшего такое письмо), которое должно было быть представлено комитетом при обращении в министерство с пакетом документов во внесудебном порядке.
При указанных обстоятельствах у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований.
Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу или влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 ст. 270 АПК РФ) не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.02.2024 по делу N А63- 13431/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Жуков |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-13431/2022
Истец: КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА-КУРОРТА КИСЛОВОДСКА
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ, ПРАВИТЕЛЬСТВО СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Третье лицо: ГУП СК "Ставрополькрайводоканал"