г. Ессентуки |
|
30 мая 2024 г. |
Дело N А63-3243/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2024 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сулейманова З.М., судей Егорченко И.Н. и Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Акаевой У.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.02.2024 по делу N А63-3243/2023, при участии в судебном заседании представителей: от автономной некоммерческой медицинской организации "Нефрологический центр" - Пуленко С.А. (по доверенности), от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края - Васильева М.Ю. (доверенность от 09.01.2024), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
УСТАНОВИЛ:
автономная некоммерческая медицинская организация "Нефрологический центр" (далее - АНМО "Нефрологический центр", заявитель, центр, медицинская организация) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ставропольского края (далее - ТФОМС, Фонд, заинтересованное лицо) о признании недействительным акт фонда от 02.12.2022 комплексной проверки деятельности АНМО "Нефрологический центр" в сфере медицинского страхования (ОМС) за 2020-2021 годы в части требований о возврате средств в сумме 1 267 093 рублей 99 копеек, использованных не по целевому назначению, путем перечисления в бюджет ТФОМС СК, в части требования уплаты в бюджет ТФОМС СК штрафа в сумме 126 709 рублей 40 копеек (уточненные требования).
Решением суда от 22.02.2024 заявленные требования удовлетворены. Судом сделан вывод о том, что возложение на медицинскую организацию обязанности по возврату средств в бюджет на основании оспариваемого акта подлежит признанию недействительным как несоответствующий законодательству об обязательном медицинском страховании и нарушающий права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с принятым решением суда, фонд обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Считает, что выводы суда первой инстанции сделаны при неправильном применении норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, что является основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда в сети Интернет, в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители участников дела, высказали свои позиции по рассматриваемой апелляционной жалобе.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционных жалоб.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на нее, проверив законность обжалуемого решения в апелляционном порядке в соответствии с нормами главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Из материалов дела следует, что АНМО "Нефрологический центр" осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензий, выданных Министерством здравоохранения Ставропольского края, от 19.08.2019 N ЛО-26-01-005087, от 25.03.2020 N ЛО-26-01-005372, от 12.11.2020 N ЛО-26-01-005559, от 02.04.2021 N ЛО-26-03-000357, от 02.04.2021 N ЛО17-01197-26/00148898, Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения от 16.12.2021 N ЛО41-00110-26/00588684, Территориальным органом Росздравнадзора по Ставропольскому краю от 16.12.2021 N ФС-26- 01-002006.
Предметом деятельности АНМО является оказание медицинской помощи населению в соответствии с ее видами, предусмотренными лицензией, в том числе специализированной медицинской нефрологической и диализной помощи.
Во исполнение приказа директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края от 17.10.2022 N 280 "О проведении комплексной проверки в АНМО "Нефрологический центр" (в ред. приказов ТФОМС СК от 24.10.2022 г., от 15.11.2022 г. N 298) уполномоченной комиссией ТФОМС СК проведена комплексная проверка деятельности АНМО "Нефрологический центр" в сфере обязательного медицинского страхования (ОМС) за 2020-2021 годы.
По результатам проведенных проверочных мероприятий комиссией ТФОМС СК составлен акт комплексной проверки деятельности АНМО "Нефрологический центр" в сфере обязательного медицинского страхования за 2020-2021 годы от 02.12.2022 N б/н (далее - Акт).
Актом установлены следующие оспариваемые заявителем факты нецелевого использования средств Фонда: оплата расходов капитального характера на монтаж систем видеонаблюдения - 500 234,00 руб. (пункт 26 акта); оплата расходов на проведение независимой оценки стоимости арендной платы - 10 000,00 руб. (пункт 24 акта); начисление и выплату заработной платы врачу-рентгенологу и рентгенлаборанту в общей сумме - 450 042,86 рубля (пункт 36 акта); расходы по уплате арендных платежей - 306 817,13 руб. (пункт 52 акта).
В требовательной части Акта указано на возврат в бюджет ТФОМС СК указанных сумм в составе общей подлежащей возврату суммы 1 791 621,37 рубль как средств, использованных не по целевому назначению.
Полагая, что требования Фонда в части возврата в бюджет ТФОМС СК 10 000,00 руб. за услуги по проведению оценки имущества (п. 24 акта), 500 234,00 руб. за расходы на приобретение и монтаж систем видеонаблюдения (п.26 акта), 306 817,13 руб. за оплату по договору аренды от 31.01.2020 N 01/02/2020, заключенному с гражданином Овсепяном А.В. (п. 52 акта), 450 042,86 руб. за начисление и выплату заработной платы (с учетом начислений во внебюджетные фонды) по должностям врача-ренгенолога и рентгенлаборанта (п. 36 акта), а также начисление штрафа в размере 10% от указанных сумм, не соответствуют требованиям закона, и нарушают права и законные интересы АНМО "Нефрологический центр" в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующим.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь, заявитель по смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, в том числе территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
В силу статьи 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 14 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ, Закон N 326-ФЗ) средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования.
