г. Воронеж |
|
30 мая 2024 г. |
Дело N А48-6204/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2024 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Кораблевой Г.Н., |
судей |
Поротикова А.И., Воскобойникова М.С., |
|
|
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зверевой М.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Коммунсервис-Колпна": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от администрации Колпнянского района Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Орловской области в лице Губернатора Орловской области Клычкова Андрея Евгеньевича: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунсервис-Колпна" на решение Арбитражного суда Орловской области от 28.02.2024 по делу N А48-6204/2023
по иску администрации Колпнянского района Орловской области (ОГРН 1025700603774, ИНН 5711001434) к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунсервис-Колпна" (ОГРН 1055746008669, ИНН 5711003022) о расторжении концессионного соглашения от 30.12.2021 в отношении объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения, расположенных на территории муниципального образования Колпнянский район Орловской области; о возврате имущества, являющегося предметом концессионного соглашения от 30.12.2021, о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записи о прекращении ограничения прав и обременении объектов недвижимости,
третьи лица: Орловская область в лице Губернатора Орловской области Клычкова Андрея Евгеньевича (ОГРН 1025700834004, ИНН 5753010381), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (ОГРН 1045753008212, ИНН 5753035940),
УСТАНОВИЛ:
администрация Колпнянского района Орловской области (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Орловской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунсервис-Колпна" (далее - ООО "Коммунсервис-Колпна", ответчик) о расторжении концессионного соглашения от 30.12.2021, заключенного муниципальным образованием - Колпнянский район Орловской области" и ООО "Коммунсервис - Колпна" в отношении объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения, расположенных на территории муниципального образования Колпнянский район Орловской области; о возврате имущества, являющегося предметом концессионного соглашения от 30.12.2021; о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записи о прекращении ограничения прав и обременении объектов недвижимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Орловская область в лице Губернатора Орловской области Клычкова Андрея Евгеньевича, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 28.02.2024 по делу N А48-6204/2023 исковые требования удовлетворены частично, расторгнуто концессионное соглашение от 30.12.2021, заключенное муниципальным образованием - Колпнянский район Орловской области и ООО "Коммунсервис - Колпна" в отношении объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения, расположенных на территории муниципального образования Колпнянский район Орловской области, на ООО "Коммунсервис-Колпна" возложена обязанность возвратить муниципальному образованию - Колпнянский район Орловской области в лице администрации Колпнянского района Орловской области имущество согласно приложению N 1 к концессионному соглашению от 30.12.2021, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Коммунсервис - Колпна" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылалось на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Орловской области от 28.02.2024 по делу N А48-6204/2023, в связи с чем просило его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Администрацией Колпнянского района Орловской области, Губернатором Орловской области представлены отзывы на апелляционную жалобу, из которых следует, что истец и третье лицо считают обжалуемое решение законным и обоснованным, с выводами суда, изложенными в решении, их фактическим и правовым обоснованием согласны.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, явку полномочных представителей не обеспечили. Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что решение Арбитражного суда Орловской области от 28.02.2024 по делу N А48-6204/2023 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Коммунсервис - Колпна" - без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что 30.12.2021 муниципальным образованием - Колпнянский район Орловской области (концедент) и ООО "Коммунсервис - Колпна" (концессионер) заключено концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения, расположенных на территории муниципального образования Колпнянский район Орловской области.
Согласно условиям концессионного соглашения от 30.12.2021 концессионер обязуется за свой счет реконструировать недвижимое имущество, описание которого приведено в разделе 11 соглашения, право собственности на которое принадлежит концеденту, и осуществлять на территории муниципального образования - Колпнянский район Орловской области производство, передачу, распределение тепловой энергии на отопление и на горячее водоснабжение с использованием объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
В соответствии с пунктом 2 концессионного соглашения от 30.12.2021 объектом соглашения является совокупность объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения, описание и технико-экономические показатели которых приведены в приложении N 3.
