город Воронеж |
|
29 мая 2024 г. |
Дело N А48-8072/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 мая 2024 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Миронцевой Н.Д., Песниной Н.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полянской Е.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленная корпорация Юность" (ИНН 5708006707, ОГРН 1185749007190, далее - ООО "АПК Юность" или заявитель):
от Администрации Должанского района Орловской области (ИНН 5708000293, ОГРН 1025700574570, далее - Администрация):
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора: |
Неглинский А.Г. - директор, решение единственного участника от 13.10.2021, Толкачев Е.И. представитель по доверенности от 10.07.2023 N 89/д;
Фомичева О.Н., представитель по доверенности от 18.05.2022;
Кулешова Е.Н. - представитель по доверенности от 13.02.2023 N 41-09-01-22/816;
представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Должанского района Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 09.01.2024 по делу N А48-8072/2022, принятое по заявлению ООО "АПК Юность" к Администрации Должанского района Орловской области о признании недействительными ненормативных правовых актов органа местного самоуправления и исключении из ЕГРН сведений о земельных участках,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Орловской области, Прокурор Орловской области, кадастровый инженер общества с ограниченной ответственностью "Гипрозем" Небытова Вера Леонидовна, кадастровый инженер общества с ограниченной ответственностью "Земельные Изыскания" Серегин Николай Александрович, Залеткина Н.В., Дорофеев Николай Михайлович, Дорофеева Раиса Ивановна, Агапова Татьяна Григорьевна, Дрыганец Мария Григорьевна, Дорофеева Зинаида Филатовна, Ищенко Галина Тихоновна, Смирнов Александр Васильевич, Смирных Зинаида Петровна, Муковозова Ольга Васильевна, администрация Успенского сельского поселения Должанского района Орловской области, администрация Вышне-Ольшанского сельского поселения Должанского района Орловской области,
УСТАНОВИЛ:
ООО "АПК Юность" обратилось в арбитражный суд с заявлением Администрации Должанского района Орловской области, в котором просило:
1) признать недействительными постановления N 491 от 12.08.2022 "О проведении открытого аукциона на право заключения договоров купли-продажи земельных участков", на основании которого проводится аукцион на право заключения договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 57:24:0040201:484, 57:24:0040201:483 и 57:24:0030401:320;
2) признать недействительным постановление N 452 от 21.07.2022 "Об утверждении схемы расположения земельного участка", в соответствии с которым была утверждена схема расположения земельного участка и произведена постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 57:24:0040201:484, общей площадью 405 186 кв.м.;
3) признать недействительным постановление N 345 от 03.06.2022 "Об утверждении схемы расположения земельного участка", в соответствии с которым была утверждена схема расположения земельного участка и произведена постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 57:24:0040201:483, общей площадью 240 914 кв.м.;
4) признать недействительным постановление N 418 от 01.07.2022 "Об утверждении схемы расположения земельного участка", в соответствии с которым была утверждена схема расположения земельного участка и произведена постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 57:24:0030401:320, общей площадью 300 984 кв.м.;
5) исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 57:24:0040201:484, 57:24:0040201:483, 57:24:0030401:320.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Орловской области, Прокурор Орловской области, кадастровый инженер общества с ограниченной ответственностью "Гипрозем" Небытова Вера Леонидовна, кадастровый инженер общества с ограниченной ответственностью "Земельные Изыскания" Серегин Николай Александрович, Залеткина Н.В., Дорофеев Николай Михайлович, Дорофеева Раиса Ивановна, Агапова Татьяна Григорьевна, Дрыганец Мария Григорьевна, Дорофеева Зинаида Филатовна, Ищенко Галина Тихоновна, Смирнов Александр Васильевич, Смирных Зинаида Петровна, Муковозова Ольга Васильевна, администрация Успенского сельского поселения Должанского района Орловской области, администрация Вышне-Ольшанского сельского поселения Должанского района Орловской области.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 09.01.2024 по делу N А48-8072/2022 заявленные требования удовлетворены.