Согласно статье 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплаты денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно статье 2 Закона N 326-ФЗ законодательство об ОМС основывается на Конституции Российской Федерации и состоит в том числе, из Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), Федеральном законе N 326-ФЗ, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 Закона N 326-ФЗ установлено, что ОМС - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных Федеральным законом N 326-ФЗ случаях в пределах базовой программы ОМС.
В силу статьи 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации средства, получаемые медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе ОМС, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых медицинских организаций, относятся к средствам целевого финансирования.
Медицинские организации обязаны согласно части 6 статьи 15 и пункту 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ вести раздельный учет по операциям со средствами ОМС и использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона N 326-ФЗ территориальная программа ОМС является составной частью территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
На основании пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств ОМС медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии. Контроль за использованием средств ОМС осуществляется в соответствии с Положением о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденным приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении Положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования".
Согласно части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Из положений части 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ следует, что границы целевого использования средств обязательного медицинского страхования определяются на основании тарифных соглашений в системе обязательного медицинского страхования между уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, представителями страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников.
Договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ, в редакции, действовавшей до 01.01.2021).
Договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, территориальным фондом и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ, в редакции, действующей с 01.01.2021).
По договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 2 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ, в редакции, действовавшей до 01.01.2021).
По договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования и в рамках объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, распределенных медицинской организации решением комиссии, указанной в части 9 статьи 36 настоящего Федерального закона, в случае, если медицинская помощь оказывается в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором застрахованному лицу выдан полис обязательного медицинского страхования (часть 2 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ, в редакции, действующей с 01.01.2021).
На основании статьи 21 Федерального закона N 326-ФЗ средства обязательного медицинского страхования формируются за счет различных источников, в том числе за счет средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Федерального фонда в случаях, установленных федеральными законами, в части компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемых в бюджеты территориальных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования (часть 6 статьи 14 Федерального закона N 326-ФЗ).
На основании статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах адресности и целевого характера бюджетных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и платы за пользование (пункт 3 статьи 306.4 БК РФ).
Частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ установлена обязанность медицинской организации возвратить в течение 10 рабочих дней со дня предъявления Фондом соответствующего требования средства, использованные не по целевому назначению.
Таким образом, средства обязательного медицинского страхования относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, и подлежат использованию в соответствии с их целевым назначением. Нецелевое расходование этих средств является основанием для их возврата.
Акт проверки ТФОМС - это окончательный документ, который подписывается должностными лицами от имени контролирующего органа, содержит в себе выводы, на основании которых фонд устанавливает и подтверждает в действиях проверяемого лица нецелевое использование бюджетных средств, содержит властно-распорядительные предписания, обязательные к применению, и является основанием для выставления требования о возврате в бюджет фонда средств, использованных не по целевому назначению (часть 12 статьи 38, часть 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ).
Из материалов дела следует, что в 2020 году на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС действовали договоры, заключенные АНМО "Нефрологический центр" со страховыми медицинскими организациями Ставропольского края, а именно:
- обществом с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Ингосстрах-М" (Филиал ООО "СК "Ингосстрах-М" в г. Ставрополе) договор от 30.10.2015 N 867 с учетом дополнительных соглашений;
- акционерным обществом ВТБ Медицинское страхование (филиалом Акционерного общества ВТБ Медицинское страхование в Ставропольском крае) договор от 01.01.2017 N 123 с учетом дополнительных соглашений. В связи с реорганизацией путем присоединения, на основании дополнительного соглашения N 2/20 права и обязанности по указанному договору с 26.03.2020 переходят к Акционерному обществу "Страховая компания "СОГАЗ-Мед", являющемуся правопреемником ООО ВТБ МС.
Кроме того, в 2020 году действовал договор на оказание и оплату медицинской помощи застрахованным лицам за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого выдан полис обязательного медицинского страхования с ТФОМС СК от 28.01.2013 N 148, с учетом дополнительных соглашений.
В 2021 году на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС действовал договор от 13.01.2021 N 260176, заключенный между ТФОМС СК, СМО и АНМО "Нефрологический центр", сроком действия с момента подписания до полного исполнения сторонами своих обязательств по договору и распространялся на правоотношения, возникшие в рамках реализации базовой программы ОМС и территориальной программы на 2021 год.
Приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н утверждены Правила обязательного медицинского страхования, регулирующие правоотношения субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Федерального закона N 326-ФЗ.
Согласно пункту 193 Правил в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются следующие группы затрат:
1) затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, принимающих непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги);
2) затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги);
3) затраты на амортизацию основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь), используемых при оказании медицинской помощи (медицинской услуги);
4) иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
Согласно пункту 194 Правил к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ под медицинской деятельностью понимается профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (пункт 3 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ).
Постановлением Правительства Ставропольского края от 27 декабря 2019 года N 618-п утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 30 декабря 2020 года N 750-п утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.
Согласно указанным Территориальным программам, порядок формирования и структура тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
28 декабря 2019 года заключено тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования на территории Ставропольского края.