В соответствии с приложением N 3 концессионного соглашения от 30.12.2021 в состав объекта соглашения входят следующие объекты недвижимого имущества: сети теплоснабжения с кадастровым номером 57:23:0010101:500, расположенные по адресу: Орловская область, Колпнянский район, пгт. Колпна, ул. Интернациональная, д. 2 Б; столярный цех встроенное помещение N 2 с кадастровым номером 57:23:0010101:462, расположенный по адресу: Орловская область, Колпнянский район, Колпнянский район, пгт. Колпна, ул. Титова, д. 3; сети теплоснабжения с кадастровым номером 57:23:0860101:63, расположенные по адресу: Орловская область, Колпнянский район, с/п Тимирязевское, д. Тимирязево; котельная с кадастровым номером 57:23:0860101:62 площадью 123,9 кв. м, расположенная по адресу: Орловская область, Колпнянский район, с/п Тимирязевское, д. Карташовка, д. 119; котельная с кадастровым номером 57:23:0010101:499 площадью 347,5 кв. м, расположенная по адресу: Орловская область, Колпнянский район, пгт. Колпна, ул. Интернациональная, д. 2Б; здание конторы с кадастровым номером 57:23:0010101:1075 площадью 387,6 кв. м, расположенное по адресу: Орловская область, Колпнянский район, пгт. Колпна, ул. Титова, д. 3; дымовая труба с кадастровым номером 57:23:0860101:55, расположенная по адресу: Орловская область, Колпнянский район, д. Тимирязево; здание гаража встроенное помещение N 1 с кадастровым номером 57:23:0010101:473 площадью 121,5 кв. м, расположенное по адресу: Орловская область, Колпнянский район, пгт. Колпна, ул. Титова, д. 3; гараж котельной квартальной с кадастровым номером 57:23:0010101:1242, по адресу: Орловская область, Колпнянский район, пгт. Колпна, ул. Интернациональная, д. 2Б; автомобиль АЗ 53 КО 503 Б специализированный (вакуум - цистерна) ПТС 57 НА 342807 от 06.09.2011, 1990 года выпуска.
Указанное имущество в составе объекта соглашения передано по акту от 30.12.2021, подписанному уполномоченными представителями сторон, подписи скреплены печатями.
Как указал истец в первоначальной редакции своих требований, в соответствии с актом о результатах контроля от 25.11.2022 в ходе проведенных контрольных мероприятий выявлено, что здание конторы с кадастровым номером 57:23:0010101:1075 находится в удовлетворительном состоянии, используется только помещение N 19 площадью 32,8 кв. м, расположенное на втором этаже согласно техническому паспорту здания, здание не отапливается в связи с отключением газоснабжения, произведен слив теплоносителя из системы теплоснабжения здания; здание гаража встроенное помещение N 1 с кадастровым номером 57:23:0010101:473 находится в удовлетворительном состоянии, концессионером не используется, здание не отапливается в связи с отключением газоснабжения, произведен слив теплоносителя из системы теплоснабжения здания; столярный цех встроенное помещение N 2 с кадастровым номером 57:23:0010101:462 находится в удовлетворительном состоянии, концессионером по целевому назначению не используется, помещение не отапливается в связи с отключением газоснабжения, произведен слив теплоносителя из системы теплоснабжения помещения.
Данный акт был направлен посредством электронной почты в адрес концессионера (от 02.12.2022 N 3885).
Согласно пункту 75 концессионного соглашения от 30.12.2021 концессионер обязан устранить выявленные в ходе контрольных мероприятий нарушения в срок, установленный актом о результатах проверки.
В связи с тем, что объекты концессионного соглашения: здание конторы, здание гаража и столярный цех отключены от электро- и газоснабжения в связи с имеющейся у концессионера непогашенной задолженностью за потребленные энергоресурсы, в зимний период не отапливались, что привело к размораживанию системы отопления и таким образом к ухудшению технического состояния переданного муниципального имущества, в результате бездействия имуществу концедента был причинен ущерб.
В адрес концессионера направлено обращение о приведении объекта концессионного соглашения в надлежащее состояние (от 23.03.2023 N 891), однако каких-либо мер ответчиком предпринято не было.
Кроме того, в процессе рассмотрения дела истец уточнил основания заявленных требований.
Так, в соответствии с пунктами 10-14 концессионного соглашения от 30.12.2021 концессионер обязан за свой счет реконструировать объект соглашения, описание и технико-экономические показатели которого установлены в приложении N 3, в сроки, указанные в разделе IX соглашения.
Концессионер обязан достигнуть плановых значений показателей деятельности концессионера, указанных в приложении N 4.
Согласно приложению N 5 к концессионному соглашению от 30.12.2021 в 2023 году концессионеру необходимо выполнить следующие мероприятия по реконструкции объекта соглашения: разработка проектной документации по замене водоподготовительной установки на многофункциональную автоматическую систему умягчения воды (регенерация по времени и объему) (Megawater MWS(R) 1865 или аналог); разработка проектной документации по прокладке нового участка теплотрассы трубами в ППУ изоляции диаметром 76 мм, протяженностью 40 м в двухтрубном исчислении от ДК до Дикси; разработка проектной документации по замене двух котлов "Десна-0,35 Г" на водогрейные энергоэффективные котлы (RSA-300 или аналог).
08.12.2023 истцом в адрес ответчика направлено обращение о предоставлении информации об исполнении концессионером мероприятий в 2023 году. В установленный законом срок ответ не представлен, о причинах, очевидно препятствующих исполнению данных мероприятий в срок, истцу сообщено не было.
Полагая, что нарушение сроков создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения от 30.12.2021 по вине концессионера являются существенными нарушениями условий концессионного соглашения, администрация Колпнянского района Орловской области обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями (с учетом уточнения).