Признаны недействительными постановления администрации Должанского района Орловской области N 491 от 12.08.2022 "О проведении открытого аукциона на право заключения договоров купли-продажи земельных участков", N 452 от 21.07.2022 "Об утверждении схемы расположения земельного участка", N 345 от 03.06.2022 "Об утверждении схемы расположения земельного участка", N 418 от 01.07.2022 "Об утверждении схемы расположения земельного участка", земельные участки с кадастровыми номерами 57:24:0040201:484, 57:24:0040201:483, 57:24:0030401:320.
С Администрации в пользу общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 15 000 рублей, расходы за проведение судебной экспертизы в размере 65 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявителя в полном объеме.
Податель жалобы ссылается на то, что оспариваемые постановления не нарушают прав общества.
Также, по мнению Администрации, заявителем не доказан факт наложения спорных земельных участков на паевые земли.
Кроме того, Администрация полагает, что действовала в пределах предоставленных администрации полномочий, в то время как ООО "АПК Юность" оформило земельные участки в размере большем, чем было предоставлено дольщикам по договору аренды.
В обоснование указанного довода Администрация представила также дополнительные доказательства: постановления от 18.01.2024 N 21 "Об отмене Постановления N 24 от 23.01.2003", от 18.01.2024 N 24 "Об отмене Постановления N 21 от 23.01.2003".
Судебное разбирательство по делу откладывалось на 24.05.2024.
Определением суда апелляционной инстанции Администрации Должанского района Орловской области обосновать невозможность приобщении дополнительных доказательств (постановления N 21, 24 от 18.01.2024) к материалам дела в суде первой инстанции, а также обстоятельства, которые могут быть раскрытии посредством представленных документов.
Во исполнение указаний суда Администрация представила дополнение к апелляционной жалобе от 20.05.2024.
Протокольным определением от 24.05.2024 указанное дополнение приобщено к материалам дела.
При этом суд пришел к выводу о наличии оснований для отказа в приобщении новых доказательств - постановления от 18.01.2024 N 21 "Об отмене Постановления N 24 от 23.01.2003", от 18.01.2024 N 24 "Об отмене Постановления N 21 от 23.01.2003" ввиду того, что они изданы в период, не охватываемый спорными правоотношениями и потому не отвечают критерию относимости.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель общества возражал против доводов апелляционной жалобы, признавал решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, ООО "АПК Юность" является собственником и арендатором долей следующих земельных участков:
- кадастровый номер 57:24:0040201:7, расположенного по адресу: РФ, Орловская область, р-н Должанский, с. Вышнее Ольшаное, который является паевой землей, принадлежащей пайщикам КООПХ "Вышне-Ольшанское";
- кадастровый номер 57:24:0040201:2, расположенного по адресу: РФ, Орловская область, р-н Должанский, в близи села Нижнее-Ольшаное, который является паевой землей, принадлежащей пайщикам КООПХ "Нижне-Ольшанское";
- кадастровый номер 57:24:0030401:5, расположенного по адресу: РФ, Орловская область, р-н Должанский, с.п. Успенское, который является паевой землей, принадлежащее пайщикам КООПХ "Искра".
Администрацией Должанского района Орловской области на официальном сайте https://torgi.gov.ru 19.08.2022 опубликовано извещение N 190822/13247970/01 о проведении открытого аукциона с открытой формой подачи предложений о цене на право заключения договоров купли-продажи земельных участков.
Аукцион по извещению N 190822/13247970/01 включает в себя 3 лота, а именно:
1) Лот N 1: земельный участок общей площадью 405 186 кв.м, кадастровый номер: 57:24:0040201:484, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: растениеводство, местоположение: Российская Федерация, Орловская область, р-н Должанский, Вышнее Ольшанское с/п;
2) Лот N 2: земельный участок общей площадью 240 914 кв.м, кадастровый номер: 57:24:0040201:483, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: растениеводство, местоположение: Российская Федерация, Орловская область, р-н Должанский, Вышнее Олыпанское с/п;
3) Лот N 3: земельный участок общей площадью 300 984 кв.м., кадастровый номер: 57:24:0030401:320, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, 5 разрешенное использование: растениеводство, местоположение: Российская Федерация, Орловская область, р-н Должанский, Успенское с/п. Аукцион проводится на основании Постановления администрации Должанского района Орловской области N491 от 12.08.2022 "О проведении открытого аукциона на право заключения договоров купли-продажи земельных участков" (т.1, л.д.17).
