город Омск |
|
30 мая 2024 г. |
Дело N А70-25870/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.,
судей Сафронова М.М., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Тихоновой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2997/2024) акционерного общества "Россети Тюмень" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.02.2024 по делу N А70-25870/2023 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению акционерного общества "Россети Тюмень" (ИНН 8602060185, ОГРН 1028600587399, адрес: 628408, г. Сургут, ул. Университетская, д. 4) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (ИНН 7202081799, ОГРН 1027200812308, адрес: 625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 44), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "АРС-Трейд" (ИНН 7203430731, ОГРН 1177232028016, адрес: 625062, г. Тюмень, ул. Самарцева, д. 34, кв. 10), об оспаривании постановления от 22.11.2023 по делу N 072/04/9.21-467/2023 об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Россети Тюмень" - Соколов Дмитрий Игоревич по доверенности от 10.10.2023 N 91495 сроком действия по 16.09.2024,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Россети Тюмень" (далее - заявитель, общество, сетевая организация, АО "Россети Тюмень") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - ответчик, управление, административный орган, Тюменское УФАС России) об оспаривании постановления от 22.11.2023 о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-467/2023 об административном правонарушении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "АРС-Трейд" (далее - потерпевший, ООО "АРС-Трейд").
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 20.02.2024 по делу N А70-25870/2023 заявленные требования удовлетворены частично, размер административного штрафа, назначенного постановлением управления о назначении административного наказания по делу N072/04/9.21-467/2023 об административном правонарушении от 22.11.2023, снижен до 300 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования в полном объеме.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что в связи с отсутствием коммерческих предложений для формирования закупок с целью осуществления технологических присоединений, вызванным сложной экономической ситуацией обусловленной отсутствием фиксированных текущих стоимостей на материал и оборудование, затягиванием сроков поставки материалов и оборудования со стороны заводов-изготовителей, а также введением ряда международных санкций в отношении Российской Федерации на фоне сложившейся геополитической ситуации, мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям АО "Россети Тюмень" и проведению закупок на выполнение подрядных работ для целей технологического присоединения заявителей в сроки, предусмотренные договором, не представилось возможным; договорные обязательства обществом выполнены, что подтверждается уведомлением об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям от 31.10.2023 N Т13/22/5604-АТП; имеются основания для признания вменяемого обществу административного правонарушения малозначительным в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ); полагает возможным снизить размер назначенного административного штрафа.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании, проведенном с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), представитель АО "Россети Тюмени" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения административного дела N 072/04/9.21-467/2023 об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления явилось обращение ООО "АРС-Трейд", поступившее в управление на действия общества, выразившиеся в нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств.
18.07.2022 между АО "Россети Тюмень" и ООО "АРС-Трейд" заключен договор N Т13/22/5604-ДТП, предметом которого является подключение объекта торговли (магазин, торговый центр, прочее), расположенного по адресу: Российская Федерация, Тюменская область, Тюменский район, Московское МО, микрорайон 2, квартал 14, ГП-2, земельный участок с кадастровым номером 72:17:1313004:22022. Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора.
Договор считается заключенным со дня оплаты заявителем счета.
Счет был оплачен заявителем 25.08.2022, следовательно, мероприятия по технологическому присоединению должны быть выполнены в срок до 25.02.2023.
На момент обращения заявителя фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям по договору не осуществлено.
В связи с изложенными обстоятельствами уполномоченным должностным лицом управления в отношении АО "Россети Тюмень" вынесено определение от 05.09.2023 о возбуждении дела N 072/04/9.21-467/2023 об административном правонарушении и проведении административного расследования по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ - повторное нарушение субъектом естественной монополии порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
По факту выявленного нарушения специалистом управления в присутствии уполномоченного представителя общества составлен протокол от 02.11.2023 об административном правонарушении N 072/04/9.21-467/2023 в связи с наличием в действиях заявителя признаков административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов административного дела заместителем руководителя управления вынесено постановление от 22.11.2023 о назначении административного наказания по делу N 072/04/9.21-467/2023 об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.
Полагая, что постановление является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
20.02.2024 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения, исходя из следующего.
В силу 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий установлены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), согласно первому абзацу пункта 3 которых сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и при наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац второй пункта 3 Правил N 861).
Следовательно, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил N 861 и наличии технической возможности технологического присоединения.
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункта 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
В подпункте "б" пункта 16 Правил N 861 предусмотрено, что договор должен содержать следующие существенные условия: срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Как подтверждается материалами дела, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям по договору истек 25.02.2023, однако фактически договор исполнен только 31.10.2023, что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения N Т13/22/5604-АТП.