Согласно статье 52 Тарифного соглашения "Расходы, включенные в структуру тарифов" средствами ОМС компенсируются включенные в структуру тарифов и обусловленные оказанием медицинской помощи по ОМС следующие расходы (затраты) медицинских организаций: расходы на оплату труда (расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты); расходы на приобретение лекарственных средств и медицинских изделий; расходы на приобретение продуктов питания; прочие расходы, в том числе расходы на приобретение мягкого инвентаря, хозяйственные расходы.
Согласно статье 53 Тарифного соглашения "Расходы на оплату труда" при расчете величины компенсируемых средствами ОМС расходов на оплату труда учитывается потребность в финансовом обеспечении выплаты заработной платы персоналу, непосредственно участвующему в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), подлежащей оплате за счет средств ОМС согласно настоящему тарифному соглашению, в том числе вспомогательного медицинского персонала (далее - медицинский персонал), согласно порядкам оказания медицинской помощи, нормативным показателям использования коечного фонда, нормам нагрузки на одну врачебную должность, нормам времени и т.д. исходя из объемов медицинской помощи по ОМС, установленных Комиссией.
В отношении расходов на начисление и выплату заработной платы по должностям врачарентгенолога и рентгенлаборанта в общей сумме 450 042,86 руб. установлено следующее.
Согласно акту (его содержательной части - пункту 2.2.3. "Проверка расходов на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда") штатное расписание АНМО "Нефрологический центр" по ОМС на 01.01.2020 на 83 диализных места и 24 нефрологические койки утверждено приказом генерального директора от 24.12.2019 N 36-о/д в количестве 486,25 штатных единиц.
Штатное расписание АНМО "Нефрологический центр" по ОМС на 16.04.2020 на 103 диализных места, в том числе: резервные - 15 диализных мест и на 24 нефрологические койки утверждено приказом генерального директора от 15.04.2020 N 12/1-о/д в количестве 488,25 штатных должностей.
Штатное расписание АНМО "Нефрологический центр" по ОМС по состоянию на 01.11.2020 на 103 диализных места, в том числе: резервные - 15 диализных мест и на 24 нефрологические койки утверждено приказом генерального директора от 25.08.2020 N 50/о/д в количестве 488,25 штатных должностей.
Штатное расписание АНМО "Нефрологический центр" по ОМС на 01.01.2021 на 108 диализных места, в том числе: резервные - 18 диализных мест и на 12 нефрологических коек утверждено приказом и.о. генерального директора заместителем генерального директора по договорной и информационно-аналитической работе от 30.12.2020 N 67-од в количестве 488,25 должностей.
В связи с проведением организационно-штатных мероприятий в целях оптимизации организационной структуры АНМО "Нефрологический центр" приказом Генерального директора от 21 июня 2021 года N 26-од с 21.06.2021 в штатном расписании переименована 1,0 штатная единица программиста в 1,0 штатную единицу оператора электронно-вычислительных и вычислительных машин.
В ходе проведения проверки установлено, что в связи с отсутствием нормативной базы по штатным нормативам медицинского и другого персонала в медицинских организациях частной системы здравоохранения, при формировании штатного расписания АНМО "Нефрологический центр" руководствовалось приказом Минздравсоцразвития России от 18.01.2012 N 17н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "нефрология" (далее - приказ N 17н), приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.06.2003 N 230 "Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения" и другими нормативными актами.
Проверкой установлено, что приказами Генерального директора от 31 июля 2020 года N 47-од с 01.08.2020 переименованы 0,5 штатной единицы врача-нефролога в 0,5 штатной единицы врача-рентгенолога поликлинического отделения филиала г. Ставрополя на ул. 3-я Промышленная, 3а и от 01 декабря 2020 года с 01.12.2020 переименованы 0,5 штатной единицы медицинского регистратора в 0,5 штатной единицы рентгенлаборанта в поликлиническом отделении филиала АНМО "Нефрологический центр" в г. Ставрополе на ул. 3-я Промышленная, 3а.
При этом данные должности приказом Минздравсоцразвития России от 18.01.2012 N 17н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "нефрология" не предусмотрены, что свидетельствует о неправомерных расходах средств ОМС в части начисления заработной платы (с учетом начислений во внебюджетные фонды) врачурентгенологу и рентгенлаборанту в общей сумме 450 042,86 рубля, которые подлежат перечислению в бюджет ТФОМС СК.
Согласно регламенту информационного взаимодействия при расчетах за медицинскую помощь по обязательному медицинскому страхованию, оказанную застрахованным лицам на территории Ставропольского края, утвержденному приказом ТФОМС СК от 13.12.2016 N 532, все диагностические и иные медицинские услуги, оказанные в рамках законченного случая, но не имеющие тарифа по ОМС, должны быть отражены в реестре счетов в блоке "Сведения о прочих случаях" (USL_OTHER) файла со сведениями об оказанной медицинской помощи, при этом поле CODE_USL должно заполняться в соответствии со справочником V001 "Номенклатура услуг в сфере ОМС".
В результате проверки медицинских карт и данных, представленных медицинской организацией в реестрах счетов за 2020-2021 годы, установлено, что сведения об оказанных услугах пациенту в рамках случая оказания медицинской помощи при формировании реестров счетов представлены не в полном объеме в нарушение регламента, утвержденного приказом ТФОМС СК от 13.12.2016 N 532, а именно выполнение рентгенологических исследований (услуги).