Земельные участки, являющиеся предметом аукциона по извещению N 190822/13247970/01, образованы и поставлены на кадастровый учет на основании следующих постановлений администрации Должанского района Орловской области:
1) земельный участок с кадастровым номером 57:24:0040201:484 поставлен на кадастровый учет на основании постановления администрации Должанского района Орловской области N 452 от 21.07.2022 "Об утверждении схемы расположения земельного участка" (т.1, л.д.18);
2) земельный участок с кадастровым номером 57:24:0040201:483 поставлен на кадастровый учет на основании постановления администрации Должанского района Орловской области N 345 от 03.06.2022 "Об утверждении схемы расположения земельного участка" (т.1, л.д.19);
3) земельный участок с кадастровым номером 57:24:0030401:320 поставлен на кадастровый учет на основании постановления администрации Должанского района Орловской области N 418 от 01.07.2022 "Об утверждении схемы расположения земельного участка" (т.1, л.д.20).
Полагая, что земельные участки с кадастровыми номерами 57:24:0040201:484, 57:24:0040201:483, 57:24:0030401:320 образованы Администрацией с нарушением норм действующего законодательства РФ, поскольку образованы за счет территории земельных участков, переданных в собственность пайщикам КООПХ "Вышне-Ольшанское", КООПХ "Нижне-Ольшанское" и КООПХ "Искра", то есть за счет территории земельных участков, право на распоряжение которыми у ответчика не имеется, общество обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции определением от 22.12.2022 по делу назначена землеустроительная экспертиза, перед экспертом поставлены вопросы:
1) образован ли земельный участок с кадастровым номером 57:24:0040201:484 общей площадью 405 186 кв.м., расположенный по адресу: РФ, Орловская область, р-н Должанский, Вышнее Ольшанское с/п, на территории земельного участка с кадастровым номером 57:24:0040201:7, расположенного по адресу: РФ, Орловская область, р-н Должанский, с. Вышнее Ольшаное, или на территории других земельных участков (земельных массивов), переданных в долевую собственность бывших работников (пайщиков) КООПХ "Вышне-Ольшанское"?
2) если земельный участок с кадастровым номером 57:24:0040201:484 образован на территории земельного участка с кадастровым номером 57:24:0040201:7 или на территории других земельных участков (земельных массивов), переданных в долевую собственность бывших работников (пайщиков) КООПХ "Вышне-Ольшанское", то какова величина пересечения и площадь наложения?
3) образован ли земельный участок с кадастровым номером 57:24:0040201:483 общей площадью 240 914 кв.м., расположенный по адресу: РФ, Орловская область, р-н Должанский, Вышнее Ольшанское с/п, на территории земельного участка с кадастровым номером 57:24:0040201:2, расположенного по адресу: РФ, Орловская область, р-н Должанский, в близи села Нижнее-Ольшаное, или на территории других земельных участков (земельных массивов), переданных в долевую собственность бывших работников (пайщиков) КООПХ "Нижне-Ольшанское"?
4) если земельный участок с кадастровым номером 57:24:0040201:483 образован на территории земельного участка с кадастровым номером 57:24:0040201:2 или на территории других земельных участков (земельных массивов), переданных в долевую собственность бывших работников (пайщиков) КООПХ "Нижне-Ольшанское", то какова величина пересечения и площадь наложения?
5) образован ли земельный участок с кадастровым номером 57:24:0030401:320 общей площадью 240 914 кв.м., расположенный по адресу: РФ, Орловская область, р-н Должанский, Успенское с/п, на территории земельного участка с кадастровым номером 57:24:0030401:5, расположенного по адресу: РФ, Орловская область, р-н Должанский, с.п. Успенское, и на территории земельного участка с кадастровым номером 57:24:0000000:775, расположенного по адресу: РФ, Орловская область, Должанский муниципальный район, с/п Козьма-Демьяновское, д Калиновка, 1, или на территории других земельных участков (земельных массивов), переданных в долевую собственность бывших работников (пайщиков) КООПХ "Искра"?