Указанные обстоятельства являются нарушением Правил N 861 и образуют в действиях заявителя событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, поскольку, как следует из материалов дела, до совершения спорного правонарушения общество было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ за совершение аналогичного правонарушения (постановление Тюменского УФАС России от 18.01.2022 N 072/04/9.21-567/2021 о привлечении к административной ответственности, оставленное в силе судами первой и апелляционной инстанции, вступило в законную силу 02.08.2022, 29.08.2022 обществом уплачен штраф, соответственно, АО "Россети Тюмень" считается подвергнутым административному наказанию с 02.08.2022 по 29.08.2023).
Поскольку в рассматриваемом случае АО "Россети Тюмень" не представлены доказательства, подтверждающие наличие каких-либо препятствий для выполнения предписанных Правилами N 861 действий, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Тот факт, что мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя выполнены в полном объеме, о чем свидетельствует акт об осуществлении технологического присоединения от 31.10.2023 N Т13/22/5604-АТП, не опровергает наличие события вменяемого административного правонарушения, а является добровольным прекращением противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение, что в силу пункта 2 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ может являться обстоятельством, смягчающим ответственность (но не в случае минимального размера санкции).
АО "Россети Тюмень" не указаны обстоятельства, которые препятствовали последнему привлечь подрядные организации для осуществления мероприятий по технологическому присоединению не позднее 25.02.2023.
Доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения требований действующего законодательства, заявителем не представлено. Каких-либо доказательств невозможности соблюдения заявителем приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Таким образом, обществом не представлено достаточно доказательств, подтверждающих принятие всех зависящих от него мер по соблюдению Правил N 861.
Пунктами 15, 18, 25(1) Правил N 861 предусмотрено, что именно сетевая организация разрабатывает технические условия и определяет мероприятия, которые необходимо выполнить заявителю и сетевой организации для осуществления такого технологического присоединения. Способ осуществления технологического присоединения определяется сетевой организацией самостоятельно.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя.
Таким образом, предпринятые обществом меры оказались недостаточными для своевременного осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств потерпевшего к электрическим сетям, что, в свою очередь, свидетельствует о наличии вины в действиях общества, выразившихся в нарушении установленного Правилами N 861 срока технологического присоединения.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности управлением не нарушены.
Тюменским УФАС России административное наказание назначено АО "Россети Тюмень" в пределах санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в размере 600 000 руб. с учетом следующих обстоятельств:
1) имущественное и финансовое положение юридического лица, по данным бухгалтерской отчетности выручка общества за 2022 года составила 76 млрд. руб.,
2) систематическое нарушение общества Правил N 861 за период с 01.01.2022 по 26.09.2023 Тюменским УФАС России в отношении АО "Россети Тюмень" вынесено 142 постановления о привлечении к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ.
Суд первой инстанции с учетом отсутствия в материалах дела доказательств наступления существенных последствий правонарушения, подтверждения обществом факта оказания обществом услуги по технологическому присоединению объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) ООО "АРС-Трэйд" в соответствии с мероприятиями по договору (акт об осуществлении технологического присоединения от 31.10.2023 N Т13/22/5604-АТП), пришел к выводу об изменении оспариваемого постановления в части назначения административного наказания и снижении размера административного штрафа до 300 000 руб. на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Как указывает в апелляционной жалобе общество, при решении вопроса о возможности снижения ниже минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, суд должен учитывать конкретные обстоятельства дела, а именно: отсутствие в материалах дела доказательств наличия негативных последствий в результате совершенного правонарушения; негативное влияния на экономику и на финансовое положение хозяйствующих субъектов распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Между тем в силу положений части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 названной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Соответственно, назначенный обществу административный штраф в размере 300 000 руб. не может быть еще больше уменьшен в силу положений КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что имеющиеся в материалах дела документы, а также доводы общества не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным, поскольку обстоятельства совершения административного правонарушения не имеют свойства исключительности.
Доводы общества о том, что в соответствии с частями 1.3 - 3 статьи 32.2 КоАП РФ отсутствуют основания, препятствующие оплате штрафа по статье 9.21 КоАП РФ в размере половины суммы административного штрафа, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку исполнение постановления о наложении административного штрафа не влияет на его законность.
При данных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем судебные расходы по уплате государственной пошлины заявителем не понесены, на заявителя не относятся.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Россети Тюмень" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.02.2024 по делу N А70-25870/2023 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
М.М. Сафронов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-25870/2023
Истец: АО "Россети Тюмень"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
Третье лицо: ООО "АРС-ТРЭЙД"