Данные исследования также не зафиксированы в первичной медицинской документации (медицинские карты).
Таким образом, Фонд квалифицировал указанные расходы в общей сумме 450 042,86 рубля как нецелевые.
Суд первой инстанции правильно не согласился с данными выводами ТФОМС по следующим основаниям.
Приказом Минздрава России от 26.03.2021 N 255н утвержден Порядок осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями (далее - Порядок контроля).
Пунктом 42.2. Порядка контроля предусмотрено, что:
- содержательная часть акта проверки должна быть объективной и обоснованной, четкой, лаконичной, доступно и системно изложенной;
- результаты проверки излагаются в акте проверки на основании проверенных данных и фактов, подтвержденных документами, результатами проведенных проверок и процедур фактического контроля, других действий, связанных с проведением проверки;
- описание фактов нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверки (в том числе фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования), должно содержать обязательную информацию о конкретно нарушенных нормах законодательных, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или их отдельных положений с указанием, за какой период допущены нарушения, когда и в чем они выразились, сумм документально подтвержденных нецелевых расходов и расходов, произведенных с нарушением законодательных, иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
- в акте проверки не допускается включение различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных документами.
Пунктом 44 Порядка контроля предусмотрено, что к акту проверки при выявлении нарушений и недостатков прилагаются:
- копии документов, подтверждающих факты нарушений и недостатков, заверенные подписью руководителя медицинской организации или иного должностного лица медицинской организации и печатью медицинской организации (при наличии);
- материалы, имеющие значение для подтверждения отраженных в акте фактов нарушений и недостатков.
Все приложения к акту проверки должны быть подписаны руководителем комиссии (рабочей группы) и руководителем проверяемой медицинской организации (с визами постранично).
При наличии приложений, в тексте акта проверки указываются обязательные ссылки на них и перед заверительной частью акта проверки приводится перечень приложений с указанием количества листов, экземпляров, а также производится запись о том, что приложения являются неотъемлемой частью акта проверки.
В рамках территориальных программ (на 2020 и на 2021 годы) бесплатно предоставляется (раздел II программ) первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь, в том числе паллиативная первичная медицинская помощь, включая доврачебную и врачебную, и паллиативная специализированная медицинская помощь.
Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения Ставропольского края.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара в плановой и неотложной формах и в условиях дневного стационара в плановой и неотложной формах.
Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.
Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).
Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций Ставропольского края, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Территориальная программа ОМС является составной частью Территориальной программы.
Если медицинская организация любой формы собственности включена в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, то оказываемая ей медицинская помощь при заболеваниях и состояниях, входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования по соответствующим тарифам.
Согласно разделу III программ гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II, кроме прочих, болезнях мочеполовой системы.
К болезням мочеполовой системы согласно МКБ 10 (класс XIV, N 00-N 99) относятся все нефрологические заболевания, включая хронический нефритический синдром (N 03), нефритический синдром (N 04), гломерулярные поражения при болезнях, классифицированных в других рубриках (N 08), острую почечную недостаточность (N 17), хроническую почечную недостаточность (N 18), почечную недостаточность неуточненную (N 19).
Стандарты и порядки оказания медицинской помощи являются основой для установления размера страхового обеспечения территориальной программы госгарантий и расчета тарифов на оплату медицинской помощи по территориальной программе госгарантий. При этом для заболеваний разной степени тяжести в рамках одной клиникостатистические группы (КСГ) предусматриваются разные тарифы исходя из объема диагностических и лечебных мероприятий, установленных стандартами и порядками оказания медицинской помощи.
Стандарт медицинской помощи разрабатывается на основе клинических рекомендаций, одобренных и утвержденных в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения медицинских услуг, включенных в номенклатуру медицинских услуг; зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов; медицинских изделий, имплантируемых в организм человека; компонентов крови; видов лечебного питания; а также иные усредненные показатели, учитывающие особенности конкретного заболевания (состояния) (ч. 3 ст. 37 Закона N 326-ФЗ).
Согласно правовой позиции, изложенной в Решении Верховного Суда РФ от 14.09.2022 N АКПИ22-718 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующей номенклатуры медицинских услуг, утв. Приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н", клинические рекомендации - документы, содержащие основанную на научных доказательствах структурированную информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, в том числе протоколы ведения (протоколы лечения) пациента, варианты медицинского вмешательства и описание последовательности действий медицинского работника с учетом течения заболевания, наличия осложнений и сопутствующих заболеваний, иных факторов, влияющих на результаты оказания медицинской помощи. Клинические рекомендации разрабатываются медицинскими профессиональными некоммерческими организациями по отдельным заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) с указанием медицинских услуг, предусмотренных номенклатурой медицинских услуг. Клинические рекомендации, одобренные научно-практическим советом и утвержденные медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, размещаются на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сети "Интернет" (пункт 23 статьи 2, части 3, 13 статьи 37 Федерального закона N 323-ФЗ).