6) если земельный участок с кадастровым номером 57:24:0030401:320 образован на территории земельного участка с кадастровым номером 57:24:0030401:5, на территории земельного участка с кадастровым номером 57:24:0000000:775 или на территории других земельных участков (земельных массивов), переданных в долевую собственность бывших работников (пайщиков) КООПХ "Искра", то какова величина пересечения и площадь наложения?
Проведение судебной экспертизы поручено эксперту Самойленко Дмитрию Вячеславовичу.
Согласно заключению эксперта от 22.03.2023 N 2023-1-Э3:
1-2) Контуры 2,3 границы данного земельного участка полностью расположены на территории, обозначенной бледно-зеленым цветом и участком N 6 площадью 13 га, контур 4 границы земельного участка полностью расположен на территории, обозначенной бледно-зеленым цветом, и участком N 5, площадью 11 га. Согласно условным обозначениям плана бледно-зеленым цветом обозначались земельные участки, относящиеся к долевой собственности;
3-4) участок 57:24:0040201:483 площадью 24,1 га полностью сформирован на территории ЗУ:2 и ЗУ:21.
5-6) контуры 2, 3 границы ЗУ:320 частично - порядка 1 га, расположены на территории, обозначенной бледно-зеленым цветом, и участком N 5, площадью 75 га.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, с учетом результатов экспертного исследования, пришел к выводу о том, что спорные земельные участки образованы с наложением на принадлежащие обществу земельные участки, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии со статьей 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Из пункта 1 статьи 80 ЗК РФ следует, что в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 80 ЗК РФ).
Согласно пункту 11 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" фондах перераспределения земель.
В Указе Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" предусмотрено, что решения по перераспределению земель принимаются органами местной администрации по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам; в фонды перераспределения земель включены участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам, в том числе созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий.
В соответствии с пунктом 5 данного Указа Президента Российской Федерации, в фонды перераспределения земель включены участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам, в том числе, созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий. Таким образом, земля, не распределенная на земельные паи и остающаяся в государственной собственности, поступает в фонд перераспределения земель.
Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, исходя из предмета и оснований заявленных требований, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу, что требования заявителя подлежали удовлетворению.
Представленным в материалы дела экспертным заключением объективно подтверждается наложение образованных Администрацией земельных участков с кадастровыми номерами 57:24:0040201:484, 57:24:0040201:483 и 57:24:0030401:320 на принадлежащие обществу земельные участки с кадастровыми номерами 57:24:0040201:7, 57:24:0040201:2, 57:24:0040201:5.
В свою очередь доводы Администрации о законности формирования земельных участков сводятся к несогласию с образованием земельных участков с кадастровыми номерами 57:24:0040201:7, 57:24:0040201:2, 57:24:0040201:5 самим ООО "АПК Юность".
Вместе с тем, судом первой инстанции обоснованно учтено, что по состоянию на 01.01.2003 на территориях КООПХ "Вышнее-Ольшанское" и КООПХ "Искра" фонд перераспределения земель района отсутствовал, о чем даны соответствующие справки должностными лицами администрации Должанского района и издано постановление главы района.
Кроме того, судом апелляционной инстанции учитывается, что законность формирования принадлежащих обществу земельных участков являлась предметом спора в рамках дела N А48-4871/2023 по иску Администрации Должанского района Орловской области к ООО "Агропромышленная корпорация Юность" о признании недействительными результатов межевания: земельных участков.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 09.02.2024 по делу N А48-4871/2023, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2024, установлена законность межевания обществом земельных участков, в удовлетворении требований Администрации отказано.
Изложенные в рамках настоящего спора доводы администрации в части включения земель, за счет которых образованы земельные участки с кадастровыми номерами 57:24:0040201:7, 57:24:0040201:2, 57:24:0040201:5, в состав фонда перераспределения земель, фактически повторяют доводы, изложенные в рамках дела N А48-4871/2023 и направлены на преодоление вступившего в законную силу судебного акта.