Принимая решение по настоящему делу, арбитражный суд области обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Статьей 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ установлен порядок осуществления контроля за исполнением концессионного соглашения, который предусматривает контроль концедента за исполнением концессионного соглашения уполномоченными концедентом органами или юридическими лицами в лице их представителей, которые на основании концессионного соглашения имеют право беспрепятственного доступа на объект концессионного соглашения, а также к документации, относящейся к осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, при этом концедент осуществляет контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения, в том числе за исполнением обязательств по соблюдению сроков создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, осуществлению инвестиций в его создание и (или) реконструкцию, обеспечению соответствия технико-экономических показателей объекта концессионного соглашения установленным концессионным соглашением технико-экономическим показателям.
Порядок осуществления концедентом контроля за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения устанавливается концессионным соглашением, а результаты осуществления контроля за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения оформляются актом о результатах контроля.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ к числу существенных условий концессионного соглашения отнесены обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ концессионное соглашение может быть расторгнуто на основании решения суда по требованию стороны концессионного соглашения в случае существенного нарушения условий концессионного соглашения другой стороной концессионного соглашения, существенного изменения обстоятельств, из которых стороны концессионного соглашения исходили при его заключении, а также по иным предусмотренным данным Законом, другими федеральными законами или концессионным соглашением основаниям.
Концессионным соглашением помимо указанных в части 2 данной статьи существенных нарушений его условий могут быть определены действия (бездействие) концессионера, являющиеся существенными нарушениями условий концессионного соглашения.
В соответствии с пунктом 96 концессионного соглашения от 30.12.2021 к существенным нарушениям концессионером условий настоящего соглашения относятся: а) нарушение установленных разделом IX настоящего соглашения сроков реконструкции объекта соглашения по вине концессионера.
В соответствии с пунктами 10-14 концессионного соглашения от 30.12.2021 концессионер обязан за свой счет реконструировать объект соглашения, описание и технико-экономические показатели которого установлены в приложении N 3, в сроки, указанные в разделе IX соглашения.
Концессионер обязан достигнуть плановых значений показателей деятельности концессионера, указанных в приложении N 4.
Согласно приложению N 5 к концессионному соглашению от 30.12.2021 в 2023 году концессионеру необходимо выполнить следующие мероприятия по реконструкции объекта соглашения: разработка проектной документации по замене водоподготовительной установки на многофункциональную автоматическую систему умягчения воды (регенерация по времени и объему) (Megawater MWS(R) 1865 или аналог); разработка проектной документации по прокладке нового участка теплотрассы трубами в ППУ изоляции диаметром 76 мм, протяженностью 40 м в двухтрубном исчислении от ДК до Дикси; разработка проектной документации по замене двух котлов "Десна-0,35 Г" на водогрейные энергоэффективные котлы (RSA-300 или аналог).
Между тем в нарушении статьи 65 АПК РФ ответчиком доказательств выполнения указанных мероприятий по реконструкции объекта соглашения представлено не было, в связи с чем исковые требования были удовлетворены в части расторжения концессионного соглашения от 30.12.2021 и возложения на ООО "Коммунсервис - Колпна" обязанности возвратить муниципальному образованию - Колпнянский район Орловской области в лице администрации Колпнянского района Орловской области имущество согласно приложению N 1 к концессионному соглашению от 30.12.2021.
Правовая позиция ООО "Коммунсервис - Колпна" о том, что данные мероприятия по реконструкции объекта соглашения не исполнялись ввиду наличия настоящего судебного спора, была предметом рассмотрения арбитражным судом и правомерно отклонена на том основании, что в силу пункта 2 статьи 450 ГК РФ при существенном нарушении договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора, договор может быть расторгнут по требованию одной из сторон. Аналогичные выводы приведены в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2022 N 307-ЭС22-22889.
Согласно статье 14 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (последствия прекращения концессионного соглашения) концессионер обязан передать концеденту объект концессионного соглашения и иное предусмотренное концессионным соглашением и определяемое в соответствии с частью 9 статьи 13 настоящего Федерального закона имущество в срок, установленный концессионным соглашением.
В связи с расторжением концессионного соглашения от 30.12.2021 требования администрации Колпнянского района Орловской области о возврате имущества, являющегося предметом концессионного соглашения от 30.12.2021, также подлежат удовлетворению.
Иных доводов, подкрепленных соответствующими доказательствами и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Орловской области от 28.02.2024 по делу N А48-6204/2023 не имеется.
Согласно положениям статьи 110 АПК РФ судебные расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 28.02.2024 по делу N А48-6204/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунсервис-Колпна" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.Н. Кораблева |
Судьи |
А.И. Поротиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-6204/2023
Истец: Администрация Колпнянского района Орловской области
Ответчик: ООО "КОММУНСЕРВИС - КОЛПНА"
Третье лицо: Орловская область в лице Губернатора Орловской области, Орловская область в лице Губернатора Орловской области Клычкова Андрея Евгеньевича, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области