В статье 4 Федерального закона N 323-ФЗ закреплены основные принципы охраны здоровья, к которым отнесены в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качество медицинской помощи.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 26.10.2022 N 301-ЭС22-19158, клинические рекомендации - документы, содержащие основанную на научных доказательствах структурированную информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, в том числе протоколы ведения (протоколы лечения) пациента, варианты медицинского вмешательства и описание последовательности действий медицинского работника с учетом течения заболевания, наличия осложнений и сопутствующих заболеваний, иных факторов, влияющих на результаты оказания медицинской помощи (пункт 23 статьи 2 Закона N 323-ФЗ).
Уровень убедительности рекомендаций A (уровень достоверности доказательств - 2).
Пациентам с ХБП, которым запланировано формирование постоянного АВ-доступа, до операции мы рекомендуем проводить дуплексное сканирование сосудов (артерий и вен) верхних конечностей для выбора типа и оптимальной локализации доступа.
Пациентам с ХБП C5 - C5Д с гемодинамически значимым стенозом АВ-доступа мы рекомендуем выполнить вмешательство предпочтительно рентгенэндоваскулярным методом с целью обеспечения адекватного кровотока [489 - 491]. Следует объективизировать уровень гидратации пациентов рентгеновским методом (раздел 3.5.2.2 Клинических рекомендаций).
В клинических рекомендациях по диагностике и лечению пневмоний изложено, что диагноз без рентгенконтроля поставить нельзя.
Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 18.01.2012 N 17н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "нефрология" (далее - Порядок), указанные в нем штатные нормативы медицинского персонала не распространяются на медицинские организации частной системы здравоохранения, к которым относится АНМО "Нефрологический центр".
Медицинские организации частной системы здравоохранения могут формировать штатные расписания с учетом фактически оказываемой медицинской помощи.
При этом Порядком (пункт 6 Приложения 4 к Порядку) предусмотрено, что нефрологическое отделение осуществляет функции, в том числе по диагностике нефрологических заболеваний с использованием инструментальных методов - рентгенологических.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 9 июня 2020 N 560н утверждены Правила проведения рентгенологических исследований (далее - Правила).
Согласно пункту 8 Правил, организация проведения рентгенологических исследований медицинскими организациями, оказывающими первичную специализированную медико-санитарную помощь, специализированную медицинскую помощь осуществляется в соответствии с Правилами.
Согласно пункту 2 Правил, рентгенологические исследования проводят, в том числе в целях выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля их осуществления.
Согласно пункту 3 Правил, рентгенологические исследования включают в себя, в том числе интервенционные вмешательства под рентгенологическим контролем.
Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Министерства здравоохранения РФ от 28 февраля 2019 года N 108н, к нарушениям в сфере ОМС отнесено "Невыполнение, несвоевременное или ненадлежащее выполнение необходимых пациенту диагностических и (или) лечебных мероприятий, оперативных вмешательств в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи (пункт 3.2. Приложения N 5 "Значения коэффициентов для определения размера неоплаты или неполной оплаты затрат медицинской организации на оказание медицинской помощи и размера штрафа за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества)".
Таким образом, довод заявителя о том, что проведение рентгенографии без врача-рентгенолога и рентген-лаборанта невозможно, поскольку несет высокий риск жизни и здоровью пациента является обоснованным.
Работы (услуги) по рентгенологии входят в утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, и постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852. Лицензия на медицинскую деятельность дает право оказания работ и услуг, указанных в приложениях к лицензии.
Профессиональными стандартами "Врач-рентгенолог" (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.03.2019 N 160н), в перечне медицинских мероприятий, необходимых для диагностики заболевания, состояния, предусмотрены консультации названных врачей пациентам, имеющим соответствующие медицинские показания.
Приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н (действовавшим в проверяемый период) утверждена Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников.
Указанным Приказом утверждены: среди должностей специалистов с высшим профессиональным (медицинским) образованием (врачи) (п. 1.2. Номенклатуры) - должность врача-рентгенолога; среди должностей специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (средний медицинский персонал) (п. 1.4. Номенклатуры) - должность рентгенлаборанта.
Рентгенологические исследования для надлежащего оказания АНМО "Нефрологический центр" медицинских услуг пациентам нефрологического профиля являются необходимыми, и их оказание соответствует Территориальной программе.
Фонд при рассмотрении дела не привел доказательств того, что деятельность врача-рентгенолога и рентген-лаборанта не связана с оказанием АНМО "Нефрологический центр" в 2020-2021 годах медицинских услуг, предусмотренных разделом III Территориальных программ на 2020 и 2021 годы.
Указанное правовое регулирование позволяет прийти к выводу, что деятельность врача-рентгенолога и рентген-лаборанта необходима для обеспечения деятельности медицинской организации.
Иных доказательств подтверждения факта проведения рентгенологических исследований пациентам нефрологического профиля нормативными правовыми актами не предусмотрено.
К акту в нарушение требований пунктов 42.2, 44 Порядка контроля не приложены копии первичных медицинских документов (медицинских карт); журнал рентгенологических исследований, являющийся внутренним документом АНМО "Нефрологический центр", ведение которого не предусмотрено какими-либо нормативными правовыми актами, как и не утверждена его [журнала] форма, и копия которого, напротив, приложена к акту, не является относимым и допустимым доказательством по настоящему делу.