Доводы Администрации о недоказанности факта наложения земельных участков подлежит отклонению, как противоречащий результатам экспертизы.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", который распространяет свое действие и на лиц, осуществляющих производство судебных экспертиз вне государственных судебно-экспертных учреждений (статья 41), эксперт независим от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела, и дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями, что, в свою очередь, предполагает его независимость в выборе методов, средств и методик экспертного исследования, необходимых для выяснения поставленных вопросов и решения экспертных задач.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы по сути сводятся к несогласию лица с результатами проведённой судебной экспертизы, положенными в основу обжалуемого решения суда.
Между тем несогласие стороны спора с судебно-экспертным заключением само по себе не является основанием для отмены судебного акта.
В силу части 2 статьи 70 АПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
При этом частью 5 статьи 70 АПК РФ предусмотрено, что никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Руководствуясь принципами равноправия сторон и состязательности судопроизводства, суд первой инстанции оказал всестороннее содействие в реализации прав сторон спора, создал условия для всестороннего полного исследования доказательств в их совокупности, в том числе путём проведения экспертизы.
Заключение эксперта от 22.03.2023 N 2023-1-Э3, в соответствии с которым установлено наложение земельных участков, правомерно оценено судом первой инстанции как достоверное и допустимое доказательство, поскольку содержит подробное описание исследования, составлено экспертами, имеющими соответствующее образование и надлежащую квалификацию. Противоречий в заключении не обнаружено, причин для признания этого письменного доказательства подложным не имеется.
Кроме того, ответчиком не представлены доказательства несоответствия его обязательным нормативным требованиям.
Таким образом, признавая результаты экспертизы достоверными, судом были соблюдены требования процессуального законодательства.
Позиция Администрации в апелляционной жалобе фактически направлена на переоценку (повторную проверку) выводов эксперта и не указывает на необходимость и возможность уточнения или пояснения по каким-либо выводам, данным в заключении.
Доводы Администрации о том, что оспариваемые постановления не нарушают прав общества ввиду отсутствия у заявителя прав на земельные участки с кадастровыми номерами 57:24:0040201:7, 57:24:0040201:2, 57:24:0040201:5 также подлежат отклонению как несостоятелньые в силу следующего.
Исходя из содержания части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и пункта 2 статьи 201 АПК РФ, для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 для признания действий (бездействия) должностного лица незаконными необходимо в совокупности два условия: несоответствие данного действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В силу положений части 1 статьи 65 АПК РФ, а также в соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Определении от 21.06.2013 N ВАС-7328/13 по делу N А45-12747/2012, бремя доказывания нарушенного права лежит на заявителе.
В обоснование нарушение его прав и законных интересов обществом представлены выписки из ЕГРН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 57:24:0040201:7, 57:24:0040201:2, 57:24:0040201:5, подтверждающими наличие права общей долевой собственности, а также обременения в пользу заявителя (т.1 л.д. 38-59). Записи о наличии обременения в установленном порядке не погашены.
Требование о признании недействительными результатов межевания, а также отсутствующим у общества права аренды на указанные земельные участки также являлось предметом рассмотрения в рамках дела N А48-4871/2023 и решением суда, вступившим в законную силу, оставлено без удовлетворения.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает доказанным обществом факт нарушения Администрацией прав и законных интересов общества оспариваемыми постановлениями.
При таких обстоятельствах суд области пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 09.01.2024 по делу N А48-8072/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Должанского района Орловской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-8072/2022
Истец: ООО "АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ ЮНОСТЬ"
Ответчик: Администрация Должанского района Орловской области
Третье лицо: Агапова Татьяна Григорьевна, АДМИНИСТРАЦИЯ ВЫШНЕЕ ОЛЬШАНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ДОЛЖАНСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, АДМИНИСТРАЦИЯ УСПЕНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ДОЛЖАНСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Дорофеев Николай Михайлович, Дорофеева Зинаида Филатовна, Дорофеева Раиса Ивановна, Дрыганец Мария Григорьевна, Залеткина Надежда Васильевна, Ищенко Галина Тихоновна, Муковозова Ольга Васильевна, ООО "Гипрозем", ООО "Земельные изыскания", Прокуратура Орловской области, Смирнов Александр Васильевич, Смирных Зинаида Петровна, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, ФГБУ Филиал "ФКП Росреестра" по Орловской области