В отношении расходов на оплату по договору аренды от 31.01.2020 N 01/02/2020, заключенному с гражданином Овсепяном А.В., в сумме 306 817,13 руб., можно установить следующее.
Согласно акту в ходе проведения проверки установлено, что АНМО "Нефрологический центр" заключен договор от 31.01.2020 N 01/02/2020 аренды нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Минеральные Воды, переулок Дербентский, ул. 50 лет Октября, 47/2 (ул. Анджиевского, 114А/1 изменение адреса на основании постановления Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 03.02.2021 N 178), срок аренды с 01.02.2020 по 31.12.2020, дополнительное соглашение от 23.12.2020 N 1 о продлении срока аренды с 01.01.2021 по 30.11.2021 с гражданином Овсепян Араратом Владимировичем, 30.08.2021 заключено соглашение о расторжении договора аренды нежилого помещения.
На вышеуказанные нежилые помещения АНМО "Нефрологический центр" заключен договор от 31.08.2021 N 14 аренды нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Минеральные Воды ул. Анджиевского, 114А/1 с ИП Афанасьевым Виталием Ивановичем (договор купли-продажи недвижимого имущества от 06.07.2021).
Проверкой установлено, что по договору аренды от 31.01.2020 N 01/02/2020, заключенному с гражданином Овсепян Араратом Владимировичем, оплата арендной платы произведена по 31.08.2021, что подтверждено платежными поручениями и актом сверки взаимных расчетов.
Фактические расходы по договору аренды от 31.01.2020 N 01/02/2020 с Овсепян А.В. за период с 01.01.2021 по 31.08.2021 составили в общей сумме 2 056 504,00 рубля исходя из расчета стоимости аренды в сумме 257 063,00 рубля в месяц.
Возражая против доводов заявления АНМО "Нефрологический центр" в части оспаривания указанных выводов акта, ТФОМС приводит доводы, аналогичные отраженным в акте, указывая, что в 2021 году Овсепян А.В. являлся собственником помещения с 01.01.2021 по 06.07.2021, таким образом, к новому собственнику (Афанасьеву В.И.) с даты государственной регистрации перехода права собственности (06.07.2021) в силу закона перешли права и обязанности арендодателя по договорам аренды; поскольку с этого момента прежний собственник (Овсепян А.В.) выбыл из арендных правоотношений, он утратил право на получение дохода от сдачи имущества в аренду.
Следовательно, как считает ТФОМС, комиссией обоснованно признаны нецелевыми расходы АНМО "Нефрологический центр" в сумме 306 817,13 рублей по уплате арендных платежей Овсепян А.В., не являющегося собственником помещений.
Между тем, данная позиция ТФОМС является в правовом смысле несостоятельной, произведенные АНМО "Нефрологический центр" расходы по уплате арендных платежей в сумме 306 817,13 рублей являются целевыми ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 617 ГК РФ, переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.
Данный императив фактически процитирован и в условии пункта 7.1. Договора аренды от 31.01.2020 N 01/02/2020, согласно которому перемена собственника арендуемого недвижимого имущества не является основанием для изменения или расторжения настоящего договора до окончания его срока.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Только надлежащее исполнение прекращает обязательство (статья 408 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу пункта 2 статьи 551, статьи 617 ГК РФ, по общему правилу, заключение договора продажи недвижимости и подписание сторонами передаточного акта сами по себе не влекут обязанности арендатора, не участвовавшего в заключении договора купли-продажи, перечислять арендную плату покупателю недвижимого имущества (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16 августа 2019 года N 305-ЭС19- 5838). Арендатором выступает юридическое лицо АНМО "Нефрологический центр", в сделке по продаже имущества не участвовавшее.
В соответствии с пунктом 4.1. договора аренды от 31.01.2020 N 01/02/2020 арендная плата уплачивается арендатором в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации - 590 рублей за квадратный метр, всего 257 063,00 руб. в месяц - за счет средств обязательного медицинского страхования. Арендная плата включает в себя расходы по оплате коммунальных услуг (газоснабжение, электроэнергию, водоснабжение и водоотведение).
В соответствии с пунктом 4.2. договора аренды от 31.01.2020 N 01/02/2020 арендная плата ежемесячно перечисляется арендатором на счет арендодателя по указанным в данном пункте реквизитам.
В соответствии с пунктом 6.1. договора аренды от 31.01.2020 N 01/02/2020 изменение и дополнение условий настоящего договора, его досрочное расторжение и прекращение допускаются по соглашению Сторон.
Согласно указанному соглашению, стороны решили расторгнуть договор N 01/02/2020 аренды нежилого помещения от 31 января 2020 года по соглашению сторон с 31 августа 2021 года, который является последним днем пользования имуществом (пункт 1 соглашения).
В материалах дела отсутствуют доказательства недействительности указанных Соглашения от 30.08.2021 и Акта от 31.08.2021.
Согласно сведениям из ЕГРН, запись N 26:24:000000:6138-26/105/2021-2 о государственной регистрации права собственности за Афанасьевым В.И. внесена 19.07.2021, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
31.08.2021 между ИП Афанасьевым В.И. как арендодателем, и АНМО "Нефрологический центр" заключен договор N 14 аренды нежилых помещений.
Согласно пункту 5.2. Договора аренды от 31.08.2021 N 14 арендная плата ежемесячно перечисляется арендатором из средств обязательного медицинского страхования и включает в себя плату за пользование объектом и прилегающей территорией.
Согласно пункту 5.3. Договора аренды от 31.08.2021 N 14 арендная плата оплачивается арендатором ежемесячно до 05 (Пятого) числа месяца, следующего за расчетным в размере 235 520,00 рублей в месяц, НДС не облагается.
Арендная плата за период с 01 сентября 2021 года по 31 декабря 2021 года вносится единовременно в срок до 31 декабря 2021 года.
В соответствии с пунктом 5.4. Договора аренды от 31.08.2021 N 14 договоры оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), водоснабжения и водоотведения, поставки электроэнергии, а также прочие договоры по содержанию и эксплуатации объекта в надлежащем состоянии, заключаются арендатором с соответствующими поставщиками товаров (работ, услуг) напрямую.
При этом арендодатель обязуется оказать содействие арендатору в заключении соответствующих договоров с поставщиками коммунальных и эксплуатационных услуг, незамедлительно предоставлять все запрашиваемые для этого документы и обеспечить заключение прямых договоров арендатором в срок до 31 декабря 2022 года.
Пунктом 23 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2022 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" установлено, что в силу статьи 617 ГК РФ при перемене собственника арендованного имущества независимо от того, ставился ли вопрос о переоформлении договора аренды, прежний собственник утрачивает, а новый приобретает право на получение доходов от сдачи имущества в аренду.
Таким образом, по смыслу пункта 1 статьи 617 ГК РФ при переходе права собственности на сданное в аренду имущество к другому лицу новый собственник имущества становится стороной договора аренды. Данный вывод согласуется с положениями статей 382 и 387 ГК РФ, предусматривающих перемену лиц в обязательстве на основании закона.
С 19.07.2021 Афанасьев В.И. приобрел право на получение арендной платы за пользование арендатором указанным недвижимым имуществом.
При перемене собственника арендованного имущества независимо от того, ставился ли вопрос о переоформлении договора аренды, прежний собственник утрачивает, а новый приобретает право на получение доходов от сдачи имущества в аренду.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что с момента государственной регистрации права собственности Афанасьева В.И. 19.07.2021 на недвижимое имущество, и по 31.08.2021, то есть по день заключения с Афанасьевым В.А. договора аренды N 14, АНМО "Нефрологический центр" располагало уведомлением о состоявшемся переходе права собственности на сданное в аренду имущество, а также о реквизитах для оплаты арендной платы новому собственнику.
В расчет тарифов, в соответствии с п. 192 приказа Министерства здравоохранения РФ от 28.02.2019 N 108н, включаются затраты медицинской организации, как непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, так и необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (услуги).
Согласно пункту 195 Правил в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются затраты на коммунальные услуги; затраты на содержание объектов недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации в собственности, на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В спорный период с 19.07.2021 по 31.08.2021 помещения находились в аренде по действующему, не признанному в установленном законом порядке и не являющемуся недействительным ввиду его действительности, договору аренды от 31.01.2020 N 01/02/2020, и были использованы именно для оказания бесплатной медицинской помощи по ОМС, что также очевидно следует из обстоятельств дела и доказательств, их подтверждающих.
При таких обстоятельствах, действия медицинской организации по уплате арендной платы за период с 07.07.2020 по 30.08.2021 в пользу Овсепяна А.В. по действовавшему включительно по 30.08.2021 договору аренды правомерны и соответствуют действующему законодательству.
В материалы дела заявителем представлены (в копиях) следующие документы: трехстороннее соглашение от 07.12.2023, заключенное между АНМО "Нефрологический центр" (Центр), Овсепяном А.В. (прежним собственником), Афанасьевым В.И. (новым собственником); требование от 20.12.2023 Афанасьева В.И Овсепяну В.В.; соглашение от 20.12.2023 между Овсепяном А.В. и Афанасьевым В.И.
Согласно требованию от 20.12.2023 Афанасьев В.И. на основании и в соответствии с трехсторонним соглашением, просит Овсепяна А.В. вернуть разницу между суммой коммунальных платежей и полученной арендной платой по договору аренды от 31.01.2020 за июль и август 2021 года за период с 19 июля 2021 года по 31 августа 2021 года в сумме 211 893,65 руб., которая в силу статьи 1107 ГК РФ подлежит возврату как неосновательное обогащение.
Оценив представленные документы, суд первой инстанции правильно сделал вывод о том, что они подтверждают позицию заявителя.
Фондом не представлено относимых и допустимых доказательств, опровергающих доводы АНМО "Нефрологический центр" о расходовании им денежных средств за период с 19.07.2021 по 31.08.2021 в сумме 306 817,13 руб. на арендную плату, не представлено правового нормативного обоснования своей позиции.
На основании изложенного, выводы Фонда, содержащиеся в пункте 52 Акта проверки, о том, что расходы на арендную плату в сумме 306 817,13 рублей подлежат перечислению в ТФОМС СК, являются несостоятельными, а пункт 52 Акта недействительным.
Исходя из анализа договора с ООО "ДССЛ-Первый" от 14.05.2020 следует, что по данному договору произведена поставка товара на сумму 393 584,00 руб., из них цена единицы оборудования составила: видеорегистратор 35 993,00 руб., камера 8992,50 руб., 7492,50 руб. и 7792,50 руб.
Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 N 8 утверждены Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Требований, они устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - объекты (территории), включая вопросы инженерно-технической укрепленности этих объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).
Согласно пункту 2 Требований, под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельных зданий (строений и сооружений), части зданий (строений и сооружений), имеющие отдельные входы (выходы), правообладателями которых являются Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральное медико-биологическое агентство и его территориальные органы, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальные органы, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, подведомственные Министерству здравоохранения Российской Федерации организации, подведомственные Федеральному медико-биологическому агентству организации, подведомственные Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения организации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере охраны здоровья, и иные организации, осуществляющие медицинскую и фармацевтическую деятельность (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий)).
Исходя из буквального толкования приведенных норм, осуществление комплекса мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, является обязательным для организаций, которые являются правообладателями объектов: комплекса зданий и систем либо отдельных зданий.
В соответствии с письмом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 05.03.2020 N 1683/30-4/1587 оплата расходов на мероприятия по соблюдению требований к антитеррористической защищенности объекта может осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования в доле расходов медицинской организации, приходящейся на медицинскую помощь, включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования.
Между тем, согласно пункту 2 Приказа Минфина России от 17.09.2020 N 204н "Об утверждении Федеральных стандартов бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 "Основные средства" и ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения" применяются, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год. Организация может принять решение о применении настоящих Стандартов до указанного срока.
При осуществлении закупок предусмотренный законом лимит в 100 тыс. рублей не превышен, поскольку цена единицы оборудования составила: за видеорегистратор TRASSIR MiniNVR AF 32 (TRASSIR OS) 35993,00 рубля, за камеры - 8992,5 руб., 7492,5 руб., 7792,5 руб.
На основании изложенного выводы Фонда, содержащиеся в пункте 26 акта проверки, являются несостоятельными, а изложенные в указанном пункте предписания возвратить средства как нецелевые - недействительным, как несоответствующими закону и нарушающими права медицинской организации.
Подлежащие оценке нежилые помещения являются государственной собственностью Ставропольского края и закреплены за ГБУЗ "Железноводская городская больница" на праве оперативного управления.
На основании этого в пункте 24 Акта сделан вывод о том, что в нарушение территориальной программы ОМС и тарифного соглашения АНМО "Нефрологический центр" в 2020 году за счет средств ОМС произведены расходы по договору от 28.10.2020 N 10/20-44, заключенному с ООО "СК- Регион-Оценка", за услуги по проведению оценки имущества, финансирование затрат по которым за счет средств ОМС не производится, что свидетельствует о нецелевом использовании средств ОМС в сумме 10 000,00 руб., которые подлежат перечислению в бюджет ТФОМС СК.
С данными выводами Фонда суд апелляционной инстанции не может согласиться по следующим основаниям.
Статьями 8,10 ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не установлены запреты либо ограничения в отношении лица, которое может выступать заказчиком услуг по оценке.
Таким заказчиком может выступать как собственник объекта оценки, так и любое другое лицо, заинтересованное в оценке объекта, что подтверждено в Письме Минэкономразвития РФ от 08.11.2011 N Д06-5554.
Довод апелляционной жалобы по эпизоду о перечислении арендных платежей Овсепяну А.В. о том, что новый собственник Афанасьев В.П. является директором арендатора АНМО "Нефрологический центр" не имеет правого значения при рассмотрении вопроса об обоснованности произведенного ему арендного платежа, поскольку судом при рассмотрении данного эпизода были правильно установлены и оценены с применением подлежащих применению правовых норм все необходимые обстоятельства.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд указывает в решении, что арендатор был привлечен в качестве третьего лица к рассмотрению дела, что не соответствует действительности, так как директор АНМО "Нефрологический центр" представляет интересы организации, а не собственника имущества.
Таким образом, приведенный в апелляционной жалобе довод является очевидно ошибочным, не имеющим никакого отношения к рассматриваемому делу.
В свою очередь, никаких предусмотренных пунктом 4 части 2 статьи 260 АПК РФ аргументов доводов в апелляционной жалобе не приведено.
Данное обстоятельство позволяет сделать вывод, что апелляционная жалоба подана заинтересованным лицом исключительно из формальных соображений, в отсутствие действительного обоснованного несогласия с принятым решением.
Заявленные в апелляционной жалобе доводы не подтверждаются доказательствами и противоречат приведенным выше нормам материального права. Иное толкование подателем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.02.2024 по делу N А63-3243/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.М. Сулейманов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-3243/2023
Истец: АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "НЕФРОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Третье лицо: ООО "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "ИНГОССТРАХ-М", АО "СТРАХОВОЕ ОБЩЕСТВО ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ", АО Открытое страховое "Ингосстрах"